Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 11:27, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение управления персоналом в условиях кризиса, причин возникновения кризисных ситуаций.
Зада
Рассмотреть теоретические подходы к проблеме управления персоналом в условиях кризиса;
Раскрыть современные формы, методы и принципы управления персоналом в условиях кризиса.
Введение 3
1. Управление персоналом предприятия в кризисных ситуациях. 5
1.1. Современное состояние работы с персоналом на российских предприятиях. 5
1.1.1. Кадровые службы предприятий в России. 7
1.1.2. Организационные структуры управления персоналом. 17
1.1.3. Кадровые проблемы российских предприятий. 22
1.2. Управление персоналом в кризисной ситуации. 26
1.2.1. Кадровая политика и способы управления персоналом. 27
1.2.2. Управление организационными изменениями в условиях кризиса.
36
2.Совершенствование состава и структуры персонала. 47
2.1.Найм персонала в условиях кризиса. 50
2.2.Адоптация персонала к новым условиям. 53
3.Проблемы стимулирования работников в условиях кризиса. 54
Заключение. 56
Библиография. 58
2. Качество подготовки
и переподготовки персонала.
3. Размер доходов и
заработной платы. Результаты
проведенного анализа
4. Состояние трудовых
отношений и социального климат
Положительно воздействует на уровень социально-трудовых отношений систематическое обновление производства, совершенствование организации труда и управления, т.е. систематизация организационных изменений на предприятии.
Еще один позитивный фактор — повышение качества экономической деятельности предприятий на базе собственных средств с максимальным сокращением бартерных обменов и зачетов.
Как мы видим, кризисные ситуации на предприятии во многом определяются низким уровнем системы руководства, явным его несоответствием задачам выживания и развития.
Предприятиям приходится работать в условиях нестабильности внешней среды. Снять эту неопределенность, имеющую системный характер, руководителям не под силу, но возможно ее частичное преодоление. В такой обстановке наиболее эффективными, как показывает практика, являются так называемые сценарные методы.
Суть этих методов состоит в формировании многовариантного набора альтернативных действий в различных ситуациях, в которых в будущем может оказаться предприятие, и построении новых стратегий его развития. Анализ практики работы ряда консалтинговых российских компаний показывает, что в настоящее время участились заказы на разработку новой идеологии фирмы с полной трансформацией (смена формы собственности, изменение круга партнеров, поставщиков, покупателей) и формированием новой организационной структуры, что очень важно для выживания любого предприятия в существующих условиях.
Практика акционирования создала ситуацию, когда нежизнеспособными оказались организации, работающие по принципу «сверху вниз», что предполагает наличие приказов и распоряжений, с одной стороны, подчинение и исполнение — с другой. Сегодня единственно возможный принцип деятельности предприятия — согласование интересов всех участников процесса ее работы. Нередко встречаются руководители, которых воспитали командирами и которые ведут себя как генералы на плацу. Такого стиля управления можно было придерживаться, пока не появились внешние акционеры, на которых руководитель не в состоянии влиять посредством каких-либо санкций или давления. Сегодня он вынужден считаться с ними, ориентироваться на их интересы, если хочет держать ситуацию под контролем. Внешние акционеры нередко задают на собраниях неудобные вопросы, и руководитель всегда должен быть готов дать на них ответ. Поэтому часто приглашают консультантов, чтобы помочь выработать стратегию, устраивающую все стороны, включенные в процесс работы предприятия.
Разрешение
Тормозит преобразование и отсутствие на предприятиях управленческой команды. В рамках централизованной плановой экономики необходимости в ней не было, поскольку достаточно было выполнять распоряжения первого лица. До сих пор многие руководители полагают, что управленческая команда — это круг их непосредственных подчиненных, которые точно транслируют руководящие импульсы на всю организацию. Дееспособность такой управленческой команды, конечно, низка. Настоящая команда должна состоять из профессионалов, знакомых с теорией и практикой управленческого консультирования. Западные (а в последнее время и российские) консультационные фирмы рекомендуют инвесторам вкладывать деньги только в те предприятия; на которых такая команда имеется.
Следующая кадровая проблема, характерная для режима антикризисного управления предприятием,— управление изменениями. Как правило, толчком к изменениям либо их следствием являются кризисные ситуации, а в процессе деятельности любой организации возникает нескончаемый поток разнообразных изменений. Очевидно также, что предприятия для выживания на рынке и сохранения конкурентоспособности должны сами время от времени вносить изменения в свою хозяйственную деятельность. Более того, потребность в изменениях стала возникать столь часто, что их влияние на жизненный цикл предприятия уже не рассматривается как исключительное явление, поэтому в практике и научных исследованиях все больше внимания уделяется анализу методов и организационных возможностей управления изменениями (менеджменту изменений). Менеджмент изменений занимается специфическими вопросами управления предприятием, включая организационные, кадровые, коммуникационные и информационные.
