.
В
Ориссе, как и в соседней Бенгалиии.
С их влажным тропическим климатом,
с давних пор в строительстве
применялось не столько дерево,
сколько бамбук, камыш, глина и
кирпич. Соответственно этому в
народной архитектуре выработались
свои специфические черты, которые
были перенесены в культовые
монументальные постройки. Храмы,
созданные в Ориссе, представляют
примеры ярко выраженного северного
типа. Для зодчества Ориссы характерно
отсутствие столбов, колонн, портиков,
открытых террас, лоджий. Массивные
глухие стены, покрытые снаружи
сплошным узорчатым ковром декоративной
резьбы, придают столпообразным
орисским храмам скульптурный
облик. Интерьеры орисских храмов,
напротив, лишены какого-либо декора.
В Бенгалии часто встречаются
храмы башенного типа в виде
отдельно стоящих высоких святилищ
(вимана). Классическим памятником
Ориссы явилось одно из лучших
произведений средневековья, поразительный
по красоте архитектурных и
пластических форм и гармонии
пропорций храм Лингараджа, воздвигнутый
около 1000 в Бхубанесваре. Храмовый
комплекс состоит из примыкающих
друг к другу и имеющих каждый
свое перекрытие: главного святилища
– «деул», зала для молящихся
– «джагамохан»,- все это специфические
для Ориссы термины. Высокая
вертикально расчлененная башня
грациозно изогнутого параболического
очертания завершает святилище;
над остальными помещениями –
перекрытия из горизонтально
уложенных рядов каменных плит,
образующих снаружи сплющенную
пирамиду. Вход на территорию
храма иногда оформлялся своеобразной
аркой, которая называлась, так
же как и ворота в ограде
ступа, - «торана». Орисский храм
Шурья (храм Солнца) в Конараке
(13 век),явившейся последней блистательной
вспышкой храмового зодчества
на севере индии, превосходит
по размерам все предыдущие
храмы. Особенно интересен уподобленный
небесной колеснице бога Солнца
зал для молящихся, на высоком
постаменте которого изображены
двенадцать огромных колес и
скачущие кони. Скульптура храма
прекрасно сочетается с его
архитектурой. Исключительно яркие
по своей жизненной силе отдельно
стоящие изваяния коней, яростно
растаптывающих демонов, искрящиеся
радостью бытия многочисленные
фигуры музыкантов итанцовщиц
сопровождаются здесь эротическими
сюжетами, имеющими культовый смысл.
В
Кхаджурахо на рубеже 10 и 11 веков
был воздвигнут храм Кандарья
Махадео, причисляемый к северному
типу и замечательныйудивительной
органичностью своих пластически
вылепленных архитектурных форм,
очень близких к формам природы.
Его три примыкающих друг к
другу объема: святилище, зал для
молящихся и вестибюль, увенчанные
каждый однотипным башенным (шихкара),
издали похожи на три последовательно
уменьшающиеся по высоте горы.
Башни, расчлененные вертикальными
тягами, напоминающими пучки растений,
и миниатюрными башенками, усиливают
впечатление природных форм.не
столь крупный,как храм Лингараджа
в Ориссе, храм Кандарья Махадео
производит впечатление не меньшей
монументальности благодаря своему
мощному, сильно профилированному
цоколю. Его наружние стены, намеренно
усложненные в плане многочисленными
уступами, опоясаны тремя рядами
сравнительно мелких (высотой около
1 метра) горельефных фигур божеств
и людей. Каменные изваяния
танцовщиц и музыкантов как
будто проникнуты сложным ритмом
исполняемого ими танца и музыки.
Здесь, так же как и в поздних
храмах Ориссы, представленны в
изобилии прекрасные женские
образы небесных дев апсар
и иротические сцены. В течение
столетий в Кхаджурахо возникла
целая группа подобных храмов,
джайнских и брахманских… интерьер,
в отличие от орисских храмов,
покрыт в изобилии пластическим
декором и имеет двухэтажные
тонкие колонны, поддерживающие
изящно декорированный плоский
ложный купол.
