Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 20:49, курсовая работа
Основная цель исследования: раскрыть взаимодействие Российской Федерации и Евросоюза в экономической сфере на рынке транспортных услуг.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЕС И РОССИИ 7
1.1 Политика ЕС в процессе Еропейской интеграции: становление, развитие, реализация 7
1.2 Договорно-правовая база взаимоотношений Российской Федерации и Европейского Союза в экономической сфере 18
ГЛАВА 2. ПЕРСПЕКТИВЫ МОДЕРНИЗАЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ И ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА 24
2.1 Механизмы сотрудничества России и Европейского союза 24
2.2 Перспективы развития торгово-экономических отношений ЕС и России 30
ГЛАВА 3. ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА РОССИИ НА ФОНЕ ТЕНДЕНЦИЙ МИРОВОГО РАЗВИТИЯ 47
3.1 Факторы конкурентоспособности Российских перевозчиков со странами ЕС 47
3.2 Проблемы и направления интеграции России в международные транспортные системы 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Если говорить о проблемах, связанных с процессом модернизации, то в первую очередь пробуксовывает гармонизация. Важнейшим инструментом индустриальной и технологической модернизации России может служить распространение на нее европейских принципов технологического регулирования, стандартов, норм и правил. В Европейском союзе именно техническое регулирование стало одним из главных инструментов «понуждения к инновациям», в котором нуждается и Россия. Методологически стороны не проработали свои подходы. Ведь гармонизация связана с простотой доступа на рынки. Кроме того, гармонизация – чрезвычайно затратное дело. Это видно на примере сближения технических регламентов. С какими затратами оно связано, никто не просчитывал. Оптимальной была бы такая гармонизация, при которой обе стороны совместно вносили бы предложения нормо- устанавливающего характера на международном уровне, а потом уже внедряли у себя международный стандарт. Незаинтересованной стороной в этом вопросе являются российские чиновники, так как принятие четких обязательств по внедрению европейских стандартов неизбежно уменьшит коррупцию (которая выступает основным источником их благосостояния) и установит пределы произвольного толкования законов и правил. В противодействии сближению с ЕС у них имеется мощный союзник в лице российских предпринимателей, которые усматривают угрозу своим интересам в движении в сторону Европы.
Необходим рабочий инструмент мониторинга диалогов. С российской стороны ее осуществляет постпредство в Брюсселе. Со своей стороны его ведет Европейская комиссия. Но совместного механизма нет, а он нужен, и он должен использовать научно обоснованные методологии оценки, причем согласованные между партнерами. Ожидать прорыва в отношениях между Россией и ЕС можно будет только тогда, когда удастся накопить критическую массу специалистов, способных и умеющих сотрудничать с обеих сторон.
Стороны по-прежнему демонстрируют разное видение процессов модернизации. ЕС, в свою очередь, видит ее сквозь призму демократизации внутренних процессов. Как справедливо заметил постоянный представитель России при Европейском союзе В. Чижов, в основе должны лежать конкретные проекты, которые бы «в схожей степени отвечали интересам и Евросоюза, и России». «Речь не о том, что одна сторона будет под себя модернизировать другую, а о том, что в современном мире и Россия, и ЕС часто сталкиваются со схожими вызовами по части модернизации». Модернизация в России остается пока элитарным проектом, реализация которого крайне важна для будущего страны, но отнюдь не гарантирована.
Внешнеэкономические связи России носят в настоящее время выраженный евроцентричный характер. На страны ЕС приходится более половины нашего внешнеторгового оборота, они же выступают основными инвесторами в отечественную экономику. Развитию сотрудничества Россия - ЕС благоприятствует целый ряд факторов. Это – их географическая близость, позволяющая быстро и с относительно меньшими затратами осуществлять транспортировку внешнеторговых грузов и передачу информации, поддерживать регулярные деловые контакты между представителями бизнеса. Это – развитая и разветвленная сеть коммуникаций для доставки товаров и пассажиров, дающая возможность использовать как в отдельности, так и в комбинации практически все виды транспорта: железнодорожный, морской, автомобильный, трубопроводный и авиационный. Это – налаженные и прочные связи между предприятиями и фирмами России и стран- членов ЕС, имеющие зачастую длительную историю. Это, наконец, взаимодополняемость экономик, выражающаяся в неодинаковой обеспеченности природными ресурсами и разной степени развития обрабатывающих отраслей промышленности и сферы услуг, что способствует взаимному экономическому обмену. Вполне очевидно, что все названные факторы сохранят свое стимулирующее влияние и в долгосрочной перспективе.
