Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 20:37, реферат
Владимир крестился. Получив в крещении имя Василий, князь соорудил на том месте, где стоял Перун-языческий идол, деревянную церковь св. Василия и призвал искусных зодчих из Константинополя для строительства каменного» храма во имя Богоматери (989-996). Церковь прозвали Десятинною, поскольку на её возведение была выделена десятина, т. е. десятая часть княжеских доходов.
1. Архитектура Киевской Руси………………………………………...3
2. Архитектура в период феодальной раздробленности……………..5
3. Архитектура Владимиро-Суздальского княжества………………..7
4. Архитектура Новгорода и Пскова…………………………………...10
Литература……………………………………………………………….14
I глава. Ранневизантийская архитектура
1. Истоки и происхождение византийской архитектуры.
Вопрос об истоках и происхождении византийской архитектуры до сих пор оживлённо дебатируется в научной литературе. Идут споры также и о времени сложения византийского зодчества.
При переходе от поздней античности к Византии бытовали самые разнообразные архитектурные типы, которые, взаимно перекрещиваясь, друг на друга влияли и перерождались. Такая пестрая картина очень характерна для переходного времени. Постепенно, шаг за шагом, по-разному в различных областях позднеантичного мира в архитектуре стали намечаться и медленно развиваться отдельные особенности, которые вошли позднее в систему ранневизантийского общества. Наиболее существенными были особенности, связанные с появлением и развитием купола и центрической архитектурной системы.
Накануне образования
византийской архитектуры довольно
широко был распространён
Оставаясь в пределах архитектурного типа базилики, следует отметить укорочение базилик, которое мы обнаруживаем в различных частях тогдашнего христианского мира, и главным образом на Востоке.
Очень существенной разновидностью храмового здания этого периода был мартирий, т. е. церковь над могилой святого. Среди различных по плану мартириев особенно выделяются большие монументальные постройки с планом в виде четырёхлистника. Они появились в восточных областях позднеантичного мира. Многие из них имели ещё деревянные купола, но встречались и такие, которые были перекрыты куполами из кирпича. Четырёхлистник в плане очень сильно выделял центральную точку главного помещения, даже в ущерб алтарю.
Из всех архитектурных типов, существовавших накануне возникновения византийского зодчества, купольная базилика, которая была потом положена в основу Константинопольской Софии, имела для византийской архитектуры наибольшее значение.
В отношении строительных материалов и конструктивных приёмов архитектура периода сложения византийского зодчества распадается на две больших школы, из которых каждая внесла свой очень существенный вклад в его образование. Одна из этих школ — столичная, константинопольская; другая, восточная, наиболее ярко представлена постройками Сирии.
Для сирийской школы характерна
кладка из прекрасно отёсанных каменных
блоков. Перекрытия — обычно деревянные.
Очень часто в монументальных
сооружениях, а может быть и в
жилых постройках, применялись купола
из дерева, внутренние поверхности
которых иногда были украшены мозаикой.
Сирийская каменная кладка представляет
собой дальнейшее развитие античной,
греческой кладки. Однако возможно,
что в некоторых случаях
В константинопольской школе строительные материалы и технические приёмы были менее однородными и представляют собой сложную картину. Основным отличием от Сирии является здесь очень широкое применение кирпича и сводов.
Решение вопроса о происхождении каменной кладки, в которой несколько рядов камня чередуются с рядами кирпича, очень существенно для выяснения истоков столичной византийской кладки. Можно утверждать, что около 400 г. в Малой Азии чередование камня и кирпича в кладке стен было широко распространено. В качестве примеров его применения можно привести такие памятники, как постройки IV в. в Никомидии и церковь Марии в Эфесе, а также вне Малой Азии арку Галерия и церковь Георгия в Фессалониках. В Константинополе аналогичная кладка встречается в городских стенах и других ранних постройках. В церкви Сергия и Вакха в кладке впервые начинает преобладать кирпич. В её стенах каменные прокладки служат только дополнением к кирпичной кладке. В Софии они применены лишь в самых ответственных местах. Преобладание кирпича наблюдается в Константинополе уже в кладке ипподрома.
