Понятие кризиса социально-экономических систем. Типы и причины кризисов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 19:53, реферат

Краткое описание

Для понимания кризиса важны не только его причины, но и разнообразные последствия: обновление социально-экономической системы или ее разрушение, оздоровление или возникновение нового кризиса. Последствия кризиса могут вести к резким изменениям или постепенному продолжительному последовательному выходу из кризисной ситуации. Разные последствия кризиса определяются не только его характером, но и антикризисным управлением, которое может смягчать или обострять кризис.

Вложенные файлы: 1 файл

Антикризисное управление.docx

— 37.11 Кб (Скачать файл)
  1. Понятие кризиса социально-экономических систем. Типы и причины кризисов.

Кризис – это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе, угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде. 
 
Причины кризиса могут быть совершенно разными: объективными, связанными с циклическими потребностями модернизации и реструктуризации, и субъективными, отражающими ошибки менеджмента, природными, социальными, финансовыми и проч. 
Причины кризиса могут быть внешними, связанными с тенденциями и стратегией макроэкономического развития или даже развития мировой экономики, конкуренцией, политической ситуацией в стране, и внутренними, связанными с рискованной стратегией развития, внутренними конфликтами, недостатками в организации производства, несовершенством управления, инновационной и инвестиционной политикой. 
Для понимания кризиса важны не только его причины, но и разнообразные последствия: обновление социально-экономической системы или ее разрушение, оздоровление или возникновение нового кризиса. Последствия кризиса могут вести к резким изменениям или постепенному продолжительному последовательному выходу из кризисной ситуации. Разные последствия кризиса определяются не только его характером, но и антикризисным управлением, которое может смягчать или обострять кризис.

Признаки, по которым проводится классификация  кризисов, различаются, прежде всего, по масштабам, проблематике, остроте, области  развития, причинам, возможным последствиям, фазе проявления.

 

Основы классификации  кризисов:

 
1) по масштабам проявления:  
1.1. общие – охватывают всю социально-экономическую систему;  
1.2. локальные – охватывают только часть социально-экономической системы;

2) по проблематике  кризиса:  
2.1. макрокризисы – довольно большие объемы и масштабы проблем;  
2.2. микрокризисы – охватывают только отдельные проблемы или группу проблем;

3) по структуре  отношений в социально-экономической  системе:  
3.1. экономические – отражают острые противоречия в экономике страны или экономическом состоянии предприятия, фирмы, региона, отрасли и т.д. (кризисы производства и реализации товара; кризисы неплатежей; потери конкурентных преимуществ и т.д.);  
3.1.1. финансовые – характеризуют противоречия в состоянии финансовой системы или финансовых возможностей фирмы; кризисы денежного выражения экономических процессов (например, банкротство);  
3.2. социальные – возникают при обострении противоречий или столкновении интересов различных социальных групп (например, работник и работодатель, профсоюз и предприниматель); очень часто социальные кризисы являются продолжением и дополнением экономических кризисов, но могут возникать и сами по себе, хотя крайне редко (например, этнические, национальные конфликты; недовольства условиями труда);  
3.3. политические – в политическом устройстве общества («кризис власти»), кризисы реализации интересов различных групп; такие кризисы, как правило, затрагивают все стороны жизни общества и переходят в кризисы экономические;  
3.4. организационные – проявляются как кризисы разделения деятельности, распределения функций и осуществления деятельности отдельных подразделений (кризисы распределения полномочий), также под ними понимается обострение организационных отношений (деловые конфликты); очень часто итогом такого кризиса является чрезмерная бюрократизация, парализуется организационная деятельность;  
3.5. психологические – кризисы психологического состояния человека, проявляются в виде чувства неуверенности, страха; неудовлетворенность работой, социальным положением; стрессы;  
3.6. технологические – кризисы новых технологических идей, когда существует явная потребность в новых технологиях (кризисы НТП, проблема использования атомной энергии);

4) по непосредственным  причинам возникновения:  
4.1. природные – вызваны природными условиями жизни и деятельности человека;  
4.2. общественные - кризисы общественных отношений;  
4.3. экологические – кризисы, возникающие при изменении природных условий, вызванных деятельностью человека;

5) по характеру  проявления:  
5.1. предсказуемые (закономерные) – возникают как очередной этап развития, они могут прогнозироваться и вызываются объективными причинами;  
5.2. неожиданные (случайные) – результаты ошибок в управлении, возникающие в результате природных явлений;  
5.3. явные – протекают заметно и легко обнаруживаются;  
5.4. скрытые (латентные) – более опасный вид кризиса;  
5.5. глубокие – протекают сложно и неравномерно и часто разрушают структуру социально-экономической системы;  
5.6. легкие – протекают более последовательно и безболезненно, их можно предвидеть и ими легко управлять;

6) по фактору  времени:  
6.1. затяжные – зачастую являются следствием неумения управлять кризисом, непонимания сущности и характера кризиса, его причин и возможных последствий;  
6.2. краткосрочные.