В
Майсуре – в городах
Белуре, Халебиде и Сомнатхпуре,
в 12 –13 веках возникли замечательные
по архитектуре и декору храмы
т.н. чалукийской школы периода
Хойсала, имеющие свои отличающиеся
от южных и северных храмов
черты. Покрытые тонким до ювелирности
декором, эти храмы с их сильно
подчеркнутыми горизонтальными
членениями как бы распластаны
по земле; некоторые из них
не имеют башенных верхов. Несравнимы
майсурские храмы по качеству
резьбы. Каждый кусок наружных
стен, богато украшенных скульптурными
изображениями богов в строго
канонизированных позах, представляется
увеличенной в камне миниатюрой
из слоновой кости или сандалового
дерева, какие были распространены
в ремесле Майсура. Майсурские
храмы, окруженные многоколонными
залами (с проемами, заполненными
ажурными решетками), портиками и
террасами, приближаются по своему
характеру к гуджаратским
храмам.
В
Гуджарате в народном зодчестве
выработались богатые традиции,
основанные на виртуозном использовании
дерева как строительного материала.
Удивительные по конструкции
колонны, состоящие как бы из 2 или
3 колонн, поставленных друг на друга, со
сложными по форме кронштейнами, образующими
некоторое подобие арок, перекинутых между
колоннами, были воспроизведены с поразительным
мастерством в гуджаратских каменных
храмах. Щедрость пластического убранства
на них не знает предела. Особенно блещут
роскошью джайнские храмы 11-12 веков (построенные
купцами, разбогатевшими на заморской
торговле), целиком из белоснежного мрамора,
инкрустированного внутри храма драгоценными
камнями. Мелкие, бесконечно повторяющиеся
фигурки и орнаменты сплошным кружевом
покрывают потолок, стены, колонны, придавая
интерьерам этих храмов холодный внешний
на блеск. Типичные образцы джайнских
храмов расположены в Палитане и других
местностях Гуджарата и в горах Абу (ныне
в штате Раджастхан).
*
Политическая раздробленность страны,
обособленность отдельных ее
народов, племен и каст, а также
острота социальных противоречий
способствовали завоеванию в
12 – начале 13 веков почти всей
северной Индии правителями из
стран Среднего Востока. Первые
мощные удары исламского вторжения
в индийскую культуру имели
абсолютно негативную форму и
выразились в разрушении памятников
индийского художественного творчества
полчищами завоевателей под предводительством
султана Махмуда Газневи (998 –
1030), который из своей афганской
столицы Кабула вторгся в Северную
Индию и даже дошел до Декана.
Он разрушил и разграбил многие
святыни, великолепные средневековые
культовые постройки, а часть
населения увел в рабство на
свою афганскую родину и заставил
работать на себя.
С утверждением господства мусульманских
феодалов в этих местностях
прекращает свое существование
традиционная храмовая архитектура
и скульптура. Она продолжает
развиваться лишь на крайнем
юге.
В
южной Индии, на Коромандельском
побережье, сохранившим независимость
до 18 века, на протяжении более
чем тысячелетия неизменными,
глубоко укоренившимися в жизни
и быту, оставались кастовая система
и господство брахманских священников,
ревниво оберегавших архитектуру
и искусство от влияний и
новшевств. В жестких рамках
религиозных канонов как будто
оцепенела в своем развитии
храмовая скульптура. Но в 10 –12
веках на юге Индии, главным
образом в Танджавуре – столице
могучего государства Чола –
расцветает независимая от архитектуры
бронзовая пластика. Среди отлитых
из бронзы статуй и статуэток,
представляющих многочисленнейшие
индусские божества и замечательных
виртуозной передачей движения,
главное место занимают изображения
бога Шивы в виде многорукого
Натараджана – бога танца.