На организацию, стоящую перед необходимостью изменений, большое влияние оказывают производственные и кадровые факторы. Среди последних наиболее важное значение имеют, например, психологические способности восприятия изменений членами организации, личные амбиции, возможности профессионального развития, готовность к кооперации.
Под организационным
развитием подразумевается
Расширенная концепция
организационного развития предполагает
как структурный, так и кадровый
подход. В рамках структурного подхода
делается попытка с помощью изменений
и организационном
Успешное применение того или иного метода существенно зависит от мероприятий в области кадрового менеджмента. Наряду с мерами по сохранению определенного уровня занятости нельзя игнорировать и дифференцированные концепции сокращения численности персонала. Руководители программы перемен должны решать проблемы занятости, не нанося морального ущерба увольняемым и стремясь обеспечить их использование на рынке труда. Цель управления изменениями не в сокращении персонала, а в раскрытии и реализации его потенциала для повышения конкурентоспособности предприятия.
Если для экономики России управление в кризисной ситуации — относительно новая задача, то для стран с развитыми рыночными отношениями решение данной проблемы уже найдено. Отличительной чертой антикризисного управления на Западе является более углубленное изучение причин кризиса. Так, М. Армстронг пишет: «В управлении могут произойти кризисы любого сорта: перемещение должностных лиц, нечестный управляющий, переход главных сотрудников организации в конкурирующую фирму и т.д. Этот перечень может быть продолжен».
Каждый кризис — уникальное
событие, а эффективное управление
требует учета как
1. Дать понять всем,
что руководитель
2. Подобрать команду
для работы в кризисной
3. Не терять хладнокровие,
не впадать в панику, не реагировать
слишком бурно, не терять
4. Специально замедлять шаг, дабы персонал думал, что все находится под контролем руководителя и идет по намеченному плану.
Итак, это рекомендации
руководителю, хотя они могут пригодиться
и менеджерам и позволят избежать
паники среди сотрудников и
2. Совершенствование состава и структуры персонала
Составной частью любой антикризисной
программы является совершенствование
структуры персонала в целях обеспечения
ее соответствия текущим и стратегическим
потребностям организации, а также совершенствование
состава персонала: оптимизация численности,
достижение высокой квалификации и «поливалентности»
большинства работников. Мероприятия
по совершенствованию состава и структуры
персонала составляют важнейшее содержание
современных систем управления трудом
и осуществляются непрерывно. Для этого
на предприятии ведется кадровое прогнозирование
и планирование, производится наем, движение
и высвобождение кадров, создается система
ротации, реализуются программы развития
персонала и т.п.
Предприятие, находящееся в условиях кризиса
как правило, не располагает достаточным
запасом времени для поэтапного, эволюционного
совершенствования характеристик персонала.
Ему необходимо в сжатые сроки добиться
качественно иного состояния структуры
персонала, в большинстве случаев на фоне
необходимости резкого сокращения численности
сотрудников. Мероприятия по совершенствованию
состава и структуры персонально нужно
детально планировать. Первым этапом такого
планирования должен стать анализ имеющегося
кадрового потенциала. Важным элементом
оценки кадрового потенциала является
проверка уровня компетентности руководящих
сотрудников. Оцениваются не только их
профессиональные знания и практический
опыт работы в экстремальных ситуациях,
организаторские способности, навыки
работы в команде, но и инновационный опыт.
Одним из критериев оценки руководителей
служит результативность (уровень рентабельности)
подразделений, находящихся под их руководством.
Следующим этапом планирования должны
стать анализ и конструирование рабочих
мест, проводимых с учетом имеющихся планов
развития предприятия. Проведение такого
анализа позволит:· рационально перераспределить
функции как в масштабах всего предприятия,
как и внутри подразделений;· определить
потребную численность работников, достаточную
для того, чтобы после реорганизации выполнить
намеченные планы;· выявить и упразднить
нерациональные подразделения, определить
пути оптимизации организационной структуры;·
ликвидировать дублирование работ;· определить
режим работы, целесообразный для данного
подразделения, для данного рабочего места;·
конкретизировать профессионально-
Затем производится классификация рабочих
мест и их типизация по совокупности выполняемых
операций.При планировании мероприятий
по высвобождению персонала необходимо
просчитать их экономические и социальные
последствия, степень их ответственности
долговременной стратегии развития организации.
На многих российских предприятиях в настоящее
время администрация создает возможность
маневра численностью персонала на случай
сезонных колебаний или кризисных явлений
за счет создания так называемой «буферной
группы», то есть работников, работающих
по срочным трудовым контрактам. В случае
необходимости именно за их счет с минимальными
экономическими потерями сокращается
численность персонала. Большой резерв
в плане маневра численностью представляют
и работающие пенсионеры, чья доля в структуре
персонала российских предприятий постоянно
увеличивается.
