Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 18:29, курсовая работа
Государственная инновационная политика должна создать необходимые и достаточные условия для расширения, ускорения и повышения эффективности создания и реализации различных инноваций: продуктовых, технологических, экономических, социальных и др., направленных на разработку и внедрение конкурентоспособной продукции и технологии на уровне мировых стандартов. Это должно позволить в ближайшей перспективе создать высокорентабельные промышленные производства, в том числе ориентированные на экспорт, и многочисленные коммерческие организации в сфере услуг.
Введение………………………………………………………………………………2
Глава 1. Роль инноваций в антикризисном управлении…………………………...4
Глава 2. Инновационный потенциал предприятия, его роль в антикризисном управлении………………………………………………………….7
Глава 3 Инновационные стратегии в антикризисном управлении………………13
3.1. Понятие инновационной стратегии…………………………………………...13
3.2. Осуществление инновационной стратегии в кризисных условиях для промышленных фирм………………………………………………………………14
Глава 4. Инновационная политика государства…………………………………..23
4.1 Государственная инновационная стратегия антикризисного развития: опыт зарубежных стран и российские перспективы……………………………………23
4.2 Формирование инновационных инфраструктур как условие выхода из кризиса……………………………………………………………………………….26
Заключение………………………………………………………………………….30
Список использованной литературы……………
1) повысить
организационное качество
2) улучшить
восприимчивость фирмы к
3) обеспечить
прогрессирующее
Принципиальное
значение для промышленной фирмы, вынужденной
проводить изменения, имеет общий
уровень ее культуры, от которого в
значительной степени зависит ее
способность к реализации антикризисных
программ. Причем благоприятные условия
для целевой реализации культуры промышленной
фирмы призвана обеспечивать адаптированная
к выше названным программам ее организационная
структура.
Глава 4. Инновационная политика государства
4.1
Государственная инновационная
стратегия антикризисного
развития: опыт зарубежных
стран и российские
перспективы
Инновационный
потенциал организации
Инновационный
кризис протекает в условиях общего
кризиса, т. е. в условиях принципиальных
изменений характера
В настоящее время отраслевую структуру экономики России западные специалисты характеризуют как типичную для развивающейся (а не экономически зрелой) страны. Основным признаком отсталости считается высокий удельный вес тяжелой промышленности и низкий удельный современных отраслей машиностроения, приборостроения и др.
Устаревшие производственные мощности порождают трудности для структурной перестройки. Она должна быть направлена на внедрение передовой технологии в области использования: новых материалов, предназначенных для замены традиционных (синтезированные металлопластики, керамика и т.д.); передовой биотехнологии, основанной на широком использовании микроорганизмов; агрономии и биоагрокультуры; оптической технологии (оптроники); телематики (электронная почта при сохранении конфиденциальности); микроэлектроники и создания искусственного интеллекта.
Изучение опыта экономически развитых стран по созданию механизма государственного регулирования научно-технического развития является позитивным фактором в преодолении инновационного кризиса в нашей стране.
Осуществление научно-технической политики США базируется на хорошо развитой институциональной структуре. Основными рычагами федерального правительства в стимулировании НИОКР являются два крупных межведомственных органа — Американский научный фонд, координирующий направления фундаментальных исследований, и Американский научный совет, представляющий интересы промышленности и университетов в научно-технической политике. Важнейшую роль в осуществлении государственных исследовательских программ играют Министерство обороны и Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА). Другие министерства и государственные организации (Министерство энергетики, Национальный институт здравоохранения, Национальное бюро стандартов и др.) также оказывают содействие в стимулировании НИОКР, но только в пределах отраслевых программ.
Особенностью американской структуры управления научно-техническим прогрессом является тесное взаимодействие государства и частного бизнеса. Значителен удельный вес смешанных, финансируемых за счет государственных и частных источников, организаций. Среди них — Национальный центр промышленных исследований, Национальная академия наук, Национальная техническая академия и Американская ассоциация содействия развитию науки, основная задача которых заключается в поисках путей повышения научно-технического и экономического потенциала страны. Одно из направлений реализации этой задачи — эффективное использование уже накопленного арсенала достижений, изобретений и нововведений, полученных входе выполнения федеральных программ и контрактов, и передача их для внедрения в частный сектор.
В Японии вопросами инновационной политики государства занимаются высшие государственные органы власти. Премьер-министр Японии возглавляет Совет по делам науки. В его состав входят руководители ряда министерств, а также представители крупнейших частных промышленных корпораций. Совет по делам и формулирует стратегическую линию научно-технического развития страны и определяет размеры расходов на НИОКР из государственного бюджета. Управление по науке и технике осуществляет разработку и реализацию наиболее крупных национальных программ (космические исследования, разработка аппаратуры для ядерных реакторов и др.). В его рамках функционирует Японская корпорация развития исследований, занимающаяся поддержкой новых наукоемких фирм.
