Подведомственность дел арбитражному суду

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 12:39, лекция

Краткое описание

Подведомственность или предметная компетенция - круг дел, отнесенных федеральным законом к рассмотрению и разрешению системы арбитражных судов. Общие правила о подведомственности дел арбитражному суду установлены ст. 27 АПК РФ, согласно которой арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. В зависимости от того, относит ли закон разрешение определенной категории дел к ведению исключительно каких-либо одних органов или нескольких различных органов, подведомственность подразделяется на специальную и множественную.

Вложенные файлы: 1 файл

Семинар Арб проц вост.docx

— 124.24 Кб (Скачать файл)

Таким же образом  разграничивается подведомственность между органами по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и судами. При наличии  бесспорности права такая регистрация  производится учреждением юстиции, а при возникновении спора  – на основании решения суда (п. 3 ст. 165 ГК РФ).

Четвертый критерий также определен В.В. Ярковым  – это наличие договора между сторонами спора. С помощью этого критерия разграничивается подведомственность между государственными органами судебной власти и третейскими судами, а также при определении сторонами нотариальной формы для совершения соответствующего юридического действия, когда для него законом не установлена обязательная нотариальная форма.

Следующие критерии: характер правового акта (носит ли он нормативный или ненормативный характер) и орган, которым принят правовой акт (имеется в виду вся иерархия и структура органов государственной власти и органов местного самоуправления) – используются при разграничении подведомственности дел об оспаривании актов государственных органов и органов местного самоуправления.

Например, при  разграничении подведомственности дел по оспариванию правовых актов  нормативного характера в качестве одного из критериев выступает уровень  правового акта нормативного характера. Так, Конституционному суду РФ подведомственны  дела о соответствии Конституции  РФ нормативных актов, перечисленных  в ст. 125 Конституции РФ; конституционным (уставным) судам субъектов РФ –  перечисленные в ст. 27 федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»; арбитражным  судам – только по заявлениям организаций  и граждан, имеющих статус индивидуальных предпринимателей, в отношении нормативных актов, затрагивающих их права в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, и только при наличии специального указания в федеральном законе (ст. 29 АПК РФ).

Согласно  положениям ст. 245 ГПК РФ суды не вправе рассматривать и разрешать дела, возникающие из публичных правоотношений, в том числе по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании полностью или в части нормативных правовых актов, в случаях, когда федеральным законом их рассмотрение прямо отнесено к ведению арбитражных судов. Такие случаи установлены, например, абз. 1 п. 2 ст. 138 НК РФ, п. 4 ст. 5 ТК РФ, ст. 36 ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров», ст. 7.1 ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», ст. 23 ФЗ «О защите конкуренции».

Судам общей  юрисдикции подведомственны дела об оспаривании нормативных правовых актов независимо от того, физическое или юридическое лицо обращается в суд, а также какие правоотношения регулирует оспариваемый нормативный  правовой акт (п. 11 постановления Пленума Верховного суда РФ от 20 января 2003 г. № 2 «О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации»). Поэтому в любом случае, если нормативный акт не может быть оспорен в Конституционный суд РФ, конституционный (уставный) суд субъекта РФ, арбитражный суд, его проверка на предмет соответствия Конституции РФ и федеральным законам подведомственна судам общей юрисдикции. 

 

 

2. Подведомственность дел с участием  юридических лиц судами общей  юрисдикции.

В ст. 22 ГПК  содержатся общие положения, касающиеся подведомственности гражданских дел  судам. Подведомственность в широком  смысле означает отнесение вопроса  или спора на рассмотрение и разрешение того или иного компетентного  органа, в том числе и суда.

