Архитектурные сооружения Индии. Буддийские
реликвии, скальные храмы и монастыри
Индия -
государство в Южной Азии, в
бассейне Индийского океана. Истоки индийской
художественной культуры восходят возникшим
на берегах рек Инд и Ганг древнейшим
цивилизациям, которые послужили
основой и для развития культуры.
Археологические находки свидетельствуют
о наличии в Индии человеческого
общества уже в периуд каменного
века. В отложениях этой эпохи найдены
каменные орудия. Первые датированные
остатки бронзовой культуры найденные
в далине реки Инд, относятся к
началу 3-го тысячалетия до нашей
эры. На северо-западе полуострова, там,
где сейчас проходит граница между
Пакистаном и Индией, и далее на
запад, в соседствующих с ними
районах Ирана и Афганистана,
архиологические раскопки последних
десятилетий обнаружили большое
количество древних оседло- земледельческих
поселений ХХΥIII-ХХХIII веков до н.э.,
которым наследует удивительно высокая
городская культура (ХХV-ХХII вв., в некоторых
поселениях ХХ-ХIХ вв., упадок её относится
к ХVII-ХVвв. до н.э.). Считается, что древнейшее
классовое общество существовало в долине
Инда во второй половине третьего тысячелетия
до нашей эры- первой половины второго
тысячелетия до нашей эры.
По важнейшим местам раскопок,
проводившимся в нынешнем Пакистане,
индийскую древнейшую цивилизацию
обычно называют хараппской культурой.
Настоящего древнего имени народа,
населявшего эти места, и названия
его городов мы не узнаем
до тех пор, пока не будут
расшифрованы имеющиеся письмена
или же пока не будет обнаружено
какое-либо сообщение об этом
более позднего времени.
Одной из самых ярких в истории
древнеиндийской культуры является
Хараппская цивилизация. Это высокоразвитая
цивилизация складывалась на
местной основе. Ее следы обнаружены
на огромной территории: более
чем на 200 км с севера на юг
и 1600 км с запада на восток.
Наиболее вероятной датировкой
Хараппской цивилизации считается
следующая: 2500(2300) – 1800(1700) гг до
нашей эры. Археологические раскопки
обнаружили крупные города в
Мохенджо-Даро и в Хараппе в
бассейне реки Инда( ныне территория
Пакистана). В 50гг нашего столетия
археологами были открыты другие,
подобные им однотипные города
и более мелкие поселения в
районах бассейна Ганга и западного
полуострова Катхиавара. Хараппская
культура имела могущественное
централизованное управление, способное
установить на многие века
определенный строгий порядок,
ввести стандартизацию и типизацию
в строительстве, канонизацию
в искусстве.
Об уровне
развития Хараппской культуры свидетельствует
строгая планировка при возведении
городов, монументальная архитектура,
письменность и т.д. Главные центры
строились по заранее разработанному
плану: улицы шли параллельно
друг другу, ориентированные по сторонам
света и пересекались под прямым
углом; магистральные улицы были
довольно широкими – до 10 метров. Вокруг
города возводились стены, здания были
высотой в 2-3 этажа, из обожженого кирпича,
штукатурились глиной и гипсом. Дома
строившиеся в несколько этажей
имели деревянный верх и по всей
вероятности, на оштукатуренных стенах
могли быть несохранившиеся росписи
и резные деревянные украшения. По сохранившимся
развалинам дворцов, общественных зданий
и бассейнов для религиозных
омовений видно, что система водотоков
была самой совершенной в древности.
Почти все крупные города состояли
из двух частей: крепостного сооружения,
которое возвышалось над городом,
и «нижнего города». В «нижнем
городе» проживало основное население,
а в цитаделях находились, видимо,
городские имущие слои.
Уровень
устройства большинсктва городских
жилых построек был по тому времени
довольно высок. Большинство жителей
Хараппы было обеспечено благоустроенным
жилижем. Почти при каждом доме имелись
выложенные из кирпича колодцы, ванная
комната, мусоропровод, вентиляционные
каналы. Однако сооружения грабниц
и дворцов великих повелителей
здесь не встречаются. Тем не менее
над городом возвышается укрепленная
цитадель с крупными общественными
жилыми комплексами, в которых размещались
представители высшей административной
власти. Большие просторные многокомнатные
жилые здания для наиболее обеспеченных
слоев населения были сосредоточены
в центре города: по окраинам теснились
более скромные жилища для простых
тружеников; совсем крошечные однотипные
жилые ячейки; напоминающие рабочие
казармы, сконцентрированные в районе
производственных сооружений, предназначались,
по–видимому , для рабов и слуг.
