Связанная непрочными узами, разобщенная
на племена и касты, империя
Ашоки распалась вскоре после
его смерти на более мелкие,
враждовавшие между собой государства.
На юге Индии с I в. до н.э.
по III в.н.э. доминировала империя Андхра
со столицей Амаравати. Границы империи
в период ее расцвета простирались от
Бенгальского залива на востоке до Аравийского
моря на западе, а с севера на юг – от реки
Годавари до реки Кришна.
В памятниках
искусства, созданных после распада
Ашоки, постепенно исчезают следы персидского
влияния, а вместе с тем проникают
в первых веках до н.э. влияния
грекобактрийского и позднеримского
искусства.
Наблюдавшийся уже в рельефах
Санчи отход от крупных
лапидарных форм, появление некоторой
измельченности и изысканности
в полной мере дают себе
знать в более позднем искусстве
Амаравати, представленном в
отдельных фрагментах рельефов
ограды и ворот ступа. Уже
сам материал – мрамор, избранный
для облицовки ступа вместо
камня, придает этому сооружению
рафинированный характер. Удлинённость
пропорций тела и конечностей
делают фигуры особенно невесомыми
и подвижными.
*
С образованием в северных
и центральных районах Индии
мощного государства Гуптов ( IV –
VI вв.) искусство Индии рабовладельческой
эпохи вступило в пору последнего расцвета.
Длительный период относительного мира,
наступивший тогда в Индии, привел к развитию
городов и расцвету придворной культуры.
В правлении Гуптов были достигнуты такие
успехи в архитектуре, пластике и живописи,
что этот период обычно называют классическим
периодом индийского искуства. Развернулось
строительство дворцов, монастырей, храмов.
Среди сохранившихся памятников – ранние
наземные храмы, трактованные как божья
обитель, в Санчи (храм V в.) и других местах.
Ядро этих храмов, сложенных из тесаного
камня, составляет кубическое святилище
с внутренним помещением для божества
и входным портиком. Каноническую завершенную
форму получает в это время изображение
Будды (статуи Будды из Сарнатха, песчаник;
из Султанганджа, бронза; обе-5 в.) Фигура
Будды школы Матхуры, начало которой относится
к кушанскому периоду, с грубым и широким
крестьянским лицом, теперь, в период правления
Гуптов, изменяется и приобретает отпечаток
несколько отрешенный придворной утонченности.
Культурное наследие эпохи Гуптов
получило развитие в раннесредневековых
феодальных государствах Декана
(Чалукьев, 6-12 века; Раштракутов, 8-10 века),
юга (Паллавов, расцвет в 7в., существовало
по 9 век.) и севера Индии (Харши,
7век.). Еще продолжали строиться
ступы, скальные храмы и монастыри,
хотя под влиянием господственных
идей индуизма традиционные формы
этих сооружений наполнялись
новым содержанием. Отживал тип
чайтья, а вихара из монастырского
общежития превращалось, по существу,
в храм. Около 6 века появились
скальные брахманские и джайнские
храмы, не отличавшиеся по своим
формам от буддийских.
Наиболее значительное скальные
сооружения этого периода находятся
в Аджанте и Эллоре. Аджанта
прославилась главным образом
стенными росписями буддийских
монастырей (2 век до нашей эры
-7 век нашей эры). Написанные на
сюжеты буддийских преданий, они
представляют, по существу, широкую
картину общественной жизни Индии,
создавая вместе с архитектурой
и скульптурой праздничный декоративный
ансамбль. Содержание росписей –
эпизоды из жизни Будды и
их джатак, то есть из истории
о прежних существованиях Учителя.
Часто они трактованы как сцены
придворной жизни: принцы проводят
время в роскошных аппартаментах,
нежно обнимая своих жен, окруженные
прислужниками, или же принимают
гостей, выезжают на войну или
на охоту. Таким образом, здесь
можно увитеть не только внутренние
помещения дворца, но и сады
и улицы города. Домашняя утварь,
повозки на улицах, любопытные
зрители, стоящие на балконах
и у открытых окон, - все это
изображено в росписях Аджанты.
