Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2014 в 20:12, курсовая работа
Цель работы — исследовать архитектурные особенности памятников Древнего Египта. В ее задачи входит:
1. Произвести теоретический анализ и обобщение искусствоведческой литературы по теме исследования.
2. Проследить историю развития архитектуры Древнего Египта.
3. Определить основные стили архитектуры Древнего Египта на примере гробниц и пирамид.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...2
ГЛАВА I. ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
1.1 Историческое развитие Древнего Египта ……….…………………3-6
1.2 Этапы развития Древнего Египта ……...…………………..............6-9
1.3 Особенности возведения архитектурных памятников Древнего Египта……………………………………………………………………....9-11
ГЛАВА II. ГРОБНИЦЫ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
2.1 Особенности возведения гробниц Древнего Египта…………...12- 19
2.2 Особенности возведения пирамид Древнего Египта……………19-20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…..………………………………………………...………21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………….………………………………......22
Камни в Древнем Египте клались без раствора и без всяких искусственных связей. Позднее использовались деревянные скобы в форме хвоста ласточки для связи камней между собой или же для скрепления давших трещину монолитов. Раствор, встречающийся в каменной кладке, имеет вид глинистой массы, в которой заметен плохо обожженный гипс, а иногда и черепица. Его находят лишь во внутреннем заполнении толстых стен или же в массивах пирамид. Известковый раствор употреблялся только для штукатурки или как мастика, чтобы скрыть изъяны плохо вытесанных камней.
Кладка стен и колонн довольно небрежна, камень употреблялся в дело таким, каким его брали из каменоломни. В связи с этим, в постройках Древнего Египта наблюдается разность в высоте рядов, это было проще, чем выравнивать камни, подгоняя их по размеру, теряя часть материала для построек. В больших массивах и пирамидах, можно встретить три приема кладки: кладка правильными рядами, кладка без перевязи постели, кладка с последовательным рядом облицовок, данные приемы кладки вырабатывались из самого хода работы. Возведение пирамиды начинали с сооружения небольшой центральной, служившей ядром, пирамидки, которая постепенно разрасталась. Если бы при дальнейшей постройке пирамиды использовалась кладка правильными рядами, то в процессе постройки было утеряно много материала; кладка без перевязи постели способствует значительной экономии материала; кладка с последовательным рядом облицовок является наиболее выгодной при окончании сооружения, так как выравнивание кладки производится не в каждом ряду, а лишь через значительные интервалы.
Характерной чертой при определении пространства и объема египетской архитектуры была галерея. Внутренние дворики служили расширением и продолжением галерей, а не центральными местами планировки здания или площадок. Довольно редко эти дворики были окружены со всех сторон крытыми колонными галереями, двери комнат и помещений также иногда выходили во двор. Храмовая архитектура Древнего Египта отличалась тем, что начиная со святилища, комнаты и залы расширялись как в высоту, так и в ширину, тем самым увеличивая объем помещений. Прямо противоположный способ лежал в основе строительства пирамид: конец погребального пути - пирамида - возвышалась над всеми остальными элементами архитектурного ансамбля. Однако, встречались и исключения - центральная планировка сооружения, она встречается только лишь в гробницах Древнего царства (архаичный период) и в святилищах и храмах римских времен. Внешне архитектура Древнего Египта отличалась простотой формы построек: прямосторонние и наклонные призмы и пирамиды. Не редко встречались постройки, в которых объем был сосредоточен внутри (он был очень незначительным), как, например, скальные храмы и гробницы. Эти сооружения не имели своей отдельной массы. Поверхности зданий изнутри и снаружи были плоскими и ровными, такое геометрическое однообразие, характерное египетской архитектуре, разнообразили настенные тексты, росписи и барельефы. Крайне редким элементом в постройках древних египтян были окна, их можно было обнаружить только на фасаде здания. Возникающая в связи с этим фактом проблема освящения решались при помощи небольших террас и площадок, находившихся на самом верху здания. Иногда фасад имел колонны, часто так выглядела веранда, выходящая во двор. Промежутки между колоннами заполнялись кирпичной кладкой иногда до половины, иногда на всю высоту. Это было особенно характерно для построек времени правления Птолемеев. В последнем случае получался так называемый псевдопериптер (Периптер (греческое - «оперенный») - тип храма, в котором заключенное в глухие стены святилище окружено колоннадой со всех сторон). Псевдопериптер отличается тем, что роль колонн исполняют полуколонны, выступающие из стены, и только перед входами с торцов здания устроены колонные портики. Такое архитектурное решение фасада встречается и в памятниках Древнего царства, например в комплексе пирамиды фараона Джосера, однако впоследствии оно было забыто. Секционное линейное решение фасадов здания времени Древнего царства также было забыто в более поздние времена.