Бросается в глаза такая особенность
этих городов, как отсутствие зданий,
которые однозначно можно было бы
определить как постройки чисто
культового назначения – храмы и
культовые памятники, - и, с другой
стороны, наличие отдельных общественных
сооружений, найденных в крепости,
заставляют предположить их отнюдь не
культовое назначение и использование.
Примером могут служить большие зернохранилища
в Мохенджо-Даро и в Хараппе, а также весьма
впечатляющий док речного порта в Лотхале.
Знаменитые купальни внутри цитадели
Мохенджо-Даро могли, конечно служить
и культовым целям. Однако сами по себе
постройки, оборудованные под купальни,
могут быть истолкованы и как здания общественного
назначения, так как демонстрируют, тот
же бытовой гигиенический комфорт, о котором
свидетельствуют многие большие дома
в жилой части города. Тщательная планировка,
тенденция к прямолинейности, размах,
широта замысла этих технически совершенных
сооружений свидетельствуют о высоком
уровне развития строительного искусства.
Об этом же говорят, например, строго выдержанные
пропорции и размеры кирпичей.
Другой
особенностью этих городов, как
отсутствие храмов, является отсутствие
дворцов или каких- либо других
сооружений, которые могли бы
служить резиденцией властителя.
Создается впечатление, что здесь,
в Индии, речь идет о больших
поселениях примерно равных в
материальном и социальном отношении
горожан, которые все вместе
представляют собой господствующий
слой, в то время как подчиненный
им трудовой народ -–массы
крестьян-земледельцев – проживает
вне города в бедных, непрочных
жилищах, а какой-то другой
подвластный горожанам слой населения,
возможно рабы, выполняет в самом
городе всю необходимую черную
работу.
Самые драгоценные образцы художественного
творчества, дошедшие до нас от
эпохи Хараппы, - это тысячи печатей
квадратной формы с короткой
ручкой на оборотной стороне.
Обычная величина такой печати
– около двух с половиной
сантиметров, материал, как правило,
- стеатит (камень).
Впечатляющим мастерством исполнения
выделяются образцы бронзового
литья, ювелирного и прикладного
искусства Мохенджо-Даро и Хараппы.
Многочисленные печати из Мохенджо-Даро
и изображения на них исполнены
искусной резьбой, очень напоминает
шумирийского легендарного героя
Гильгамеша, сражающегося со зверями.
Изображения животных выполнены
тонко и с большой наблюдательностью:
горный козел с длинными рогами,
тяжело выступающий слон, величественный
священный бык и другие. В отличие
от животных фигуры людей на
печатях строго условны. Так,
на одной из печатей размещено
трехликое божество. Голова его
увенчана круто загнутыми кверху
рогами. Вокруг него олень, носорог,
буйвол, слон и другие священные
животные. Сохранился пример ваяния
– мужской торс (3 тыс. до нашей
эры), в котором передана так
называемая «прана», внутреннее
напряжение, единство силы и полноты
дыхания.
Необходимо принять во внимание,
что даже самый большой
город этой эпохи, Мохенджо-Даро
не раскопан до основания и
нижние слои его так и остались
недоступными для иссследования.
После расцвета наступил упадок
культуры. Жители Хараппы погибли
в середине 2 тыс. до нашей эры
в результате вторжения в долину
Инда ариев, стоявших на более
низкой ступени развития.
Цветущие города погибли вскоре
после прихода сюда новых кочевых
племен смешавшимся с коренным
населением страны. Племенная знать
называла себя «ариями» - благородными,
откуда и произошло наименование
племен.
Древнейшие
произведения устной литературы
- «Веды» - содержат интересные сведения
о жизне и быте их создателей,
об общественном строе и ремеслах
древних ариев. В это время
уже оформилось деление общества
на четыре сословно-кастовые
группы (варны): жрецов-брахманов, воинов-кшатриевЭ
земледельцев, ремесленников и торговцев
– вайшиев, а также низшую
варну – шудр (слуги, подметальщики
улиц, сжигатели трупов), которая
была бесправной и наряду с
рабами подчинялась первым трем.
