Недобросовестная конкуренция и ее экономические последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 20:08, контрольная работа

Краткое описание

Целью является рассмотрение недобросовестной конкуренции и ее экономические последствия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
определить понятие недобросовестной конкуренции;

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1.Понятие и сущность недобросовестной конкуренции………………………4
2.Классификация методов недобросовестной конкуренции………………..10
3.Основные виды недобросовестной конкуренции………………………….16
4.Монополия, как фактор возникновения недобросовестной конкуренции..25
5.Экономические последствия………………………………………………….29
Заключение……………………………………………………………………….32
Список литературы………………………………………………………………33

Вложенные файлы: 1 файл

антпол упр.docx

— 99.59 Кб (Скачать файл)

недобросовестная конкуренция  и ее экономические последствия

Титульник

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение………………………………………………………………………….3

1.Понятие и сущность недобросовестной конкуренции………………………4

2.Классификация методов недобросовестной конкуренции………………..10

3.Основные виды недобросовестной  конкуренции………………………….16

4.Монополия, как фактор возникновения недобросовестной  конкуренции..25

5.Экономические последствия………………………………………………….29

Заключение……………………………………………………………………….32

Список литературы………………………………………………………………33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность исследования обусловлена тем, что одним из наиболее значимых моментов при осуществлении  коммерческой деятельности является создание конкурентной среды в отношениях хозяйствующих субъектов. Именно необходимость  продать товар, и продать его  на наиболее выгодных условиях, заставляет производителей учитывать вопросы  конкуренции.

Любое общество, любое государство, вступающее в рыночную экономику, довольно скоро сталкивается с необходимостью установления правового регулирования, в рамках которого формируются и  развиваются рыночные отношения. Конкуренция  является стержнем и координатором  хозяйственной жизни в условиях рынка, и с этой точки зрения разработка и реализация правил ведения конкурентной борьбы имеет чрезвычайно важное значение. Государство, с одной стороны, ставит перед собой цель постоянного поддержания и развития конкуренции на рынке, с другой стороны, стремится к тому, чтобы конкуренция протекала в цивилизованных формах, не превращаясь в зону борьбы, где легальная цепь любого хозяйствующего субъекта собственное выживание и процветание достигалась бы любыми средствами. Первая задача разрешается в рамках антимонопольного (антикартельного) законодательства, вторая в законодательстве о недобросовестной конкуренции. Необходимость разработки законодательства о конкуренции в странах рыночной экономики была осознана еще в прошлом столетии. Постоянное изменение экономических условий, возникновение новых тенденций и явлений в хозяйственной жизни обусловливают необходимость систематического совершенствования конкурентного права и развития правоприменительной практики с учетом реалий современной жизни.

Теоретической основой исследования являются работы таких отечественных  учёных, как: М.М. Агаркова, А.Ю. Белоножкина, Варламова А.Н, В.П. Грибанова, В.И. Емельянов, А.А. Малиновского, С.А. Паращук, Е.А. Суханова и других.

Целью является рассмотрение недобросовестной конкуренции и ее экономические последствия.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. определить понятие недобросовестной конкуренции;
  2. провести классификацию отдельных видов недобросовестной конкуренции;
  3. перечислить основные виды недобросовестной конкуренции;
  4. выявить экономические последствия

В процессе выполнения работы применялись следующие методы исследования источников права и других материалов: сравнительно-правовой метод, позволяющий  выявить наиболее действенные механизмы  правового регулирования недобросовестной конкуренции России; исторический метод, позволяющий изучить законодательство, регулирующее соответствующие правоотношения в их историческом развитии; статистический метод, позволяющий выявить эффективность  действия правовых норм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Понятие и сущность  недобросовестной конкуренции

 

Недобросовестная конкуренция  как наиболее негативное проявление экономического соперничества и  право на защиту от ее приемов и  методов сформировалось в определенный период развития мировой экономики  и в особых специфических условиях[21,с.90].

 Для России правовое регулирование недобросовестной конкуренции является достаточно новым явлением.

Недобросовестная конкуренция  — нарушение общепринятых правил и норм конкуренции. При этом нарушаются законы и неписаные правила.

В настоящее время правовое регулирование недобросовестной конкуренции  регулируется в статье 4 Закона о  защите конкуренции. Под недобросовестной конкуренцией подразумеваются: «любые действия хозяйствующих субъектов (групп лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации».

Недобросовестная конкуренция, сформировалась при наличии факторов объективного и субъективного характера. Объективными предпосылками существования  и распространения недобросовестной конкуренции является: ускоренный рост монополизации экономики, породивший ситуацию несовершенной (монополистической) конкуренции, дифференциация субъектов  предпринимательства на монополии  и немонополизированных хозяйствующих  субъектов, высокая степень интенсивности  соперничества, развитие научно-технического прогресса и появление инноваций  и нововведений. К субъективным предпосылкам существования и распространения  недобросовестной конкуренции относится  создание, а также использование конкурентами различных барьеров и препятствий к доступу на рынок других конкурентов и привлечению потребительского спроса, подразделяющиеся на барьеры экономического и внеэкономического (в том числе юридического) характера. Данные барьеры повышают степень интенсивности соперничества и толкают предпринимателей на использование недобросовестных методов конкуренции (по принципу «цель выше средств») с целью преодоления этих барьеров и привлечению к себе потребительского спроса.

Представляется, что полностью  устранить предпосылки и причины  существования и распространения  недобросовестной конкуренции невозможно, так как они порождены самой  конкуренцией (вытекают из ее сущности). Поэтому можно лишь нейтрализовать и ослабить их действие и в основном с помощью государственного вмешательства (регулирования и контроля), так  как сам конкурентный рыночный механизм с этими функциями не справляется, ярким примером чему служит массовое распространение недобросовестной конкуренции.