Классификация кризисов имеет очень большое  значение в их распознавании, а, следовательно, и в успешном управлении ими.  
Классификация подсказывает и определяет оценку ситуации, разработку и выбор положительных управленческих решений. Опасность кризиса существует всегда, даже когда его нет, поэтому очень важно знать признаки наступления кризисных ситуаций и оценивать возможности их разрешения. Преодоление кризисов – управленческий процесс и успех управления зависит от своевременного распознавания кризиса.

 
Существенная особенность кризиса – возможность распространения локального или микрокризиса на всю систему или всю проблематику развития. Это следствие органического взаимодействия всех элементов системы, в том числе социально-экономической. Такая ситуация может возникнуть при отсутствии управления кризисными ситуациями или в случае намеренной провокации развития кризиса. Понятие «псевдокризис» означает проявление кризисных признаков в «здоровой» социально-экономической системе. Псевдокризис может быть спровоцированным, например, с целью вытеснения конкурентов с рынка. 
 
Часто диагностика кризиса включает два этапа: количественный и качественный. Качественная идентификация объекта направлена на установление принадлежности объекта к определенному классу или группе объектов. Подразумевает определение у объекта параметров, общих для некоторой совокупности объектов. Например, для диагностики макроэкономического кризиса необходимо определить, к какой группе по типу национальной экономики относится интересующее нас государство: к промышленно развитым странам, развивающимся или к странам с переходной экономикой. Для диагностики кризиса в конкретной системе необходимо определить, какой формы собственности эта система: государственной, частной, акционерной и т. д. Количественная идентификация объекта позволяет выявить отличия диагностируемого объекта от объектов своего класса, для этого сравниваются его фактические параметры с базовыми. При количественной идентификации объекта используют базовые параметры диагностики кризиса для определения отклонений фактических параметров от базовых . 
 
Причины кризиса – это события или явления, вследствие которых появляются факторы кризиса . 
 
 
В антикризисном управлении крайне важно определять причины возникновения кризисов, поскольку это позволит разработать эффективные контркризисные меры. 
 
Скорость и методы преодоления кризиса во многом зависят от того, каковы причины его возникновения и как быстро он будет выявлен. 
 
Причины возникновения кризисов можно разделить на группы: объективные, субъективные и природные; внешние и внутренние; экономические, социальные, политические, демографические. 
 
Основные причины возникновения кризисов представлены в табл. 1.1. 
 
 
 
                               Таблица 1.1. 
 
               Причины возникновения кризисов

 

 
Группы причин возникновения кризиса

 
Причины возникновения кризиса

 
1.

 
Объективные

 
циклические потребности в изменениях системы

 
Субъективные

 
ошибки в управлении

 
Природные

 
природные явления: землетрясения, наводнения, пожары и пр.

 
2.

 
Внешние

 
развитие мировой экономики; конкуренция; политическая ситуация в стране

 
Внутренние

 
рискованная стратегия маркетинга; внутренние конфликты; недостатки в  организации производства; несовершенство управления; несовершенство инновационной  и инвестиционной политики

 
3.

 
Экономические

 
кризисное состояние экономики  страны; общий спад производства; инфляция; нестабильность финансовой системы; рост цен на ресурсы; изменение конъюнктуры  рынка; неплатежеспособность и банкротство  партнеров; монополизация рынка; неправильная фискальная политика государства

 
Социальные

 
рост безработицы; сокращение зарплат  бюджетникам, выплат пенсионерам, военнослужащим; рост дифференциации доходов населения; кадровый кризис; сокращение минимального уровня заработной платы; кризис политики социального и медицинского страхования; интеллектуальный кризис; обострение противоречий между различными социальными  группами (работники и работодатели, профсоюзы и предприниматели, персонал и менеджеры и т.п.)

 
Политические

 
политическая нестабильность общества; внешнеэкономическая политика государства; разрыв экономических связей; потеря рынков сбыта; изменение условий  экспорта и импорта; несовершенство законодательства в проявлениях  регулирующей функции государства  в области хозяйственного права, антимонопольной политики, предпринимательской  деятельности

 
Демографические

 
численность населения; состав народонаселения; уровень благосостояния народа, определяющий размер и структуру потребностей и платежеспособный спрос населения


 

  1. Разработка антикризисной стратегии организации.

Формирование путей и проектов решения проблем – это важнейший  этап выявления и формирования инновационного потенциала предприятия.

 

На фазе диагностики основной целью  является предварительная оценка и  выделение наиболее важных (приоритетных) направлений для дополнительной, более тщательной проработки. Поэтому  используются упрощенные подходы, основанные на качественных экспертных оценках  и некоторых несложных формализованных  процедурах.

