Архитектура Киевской Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 20:37, реферат

Краткое описание

Владимир крестился. Получив в крещении имя Василий, князь соорудил на том месте, где стоял Перун-языческий идол, деревянную церковь св. Василия и призвал искусных зодчих из Константинополя для строительства каменного» храма во имя Богоматери (989-996). Церковь прозвали Десятинною, поскольку на её возведение была выделена десятина, т. е. десятая часть княжеских доходов.

Содержание

1. Архитектура Киевской Руси………………………………………...3
2. Архитектура в период феодальной раздробленности……………..5
3. Архитектура Владимиро-Суздальского княжества………………..7
4. Архитектура Новгорода и Пскова…………………………………...10
Литература……………………………………………………………….14

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат архитектура.docx

— 178.42 Кб (Скачать файл)

Два раза в год, 21 марта  и 21 сентября, в 5 часов 58 минут луч  солнца пересекает линию, находящуюся  в 65 м от входа в храм и освещает левое плечо Амона-Ра и Рамсеса II. Через несколько минут луч  перемещается и освещает Хармакиса, а через 20 минут свет исчезает. Примечательн факт, что свет никогда не падает на Птаха – бога тьмы.

Фиванские мастера широко привлекались Рамсесом II, как и его отцом, для работ по всей стране. Фиванский зодчий Маи строил храм в Гелиополе, другой фиванец – Аменеминт – храм Птаха в Мемфисе. Фиванские же скульпторы были создателями и рельефов в храме Сети I в Абидосе. Но и деятельность северных художественных школ, особенно Мемфиса и Таниса, расширилась по сравнению с периодом XVIII династии.

Рамсес II превратил Танис в свою фактическую столицу; новая роль города – «Дома Рамсеса» – породила бурную строительную деятельность. Для перестройки старых храмов Таниса и сооружения новых требовалось огромное количество каменных плит, колонн, статуй, обелисков, и при этом так срочно, что изготовить это все заново было невозможно. По приказу царя наряду со спешными работами в каменоломнях были широко использованы и части древних зданий, снесенных как в самом Танисе, так и в ряде городов и некрополей северного Египта. Облик «Дома Рамсеса» вскоре настолько изменился, что о его красоте и богатстве стали слагать стихи. Полностью воссоздать архитектуру Таниса времен Рамсеса II невозможно, так как здания, построенные им здесь, постигла та же участь, которой сам Рамсес подверг здания своих предшественников. Однако все же можно установить, что главной чертой стиля танисских храмов было стремление к гигантским масштабам и пышной монументальности.

Главный храм занимал территорию в 250 м длиной и 80 м шириной. Перед  первым пилоном стояли два обелиска высотой в 13,5 м, перед вторым –  также два обелиска, но уже в 18 м высотой. Двор за вторым пилоном  был вымощен плитами черного  базальта; здесь стояли четыре обелиска, из которых два были высотой 14,5 м и два почти17 м, и ряд крупных скульптур, в том числе четыре статуи Рамсеса II из красного песчаника высотой в 8 м. В гипостиле средний неф был выше других, но колонны во всех проходах имели пальмовидные капители различались только величиной (11 м и 7 м).

Около 1050 г. произошло разделение Египта на две части – северную, под управлением номархов Таниса, и южную со столицей в Фивах. Создавшаяся обстановка пагубно отразилась на развитии искусства. Крупное строительство прекратилось после смерти второго фараона XX династии, Рамсеса III, при котором все же был еще построен храм Хонсу в Карнаке и монументальный заупокойный храмс дворцом в Мединет-Абу, на западе Фив. В дальнейшем в течение долгих лет не было никаких крупных построек. Даже гробницы царей резко уменьшились в размерах.

ИСКУССТВО ПОЗДНЕГО ВРЕМЕНИ

( 11 в. – 332 г. до н.  э. )

Войны, которые вели фараоны  Нового царства, помогая обогащению царей, храмов и знати, истощали Египет и задерживали развитие его производительных сил. В течение первого тысячелетия  до н. э. происходили восстания крестьян, наряду с непрерывной борьбой  различных групп внутри знати  и жречества. Начиная с 11 в. до н. э. Египетское государство распалось на ряд отдельных царств, временами объединявшихся в единое, но недолговечное государство.

В течение 11 и половины 10 в. до н. э. севером Египта правили фараоны так называемой XXI династии, сохранившие своей столицей Танис и находившиеся в родстве с фиванскими жрецами Амона, управлявшими югом страны. В середине 10 в. произошло объединение Египта под властью ливийской (XXII) династии. В конце 8 в. Египет был покорен нубийским царем Пианхи. Однако владычество эфиопов в Египте не было долгим, так как последнему угрожал новый, сильнейший завоеватель – Ассирия. Борьбу против Ассирии возглавили правители западной дельты, которые в союзе с греческими городами, Малой Азией и Лидией изгнали ассирийцев, объединив под своей властью весь Египет и образовав XXVI династию со столицей в Саисе.