В отношении художественной
стороны архитектуры в период
ранневизантийского зодчества отчётливо
выступают две основные тенденции.
Сирийская и отчасти
2. Византийская городская застройка.
До конца существования византийской империи в ней продолжали жить традиции античного градостроительства. Особенно это было выражено в Константинополе. Тенденция к регулярной планировке заметна вплоть до поздневизантийского периода.
Уже в ранневизантийский
период в городском ансамбле проявилась
централизация, отражавшая ведущее
начало византийского государства.
Улицы сходятся к центру города,
в котором главное место
Очень большое значение для
византийского города имели окружавшие
его мощные крепостные стены, что
обусловлено историческими
Сравнительно мало известна
жилая застройка византийских городов.
Можно утверждать, что в рядовых
городских жилых домах
Особым типом архитектурного ансамбля были византийские монастыри. Наиболее своеобразными были загородные монастыри, обычно представлявшие собой крепостные ансамбли. Основными их зданиями были жилые и хозяйственные постройки монахов, примыкавшие к крепостным стенам, а в центре помещались храм и трапезная.
Характер византийской культуры ярко проявился в преобладании в византийском зодчестве храмовых построек. Типы византийских церквей были очень разнообразны и развивались по отдельным историческим периодам. Наиболее выдающимися типами являются: купольная базилика, перистильный тип церкви, церкви, перекрытые куполом на восьми опорах и крестовокупольные постройки. Во всех этих архитектурных типах господствовал купол над амвоном, перекрывавший центральную часть здания, к которой примыкает алтарь в апсиде. Центральная часть окружена дополнительными помещениями для присутствующих при богослужении.
Византийские архитекторы
Поскольку христианское богослужение,
в отличие от языческих ритуалов
совершалось внутри храма, перед
византийскими зодчими встала задача
создания храма с обширным помещением,
в котором могло бы собраться
большое количество людей. Крестово-купольный
тип храма полностью
а). Византийский крестово-купольный храм
Наиболее удачным типом
храма для византийского
|
||
|
В классическом крестово-купольном храме квадратное в плане здание делилось рядами столбов или колонн на нефы - межрядовые пространства, идущие от входа к алтарю. Нефов, как правило, было 3, 5 или 7, причем ширина центрального нефа вдвое превышала ширину боковых. Точно по центру здания в центральном нефе симметрично располагались четыре главных столба, несущих купол. Эти столбы выделяли в пространстве храма еще один неф - поперечный или трансепт. Квадратное подкупольное пространство между главными столбами, являющееся пересечением центрального нефа и трансепта, называется средокрестием. Со столбов на стены перекидывались арки, несущие полуцилиндрические (бочковые) своды. На четыре главных столба опирался барабан со световыми окнами, поддерживающий главный купол храма. С центральным куполом могли соседствовать от 4 до 12 меньших куполов (главный купол символизирует Христа, 5 куполов - Христа с евангелистами, 13 куполов - Христа с апостолами).
Вход в храм, обрамленный порталом, располагался с западной стороны. Если хотели придать зданию более вытянутую прямоугольную форму, с западной стороны пристраивали нартекс. Нартекс обязательно отделялся от центральной части храма - наоса - стеной с арочными проемами, ведущими в каждый из нефов.
С восточной стороны располагался
алтарь, где происходила важнейшая
часть христианского
Если купол символизировал Церковь небесную,
то алтарь - Церковь земную. В алтаре размещался
престол - возвышение, на котором проходило
таинство евхаристии - пресуществление
Святых Даров (превращение хлеба и вина
в Тело и Кровь Христовы). Позднее севернее
алтаря стали устраивать жертвенник (также
с престолом, но меньшего размера), а южнее
- дьяконник - помещение для хранения богослужебных
сосудов и одежд.