В соответствии со ст. 22 ГПК суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают:

  1. исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений. Таким образом, судам общей юрисдикции подведомствен широкий круг вопросов, рассматриваемых и разрешаемых в порядке искового судопроизводства;
  2. дела по указанным в ст. 122 ГПК требованиям, разрешаемые в порядке приказного производства:

- требование  основано на нотариально удостоверенной  сделке;

- требование  основано на сделке, совершенной  в простой письменной форме;

- требование  основано на совершенном нотариусом  протесте векселя в неплатеже,  неакцепте и недатировании акцепта;

- заявлено  требование о взыскании алиментов  на несовершеннолетних детей,  не связанное с установлением  отцовства, оспариванием отцовства  (материнства) или необходимостью  привлечения других заинтересованных  лиц;

- заявлено  требование о взыскании с граждан  недоимок по налогам, сборам  и другим обязательным платежам;

- заявлено  требование о взыскании начисленных,  но не выплаченных работнику  заработной платы, сумм оплаты  отпуска, выплат при увольнении  и (или) иных сумм, начисленных  работнику;

- заявлено  территориальным органом федерального  органа исполнительной власти  по обеспечению установленного  порядка деятельности судов и  исполнению судебных актов и  актов других органов требование  о взыскании расходов, произведенных  в связи с розыском ответчика,  или должника, или ребенка, отобранного  у должника по решению суда;

- заявлено  требование о взыскании начисленной,  но не выплаченной денежной  компенсации за нарушение работодателем  установленного срока соответственно  выплаты заработной платы, оплаты  отпуска, выплат при увольнении  и (или) других выплат, причитающихся  работнику;

  1. дела, возникающие из публичных правоотношений и указанные в ст. 245 ГПК:

- по заявлениям граждан,  организаций, прокурора об оспаривании  нормативных правовых актов полностью  или в части, если рассмотрение  этих заявлений не отнесено  федеральным законом к компетенции  иных судов;

- по заявлениям об  оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной  власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных  и муниципальных служащих;

- по заявлениям  о защите избирательных прав  или права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации;

- по заявлениям  о временном размещении иностранного  гражданина или лица без гражданства,  подлежащих передаче Российской  Федерацией иностранному государству  в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, либо принимаемого Российской Федерацией иностранного гражданина или лица без гражданства, переданных иностранным государством Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, но не имеющих законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации (далее - иностранный гражданин, подлежащий реадмиссии), в предназначенном для этого специальном учреждении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции (далее - специальное учреждение);

- по заявлениям  об установлении, о продлении,  досрочном прекращении административного  надзора, а также о частичной  отмене или дополнении ранее  установленных поднадзорному лицу  административных ограничений;

- иные дела, возникающие из публичных правоотношений  и отнесенные федеральным законом  к ведению суда;

  1. дела особого производства, указанные в ст. 262 ГПК:

- об установлении  фактов, имеющих юридическое значение;

- об усыновлении  (удочерении) ребенка;

- о признании  гражданина безвестно отсутствующим  или об объявлении гражданина  умершим;

- об ограничении  дееспособности гражданина, о признании  гражданина недееспособным, об ограничении  или о лишении несовершеннолетнего  в возрасте от четырнадцати  до восемнадцати лет права  самостоятельно распоряжаться своими  доходами;

- об объявлении  несовершеннолетнего полностью  дееспособным (эмансипации);

- о признании  движимой вещи бесхозяйной и  признании права муниципальной  собственности на бесхозяйную  недвижимую вещь;

- о восстановлении  прав по утраченным ценным  бумагам на предъявителя или  ордерным ценным бумагам (вызывное  производство);

- о принудительной  госпитализации гражданина в  психиатрический стационар и  принудительном психиатрическом  освидетельствовании;

- о внесении  исправлений или изменений в  записи актов гражданского состояния;

- по заявлениям  о совершенных нотариальных действиях  или об отказе в их совершении;

- по заявлениям  о восстановлении утраченного  судебного производства.

- другие  дела согласно ФЗ;

  1. дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов;
  2. дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений;
  3. дела с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций, организаций с иностранными инвестициями, международных организаций.

