Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 19:53, реферат
Для понимания кризиса важны не только его причины, но и разнообразные последствия: обновление социально-экономической системы или ее разрушение, оздоровление или возникновение нового кризиса. Последствия кризиса могут вести к резким изменениям или постепенному продолжительному последовательному выходу из кризисной ситуации. Разные последствия кризиса определяются не только его характером, но и антикризисным управлением, которое может смягчать или обострять кризис.
Рыночные возможности и угрозы
также во многом определяют антикризисную
стратегию предприятия. Для этого
оцениваются все возможности
отрасли, которые могут обеспечить
потенциальную прибыльность предприятия,
и угрозы, которые отрицательно влияют
на предприятие. Возможности и угрозы
не только влияют на состояние предприятия,
но и указывают, какие стратегические
изменения надо предпринять. Антикризисная
стратегия должна учитывать перспективы,
которые соответствуют
Важной частью SWOT – анализа является оценка сильных и слабых сторон предприятия, его возможностей и угроз, а также выводы о необходимости тех или иных стратегических изменений.
3. Конкурентоспособность цен и издержек предприятия. Должно быть известно соотношение цен и затрат предприятия с ценами и затратами конкурентов.
4. Оценка прочности конкурентной
позиции предприятия. Оценка
5. Выявление проблем, вызвавших
кризис на предприятии.
1. Стратегические показатели
1) доля на рынке;
2) объем продаж:
– уменьшается;
– увеличивается;
3) размер прибыли;
4) доходность акций;
5) другое.
2. Внутренние сильные стороны
и слабые стороны, внешние
3. Конкурентные переменные
1) качество / характеристики товара;
2) репутация / имидж;
3) производственные возможности;
4) технологические навыки;
5) сбытовая сеть;
6) маркетинг;
7) финансовое положение;
8) издержки по сравнению с конкурентами;
9) другое.
4. Выводы о положении
5. Главные стратегические
Без четкой формулировки проблем, вызвавших
кризис на предприятии, нельзя приступить
к разработке антикризисных мероприятий,
которая предусматривает либо внесение
в стратегию предприятия
Второй этап стратегического антикризисного планирования – корректировка миссии и системы целей предприятия.
Менеджер, координирующий политику предприятия, оказавшегося в кризисной ситуации, должен сконцентрировать всю информацию, полученную во время проведения стратегического анализа, и решить, сможет ли предприятие в рамках своей прежней миссии выйти из кризиса и достигнуть конкурентных преимуществ. Умело сформулированная миссия, доступная для понимания, в которую верят, может быть весомым стимулом для изменений стратегии и может включать:
1) провозглашение убеждений и ценностей;
2) продукцию или услуги, которые
предприятие будет продавать
(или потребности клиентов, которые
предприятие будет
3) рынки, на которых будет работать предприятие:
– способы выхода на рынок;
– технологии, которые будет использовать предприятие;
– политику роста и финансирования.
Затем наступает процесс
Каждое предприятие имеет
– собственников предприятия;
– сотрудников предприятия; покупателей;
– деловых партнеров; общества в целом.
Если миссия – это видение того, каким должно быть предприятие в будущем, то система целей (долгосрочные и краткосрочные цели) – это желаемые результаты, соответствующие пониманию цели.
Цели являются исходным пунктом
системы стратегического
Цели более высокого уровня имеют
широкий характер и ориентированы
на долгосрочную перспективу; они позволяют
менеджерам взвешивать влияние сегодняшних
решений на долгосрочные показатели.
Цели более низкого уровня ориентированы
на кратко- и среднесрочную перспективу
и являются средством достижения
целей высокого уровня. Краткосрочные
цели подробно объясняют результаты,
которые нужно достичь в
Очень часто менеджеры российских
предприятий сосредоточивают
Третий этап антикризисного стратегического планирования – формулирование стратегических альтернатив выхода предприятия из экономического кризиса и выбор стратегии.
На этом заканчивается процесс стратегического планирования и начинается процесс определения тактики реализации выбранной стратегии (оперативное планирование), а затем осуществляется реализация антикризисной стратегии, оценка и контроль результатов.
Таким образом, стратегия дает основание
для использования конкретных маркетинговых
инструментов, средств и методов
обеспечения условий для
Оптимизация управления
Мероприятиями по выходу из экономического кризиса могут быть сокращение расходов, закрытие подразделений, сокращение персонала, уменьшение объемов производства и сбыта, активные маркетинговые исследования, повышение цен на продукцию, использование внутренних резервов, модернизация, установление текущих убытков, выявление внутренних резервов, привлечение специалистов, получение кредитов, укрепление дисциплины и т.д.