Египетское искусство 11 – 8 вв. до н. э. представляло собой сложную картину. Во времена длительных распадов государства не велось никакого крупного строительства. Последнее возобновлялось лишь в недолгие периоды укрепления страны при ее объединениях. Именно в такие периоды были произведены последние крупные доплнения Карнака – строительство еще одного двора с портиками и гигантским пилоном высотой в 43,5 м, шириной в 113 м и толщиной в 15 м. Проход посередине двора был оформлен в виде монументальной колоннады с капителями в форме открытых цветов папируса. Превосходя по масштабам предшествующие сооружения Карнака, эти памятники не внесли ничего нового в египетскую архитектуру. Не добавили ничего существенного в ее развитие и царские гробницы этого периода. Найденные в Танисе гробницы фараонов XXI династии, представляли собой небольшие склепы, устроенные рядом с храмом прямо в песке и сложенные из каменных плит. Фараоны-эфиопы хоронились в столице Нубии, Напате; их гробницы имели форму небольших построенных из кирпича пирамид, отличающихся от египетских более крутым профилем.

Строительство, вновь развернувшееся во время правления саисского фараона Псамтика I, было сосредоточено преимущественно в новой столице, Саисе, где был заново сооружен большой храм главной богине Саиса – Нейт, в котором устраивались теперь и царские погребения. Но эти постройки не сохранились. О масштабах и высоком качестве убранства этого храма свидетельствует уцелевший гигантский наос из цельного куска гранита высотой около 25 м и весом в 300 тонн, с великолепно отполированной поверхностью.

Значение искусства Древнего Египта для истории искусства  других народов очень велико, как  велико значение всего культурного  наследия, оставленного египетским народом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Федеральное Агентство по образованию

ГОУ ВПО Уральский государственный  технический университет – УПИ

Кафедра «Строительное производство и экспертиза недвижимости»

Византийская архитектура

Д.С.27.01.02.16012П.02.РФ.07

Преподаватель: к.и.н. Акифьева Н. В.

Студент: Коротаев К. П.

Группа: С-16012-П

г. Первоуральск

2007 г.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………..3

I Глава. Ранневизантийская  архитектура………………………………………………….6

1. Истоки и происхождение  византийской архитектуры……………......................6

2. Византийская городская  застройка……………………………………………….7

а). Византийский крестово-купольный  храм…………………………………….9

3. «Золотой век» империи…………………………………………………………..11

4. Величайший из архитектурных  памятников Византии – Софийский  Собор……………………………………………………………………………...13

II Глава. Средневизантийская архитектура……………………………………………..20

1. Основные особенности  средневизантийской архитектуры…………………....20

2. Константинопольская архитектурная  школа в среднее время………………...21

3. Восточновизантийская архитектурная школа в средневизантийское время………………………………………………………………………………22

III Глава. Поздневизантийская  архитектура……………………………………………23

Заключение………………………………………………………………………………...26

Список используемой литературы……………………………………………………….28

Введение

История Византии начинается с IV века, с того времени, когда на трон Римской империи взошёл император  Константин (324-337 гг. правления). Он перенёс  столицу империи в город Константинополь. Это весьма плачевно отразилось на Римской империи, расколовшейся  в результате на две части : Западную и Восточную, которая и получила впоследствии у историков название Византии. Незадолго до этого, в 313 г., Миланский эдикт разрешает свободное вероисповедание христианства, а в 395 г. оно было признано официальной религией обеих частей империи. Едва ли можно найти событие, которое оказало бы большее влияние на всю последующую историю ¾ как Византии, так и Западной Европы.

Средние века были временем расцвета феодального строя с  типичным для него господством класса землевладельцев, внеэкономическими  мерами принуждения, преобладанием  натурального хозяйства, слабым развитием  товарного производства и, как следствие  этого, политической раздробленностью. Столь же типичными для него были крестьянские восстания, объединение  городских ремесленников и купцов в цехи и гильдии, система вассальной иерархии и монархия, как преобладающая  форма государственного устройства.

Особенности феодального  строя сказались и на его архитектуре. В эту эпоху постоянных войн много  внимания уделялось строительству  крепостей, и военная архитектура  средневековья дала много нового по сравнению с античностью. В  это время появились такие  детали, как боевые парапеты с зубцами  и бойницами, бойницы, простые и  навесные, закрытые оборонительные балконы, дозорные вышки и т.п. Были выработаны новые приёмы защиты крепостных ворот  при помощи дополнительных укреплений и созданы основные типы крепостей  ¾ замок, находящийся в горной или равнинной местности, городская  крепостная стена и укреплённый  монастырь.