Важной новой предпосылкой для расширения российско-европейских экономических отношений стало присоединение России к ВТО. Это в равной мере относится как к российскому экспорту, который окажется менее подверженным произвольной дискриминации на рынках ЕС, так и к импорту из этой страны. Условиями присоединения России к ВТО предусмотрено, что Россия в течение семилетнего переходного периода проведет снижение импортных пошлин на промышленную и сельскохозяйственную продукцию и либерализует доступ иностранных компаний на рынки некоторых услуг, что удешевит импорт товаров и упростит поставку услуг из стран объединенной Европы. На состояние торгово-экономические отношения России с ЕС будет также влиять продолжающийся процесс глобализации. Его эффект в перспективе, несомненно, проявится в том, что все больше будет углубляться международное разделение труда, прежде всего в форме разделения производственных процессов, особенно в машиностроении, химической, фармацевтической и легкой промышленности. На этой основе сможет стабильно расширяться внутриотраслевой обмен, особенно частями и компонентами. Сохранятся тенденции более динамичного увеличения масштабов международного обмена продукцией технологически сложных отраслей материального производства и относительного сокращения торговли базовыми ресурсами и топливом. Торговля услугами, в том числе создаваемыми интеллектуальным трудом, будет расти заметно быстрее торговли товарами. Можно ожидать также, что интенсификация международного обмена будет сопровождаться дальнейшей либерализацией его норм и правил на многосторонней основе в рамках ВТО. Пока переговоры о дальнейшем снижении барьеров входа на национальные рынки в рамках «Раунда тысячелетия», начатые в Дохе (Катар) в 2001 г., не привели к какому-либо ощутимому прогрессу. Они тормозятся серьезными расхождениями интересов развитых и развивающихся стран, прежде всего в отношении регулирования торговли продуктами сельского хозяйства. Тем не менее, члены ВТО продолжают искать выход из сложившегося положения, и, вполне возможно, смогут прийти к какому-то компромиссу. Все эти процессы в той или иной мере затронут торгово-экономическое сотрудничество России с Евросоюзом17.
В обозримой перспективе торгово-экономические отношения с объединенной Европой сохранят свое важное значение для нашей страны, однако нынешний евроцентризм внешнеэкономических связей России будет постепенно уменьшаться. Это станет следствием укрепления экспортной базы российского восточносибирского региона и создания дополнительных транспортных мощностей на Дальнем Востоке, что будет благоприятствовать опережающему расширению экономического сотрудничества со странами АТР, в первую очередь с Китаем, который приобретает все больший вес в международной торговле. На снижение евроцентризма будет также работать перевод сотрудничества России со странами СНГ, в первую очередь Белоруссией и Украиной, на чисто коммерческие принципы ценообразования на российский газ и подтягивание цен на него до европейского уровня.
Экономика объединенной Европы, по оценкам отечественных специалистов, до конца следующего десятилетия будет расти умеренными темпами – на 2,3% в среднем в 2013-2015 гг. и на 2,6% в 2016-2020 гг. При этом во всех странах ЕС ожидается дальнейшее снижение доли материального производства и, в частности, сельского хозяйства. Прогнозируются модернизация неконкурентоспособных отраслей и выделение наукоемких производств, сопровождаемые закрытием нерентабельных и экологически опасных предприятий. Усилится инновационный вектор развития: в отдельных странах подобным развитием будет охвачено большинство отраслей. Особенно значимыми будут такие его направления, как информационные технологии, реализация устойчивого развития и решение экологических проблем, нанотехнологии и новые материалы и ряд других. В результате нарастающей конкуренции со стороны Китая, Индии, стран ЮВА и Латинской Америки сохранится и даже усилится тенденция вывода традиционных промышленных производств за пределы ЕС. Все это повлечет за собой постепенное изменение структуры экспорта, увеличение в нем доли высокоспециализированной наукоемкой продукции, но одновременно в какой-то мере сократит возможности наращивания зарубежных поставок. Импорт в этих условиях будет увеличиваться медленнее экспорта18.
