Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2014 в 16:19, курс лекций
Конфликтология начала свой путь в США, затем развивалась в Западной Европе и являлась областью социологических исследований. Сегодня как западная, так и отечественная конфликтология все более тяготеют к психологии, к социально-психологическому пониманию конфликта. Следует отметить, что в отечественной науке, в отличие от западной, лидирующую роль в развитии конфликтологии как науки с самого начала играла психология. Для того чтобы проследить динамику развития конфликтологии, следует обратиться к истории.
Тема 1. История становления конфликтологии как науки.
Тема 2. Методы исследования конфликтов.
Тема 3. Структура, функции и типология конфликтов
Тема 4. Детерминация и динамика конфликтов и их особенность в управлении персоналом организации.
Тема 5. Модели конфликтного взаимодействия
Тема 6. Отдельные виды конфликтов (внутриличностные, межличностные и межгрупповые конфликты)
Тема 7. Производственно-трудовые конфликты
Тема 8. Семейные конфликты
Тема 9. Практика разрешения конфликтов в области управления персоналом организации.
Тема 10. Моделирование конфликтов: конструктивные стратегии и тактики разрешения конфликтных ситуаций
Тема 11. Посредничество специалиста по управлению персоналом в разрешении конфликта.
Тема 12. Переговоры как способ разрешения конфликтов в производственной сфере.
3. Наличие субъектов (субъекта) как носителей конфликта, наделенных сознанием и волей. Находиться в конфликте можно только с кем-то – с другой группой, с другим человеком, с самим собой. Конфликт – только человеческое явление.
Если человек не воспринимает существующее противоречие как проблему, требующую решения, то психологически конфликта не существует. Осознание возникшей проблемы может переживаться в виде эмоционального дискомфорта, напряжения, тревожности и порождать потребность в ее преодолении.
Любой конфликт первоначально имеет осознанный характер, но в результате внутренней работы может происходить его вытеснение и подавление. Разрешение же вытесненного конфликта предполагает его осознание.
Негативные эмоции, враждебность по отношению к партнеру или желание нанести ему ущерб не являются обязательными признаками конфликта. Конфликт может развиваться и без взаимной враждебности участников или их разрушительных действий. Это создает возможность конструктивного управления конфликтами.
Основой всех конфликтов являются противоречия, возникающие между людьми или внутри структуры самой личности. Именно противоречия и вызывают противоборство между сторонами конфликта. Противоречия, вызывающие конфликт, не обязательно носят объективный характер. Они могут быть и субъективными, обусловленными субъективными личностными факторами, более того они могут быть даже мнимыми. Однако если они имеют для человека существенное значение, то могут порождать конфликтную ситуацию.
Всякий конфликт — это всегда взаимодействие социальных субъектов. Однако не всякое взаимодействие является конфликтом. Там, где нет противоборства, отсутствуют острые противоречия, сопровождающиеся отрицательными эмоциями, там нет и конфликта.
2. Конструктивные и деструктивные функции конфликта
Конструктивные:
1. Конфликт является источником развития. Например, социо-когнитивные конфликты, когда индивиды имеют разные ответы на одну и ту же проблему и мотивированы на достижение совместного решения, могут быть источником их интеллектуального развития. Противоречия, в том числе конкуренция, соперничество, стимулируют развитие группы, способностей, активности.
2. Творческая функция конфликта:
конфликт как средство
3. Сигнальная функция: конфликт
– сигнал к изменению. Конфликт
сообщает нам о том, что что-то
не в порядке в наших
4. Информационная функция
5. Интегрирующая функция: конфликт – возможность сближения. Конфликт приводит к объединению совместных усилий на основе согласования взаимных интересов. Внутригрупповой конфликт позволяет извлекать полезные уроки из ошибок и промахов участников группы, стабилизировать их взаимоотношения, ориентировать каждого на соблюдение общих норм поведения.