Можно согласиться с мнением  С.А. Паращука, который характеризует  понятие недобросовестной конкуренции  как общую характеристику поведения  субъектов предпринимательства  по неправомерному осуществлению конкурентных действий, противоречащих действующему законодательству, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости. В этом смысле недобросовестная конкуренция  выступает разновидностью конкуренции  вообще, ее наиболее негативным проявлением[21,с.4].

Ряд авторов, в частности  А.Н. Варламова, Б.Г. Бадмаев, не соглашаются  с данной точкой зрения, указывая, что  в этом случае любые нарушения  конкурентного законодательства, в  том числе такие, как заключение соглашений, ограничивающих конкуренцию, злоупотребление доминирующим положением, также могут рассматриваться  как разновидности конкуренции  вообще, что является в корне неверным[11,с.111]. В данной связи можно говорить, что правовая конструкция недобросовестной конкуренции включает в себя различные виды правонарушений: конкретные запреты, предусмотренные специальными нормами законодательства (деликты, преступления) недействительные сделки, а также правонарушения, состоящие в злоупотреблении правом.

Как справедливо отмечал  В.П. Грибанов, «злоупотребление правом есть особый тип гражданского правонарушения, совершенного управомоченным лицом при осуществлении им принадлежащего ему права, связанного с использованием незаконных конкретных форм в рамках дозволенного ему законом общего типа поведения»[15,с.34].

По мнению В.А. Дозорцева, недобросовестная конкуренция (согласно представлениям В.А. Дозорцева - несправедливая конкуренция) - это «сообщение потребителю (потенциальному потребителю) вопреки обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости данных (ложных или соответствующих действительности), способных вызвать у него неправильные представления, дискредитирующие конкурента, его деятельность и (или) товар (в том числе способных вызвать заблуждение относительно характера, способа изготовления, свойств, пригодности к применению или количества товара) либо вызвать смешение с конкурентом, его деятельностью и (или) товаром»[16,с.6].

Ю. Касьянов определяет недобросовестную конкуренцию как «состязательность независимых хозяйствующих субъектов на товарном рынке с целью получения каких-либо экономических преимуществ или выгод посредством формирования негативного мнения потребителя по отношению к товару своих конкурентов или формирования мнения потребителя по отношению к своему товару, не соответствующего действительности»[17,с.8]

Астрийский экономист и политический философ - Ф. фон Хайек рассматривал конкуренцию еще шире, понимая ее как «процедуру открытия». По его мнению, предпринимателю важно, ориентируясь на повышение или понижение цен на ресурсы и производимые с их помощью блага, понять, в каком направлении нужно действовать, что, как и для кого производить. На рынке только благодаря ценам и конкуренции скрытое становится явным. Только «процедура» конкуренции «открывает», какие ресурсы и в каком количестве необходимо использовать, что, сколько, где и кому продавать.

Под недобросовестной конкуренцией понимаются любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации.

Легальное определение недобросовестной конкуренции закреплено в ст. 4 Закона о защите конкуренции. Согласно п. 9 указанной статьи недобросовестной конкуренцией признаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Характеристиками недобросовестной конкуренции, вытекающими из приведенного определения, выступают:

- наличие действия хозяйствующего  субъекта или группы лиц;

- направленность действия  на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности;

- противоречие действия  законодательству Российской Федерации,  обычаям делового оборота, требованиям  добропорядочности, разумности и  справедливости;

- наличие действительных  или потенциальных убытков у  хозяйствующего субъекта - конкурента, возникших вследствие осуществленных  действий;

- наличие действительного  или потенциального вреда, причиненного  деловой репутации хозяйствующего  субъекта - конкурента вследствие  осуществленных действий.

Формы недобросовестной конкуренции  установлены ст. 14 указанного выше закона. Это

·    распространение  ложных, неточных или искажённых сведений, способных причинить убытки другому  хозяйствующему субъекту либо нанести  ущерб его деловой репутации;

·    введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товара;

·    некорректное сравнение  хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с  товарами других хозяйствующих субъектов;

·    продажа товара с незаконным использованием результатов  интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг;

·    получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том  числе коммерческой тайны, без согласия ее владельца.

Таким образом, можно сделать  вывод о том, что недобросовестная конкуренция вобрала в себя все  негативные черты конкурентной борьбы, становясь не эффективным методом  развития рыночных отношений, а наоборот их тормозом, и даже разрушителем таких  отношений.

 

2.Классификация методов недобросовестной конкуренции

 

В модели совершенной конкуренции  априори подразумевается, что в  ее рамках конкурентная борьба протекает  в условиях, когда ни один из участников рынка методов неэтичного и преступного  характера. Соперничество осуществляется с использованием легальной ценовой  конкуренции, конкуренции качества товаров, рекламы, упаковки, дизайна, то есть общепринятыми цивилизованными  методами конкуренции.

Методы недобросовестной конкуренции чрезвычайно разнородны и многолики в своих проявлениях, они применяются везде, где имеется  возможность каким-либо образом  прямо или косвенно воздействовать на конкурента, поставит последнего в  тяжелое положение путем дезорганизации его производства или лишения  клиентуры.

Если взглянуть ретроспективно на становление категорий и классификации  недобросовестной конкуренции, то видно, что изначально законодатель не выделял правовые нормы о конкуренции в отдельную отрасль права, а оценивал те или иные деяния по тяжести последствий, относя их либо к административным, либо к уголовным (см. рис.1).

Информация о работе Недобросовестная конкуренция и ее экономические последствия