Отечественная
экономика в следующем
Российское правительство предполагает, что поддержание таких сравнительно высоких темпов роста возможно как за счет развития традиционных отраслей, так и продвижения по пути инновационного развития. С этой целью в стране формируется национальная инновационная система, реформируются академическая и вузовская наука, создаются особые экономические зоны, в том числе технико-внедренческие, образованы инвестиционный фонд и государственно-частная венчурная компания. По расчетам правительства, реализация перечисленных и других мер позволит отраслям промышленности, выпускающим инвестиционную и конечную продукцию, развиваться опережающими темпами. Их доля в объеме производства может увеличиться с 33% в 2012 г. до 43-46% в 2015 году. Высшее руководство страны убеждено в том, что Россия может и должна к 2020 г. войти в число мировых технологических лидеров при условии, что сделает ставку на инновации и реализацию человеческого потенциала. Следуя этой стратегии, наша страна должна максимально эффективно использовать сохранившийся научный и производственный потенциал и на этой основе войти в число ведущих производителей в ядерной энергетике, авиа- и судостроении, производстве космических аппаратов и космических запусках, программном обеспечении и нанотехнологиях. Ожидается, что отечественные предприятия смогут взять в свои руки 8-15% мирового космического рынка и 3-4% рынка товаров, производимых с использованием нанотехнологий, займут второе место на рынке военных кораблей, доведя свою долю на нем до 20%, увеличат экспорт атомного оборудования до 7-10 млрд. долл. в год, смогут производить 10% всей выпускаемой в мире авиатехники. Структурные сдвиги в промышленности и опережающее развитие высокотехнологичных производств в случае успешного выполнения намечаемых планов могут стать важными предпосылками для роста отечественной внешней торговли, определенной диверсификации экспорта и оптимизации импорта. По прогнозу Минэкономразвития, российский экспорт в 2013 г. может превысить уровень 2012 г. на 25%, а импорт – увеличиться в 2 раза19.
Экономические отношения России с объединенной Европой в будущем могут, на наш взгляд, развиваться в русле двух сценариев, которые можно условно обозначить как благоприятный и неблагоприятный. Разумеется, на практике ни тот, ни другой не будут реализованы в чистом виде, скорее всего, будет иметь место какая-то их комбинация. Это обусловлено тем, что внутренние и внешние факторы, способствующие либо противодействующие развитию российско-европейского сотрудничества, весьма изменчивы и многообразны, в связи с чем чрезвычайно сложно спрогнозировать, какое влияние в длительной перспективе будет оказывать на торгово-экономические отношения тот или иной из них, а тем более оценить их комплексное воздействие. Вряд ли кто-либо сейчас может достоверно определить, допустим, возможный тренд даже одного из этих факторов – мировых цен на нефть, от которых во многом будет зависеть развитие мировой экономики, международной торговли и трансграничного перелива капитала.
Благоприятный сценарий развития российско-европейских экономических связей будет иметь место в том случае, если количественные и качественные параметры экономического роста обеих стран будут укладываться в очерченные выше или максимально близкие к ним рамки. При этом сценарии динамика товарообмена между Россией и ЕС в среднесрочной и более отдаленной перспективе окажется сравнительно высокой, но она вряд ли будет столь же стремительной, как в начале века, когда в на протяжении семи лет, по данным таможенной статистики, наш экспорт увеличивался в среднем на 28% ежегодно, а импорт – на 32%. Скорее всего, темпы прироста экспорта и импорта окажутся на уровне, который прогнозирует Минэкономразвития в отношении всей внешней торговли в период до 2015 г. (экспорт – 5,8%, импорт – 19%). Российский экспорт, в котором в среднесрочной перспективе доминирующими останутся топливно-энергетические товары и полуфабрикаты, в условиях умеренного роста экономики стран ЕС будет сталкиваться с ограниченным увеличением спроса на ресурсы на их рынках. Определенные ограничения имеются и у самой России. Во-первых, следует ожидать увеличения внутреннего потребления ресурсов. Так, по прогнозу Минпрома, к концу десятилетия следует ждать оживления в металлоемких отраслях машиностроения, а в последующие пять лет – высокотехнологичного машиностроения. Вырастут потребности в металле у железнодорожного транспорта, который сталкивается с необходимостью замены изношенных на 70% рельс. При быстром росте в строительстве металл будет