6. Профилактическая функция: конфликт – это возможность разрядки напряжения, «оздоровления» отношений. Конфликт предотвращает разрушительные противоборства со значительным материальным ущербом и нравственными потерями, длительным разладом.
Деструктивные:
1 Конфликт может быть связан с насильственными методами его разрешения, в результате могут быть большие человеческие жертвы и материальные потери. Помимо сторон, участвующих в военном конфликте, от него могут пострадать и мирные жители.
2 Конфликт может привести стороны противоборства (общество, социальную группу, индивида) в состояние дестабилизации и дезорганизации.
3 Конфликт может привести к замедлению темпов социального, экономического, политического и духовного развития общества. Более того он может вызвать стагнацию и кризис общественного развития, возникновение диктаторских и тоталитаристских режимов.
4 Конфликт может способствовать дезинтеграции общества, разрушению социальных коммуникаций и социокулътурному отчуждению социальных образований внутри общественной системы.
5 Конфликт может сопровождаться нарастанием в обществе настроений пессимизма и упадком нравов.
6 Конфликт может повлечь за собой новые, более деструктивные конфликты.
7 Конфликт в организациях часто приводит к снижению уровня организации системы, снижению дисциплины и эффективности деятельности.
Тема 3. Структура, функции и типология конфликтов
1 По сферам жизнедеятельности людей:
• бытовые;
• семейные;
• трудовые;
• воинские;
• учебно-педагогические и др.
2 По характеру объектов, по поводу которых возникают конфликты:
• ресурсные;
• статусно – ролевые;
• социокультурные;
• идеологические и др.
3 По направленности воздействия и распределения полномочий:
• конфликты «по вертикали» (начальник — подчиненный, вышестоящая организация — нижестоящая организация);
• конфликты «по горизонтали» (между руководителями одного ранга, между коллегами).
Помимо этого, различают также конфликты:
• явные и латентные;
• конструктивные и деструктивные;
• кратковременные и длительные;
• реалистические и нереалистические. Конфликт, служащий средством для достижения какого-либо результата, находящегося вне конфликта, является реалистическим. Нереалистический конфликт неотделим от самого конфликта и совпадает с ним. Так, существуют случаи, когда конфликт возникает исключительно из-за агрессивных импульсов, которые ищут для себя выражения.
• локальные, региональные и международные и т.д.
Одним из наиболее широких и очевидных оснований классификации конфликтов является разделение их по субъектам, или сторонам конфликта. С этой точки зрения все конфликты делятся на:
1) внутриличностные,
2) межличностные,
3) между личностью и группой,
4) межгрупповые,
5) межгосударственные (или между коалициями государств).
Ни одна классификация конфликтов не может считаться законченной и поэтому является относительной и условной. Главная цель любой классификации — помочь объяснить конфликт и найти адекватные способы его разрешения или (еще лучше) предупреждения.
3.1. Причины конфликтов
Причины конфликтов можно разделить на 3 группы:
1) противоречие интересов как фундаментальная причина конфликтов;
2) объективные факторы возникновения конфликтов;
3) личностные факторы возникновения конфликтов.
Следует также отметить, что необходимо отличать причину возникновения конфликта от его повода.
Поводом конфликта служит явление, которое способствует его возникновению, но не определяет появление конфликта с необходимостью. В отличие от причины повод возникает случайно и может создаваться совершенно искусственно, как говорят, «на пустом месте». Причина же отражает закономерную связь вещей. Так, поводом к семейному конфликту может послужить недосоленное (пересоленное) блюдо, тогда как истинная причина может заключаться в отсутствии любви между супругами.
1. Противоречие интересов как фундаментальная причина конфликтов
Причиной конфликта является только осознанная потребность, которая выступает как интерес. Однако не всякий интерес является причиной конфликта, а только тот, который связан с удовлетворением дефицитных потребностей, из-за овладения которыми и возникает противоречие и происходит столкновение сторон. Таким образом, конечная причина всякого социального конфликта — это противоречие интересов между его субъектами: индивидами, социальными группами, общностями и обществами.