Все вышеперечисленные  категории дел суды рассматривают  и разрешают при условии, что  в них отсутствуют экономические  споры. Кроме того, судам общей  юрисдикции не подведомственны дела, прямо отнесенные ФКЗ или ФЗ к  подведомственности арбитражных судов. Так, ст. 33 АПК содержит перечень дел, которые подведомственны только арбитражным судам (так называемые дела специальной подведомственности).

 

 

 

 

 

 

 

 

3. «Специальная» подведомственность  дел с участием граждан, не  обладающих статусом предпринимателя  арбитражным судам по АПК 2002 года. Проведите сравнительный анализ  АПК 2002 г. и АПК 1995 г.

 

В статье 22 АПК  приводится перечень дел "исключительной" подведомственности арбитражного суда. АПК РФ называет их делами "специальной  подведомственности".

Необходимость прямого указания категорий таких  дел в федеральном законе (в  частности, в рассматриваемой статье АПК РФ) связана с тем, что общие  критерии определения подведомственности дел арбитражному суду - характер спорного правоотношения и субъектный состав участников дела (ч. ч. 1, 2 ст. 27 АПК РФ) - неприменимы. Однако по своей сути такие дела связаны с экономической  деятельностью основного участника  дела, права и обязанности которого непосредственно затрагиваются  судебным актом по делу. Часть 2 комментируемой статьи прямо оговаривает, что указанные  в ч. 1 данной статьи дела подлежат рассмотрению в арбитражном суде независимо от субъектного состава их участников - являются ли участниками дела юридические  лица или индивидуальные предприниматели  либо в число таких участников входят граждане, не обладающие статусом индивидуального предпринимателя.

Пленум ВАС  РФ (п. 5 Постановления от 9 декабря 2002 г. N 11) обратил внимание на то, что дела, предусмотренные ст. 33 АПК РФ, подлежат рассмотрению в арбитражных судах независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возник спор или требование, юридические лица, индивидуальные предприниматели или иные организации и граждане. В том числе подлежат рассмотрению в арбитражных судах:

- дела о несостоятельности (банкротстве),

- споры о создании, реорганизации и ликвидации организаций,

- споры об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей,

- споры между акционером и акционерным обществом, участниками иных хозяйственных товариществ и обществ, вытекающие из деятельности хозяйственных товариществ и обществ (за исключением трудовых споров), а также

- дела о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и другие дела, возникающие при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Под исключительной (специальной) подведомственностью  арбитражного суда следует понимать отнесение федеральным законом  дела определенной категории к ведению  исключительно арбитражного суда. Никаким  иным юрисдикционным органам, в том  числе судам общей юрисдикции, такие дела неподведомственны.

 

При сравнении  с АПК 1995 г. можно обозначить, что  значительное количество гражданских  дел, ранее подведомственных судам  общей юрисдикции, передано в подведомственность арбитражных судов. В результате граждане, не являющиеся индивидуальными  предпринимателями, которые ранее  имели право обратиться в районные суды общей юрисдикции, теперь должны будут по таким делам обращаться за защитой своих прав в арбитражные  суды, находящиеся в республиканских, краевых, областных центрах.

Новое с введением  АПК 2002 года:

1. В части "дел о защите деловой репутации" (1995 г. это деоа "о защите чести, достоинства и деловой репутации"):

а) статья 33, с учетом практики применения АПК 1995 г., конкретизирует положения о подведомственности указанных дел: устанавливает, что  арбитражным судам подведомственны  дела о защите деловой репутации (а не чести и достоинства), если деловая репутация затронута  в сфере предпринимательской  и иной экономической деятельности истца - юридического лица или индивидуального  предпринимателя.      

 Дела  о защите деловой репутации  юридических лиц, государственных  и иных органов, а также организаций,  не имеющих статуса юридического  лица, не в сфере их предпринимательской  и иной экономической деятельности, подведомственны судам общей  юрисдикции.      

Информация о работе Подведомственность дел арбитражному суду