В случае
,если шансов на улучшение ситуации в ближайшей
перспективе не предвидится и массовое
высвобождение работников становится
неизбежным. необходимо очень тщательно
разработать процедуры такого высвобождения
и провести их корректно как с правовой
точки зрения, так и сточки зрения социально-экономической
эффективности для предприятия.
Российским
трудовым законодательством высвобождение
работников по инициативе работодателя
достаточно четко регламентировано. Оно
допускается при ликвидации либо организации,
сокращении численности или штата сотрудников.
Мероприятия по высвобождению персонала
довольно дороги, поскольку законодательством
предусмотрены компенсации и другие льготы
высвобождаемым работникам. При реорганизации
или ликвидации предприятия работникам
выплачивается выходное пособие и на период
трудоустройства, но не более чем на три
месяца, за работниками по прежнему месту
сохраняется средняя заработная плата.Мероприятия
по высвобождению персонала могут быть
эффективными с экономической точки зрения
только в том случае, если персонал сокращается
на тех местах, где ощущается его избыток.
Весьма важным представляется проведение
администрацией предприятия предварительной
разъяснительной работы по обоснованию
необходимости предстоящего сокращения
персонала, а также его целей и принципов.
Чтобы снизить уровень стресса работников,
массовое высвобождение персонала целесообразно
проводит в один этап, не травмируя сотрудников
многократно.
Увольнение
работников необходимо проводить в «щадящем»
режиме, давая им возможность для поиска
новой работы, выплачивая повышенную,
по сравнению с требованиями Закона компенсацию,
организовывая занятия по профориентации
высвобождаемых сотрудников, помогая
им в трудоустройстве. Подобные мероприятия
не только позволяют организации сохранить
хорошие отношения с его бывшими сотрудниками,
но и чрезвычайно благоприятно сказываются
на внешнем имидже фирмы,на повышении
лояльности к организации оставшегося
персонала, его мобилизационных возможностей
для решения задач выхода из кризиса.
2.1. Наем персонала в условиях
кризиса
Процессы сокращения численности
персонала, проводимые в рамках антикризисных
программ, не означают прекращение
найма работников. Задача совершенствования
качественных параметров персонала зачастую
неразрешима без притока новых квалифицированных
работников, особенно в жизненно важные
и приоритетные для предприятия области
деятельности.
«Лет пять-шесть назад
было очень распространено мнение,
что российский рынок труда уже насыщен экспортами,
что он вошел в переходную фазу, и теперь
компании будут нанимать только местный
персонал. Сегодня мы видим, что такие
прогнозы не подтвердились - работодатели
продолжают приглашать в Россию массу
иностранцев», - размышляет немец Томас
Фасбендер, живущий и работающий в Москве
владелец и основатель компании по обслуживанию
автопарков Carpool.
Однако принципы подбора кадров в условиях
кризиса на предприятии несколько видоизменяются.
Часть руководителей должна быть заменена
кандидатами «извне», это связано с необходимостью
основательной ломки имеющихся стереотипов
деятельности того или иного подразделения,
не соответствующих целям организации,
борьбой с семейственностью. Так, например,
в Германии, при проведении санации предприятия,
смена менеджеров, особенно занимающих
ведущую роль в органах управления, считается
обязательной. Считается, что старые управленческие
структуры не в состоянии осознать ошибочность
проводимого курса и радикально изменить
его.
Впрочем, приглашение иностранного специалиста не панацея. Здесь работодателя подстерегает немало опасностей. «Чтобы экспорт был эффективным, он должен не только знать русский язык и понимать российскую действительность, но и быть гораздо более профессиональным и компетентным, чем сегодняшние российские менеджеры», - подчеркивает Ирина Пашинкина. Иначе иностранец не окупается. Риск же купить задорого посредственного сотрудника есть всегда. «Соотнести опыт иностранного работника с требованиями нашего рынка трудно. За экспорта очень легко переплатить, а купить хорошего экспорта сложно», - говорит Павел Безручко.
Начав поиски иностранца, всегда надо помнить, что, может быть, компания просто недостаточно хорошо искала российского специалиста. Вот недавний пример из практики агентства «Контакт». Краснодарский комбайновый завод, принадлежащий немецкой фирме, изначально искал на позицию финдиректора немецкого специалиста. Но, как рассказывает Ольга Сабинина, проискав в течение двух месяцев немца, который отвечал бы профессиональным требованиям и хотел бы поехать в Краснодар, они с радостью взяли русского, который, кстати, победил в отборочном конкурсе среди многих кандидатов.
Информация о работе Управление персоналом на предприятии находящимся в кризисе