 

Наиболее простым способом является отнесение каждого направления  к разным по важности группам. Затем  рассматривается наиболее приоритетная группа проектов.

 

Рыночное поведение как признак  выделения стратегии опирается  на ряд характеристик организации: размеры, отраслевую принадлежность, охват  рынка, предполагаемые виды на прибыль, конкурентные преимущества.

 

Ключевыми выступают размеры организации, вид продукции и тип рынка. Главная особенность стратегии  рыночного поведения мелких фирм заключается в гибкости, адаптивности, позволяющей эффективно действовать  при небольшом ресурсном потенциале, но с высокопрофессиональным персоналом.

 

Анализ внешних факторов с целью  выявления причин кризиса. При проведении анализа внешней среды слишком  большой или слишком малый  объем полученной информации может  исказить истинное положение. Поэтому, чтобы сформировать четкую и понятную картину развития ситуации, необходимо правильно сопоставить полученные результаты и свести в единое целое  несколько этапов анализа: – анализ макросреды, который условно можно  разделить на четыре сектора: политическое окружение, экономическое окружение, социальное окружение, технологическое  окружение; – анализ конкурентной среды  по ее пяти основным составляющим: покупатели, поставщики, конкуренты внутри отрасли, потенциальные новые конкуренты, товары-заменители. Получив достаточно обширную информацию о внешней среде, можно синтезировать ее с помощью  метода создания сценариев – реалистического  описания того, какие тенденции могут  проявиться в той или иной отрасли  в будущем. Обычно создается несколько  сценариев, на которых затем опробуется та или иная антикризисная стратегия  предприятия. Сценарии дают возможность  определить наиболее важные факторы  внешней среды, которые необходимо учитывать предприятию; некоторые  из них будут находиться под прямым контролем предприятия (оно сможет либо избежать опасности, либо воспользовался появившейся возможностью). Однако будут сущее топать и факторы, неподвластные контролю со стороны  предприятия, – и этом случае разрабатываемая  антикризисная стратегия должна помочь предприятию максимально  использовать конкурентные преимущества и в то же время минимизировать возможные потери.

 

Изучая внешнюю среду, менеджеры  концентрируют внимание на выяснении  угроз и возможностей, которые  таит в себе внешняя среда. Довольно популярным при этом является метод SWOT – анализа, подробно описанный  в литературе по стратегическому  управлению. Анализ состояния предприятия, находящегося в кризисной ситуации. Наряду с анализом внешней среды  предприятия важно провести углубленное  исследование его реального состояния. Имея результаты этого исследования и видение того, каким предприятие  должно стать в будущем, менеджеры  могут разработать антикризисную  стратегию для проведения необходимых  изменений.

 

Чем слабее положение предприятия, тем более критическому анализу  должна подвергнуться его стратегия. Кризисная ситуация па предприятии  – это признак слабой стратегии, или ее плохой реализации, или и  того, и другого. Анализируя стратегию  предприятия, менеджеры должны сконцентрировать свое внимание на следующих пяти моментах.

 

1. Эффективность текущей стратегии.  Нужно попытаться определить, во-первых, место предприятия среди конкурентов;  во-вторых – границы конкуренции  (размер рынка); в-третьих – группы  потребителей, на которые предприятие  ориентируется; в-четвертых –  функциональные стратегии в области  производства, маркетинга, финансов, кадров. Оценка каждой составляющей дает  более понятную картину стратегии  предприятия, испытывающего кризис, причем, оценка проводится на  базе количественных показателей:  доля предприятия на рынке,  размер рынка, размер прибыли,  размер кредита, объем продаж (уменьшается или увеличивается  по отношению к рынку в целом)  и т.д.

 

2. Сила и слабость, возможности  и угрозы предприятия. Как уже  говорилось, самый удобный и опробированный  способ оценки стратегического  положения компании – это SWOT-анализ.

 

Сила предприятия – это то, в чем оно преуспело: навыки, опыт работы, ресурсы, достижения (совершенная  технология, лучшее обслуживание клиентов, узнаваемость товарной марки и т.д.).

 

Слабость – это отсутствие чего-то важного в функционировании компании, того, что ей не удается по сравнению  с другими.

 

После выявления сильных и слабых сторон они тщательно изучаются  и оцениваются. С точки зрения формирования стратегии сильные  стороны предприятия могут быть использованы как основа антикризисной  стратегии. Если их недостаточно, менеджеры  предприятия срочно должны создать  базу этой стратегии. В то же время  успешная антикризисная стратегия  направлена на устранение слабых сторон, которые способствовали кризисной  ситуации.

Информация о работе Понятие кризиса социально-экономических систем. Типы и причины кризисов