Министерство внешней торговли и промышленности (МВТП) играет ключевую роль в разработке промышленных НИОКР и их внедрении. Контроль за выполнением конкретных направлений работ осуществляется Управлением по науке и технике. Под эгидой МВТП находится и Японская ассоциация промышленной технологи, которая занимается экспортом и импортом лицензий. Управление национальной обороны стимулирует некоторые исследования в ракето- и авиастроении, а также электронной промышленности, имеющие как военное, так и гражданское применение. Механизм, с помощью которого японское государство реализует свою инновационную политику, достаточно прост. После определения приоритетного направления исследований МВТП предлагает сем крупным корпорациям с соответствующим производственным профилем принять участие в реализации программы. Министерство доставляет корпорациям свои научные лаборатории, «подключает» исследованиям ведущих учёных и специалистов из университетов, однако не оказывает сколько-нибудь существенной финансовой поддержки. Основные же затраты, связанные с проведением НИОКР, коллективно осуществляют корпорации-участницы. Результаты исследований и разработок, а также ноу-хау сообщаются всем заинтересованным компаниям. Японское правительство не выделяет значительных средств на финансирование промышленных НИОКР, равно как и не гарантирует компаниям рынков сбыта для новой продукции, но оно принимает протекционистские меры для защиты рационального рынка и тем самым помогает корпорациям «встать на ноги» на передовых направлениях НТП. Поэтому японские производители наукоемкой продукции на внутреннем рынке практически не испытывают давления со стороны иностранных конкурентов.
Обобщение мирового опыта дает возможность сформулировать основные задачи антикризисной инновационной политики государства:
4.2 Формирование инновационных инфраструктур как условие выхода из кризиса
Создание
новых инновационных структур —
одна из основных задач экономической
политики как экономически развитых,
так и развивающихся стран. Эти
структуры позволяют
Инновационные структуры нового типа в ряде случаев возникли как условие выхода из кризисной ситуации.
Эффективное
управление инновационным процессом
требует специальных
Инновационная инфраструктура представляет собой организационную, материальную, финансово-кредитную, информационную базу для создания условий, способствующих эффективному распределению средств и оказанию услуг для развития инновационной Деятельности, технологического трансферта, коммерциализации (научно-технической продукции.
Создание инновационной инфраструктуры зависит от уровня технологического и экономического развития национальной экономики. В странах, имеющих развитую производственную инфраструктуру, наблюдается процесс софтизаци, характеризующийся повышением роли невещественных, нематериальных факторов производства, информатизацией общества. Софтизация переплетается с сервизацией — опережающим развитием сферы услуг. Таким образом, формируются реальные возможности создания сети консалтинговых, инжиниринговых, сервисных, информационных услуг, способствующих поддержке инновационных процессов.
В условиях трансформирующегося общества инновационная инфраструктура должна способствовать вхождению науки в рыночную среду, развитию предпринимательства в научно-технической сфере, поэтому ее формирование во многом определяется состоянием рыночной инфраструктуры.
При формировании рыночных отношений инновационная инфраструктура является средой, способной снизить неопределенность инновационных процессов и благоприятствующей рисковой деятельности. В этом качестве она выступает в отношении как отдельно хозяйствующего субъекта (предприятия, фирмы), так и целого региона.
Инновационная инфраструктура аккумулирует финансовые ресурсы, действуя как инвестиционный механизм инновационных процессов. Она объединяет капиталы институциональных инвесторов, при этом не только финансируются высокие технологии и наукоемкое производство, но и берется плата за риск, т. е. риск выступает в качестве объекта купли-продажи.
Инновационная инфраструктура распределяет риск по следующим направлениям:
В рамках инфраструктуры получают значительное развитие такие инновационные структуры, как научно-технические парки, бизнес-инкубаторы, технополисы, центры высоких технологий и т. п. Все эти структуры, вне зависимости от названия и внутренней организации, имеют общие цели: формирование условий, благоприятных для развития инновационной деятельности; поддержка создания и развития венчурных фирм, представляющих собой рисковое предприятие небольшого размера, занятое разработкой научных идей и превращением их в новые технологии и продукты; селекция и поддержка перспективных научных проектов; успешная коммерциализация результатов научных исследований и научно-технических разработок. В их недрах формируются качественно новые подходы к организации труда ученых университетов и молодых исследователей, обучению студентов. Технопарки решают важнейшие проблемы региона: дают новые рабочие места, способствуют структурной перестройке и переходу традиционных производств на новые технологии, поэтому участие властей всех уровней в развитии технопарка имеет большое значение.
В
зависимости от ориентации на определенную
фазу инновационного цикла технопарки
можно разделить на исследовательские
(научные), технологические и
Информация о работе Инновационный менеджмент в антикризисном управлении