Стратегическое и оперативное планирование взаимосвязаны и заниматься одним в отрыве от другого невозможно. Тактическое планирование должно осуществляться в рамках выбранных стратегий. Осуществление оперативных мероприятий по выходу из экономического кризиса в отрыве от стратегических целей может кратковременно улучшить финансовое положение, но не устранит глубинные причины кризисных явлений.
Деятельность менеджеров при реализации выбранной стратегии включает в себя выполнение следующих задач:
– окончательное уяснение выработанной
антикризисной стратегии и
– более широкое доведение идей новой стратегии и смысла целей до сотрудников с целью подготовки почвы для усиления вовлечения сотрудников в процесс реализации антикризисной стратегии;
– приведение ресурсов в соответствие с реализуемой антикризисной стратегией;
– принятие решения по поводу организационной структуры.
При реализации новой стратегии
необходимо сконцентрировать внимание
на том, как изменения будут
Сопротивление необходимо уменьшить до минимума или устранить независимо от типа, сущности и содержания изменения.
На многих предприятиях отсутствует
оптимальное сочетание
Структура предприятия во многом определяет
его способность реагировать
на изменения внешней среды: слишком
жесткая организационная
Системы управления тоже способствуют или мешают реализации стратегии. С одной стороны, на предприятиях, где процветает бюрократический стиль управления, даже самые несложные решения и расходы персонала нижних уровней должны быть одобрены менеджером более высокого звена. Если человек в течение длительного времени работает в структуре такого типа, то он едва ли захочет взять на себя дополнительную ответственность и инициативу, отговариваясь тем, что это не входит в круг его должностных обязанностей. С другой стороны, отсутствие систем и документации может привести к дублированию уже проделанной работы или утрате информации, если работник увольняется или получает другую должность внутри предприятия.
Управленческая культура может быть очень сильной движущей силой. Однако не следует забывать, что она является результатом традиций, имеющих длительную историю, и не может быть изменена в одно мгновение. Проблемы могут возникнуть, если управленческая культура войдет в противоречие с антикризисной стратегией предприятия.
В ряде случаев преобладание одного стиля может привести к проблемам. Стиль управления может соответствовать стратегии фирмы, а может и противоречить ей. В ряде случаев преобладание одного стиля может привести к проблемам. Считается, что автократический стиль может быть полезен только в ситуациях, требующих немедленного устранения сопротивления, при проведении очень важных изменений.
Навыки и ресурсы также
На данном этапе менеджеры могут сравнить то, что требуется для реализации антикризисной стратегии, с тем, что сейчас имеет предприятие. При этом менеджеры могут использовать балльную систему оценки расхождения между этими состояниями по следующим критериям:
– навыки и ресурсы;
– структура и системы;
– управленческая культура.
При проведении сравнительного анализа важно выделить именно те моменты, которые могут оказать сильное влияние на успех предприятия.
На стадии реализации антикризисной стратегии высшее руководство может пересмотреть план осуществления новой стратегии, если этого требуют обстоятельства.
Второй (последний) этап тактического планирования – оценка и контроль выполнения стратегии. Он направлен на выяснение того, в какой мере реализация стратегии приводит к достижению целей предприятия
Механизм использования
До функциональных подразделений, осуществляющих руководство движением ресурсов внутри предприятия, должны быть доведены новые задачи.
При этом необходимо провести подготовительную
работу, чтобы устранить сопротивление
с их стороны и убедить в
необходимости эффективного участия
в осуществлении новой
На этом этапе менеджеры могут сравнить то, что требуется для реализации антикризисной стратегии, с тем, что фирма имеет сейчас.
Сравнивая желаемое с действительным, менеджеры могут использовать балльную систему оценки расхождений.
При проведении сравнительного анализа важно выделить именно те. моменты, которые смогут коренным образом повлиять на успех предприятия.
Последним этапом антикризисного стратегического управления являются оценка и контроль выполнения стратегии.
Он направлен на выяснение того, в какой мере реализация стратегии приводит к достижению целей предприятия.
Значительную помощь в проведении
антикризисной стратегии может
оказать привлечение
Ими могут быть внешние консультанты,
новые управляющие, ранее работавшие
на других предприятиях, или управляющие
из самой компании, имя которых
не ассоциируется с прошлой
Если предприятие своевременно
отслеживает появление внешней
угрозы и располагает временем, достаточным
для выработки эффективной
Информация о работе Понятие кризиса социально-экономических систем. Типы и причины кризисов