Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 22:25, реферат
Моя задача рассказать в своем реферате об этом удивительном ансамбле в целом, и о каждой его постройке в отдельности.
1. Введение 2
2. Архитектура Ростовского кремля 3
2.1. Успенский собор 5
2.2. Звонница 10
2.3. Воскресенская церковь 12
2.4. Двор Ростовского кремля 14
2.5. Церковь Иоанна Богослова 16
2.6. Церковь Григория Богослова 18
2.7. Белая палата 20
2.8. Отдаточная палата. Княжьи терема. Ионинская палатка 21
2.9. Церковь Спаса на сенях 23
2.10. Самуилов корпус 25
2.11. Иераршие палаты 27
2.12. Красная палата 28
2.13. Дом на погребах. Часобитная башня. Церковь Одигитрии 30
3. Заключение 33
4.Список используемой литературы 34
Немного отступя от боковой башни, прямо на стене, как и у церкви Воскресения, поставлена небольшая шатровая звонница, схожая с царской башенкой на кремлевской стене в Москве.
Церковь Иоанна Богослова
в Ростовском Архиерейском доме, ныне
известном как Ростовский кремль,
построена в начале 1680-х годов
по заказу митрополита Ионы Сысоевича
- выдающегося русского церковного
деятеля XVII века, одного из ближайших
сподвижников патриарха Никона. Сооружение
её над западными парадными
В храме один престол - Иоанна Богослова.
Церковь Иоанна Богослова - пятиглавый храм, с одной световой и четырьмя декоративными главами, с трехчастным алтарем; на двухярусном подклете. Церковь стоит над воротами с коленчатым проездом, с трех сторон окружена галереями, перед воротами со стороны города - две круглые башни.
Из храма Иоанна Богослова по переходам в кремлевской стене можно пройти в круглую юго-западную башню, а из нее — на южный переход, с которого открывается прекрасный вид на бывший митрополичий сад и озеро Неро.
С южной стены кремля можно пройти в церковь Григория Богослова. Она стоит на некотором расстоянии от переходов, но связана с ними галереей и, таким образом, органично входит в ансамбль кремля.
Церковь Григория Богослова
Церковь построена в 1670 году «на старых каменных палатах». Южная стена кремля в плане имеет уступ, идущий под прямым углом, словно обходя не существующее сейчас сооружение. Археологические раскопки, проводившиеся Н.Н. Ворониным в 1955 году, показали, что здесь действительно стояли какие-то большие сооружения. Они существовали еще при Ионе Сысоевиче и сохранились от более древних времен как строения бывшего Григорьевского затвора. По неизвестным нам причинам одно из зданий было разобрано, другое же сохранено, но перестроено и приспособлено под основание церкви Григория Богослова.
Каждый фасад четверика
этого храма имеет трехчастное
деление и завершается тремя
щипцовыми фронтонами, аналогичными
фронтонам церкви Иоанна
Церковь Григория Богослова уже в конце XVII века перестроена: многоскатное покрытие ее заменено на четырехскатное. И хотя кровля сейчас восстановлена в первоначальном виде, некоторые детали этого сооружения утрачены окончательно. В частности, исчезло крыльцо, которое выходило на север (рядом с галереей). Если внимательно присмотреться, то и сейчас еще можно заметить следы примыкания этого крыльца к стенам храма.
Интерьер церкви был
первоначально расписан. Но в
сильный пожар 1730 года сооружение
очень пострадало, и при восстановлении
его в середине XVIII века живопись
была заменена лепными
Храм Григория Богослова,
несмотря на скупость его
К южной кремлевской
стене примыкает корпус Белой
палаты. С нее начинается большая
группа строений, плотно заполняющих
юго-восточный угол кремля. Сооружения
сгруппированы вокруг церкви
Спаса на Сенях и невидимы
с «парадного» двора,
Белая палата
Белая палата представляет собой обширное квадратное в плане помещение с крестовыми сводами, опирающимися на могучий центральный круглый столб. Помещение освещается сквозь большие прямоугольные окна с цветными стеклами. Над дверными и оконными проемами своды образуют ритмичный ряд распалубок, арочки которых опираются на рельефные белокаменные гирьки.