Хотя от этого периода до
нас почти не дошло памятников
материальной культуры, мы знаем,
в частности из вед, что в
северной Индии велось интенсивное
строительство. В ведах повествуется
о городах с высокими оборонительными
стенами, дворцах из дерева, украшенных
резьбой и колоннами , о многоэтажных
зданиях.
Памятники древнеиндийской архитектуры
ранней эпохи не дошли до
нас. Это объясняется рядом
причин, и прежде всего тем,
что деревянная архитектура не
сохранилась, а также дальнейшими
переселениями ариев в иные
области страны.
О планировке поселений начала
нашей эры можно судить по
образцам, воспроизведенным в своде
архитектурных правил «Манасара»,
входящим в состав санскритских
религиозно-канонических книг «Шильпа-шастра»,
которые служили руководством для индийских
ремесленников, художников и архитекторов.
В трактате «Манасара» даются разработанные
правила строительства городов и деревень,
строго определяются детали, пропорции
зданий, их украшения и расцветка.
В трактате «Манасара» описывается
восемь типов планов поселений
(«дандака», «падмака» и другие).
План «Нандиаварта» свидетельствует
о четком расселении по кастам.
Это – прямоугольник, вытянутый
с востока на запад. Продольные
улицы пересекаются поперечной
осевой магистралью. Четверо ворот
в середине каждой стороны
ограды деревни расположены по
сторонам света. К этому времени
относится и возникновение надвратных
башен - «гопурам» («коровьих ворот»),
получивших в дальнейшем широкое
распространение.
Вдоль ограды поселения совершала
дозорный обход сельская стража.
Ввпоследствии он лег в основу
ритуального шествия в буддийских
культовых сооружениях.
В центре селения на пересечении
главных улиц находилось место
для собраний совета старейшин,
проходивших обычно под развесистой
смоковницей – баньяном. Здесь
или у западных ворот возводился
главный храм. В центральных кварталах
жили купцы, далее – ремесленники,
около ворот размещались базары.
Планировка городов и селений
осуществлялась по древним правилам
«Шильпа-шастра» в течение многих
столетий. Одним из последних
был спланирован по этим правилам
город Джайпур, основанный в
1728 году.
В древнем эпосе встречаются
описания городов долины Ганга
и сведения о художественных
ремеслах в период образования
в Индии могущественных рабовладельческих
государств. Города сильно укреплялись,
но материалом для зданий и
крепостных стен попрежнему служило
в основном дерево. Такими были
столицы местных государств –
Айодхья ( современный Аудх), где,
по преданию, правил Рама, Идрапрастха
(Дели), Каши (Бенарис), Паталипутра (Патна)
и другие.
Архитектура и искусство древней
Индии достигли подъёма к середине
I тысячелетия до нашей эры, когда в нижнем
течении Ганга образовалось мощное рабовладельческое
государство Магадха. Под покровительством
правителей этой державы процветают земледелие,
ремесло и торговля, науки и искусства.
ИСКУССТВО ПЕРИОДА БУДДИЗМА
В 326 году до нашей эры в
северо-западную Индию – Пенджаб
вторглись греческие войска под
предводительством Александра Македонского.
Но владычество их было недолгим,
восстание индийцев возглавил
Чандрагупта, который, захватив
власть, основал новую могущественную
династию Маурья (322-185 гг. до н.э.).
При правителях этой династии,
завладевшей обширными землями,
происходит интенсивная застройка
столицы государства – Паталипутры.
Судя по описанию, город Паталипутра,
занимавший площадь в два квадратных
километра, был обнесен укрепленной,
массивной деревянной оградой
и окружен широким рвом, наполненным
водой. Его охраняли семьдесят
дозорных башен, а войти в
него можно было через одни
из шестидесятичетырех ворот.. Дворец
властителя был также построен
из дерева. Архиологические раскопки,
к сожалению, дают слишком мало,
однако подтверждают, что в качестве
строительного материала в Паталипутре,
действительно использовалось дерево
(найдены были только остатки
укрепленной стены).
Особое развитие получило строительство
при выдающимся правителе этой
династии – Ашоке, внуке Чандрагупты
(III век до нашей эры). Источники рассказывают,
что его дворец стоял на высоком стилобате
и имел три зала, расположенных один над
другим. Главный из них был украшен каменными
колоннами. Обвитыми золотыми виноградными
лозами и фигурками птичек из серебра.