В этой скульптуре, где Шива
исполняет космический танец
передана сама стихия танца,
искусство которого так высоко
развито на юге Индии. Такие
изображения Шивы, полные бурной
энергии, яркой радостности, являлись
в глазах индусов религиозно-
филисовским символом вечного
движения мироздания по неизменному
круговому циклу.Каждое движение
фигуры Шивы , каждый атрибут обозначают
какое-либо понятие индуизма.
Архитектура
южной Индии не выходила за
пределы канонов и традиций. В
течение многих поколений сохранялись
конструктивные методы, ограниченные
стоечно- балочной системой; не
изменялась манера работы каменщика
и скульптора, продлжавших вдохновляться
произведениями рук плотника
и столяра. В храмовую архитектуру
южной Индии вошли характерные
виды сооружений, сложившиеся под
влиянием климатических условий,
быта и народного зодчества:
священный бассейн для омовений
( возникший на Юге в силу
необходимости в искуственных
водоёмах на время, когда летом
полностью пересыхают реки), внутренние
открытые дворы, многочисленные
террасы, открытые павильоны и
галереи – мантапам, - неизбежные
сооружения в местном гражданском
зодчестве, отлично приспособленные
к условиям постоянной жары. История
храмового зодчества Юга предсставляет
редкую картину эволюционного
развития: храмы с течением веков
разрастались в масштабах, сохраняя
прежние архитектурные и декоративные
формы. Число колонн в залах
мантапам увеличивалось до нескольких
сотен, но их перекрытие оставались
плоскими; вырастали в размерах
шикхара, но они сохраняли принцип
поэтажного членения, купольный
верх, квадратную базу и характерные
формы декора. Выкристаллизовавшаяся
ещё в 8 веке в Канчипураме
архитектурная компазиция храмового
комплекса получила своё дальнейшее
логическое завершение в храмах
Танджавура (Танджура) и Гангаикондачолапурама
( около Кумбаконама), увековечивших
в 11 веке могущество государства
Чола. Высокая стройная пирамида-шикхара
храма Брахадисвара в Танджавуре,
поставленная почти на кубическое
основание святилища, царит над
всем городом. Благодаря человеческому
масштабу, соблюденному в расчленении
глухих стен на ярусы (украшенные
пилястрами и нишами со скульптурой),
храм не подавляет своими размерами
и формами. Предельная ясность и
простота планировки, чёткость силуэта,
строгая архитектоничность декора выгодно
отличают храм в Танджавуре от современных
ему храмов в других городах Индии.
Храм в Индии - это большой
дом для божества. Танджавурский
храм, в частности, очень похож
на сохранившееся в том же
городе многоэтажное пирамидальное
дворцовое здание 16 века. в трактате
«Манасара» говорится о многоэтажных
постройках дворцов и храмов
в виде ступенчатой пирамиды
с уменьшающимися кверху этажами,
с той лишь разницей, что во
дворцах этажи реальные, а в
храмах чаще всего декоративные.
Храм в Танджавуре имеет два
двора, вход в которые оформляют
высокие башни – гопурам, продолговатые
в плане, с многоэтажной пирамидальной
надстройкой,и завершенные килевидным
сводом. Прототипом для них послужили
монолитные ратха 7 века Бхима
и Ганеша в Махабалипураме. В
принципе гопурам не изменяется
до конца 17 века, лишь увеличиваются
их масштабы и обогащается
пластический декор. Двухэтажная
цокольная часть гопурам, нередко
сложенная из камня, служит
основанием кирпичной пирамиды,
сплошь покрытой скульптурой,
изображающей необозримый пантеон
индусских богов и их бесчисленных
перевоплощений. Скульптура чаще
всего выполнялась из ярко
раскрашенных терракоты и полированного
стука. С 11 века развивается
новая тенденция, отражавшая широкое
проникновение городского торгового
и ремесленного населения в
общественную и религиозную жизнь.
Из культурного центра храм
все более превращался в главный
центр общественной жизни. На
его территории совершались торговые
сделки, происходили сходки горожан,
помещались школы, склады, ремесленные
мастерские, торговые ряды, за крепостными
стенами храма в дни военной
опаности население находило
убежище.
