Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 22:25, реферат
Моя задача рассказать в своем реферате об этом удивительном ансамбле в целом, и о каждой его постройке в отдельности.
1. Введение 2
2. Архитектура Ростовского кремля 3
2.1. Успенский собор 5
2.2. Звонница 10
2.3. Воскресенская церковь 12
2.4. Двор Ростовского кремля 14
2.5. Церковь Иоанна Богослова 16
2.6. Церковь Григория Богослова 18
2.7. Белая палата 20
2.8. Отдаточная палата. Княжьи терема. Ионинская палатка 21
2.9. Церковь Спаса на сенях 23
2.10. Самуилов корпус 25
2.11. Иераршие палаты 27
2.12. Красная палата 28
2.13. Дом на погребах. Часобитная башня. Церковь Одигитрии 30
3. Заключение 33
4.Список используемой литературы 34
Снаружи стены Самуилова корпуса были прорезаны узкими, щелевидными, без наличников, окнами, забранными прямыми решетками. Под карнизом здания шел декоративный поясок из глухих ниш, по форме напоминающих бойницы, и «бегунка» (о характере этого строения можно судить по западной части первого этажа, которая была восстановлена в 20-е годы прошлого века).
Во второй половине XVII века над первым этажом был надстроен второй; между собой они соединялись двумя узкими кирпичными лестницами, встроенными в толще стен. На втором этаже располагались «кельи, где живут митрополиты», Крестовая, Судебная, жилые и казенные палаты, сени с передней. Часть этих помещений была расписана.
В покои митрополита можно было попасть и минуя первый этаж: с парадного двора на второй этаж вело высокое крыльцо, не сохранившееся до наших дней. Впрочем, исчезло не только крыльцо. Сейчас мы не найдем ни одной из упомянутых выше палат: сооружение это подвергалось коренной реконструкции (за исключением первого этажа), комнаты утратили какие бы то ни было признаки древней конструкции. Перепланировка производилась в конце XVIII века при архиепископе Самуиле Миславском; при нем был надстроен третий этаж, сооружена существующая сейчас лестница, стены здания были оформлены в стиле архитектуры XVIII века (корпус стал называться Самуиловым). Пропорции сооружения изменились не только в высоту, но и в длину. По-видимому, оно было достроено с восточного торца, о чем свидетельствует поясок «бегунка», сохранившийся в интерьере одного из помещений под потолком (таким декоративным мотивом оформлялись только фасады).
Наряду с первым этажом Самуилова корпуса к числу древнейших строений Ростовского кремля можно отнести Иераршие палаты, располагающиеся утлом между двумя квадратными башнями — Водяной и Садовой. Название этих палат говорит о том, что они служили первоначально жилищем ростовских иерархов в XVI и первой половине XVII веков. В начале XVII столетия, в частности в Иерарших палатах, будучи ростовским митрополитом, жил некоторое время Филарет, отец первого царя из династии Романовых — Михаила Федоровича. О назначении палат свидетельствует их планировка: вдоль Корпуса тянется длинный коридор, от которого в сторону двора отходят жилые комнаты (коридор — не что иное, как крытый переход по кремлевской стене, которая была надстроена над стеной Иерарших палат). Внутренние лестницы, сени, многочисленные печуры, тайники также являются непременными атрибутами жилых помещений XVI века.
Иераршие палаты
Декоративная обработка фасадов Иерарших палат типична для сооружений XVI столетия: узкие, глубоко посаженные окна с утопленными в стену наличниками или вовсе без таковых, плоские лопатки, межэтажные тяги с пояском «поребрика» (кирпичи, выступающие на поверхность стены ребрами), карниз из нескольких профильных тяг и лента «бегунка» — вот все украшение их стен.