Белая палата служила
трапезной при Спасской
Фасады Белой палаты отличаются скупостью декорировки. Главное их украшение — окна, завершающиеся двойными арочками с гирьками. Большинство окон сосредоточено на южном фасаде сооружения. Под его кровлей тянется неширокий декоративный поясок, над крышей возвышаются два красивых по форме дымника с золочеными подзорами и прапорцами, довершающие простой силуэт сооружения.
Под общей кровлей
и фасадом, составляя единое
целое с Белой палатой и
соединяясь с нею высокой
Отдаточная палата. Княжьи терема. Ионинская палатка
Убранство Отдаточной палаты было несложным: несколько лавок, медные паникадила да иконы. Его довершали шкафы с яркими расписными дверцами, встроенные в толстые стены помещения и служившие, видимо, для хранения в них посуды, еды на время трапезы. В юго-восточном углу палаты расположена дверь, ведущая на висячую галерею, которая освещается с двух сторон арочными окнами. Она соединяет Отдаточную палату с Княжьими теремами и Ионинской палаткой.
Княжьи терема — двухэтажные жилые покои, относящиеся к XVI веку. Их название указывает на то, что на этом месте или недалеко от него когда-то находились терема князей. Существующие же помещения никогда княжеским жилищем не были. Скорее всего, они были частью покоев архиерейских служителей, о чем говорят сохранившиеся многочисленные печи, тайники, печуры, ниши и другие атрибуты жилых помещений.
По галерее из Отдаточной
палаты мы попадаем в хорошо
освещенные сени Княжьих
В двух из названных
комнат до сих пор сохранились
чудесные изразцовые печи
Снаружи это здание претерпело
значительные изменения. Большинство
старинных окон растесано, южный
фасад при возведении кремлевской
стены основательно реконструирован.
Но и в таком состоянии на стенах
Княжьих теремов можно
Из Княжьих теремов
крутая лестница ведет в
Церковь Спаса на сенях
Между Самуиловым корпусом,
Белой палатой и Спасской церковью
раскинулись обширные сени. Более
двух столетий это «гульбище» не существовало:
оно было разобрано в XVIII веке. И
только небольшие фрагменты его,
да письменные источники дали возможность
восстановить это сооружение в первоначальном
виде. Вместе с «гульбищем» была
разобрана и арочная звонница
Спасской церкви, стоявшая на восточной
стене сеней. С них один из входов
ведет в Самуилов корпус, другой
— в виде кивория на столбах-кубышках
— в церковь Спаса. При Ионе
Сысоевиче строительство
Несколько необычен северный фасад церкви. С этой стороны мы не увидим закругления апсид: стена здания здесь несколько выступает на восток, прикрывая собою алтарь. Такой прием в архитектуре впервые применен итальянским архитектором Фиораванти в московском Успенском соборе.
Спасская церковь оригинальна
своим завершением. Каждый ее фасад
заканчивается треугольным
Благодаря двухэтажному подклету вытянутым пропорциям основного объема и высоко поднятой на тонком барабане золоченой главе церковь Спаса на Сенях приобретает ярко выраженный башенный характер.
Интерьер церкви оставляет
глубокое впечатление.
Несомненные художественные
и архитектурные достоинства
церкви Спаса на Сенях
Церковь Спаса на
Сенях непосредственно связана
«гульбищем» с митрополичьим
домом — Самуиловым корпусом,
северный трехэтажный фасад
Самуилов корпус
Занимая в ансамбле кремля почти центральное положение, Самуилов корпус как бы доминировал в функциональном смысле над всеми кремлевскими сооружениями. К митрополичьему дому со всех сторон тянулись висячие галереи, отсюда, не выходя на улицу, можно было пройти в любое хозяйственное или жилое помещение, в любую церковь или башню. Не только по своему местоположению, но и по значению это здание занимало главенствующее положение в митрополичьей резиденции.
Самуилов корпус возник в разные эпохи, разделенные целыми столетиями. В XVI веке был построен его первый этаж. Интерьер сооружения характерен для XVI столетия: он состоит из нескольких мрачноватого вида помещений с коробовыми и сомкнутыми сводами, слабо освещенных через маленькие арочные окна. Всего, как отмечают старые документы, на первом этаже было «жилых и кладовых тринадцать палат».
Информация о работе Архитектурный ансамбль Ростовского кремля