Любой конфликт есть форма выражения этого противоречия интересов.
При этом сами интересы могут быть весьма разнообразными. Они могут быть материальными и идеальными, объективными и субъективными.
Не менее многообразны и противоречия интересов, которые вызывают конфликт. По своему характеру они могут быть:
1) внутренними и внешними;
2) антагонистическими и неантагонистическими;
3) основными и неосновными;
4) объективными и субъективными и т.д.
1 Внутренние противоречия социального конфликта выражаются в столкновении интересов внутри группы, организации, общности или общества в целом. Внешние противоречия возникают между двумя или несколькими относительно самостоятельными социальными системами.
2 Антагонистические противоречия — выражаются в таком конфликте, участники которого имеют непримиримо враждебные интересы. Способы разрешения таких конфликтов сугубо деструктивные: уничтожение обеих или одной из сторон конфликта или разрушение фундаментальных структур социальной системы, лишение ее возможности функционировать в прежнем качестве. Неантагонистические противоречия между интересами участников конфликта — те, которые допускают согласование, «примирение» интересов оппонентов. Главная особенность этих противоречий и возникающих на их основе конфликтов заключается в возможности компромиссов.
3 Основные противоречия играют решающую роль в возникновении и развитии конфликта и характеризуют взаимодействие между основными его участниками. Между тем как неосновные противоречия лишь сопутствуют конфликту. Они могут быть также связаны с взаимодействием между косвенными участниками конфликта. При этом основные и неосновные противоречия находятся между собой в диалектическом взаимодействии.
4 Объективные противоречия обусловлены объективными факторами, то есть такими явлениями и процессами, которые не зависят от воли и сознания людей. Поэтому избежать объективных противоречий нельзя. Субъективные противоречия обусловлены такими факторами, которые, напротив, зависят от воли и сознания людей.
Рассмотренные противоречия, конечно, не исчерпывают всю классификацию их типов. Кроме названных можно выделить: 1) главные и второстепенные; 2) постоянные и временные; 3) всеобщие, особенные и единичные; 4) коренные и некоренные противоречия.
2. Объективные факторы возникновения конфликтов
Современная конфликтология выделяет следующие объективные причины конфликта (на примере организации):
• ограниченность ресурсов, подлежащих распределению,
• взаимозависимость ответственности и заданий;
• несогласованность целей разных групп работников;
• плохие коммуникации;
• нечеткое распределение прав и обязанностей;
• некомпетентность, несоответствие занимаемой должности;
• чрезмерная загруженность сотрудников, превышающая личные возможности;
• неблагоприятный стиль руководства;
• плохие условия труда;
• инновации, нововведения на производстве;
• недостаточная разработанность правовых норм и процедур;
• слабая разработанность этических нормативов и отсутствие комитетов или комиссий по этике.
3. Личностные факторы возникновения конфликтов
Личностные причины конфликта связаны с наличием в любом конфликте личностных элементов. Напомним, что к ним относятся: основные психологические доминанты поведения личности; черты характера и типы личностей; установки личности, образующие идеальный тип индивидуальности; неадекватные оценки и восприятия; манеры поведения; этические ценности.
Тема 4. Детерминация и динамика конфликтов и их особенность в управлении персоналом организации.
Конфликт — это всегда процесс, переход от одной ситуации к другой, каждая из которых характеризуется своей степенью напряженности между участниками противоборства. Любой конфликт характеризуется определенным инвариантом его элементов, образующих внутреннюю структуру конфликта как целостного явления.
По своему характеру и природе все элементы конфликта могут быть разделены на два вида: 1) объективные (внеличностные) и 2) личностные.
1. Объективные элементы конфликта
К объективным элементам конфликта относятся такие его составляющие, которые не зависят от воли и сознания человека, от его личностных качеств (психологических, нравственных, ценностных ориентации и т.д.). Такими элементами являются:
1) объект конфликта;
2) участники конфликта;
Информация о работе Курс лекций по предмету "Конфликтология"