Религия Древнего Египта обязывала людей к обустройству гробниц, которые, следуя традиции их религиозных представлений, всегда имели форму и устройство жилища. Устройство гробницы, как и храма было очень схожим и сложным по своей организации, гробницы делились на надземные и подземные. Строительство разного вида гробниц было одинаковым, и они имели одни и те же части: помещение для обряда погребения (склепа и святилища) и погребальная камера. Археологи выделяют два вида гробниц Древнего Египта: надземные гробницы и древнейшие гробницы, расположенные в скалах.
Надземные гробницы были очень приближены по своему устройству к хижине. Примером такой гробницы могут служить «Мастабы», что в переводе с арабского означает — каменная скамья, они неоспоримо являются подобием дома (рис. 1). Снаружи данного вида гробниц различается обработка и выделение двери, внутреннее устройство и элементы оформления схожи с жилым помещением. Потолок выполнен из пальмовых стволов, имеет отверстия для освещения, и даже циновки. Роспись стен воспроизводит сцены из повседневной жизни умершего.
При расположении наземной и подземной части могильника строители ориентировались на религиозные убеждения, диктовавшие условия их расположения соответственно сторонам света - человек, лежащий головой на восток или запад(стороны восхода и заката), имеет возможность воскреснуть. Самой древней мастабой на сегодняшний день находится недалеко от Саккары, В ней захоронен Мен, именно ему принадлежит заслуга в объединении Египта, второй фараон I династии.
Наземная часть комплекса была похожа на могилы кочевников. Аккуратная кирпичная кладка закрывала высокий земляной холм, внутри находилось 27 камер, их заполняли вещами, которые могли понадобиться фараону в загробном мире: продуктами, кувшинами с вином, оружием и рыболовными снастями. Основным материалом для сооружения гробницы служил необожженный кирпич, но отдельные элементы, например двери изготавливались из камня. Стены мастаба были около 3 метров в высоту, с внешней стороны имели множество выступов и углублений, заканчивались плоской, слегка покатой крышей. Все сооружение замыкалось двумя каменными валами с широким проходом между ними.
Подземная часть мастабы являлась вырубленным из скалы помещением, оно было поделено на пять различных по своей величине комнат перегородками. Ни одну из этих комнат не разделяли двери. Характерной особенностью мастаб является отсутствие отверстий в стенах и потолке, так как древние люди считали, что души мертвых обладают способностью проникать через стены. В середине располагалась самая большая камера, в которой находился саркофаг с мумией фараона. Как и пирамиды мастабы имели ложный вход, располагавшийся в восточной части надстройки, где для него устраивалась неглубокая ниша. Там же устанавливался и плоский жертвенник, для принесенных родственниками даров и чтения молитв. Размеры мастаба напрямую зависели от положения в обществе покойного.
Ярким примером гробниц, расположенных в скалах можно считать гробницы фиванских династий, большая часть фиванских гробниц бала построена во времена правления царей XVIII и XIX династий, но первые захоронения Долины относят к Древнему царству, в Среднем царстве здесь хоронили фиванских номархов - наместников фараона, управлявших четвертым верхнеегипетским номом Уасет. Вместе с тем еще цари IX и Х династий заложили свой некрополь в Западных Фивах, а правитель XI династии Ментухотеп I начал в Дейр эль-Бахри строительство совершенно необычного для того времени заупокойного комплекса, завершенного уже при его преемниках. Во второй переходный период цари XVII династии избрали Дра Абу эль-Нага местом для своих погребений. Правители Нового царства перенесли свой некрополь в Долину царей, оставив восточную часть фиванского нагорья своим приближенным сановникам. Фиванские некрополи расположены на холмах, предгорьях и ущельях гористого плато на западном берегу Нила, протянувшихся с северо-востока на юго-запад на несколько километров вдоль края плодородной земли. Всего в городе мертвых насчитывается 13 некрополей:
I. Некрополь Интефа.
II. Некрополь Ментухотепов II и III.
III. Некрополь Ментухотепа V.
IV. Некрополь XII–XIII династий.
V. Некрополь XVII династии.
VI. Некрополь Дра абу-ль-Негга.
VII. Некрополь Асасиф.
VIII. Некрополь Эль-Хоха.
XI. Некрополь Шейх Абд эль-Гурна.
Х. Некрополь Гурнет Мураи.
XI. Некрополь Дейр-аль-Медине.
XII. Царский некрополь в «Долине царей».
XIII. Царский некрополь в «Долине цариц».
Рассмотрим более подробно пять наиболее древних некрополей, относятся к числу наиболее древних фиванских кладбищ.