Они позволяют легко реконструировать
городскую архитектуру, в большинстве
случаев деревянную – ворота
и дворцы, дома богатых горожан,
- все то, что безвозвратно утеряно
и от чего не осталось никаких
вещественных образцов.
Храмовые комплексы Эллоры (созданные
между 6-10 вв.) известны своей скульптурой,
вообще занявшей с периода
раннего средневековья господствующее
место в убранстве храмов. На
их стенах развернуты барельефные
компазиции с изображениями буддийских
и брахманских богов и мифологических
героев. Сравнительно с каноническими
фигурами Будды, для которых
стали характерны застылость
и сухость форм, изображения брахманских
богов – пластически сочные, исполненные
напряженной динамики. Величием
образов и компазиционной смелостью
отличаются рельефы и гигантский
бюст трехликого Шивы Махадео
в скальном храме на острове
Элефанта (8век).
Архитектура периода Гуптов имеет
большое значение для всего
дальнейшего развития индийской
архитектуры. Наряду с продолжением
и развитием существовавших в
ранне-буддийские времена архитектурных
типов, таких, как ступа и
скальные храмы, в тот период
происходит быстрая эволюция
наземного индуисского храма.
Однако полное развитие они
получили только теперь, в период
Гуптов и их преемников.
Первоначально это был храм
кубической формы с плоским
покрытием, к которому в последствии
добавляется башенная надстройка.
Форма целлы индуисстского храма
восходит к раннебуддийским сооружениям,
прямоугольным в плане, расширенным
за счет примыкающей к целле
мандапы (залы для собраний), а
также других сооружений –
выступающего портика ардхамандапы
и антаралы (промежуточного помещения).
Два наиболее древних храма-башни
периода Гуптов – это храм
Дашаватары и большой кирпичный
храм-башня в Бхитаргаоне.
Храм в Деогархе, сложенный из
искустно вытесанных каменных
плит, стоит на квадратной платформе,
к которой со всех сторон
ведут небольшие лестницы. В центральную
часть его, занимаеую целлой, можно
попасть только с одной стороны,
на других трех сторонах вместо
ворот с фигурными украшениями
помещаются на том же уровне
на наружней стене глубокие
ниши (ложные входы). В них находятся
три великолепных рельефа, изображающих
сцены из жизни Вишну. Первоначально
в храме Деогарха с четырех
сторон находились еще и вестибюли
с четырьмя колоннами, которые
соответствовали нынешним лестницам,
ведущим к террасе, и превращали
план храма-башни в крестообразный.
Сама башня сохранилась лишь
частично. Отдельные горизонтальные
ступени сужались, переходя в
слегка закругленную башенную
часть, причем вертикали преобладали
над горизонталями. Создавая общее
направление ввысь. Высота башни,
очевидно, первоначально достигала
13 метров. Храм-башня в Деогархе
был построен около 500 года
н.э.
Примерно тоже самое можно
сказать и о храме-башне в
Бхитаргаоне. Он сложен из кирпича
и сохранился хуже. Самый древний
сохранившийся буддийский храм-башня
– это знаменитый храм в
Бодх-Гае, сооруженный в 526 году.
Здесь на террасе возвышается
башня высотой в 51 метр в
форме сужающейся кверху пирамиды.
Этот храм, построенный на месте
просветления Будды, - одна из
величайших святынь буддизма.
*
После эпохи Гуптов в VI веке
начинается новая фаза в развитии индий
ской культуры. Произведения крупных
масштабов, целые города памятники отличают
эту эпоху: постройки со скульптурными
украшениями в Махабалипураме, пещерные
монастыри в Эллоре и на острове Элефанта,
храмовые города Бхуванешвар и Кхаджурахо.
В 6-7 веках определились 2 основных
типа наземного храма: северный
(индо-арийский) и южный (дравидийский).
Для храмов южного типа характерно
возвышающееся над святилищем
– «шикхара» в виде ступенчатой
пирамиды с ложным куполом,
тогда как для северных –
шикхара параболических очертаний
с диском –«амалака» наверху.