Монастыри, широкое распространение  которых также было одной из особенностей средних веков, нуждались в укреплениях  и в силу того, что в их стенах нередко хранились большие богатства, и потому, что они строились  не только в городах, но и вдали  от них, и должны были в военное  время служить убежищем для окрестного населения. Кроме того, монастыри, особенно в раннем средневековье, имели значение культурных центров. В них хранились и переписывались книги, велись хроники (летописи), содержались школы. В тех случаях, когда монастыри возникали в слабозаселённых местностях, они содействовали распространению сельского хозяйства, а возведение монастырских зданий, в особенности каменных церквей, способствовало появлению новых строителей и художников.

Возникновение большого количества монастырей стало возможным благодаря  характерному для средневековья  огромному значению религии в  жизни людей. Религия укрепляла  своим авторитетом существовавший социальный и политический строй, и  государственная жизнь часто  была почти неотделима от церковной.

В этих условиях понятно то значение, которое имели в средние века церковные здания. Они были не только местом проведения богослужений, но и главным типом общественных сооружений. Тесная связь религии с государственной и общественной жизнью была причиной того, что в архитектуре церквей, особенно главных соборов больших городов, отражалась не только религиозная, но и общественная идеология.

Христианская религия  зародилась в эпоху поздней античности как религия угнетённых классов  Римского государства и распространилась среди широких слоёв его населения. Христианские храмы должны были вмещать  в своих стенах многочисленных молящихся  и давать им возможность достаточно хорошо видеть и слышать богослужение, совершавшееся в восточной части  храма. С другой стороны, феодальный строй не мог не оказывать своего влияния, поэтому строители некоторых  соборных и дворцовых храмов должны были заботиться о том, чтобы отделить внутри них представителей господствующего  класса от простого народа. В отдельных  странах внутри церквей отделяли также мужчин от женщин, крещеных от готовившихся принять крещение и  кающихся, а в монастырских церквях  — монахов от мирян.

В соответствии с этим храм состоял из алтаря — места совершения богослужения, доступного лишь для  духовенства, обширной основной части  и примыкавшего к ней с запада притвора, где в раннюю эпоху находились кающиеся и не принявшие ещё крещения ²оглашенные². Основное помещение разделялось  необходимыми при его больших  размерах столбами на отдельные нефы — ²корабли², что в свою очередь, помогало разделять молящихся по разным категориям. Той же цели служили и хоры, нередко делившие на два яруса западную и боковые части главного помещения храма.

Новые идейно-художественные задачи возникли в средние века при  строительстве храмов. Это было обусловлено  совершенно иным, чем прежде, представлением о боге: на смену антропоморфизированным божествам античного мира явился христианский Бог ¾ невидимый и непостижимый человеческими чувствами. Иными стали представления о мире: несовершенному, преходящему материальному миру, окружающему человека, противопоставлялся иной мир, совершенный и вечный, обитателем которого может стать после своей смерти человек, сумевший в земной жизни преодолеть свою греховную чувственную природу.

Христианские храмы всем своим обликом должны были напоминать об ином мире, где незримо присутствует Господь и где материальное начало подчинено духовному. Всё это явилось причиной сильного отличия средневековых христианских храмов от античных языческих. Различие между ними усиливалось и характером изображений, украшавших те и другие храмы. Противопоставление духовного начала материальному наложило свой отпечаток на средневековые живопись и скульптуру и на приёмы синтеза этих искусств и архитектуры.

Итак, в истории Византии определились три этапа развития византийской империи и византийской культуры:

- ранневизантийский (V-VIII вв.)

- средневизантийский (VIII-XIII вв.)

- поздневизантийский (XIII-XV вв.)

Каждый из трех периодов обладал  своими особенностями, развившимися из характерных черт предшествующего  периода на основе нового этапа развития византийского общества и государства.

Таким образом, данная курсовая работа состоит из трех глав, каждая из которых посвящена развитию византийской архитектуры в различный период времени существования империи.

Проблема курсовой работы: влияние внешних факторов, в частности, религии на становление и развитие византийской архитектуры.

Цель курсовой работы: подробно рассмотреть особенности развития византийской архитектуры на протяжении всего существования империи.

Для достижения поставленной цели и раскрытия проблемы помогает литература по исследуемой теме. Например, такие книги как Гольдштейн А.Ф. «Зодчество» - о рождении, расцвете и смене архитектурных стилей, в ней отражены наиболее важные и  интересные явления в истории  архитектуры. Якобсон А.Л. «Закономерности  развития средневековой архитектуры» - в данной книге прослеживаются закономерности развития зодчества, зависящие  от изменения социальных условий, идеологии, экономической и политической обстановки. Станькова Я., Пехар И. «Тысячилетнее развитие архитектуры» - книга дает обзор развития архитектуры и градостроительства. «Искусство Византии» В.Д. Лихачевой, «Византийская культура» Удальцовой, Всемирная история архитектуры и многие другие книги дают информацию в полном объеме, которая систематизирована и понятно изложена. Подобранный материла помогает раскрыть тему и сделать работу интересной и хорошо воспринимаемой.

Информация о работе Архитектура Киевской Руси