нужен и промышленности стройматериалов. Дальнейшая реализация задач по наращиванию сельскохозяйственного производства может привести к росту спроса на удобрения со стороны аграрного сектора. Что касается энергоресурсов, то помимо увеличения внутреннего потребления в роли ограничителя экспорта будет выступать сложность поддержания в российском энергетическом секторе высоких темпов роста добычи в долгосрочной перспективе. Темпы прироста добычи энергоресурсов в стране в последние годы падают: по нефти они снизились с 10,8% в 2007 г. до 2,1% в 2012 г., а по газу на смену приросту в 4,2% в 2007 г. в 2012 г. пришло падение добычи на 0,8%. Подсчеты показывают, что намечаемых на перспективу приростов может оказаться недостаточно для удовлетворения прогнозируемого внешнего спроса. Все это обещает снижение удельного веса традиционных товаров в отечественном экспорте в объединенную Европу. Вместе с тем в условиях, когда в ЕС в целом взят курс на всемерное использование нетрадиционных источников энергии, вполне вероятным представляется развитие нового направления сотрудничества – выход на европейский рынок российских производителей биоэтанола и биодизеля. Об имеющихся планах начать поставки в Европу либо сырья, либо самого биотоплива официально объявил Минсельхоз России.
Параллельно со снижением доли в экспорте топливно-энергетических товаров и полуфабрикатов постепенно могут начать расти поставки из России готовой продукции, чему будут способствовать включение российских предприятий в международное разделение производственных процессов, в том числе в рамках европейских ТНК, и обмен капиталом между странами в форме прямых инвестиций. В структуре отечественного экспорта и импорта более заметной может стать доля продукции внутриотраслевого обмена – узлов, деталей и комплектующих. Однако выход на рынки наукоемких товаров ЕС наших государственных корпораций, которым отводится роль локомотивов в сфере высокотехнологичного производства, окажется затрудненным даже в случае их успешной деятельности. Очевидно, что военная продукция государственных корпораций на этих рынках никак не будет востребована, поскольку страны НАТО оснащают армии только системами вооружений, производимыми в странах альянса, а для проникновения на рынки товаров, производящихся с использованием нанотехнологий, потребуется преодолевать чрезвычайно жесткую конкуренцию со стороны местных производителей. Можно ожидать также расширения спектра поставляемых в европейские страны услуг и быстрого роста объема поставок некоторых из них, в частности, компьютерных, информационно-коммуникационных и финансовых. Модернизация и расширение трансконтинентальных коммуникаций за счет налаживания в этой сфере государственно-частного партнерства могут позволить увеличить отечественный экспорт в транспортных услуг, прежде всего услуг по транзиту грузов на направлениях «восток-запад» и «север-юг», в том числе и наиболее выгодных контейнерных отправок. Пока возможности отечественной транспортной инфраструктуры в реализации потенциала, связанного с преимуществами географического положения России как своеобразного моста меду Европой и Азией, используются слабо. Судя по материалам печати, потенциальных грузоотправителей отпугивают от перевозок через Россию организационные неурядицы, низкая ответственность отечественных транспортников за сохранность грузов и склонность наших экспедиторов к требованиям дополнительных выплат сверх устанавливаемых договорами тарифов. Устранение этих негативных факторов не потребует значительных затрат и отвечает интересам государства и бизнеса. Что касается импорта из ЕС, то для европейских фирм российский рынок по-прежнему останется весьма привлекательным в силу его растущей емкости и менее острой конкуренции на нем по сравнению с рынками развитых стран. Для России, намеревающейся модернизировать свою экономику, импорт из Европы останется весьма важным инструментом повышения технологического уровня отраслей и секторов материального производства и сферы услуг, тем более с учетом того, что в целом наукоемкость экспорта ведущих стран ЕС, вероятно, повысится. Создание крупнейшими мировыми автомобильными концернами, в том числе германским Volkswagen и французским Renault своих сборочных производств в России, скорее всего, приведет к сокращению импорта из Европы готовых легковых автомобилей и увеличению объемов поставок автокомпонентов. Изменения в содержании взаимодействия, сопровождаемые повышением конкурентоспособности отечественных обрабатывающих производств, могут стать импульсом для налаживания интеграционных форм сотрудничества20.