Приблизительно с IV века алтарь стали
отделять алтарной преградой (устройство
первой алтарной преграды приписывают
Святому Василию Великому). Преграда отделяла
священнослужителей от мирян и придавала
евхаристическому действу особую торжественность
и таинственность.
Внутренняя отделка, роспись
храма должны были отражать всю сущность
христианского учения в зрительных
образах. Персонажи Священной истории
в росписи храма размещались
в строгом порядке. Все пространство
храма мысленно делилось на две части
- "небесную" и "земную". В "небесной"
части, под куполом - царство Христа
и небесного воинства. На барабане
храма следовало изображать апостолов,
на главных столбах - четырех евангелистов
("столпов евангельского
Крестово-купольная композиция получила большое распространение как в Византии, так и в сложившейся вокруг нее зоне ортодоксии, особенно на Руси. Храм, показанный на рисунке - русский храм, полностью отвечающий византийскому архитектурному канону, но имеющий, в то же время чисто русские черты (например, купол луковичной формы характерен именно для русского зодчества, византийские архитекторы предпочитали полукруглые купола).
3. ²Золотой век² империи.
Если вначале между раннехристианским и византийским искусством было действительно трудно провести разделяющую их границу, то к началу правления Юстиниана (527-565гг.) положение изменилось. Константинополь не только в значительной мере восстановил политическое господство над Западом — то, что он стал ²столицей искусства² также не вызывало сомнений. Сам Юстиниан, как покровитель искусств, не знал себе равных со времён Константина. Заказанное им или выполненное при его поддержке поражает поистине имперским величием, и мы полностью соглашаемся с теми, кто назвал это время ²золотым веком².
Первой крупнейшей византийской стройкой Константинополя является церковь Сергия и Вакха. Она была сооружена около 527 г. — года вступления на престол Юстиниана I и представляет собой одну из первых его строек. Существует предположение, что здание построено Анфимием и Исидором — знаменитыми зодчими Константинопольской Софии, что подтверждается сходством этих храмов. Действительно, церковь Сергия и Вакха является одним из главных предшественников Софии.
Общая система церкви Сергия и Вакха основана на центрической композиции, применявшейся в предыдущие столетия в Сирии и Малой Азии. Церковь в Эсре в Сирии (515 г.) построена на 12 лет раньше церкви Сергия и Вакха и является произведением, в котором суммированы достижения архитекторов предыдущего периода в области создания центрических построек. Она представляет собой в плане восьмиугольник, вписанный в квадрат. Переходом между ними служат угловые ниши. Восемь столбов несут купол. Они членят внутреннее пространство храма на центральную часть и окружающий её обход. В церкви Сергия и Вакха применена та же система, но усложнённая тем, что между столбами помещены поочерёдно прямоугольные и полуциркульные в плане экседры. Благодаря им центральный восьмигранник, увенчанный куполом, органичнее связан с квадратом плана.
Неизвестно, как именно происходило богослужение, но, видимо, именно пространство под куполом было главным вместилищем присутствующих. Назначение здания в качестве придворной церкви говорит о том, что в его центральной части находились во время службы император с семьёй и придворные.
Внутри купол доминирует
над всем остальным. Экседры имеют
небольшие размеры. На фоне внутреннего
обхода отчётливо выступает
Первоначально преобладание купола было выражено ещё более отчётливо с помощью золотой мозаики, сплошь покрывавшей его огромную внутреннюю поверхность.
Довольно мощные подкупольные столбы напоминают более ранние здания в Сирии и Малой Азии. Ряд композиционных приёмов, в том числе существовавшая мраморная облицовка, доходившая до основания сводов, несколько облегчал массу столбов. Этому способствовал также прорезной каменный карниз, проходящий на уровне капителей колонн нижнего яруса и связывающий все части здания воедино.
Детали интерьера церкви
Сергия и Вакха несут на себе следы
античной традиции, что выражается
в довольно сильной выпуклости обломов
карниза и в некоторой