С 13 века для южной Индии
постоянно существовала угроза
со стороны мусульманских феодалов,
завоевавших Север и распространивших
к 15 веку свою власть на районы
Декана. Территория независимых
индусских княжеств катастрофически
сокращалась. Новые храмы почти
не строились. Вокруг старых
наиболее популяпных храмов воздвигались
новые ограды. С веками их количество
возрастало, и храмовый комплекс
превращался в крепостной город.
В Срирангаме, например, вокруг храма
12 века за четыреста лет –
образовалось семь концентрических
рядов крепостных стен. С новыми
стенами сооружались и гопурам,
превосходящие по размерам ранее
построенные. В зрительно необъятной
архитектурной композиции создавшегося
таким путем комплекса объемы
не нарастали к центру –
к главному священному объекту,
как это было еще в Танджавуре,
а уменьшались. Теперь все внимание
сосредоточивается на
импозантных
входных башнях – гопурам, выполнявших
роль дозорных башен и достигавших
высоты около 50 метров. К этому времени
еще более усложнился религиозный
ритуал. Дворцы различались по степени
священности. На территорию, окружавшую
непосредственно главный храм, допускались
лишь избранные брахманы; дворы, удаленные
от главного храма носили более светский
характер – на их территории размещались
различные по назначению мантапам и
здания, а также второстепенные храмы.
В небольших нарядных мантапам совершались
свадебные обряды; более простые
залы служили стойлами для священных
слонов или складом для колесниц,
на которых вывозили статуи богов
в праздники. В огромных залах, в
которых насчитывалось до тысячи
колонн, располагались стекавшиеся
в праздники поломники.
В залах мантапам 15-16 века скульптура
затмевает архитектуру, на фоне
которой выделяются самостоятельные,
сложные до громоздкости, фантастически
причудливые скульптурные композиции.
Так, в мантапам в Веллуре,
Виджаянагаре, Канчипураме, Срирангаме,
созданных в 15-16 веках, мы видим
залы с лесом колонн, буквально
обросших со всех сторон каменными
изваяниями вздыбленных коней,
леогрифов, чудовищных и фантастических
фигур, как будто замерших в
различных позах и готовых
вновь ожить, так ярко и непосредственно
запечатлена порывистость их
движенийя.
В южной Индии насчитывается
около 30 храмовых комплексов, разросшихся
в течение нескольких столетий
до размеров города; в числе
наиболее значительных из них
– храмы в Чидамбараме, Рамесварами,
Мадураи и др. Последние крепостные
стены с величественными башнями
гопурам во многих из этих
комплексов были воздвигнуты
в 16-17 веках при государстве
Найяков. Храмовый комплекс в
его столице Мадураи превосходит
все остальные законченностью
архитектурной композиции и красотой
форм самых высоких в Индии
гопурам, с их чуть выгнутыми
линиями контура.[Д2]
Два ряда стен и многочисленные
пристройки окружают главные
сооружения храмового комплекса:
старый храм 12 в., "Тысячеколонный
зал" – мантапам с плоским
перекрытием и множеством колонн,
сплошь покрытых резьбой и
скульптурой, священный пруд, оформленный
по прямоугольному периметру
каменным ступенчатым спуском
и низкой колоннадой; в водах
пруда отражается богатейшая
красочная скульптура, украшающая
гонурам. Перед главным входом
расположен зал, разделенный четырьмя
рядами мощных столбов, называемый
«Пуду-мантапам» (начат в 1623), в центре
которого находятся приставленные к столбам
скульптурные изображения 10 представителей
царской династии Найяков. В Мадураи находится
один сохранившихся на Юге четырех дворцов
(17в.). В его интерьере встречаются аркады,
купольные и сводчатые перекрытия – характерные
формы биджапурской мусульманской архитектуры.
Это влияние стало проникать в гражданскую
архитектуру юга с 15 века.