Принципы храмовой архитектуры
южной Индии были заложены
в храмах Махабалипурама и
Канчипурама. В Махабалипураме
сохранились уникальные высеченные
из валунов монолитные храмы
«ратхи» – прототипы святилища
надвратной башни – «гопурам»
южноиндийского храма, а также
шедевр южноиндийской скульптуры
– гигантский многофигурный барельеф
«Нисхождение Ганга» (7век). Прежде
всего упомянем здесь вырубленные
из скалы пять ратх, названных
по именам эпических героев
и богов: ратха Аджуны, ратха
Бхимы, ратха Дхармараджи, ратха
Сахадевы и ратха Ганеши. Из
этой же скалы высечены и
большие фигуры священных животных:
слона, льва, быка, связанных с
культом Шивы.
Самая маленькая ратха Арджуны
– цельное массивное здание, квадратное
в плане, с покрытием в виде
скошенного счетырех сторон купола.
Ратха Бхимы представляет собой
ярусное строение с «бочкообразным»
сводом, прямоугольное в плане.
Дверь на узкой стороне напоминает
древнебуддийское окно чайтья. Пещерные
храмы Махабалипурама, представляют
собой вырубленные в скале
пещеры с поддерживаемым колоннами
вестибюлем в форме веранды,
также высеченными из скалы
и украшенными великолепным крупным
рельефом.
[Д1] В Канчипураме был сооружен
храмовый комплекс (Кайласанатха, 1-я
половина 8 века), который лег в
основу развития композиции южноиндийского
храма в целом. Соотношение
различных частей этой постройки
своей соразмерностью напоминает
Прибрежный храм. Здесь главное
здание тоже имеет покрытие
пирамидальной формы в виде
сужающихся кверху горизонтальных
ярусов, которые заканчиваются куполом.
Его прямоугольный двор, опоясанный
внутри рядами ниш со статуями
божеств, включая выделенное шикхарой
святилище и многоколонный зал
для молящихся – «мантапам». Композиция
этого комплекса была повторена
в одноименном храме в Эллоре
(середина 8 века). Искусство пластики
раннего средневековья достигло
вершины в этом высеченном
из скалы грандиозном комплексе
с его многоколонными залами,
галереями, монументальными статуями
и рельефами, отмеченные острым
драматизмом образов, динамикой
сложных компазиций.
Храм в Эллоре строился очень
долго. Храм находится посреди
вырубленного из скалы двора,
площадью 58 x 51 метр и более чем на 33 метра
уходящего в глубь скалы, и представляет
в плане большой прямоугольник, размером
55 x 36 метров. Этот храм вырублен ихз скалы
вместе со всеми своими фигурными и декоративными
украшениями. По величине и мощи храм совершенно
уникален.
Все храмы построенные в Бхуванешваре
построены из красноватого камня
и украшены большим количеством
фигурных изображений. Весь декор
этого храма сосредоточен на
наружних стенах. Оформлению внутренних
помещений, в частности целлы,
не уделено почти никакого
внимания.
*
Подьем
экономики укрепившегося феодального
строя, развитие ремесленного
производства и внешней торговли
вызвали с 10 – 11 века быстрый
рост городов и невиданный
размах храмового строительства,
поглащавшего огромные средства.
При всем разнообразии форм
средневековой архитектуры ей
были свойственны определенные
черты стандартизации и типизации.
Причиной этому было существование
с давних пор цеховых строительных
организаций – «шрени» (закрепленных
кастовой системой), которые передвигались
по всей стране, от одной постройки
к другой, а иногда, оседая на
одном месте, посвящали всю
свою жизнь и даже жизнь
нескольких покалений созданию
какого-либо одного грандиозного
сооружения. Другой причиной явилась
освященная религией единая система
канонов и правил строительного
дела и прикладного искусства
«Шилпашастра», долгое время
не фиксировавшаяся письменно,
а передававшаяся потомкам изустно.