Широкая и величественная дорога обрамленная статуями правителей заканчивалась просторным двором, который на западе выходил в галерею, образованную двумя рядами перекрытых сверху четырехугольных каменных колонн. Широкий пандус в центре этой галереи вел на первую террасу, на которой стояло святилище. Основная часть святилища с трех сторон была окружена галереей из двух рядов перекрытых сверху четырехугольных колонн, а в самом центре святилища находилась массивная база для возвышавшейся над нею пирамиды, окруженная 140 колоннами такого же типа. Все колонны были перекрыты сверху, К западу от колоннад первой террасы располагался открытый двор, также окруженный колоннами. В центре этого двора начинался вход в подземную погребальную камеру Ментухотепа III, а позади открытого двора простирался огромный гипостильный зал с 80 колоннами в виде восьмиугольных каменных столбов, а еще далее святая святых… всего сооружения, упиравшегося на крайнем западе в обрывистый склон крутой скалы. В то время как Ментухотеп III поместил свою погребальную камеру под открытый двор за пирамидой, первый строитель комплекса Ментухотеп II создал ее непосредственно под основанием пирамиды. Помимо величественных гробниц для правителей здесь находились и гробницы массовых захоронений для павших воинов (около 60).
III. Некрополь Ментухотепа V. В этом
некрополе были произведены
IV. Некрополь XII–XIII династий. В связи с тем, что царский двор отныне пребывал в новой северной резиденции, некрополь в Фивах не был так велик. Фараоны сооружали себе пирамиды по древнему обычаю недалеко от своей столицы Иттауи. Все небольшие захоронения того времени проводились в основном в старых некрополях XII династии в районе Дейр-эль-Бахри. Несколько более крупных погребений с широкими передними дворами и колоннадой появилось в эти годы на некоторых возвышенностях в районе Шейх Абд эль-Гурна, по устройству они были похожи на гробницы в некрополе Интефа. Так же, небольшой комплекс захоронений времени XII династии возник на холмах к юго-востоку от Дейр-эль-Бахри. Наиболее значительным захоронением того времени можно считать гробницу Интефокера — визиря Сонусерта I, в величину она превосходила захоронения других вельмож, созданные в фиванском городе мертвых. Начало этой гробницы было длинным коридором в толще скалы, а завершение широкой квадратной капеллой, у заднего края которой открывалась вертикальная шахта, которая вела в погребальную камеру, стены были украшены сценами из жизни обычного трудового человека.
V. Некрополь XVII династии. В эпоху Нового царства погребения этого некрополя были разграблены. Они напоминали небольшие, но достаточно высокие пирамиды без внутренних помещений, находящихся обычно под пирамидой в скале, или у ее восточного края, именно из таких помещений вертикальная шахта или спуск со ступеньками вели в погребальную камеру с саркофагом, вырубленным в скале. Из-за того что некрополь был разграблен удалось обнаружить только два саркофага. Здесь же, у южного края, находились и массовые захоронения воинов.
Остальные восемь некрополей возникли позднее, в эпоху Нового царства, и именно они определили характерный облик фиванского города мертвых. Из них два некрополя являются царскими — «Долина царей» (Вiban еl-moluk) и «Долина цариц» (Вiban el-harim). Другие шесть некрополей наполнены гробницами частных лиц, в основном вельмож—приближенных фараонов XVIII–XX династий, в этих гробницах хоронили придворных, жрецов и высокопоставленных сановников. Считалось, что таким образом они получают возможность и в загробной жизни пребывать рядом со своими правителями. Для гробниц был выделен некрополь – Долина знати, он располагался вдоль восточного склона фмванских гор. Фактически он состоит из 5 кладбищ, сгруппированных вокруг скальных массивов Шейх Абд эль-Курна, Дра Абу эль-Нага, Асасиф, Курнет Мурей, эль-Хоха и эль-Тариф. Вельможи не могли позволить себе гробницы подобные «домам вечности» их правителей. Обычно они составлены из таких частей как открытый двор, пространство которого было ограничено стенами святилища ведущего под землю в погребальную камеру. Начиная с XIX династии, изменяется вход во двор, теперь его выполняли в виде гигантских ворот (пилон), являвшихся в то время обязательным элементом архитектуры египетских храмов. Во дворе устанавливались заупокойные стелы, в святилищах - статуи захороненного человека. Основным помещением для чтения священных текстов и жертвоприношения считалось святилище. Сверху фасад гробницы обносился гробничными конусами или цилиндрами – «гвоздиками», которые по «шляпки» уходили в толщу стен. Еще одной особенностью обозначения принадлежности гробницы конкретному хозяину можно считать обозначение его имени на конусах с внешней стороны, там же располагались и его земные и посмертные звания. Особым украшением гробниц царских вельмож были рельефы и росписи, в них были отражены самые значительные сцены из жизни служащего Египетских правителей. Так росписи гробницы визиря Тутмоса III и Аменхотепа II Рехмира являются уникальным источником, рассказывающим нам о жизни и обязанностях этого чиновника, все изображения сопровождает сопутствующий росписи текст.