Из сохранившихся текстов по
вопросам архитектуры наиболее
известен написанный в южной
Индии в 11 веке труд «Манасара»,
являющейся подробным руководством
в вопросах градостроительства,
конструкций, строительных материалов,
соблюдения пропорций в архитектуре
и скульптуре, а также применения
цвета в росписях и т.д. Есть
основание полагать, что градостроительство
и гражданская архитектура этого
времени развивалась, следуя в
основном тем же принципам
(изложенным в «Шилпошастра»), которые
применылись и ранее. В растущих
городах большинство построек
создавалось из тех же не
долговечных материалов - дерева
и кирпича, тростниковой соломы,
глины и т.д. По-прежнему роскошными
оставались дворцы и усадьбы
городской и помещичьей знати
и убогим – жилище трудового
крестьянина или горожанина, зачастую
вынужденного довольствоваться
одним помещением для своей
семьи, а также и для скота.
Однако сведения о градостроительстве
и гражданском зодчестве того
времени скудны. Редким примером
хорошо сохранившихся крепостных
городских стен являются укрепления
города Дабхая (созданы около
12 века) с четырьмя воротами, богато
орнаментированными типичной гуджаратской
резьбой по камню, имитирующей
резьбу по дереву.
Дошедшие
до нас храмы тем более бесценны,
что по ним можно судить
о характере народного зодчества,
отличавшегося большим разнообразием
в отдельных местностях Индии.
Строительство храмов было не
только в руках феодалов. Нередко
оно предпринималось объединенными
купеческими и ремесленными цехами,
при этом все население городов
облагалось специальными налогами
и трудовыми повинностями. Огромным
было количество деревень, содержавших
один храм, обслуживаемый бессчетным
штатом жрецов, сонмом танцовщиц
и музыкантов. В храм стекались
несметные сокровища. Архитектура
храмов становилась более пышной
и декоративной, обьемно пространственные
композиции – более сложными,
планы – более вычурными. Большую
роль играет скульптура, неразрывно
сливающаяся с архитектурой. Обогащая
и очеловечивая здание, она выражала
на своем каменном языке сложную
философию индуизма, проповедовала
его идеи. С щедростью, доходящей
до безудержной расточительности,
скульптура покрывает своим пластическим
убором храмы, раскрывая на
их стенах многообразнейший мир
бесчисленных фантастических образов.
Но в целом в этот период
скульптура теряет идейно-художественную
силу и глубину, монументальность
и величие форм, которые были
ей присущи в предшествующее
время. Более декаративно-прикладная
по характеру, она за частую
включает бесконечно повторяющиеся
стереотипные фигуры и сцены.
В лучших же произведениях,
особенно в жанровых сценах, приобретавших
в то время большое значение,
народный гений создаёт яркие
художественные образы, прочно связанные
с жизнью.
На архитектуре храмов – наиболее
характерных памятников средневекового
зодчества Индии - лежит печать
религиозных догм и канонов.
Но вместе с тем в ней
отчётливо сказываются связи
с народным зодчеством, отражаются
реалистические взгляды и жизнеутверждающий
оптимизм её создателей. В храмах
чрезвычайно разносторонне воплотилось
народное творчество, отдельные
отрасли которого развивались
в тесном единении друг с
другом. Архитектор, согласно древним
текстам, выступал главным дирежером
в ансамбле скульпторов, живописцев
и других мастеров. В своем
образовании он последовательно
осваивал вначале музыку и
танцы, затем живопись и скульптуру,
а после этого приступал к
специальным дисциплинам. Известно
также, что строительство как
культовых, так и гражданских
зданий проходило в тесном
сотрудничестве с народными мастерами:
каменщиками, плотниками; нередко
привлекалисьрезчики по слоновой
кости или дереву, кузнецы и
ювелиры. Вероятно, этим можно
объяснить художественную цельность,
столь свойственную индийским
архитектурным произведениям, особенно
храмам, скульптурно-пластичным по
форме, проникнутым музыкальным
ритмом, гармоничным по пропорциям
и красочным по отделке. На
рубеже 10 –11 веков почти одновременно
в столицах различных крупных
государств Индии возник ряд выдающихся
по своей архитектуре храмов, отразивших
своеобразие местных архитектурных школ:
Ориссы, Бенгалии, Кхаджурахо, Майсура,
Гуджарата, южной Индии.