Неповторимое своеобразие Иераршим палатам придает высокая кровля с вырастающими из нее дымниками. Обычные дымовые трубы силой фантазии мастеров превращены здесь в маленькие башенки, красивые по силуэту и пропорциям. Шатровые верха дымников увенчаны золочеными «яблоками» с прапорцами, что стилистически объединяет их с кремлевскими башнями. Корпус к северу «продолжает» Иераршая палата, пристроенная по аналогии с Ионинской палаткой к Водяной башне. Под сооружением существует большой арочный въезд в башню (аналогичный, но заложенный проем находится и на противоположной, наружной стене), а слева от него — дверь, ведущая на второй этаж Иерарших палат. Выше этих проемов размещены семь арочных окон с красивыми ромбовидными переплетами. Богатый декоративный поясок идет по стене ниже окон и вокруг них. Декоративные элементы кажутся сухими и измельченными в сравнении с оформлением фасадов других сооружений. Это становится понятным, если учесть, что Иераршая палата реставрировалась в конце XIX века, видимо, без глубокого анализа первоначальных форм декора архитектуры ионинского времени.
Здесь же, рядом с окнами, можно заметить слабые следы какой-то арки. К этому месту примыкала некогда висячая галерея, соединявшая Самуилов корпус с Иераршими палатами. Юго-западный угол кремлевского двора занимает еще одно сооружение ионинского времени — Красная палата, являющаяся истинным украшением Ростовского кремля.
Красная палата
По документам известно, что палата была построена в 1670—1680 годах как «государевы хоромы» и являлась путевым дворцом царя Алексея Михайловича. В соответствии с этим и архитектурно-художественное оформление дворца отличалось царской пышностью.
Красная палата — двухэтажная, в плане напоминает букву «Г». На первом этаже существовали «хлебная да восемь палат жилых». Хлебная представляла собой громадную, площадью около 250 квадратных метров, прямоугольную палату с могучим столбом в центре. На столб опирались сомкнутые своды, десять окон с двух сторон освещали интерьер помещения. Над хлебной на втором этаже размещалась столовая палата, также со столбом в центре. Стены и своды ее были расписаны фресковой живописью (второй этаж разрушен в XIX веке), пол выстлан чугунными плитами. Эта палата благодаря своей красоте называлась Красной, а отсюда и весь дворец получил то же название.
Большое впечатление
производит наружный вид
Богато декорированы
и стены Красной палаты. Основное
их украшение — сложные,
В начале 90-х годов XVII века отошедшего от дел и вскоре умершего Иону Сысоевича сменяет митрополит Иоасаф Лазаревич. Русская архитектура к тому времени претерпела существенные изменения, однако эти изменения не принимались во внимание зодчими Ионы, продолжавшими строить в старых традициях. Композиционные приемы и архитектурные формы, выработанные еще в XVI веке, нашли свое воплощение почти во всех постройках времени митрополита Ионы. Это объединяет все сооружения кремля в законченный ансамбль, отличающийся удивительной цельностью и стилевым единством.
Митрополит Иоасаф
Лазаревич продолжает
Дом на погребах. Часобитная башня. Церковь Одигитрии
Дом на погребах очень простое по формам сооружение, которое лишено каких-либо декоративных элементов. Несколько окон в полуподвальных помещениях имеют наличники, аналогичные обрамлениям окон Иерарших палат. На первом же и втором этажах окна лишены наличников вообще. Характерны для нового времени оконные перемычки — они не арочные, как в предшествующих сооружениях, а плоские, трехцентровые.
Второй этаж северной
части Дома па Погребах —
деревянный. Сруб неоднократно горел
и заменялся новым. Более
У северо-восточной
башни кремля стоит еще одно
сооружение, относящееся ко времени
митрополита Иоасафа, —
Часобитная башня завершалась шатром, опаянным белым железом с деревянным оленем — гербом города Ростова. Высокий силуэт башни являлся архитектурной доминантой северо-восточной части кремля.
Часобитная башня построена
на старых палатах. Их
Композиция храма традиционна:
Первый этаж памятника
со множеством помещений
Интересен интерьер
сооружения, художественно оформленный
в начале XVIII века в стиле барокко.
Стены и своды трапезной и
церкви покрыты тонко
По своему внешнему
виду (этому во многом способствует
четырехцветная раскраска
Художественные достоинства архитектурных памятников кремля не исчерпываются красотой и величием фасадов. По-настоящему поражать воображение современников должна была внутренняя отделка сооружений, для чего мастера приложили немало сил и искусства. Главное же место в украшении храмов отводилось фресковой росписи, составляющей единое и нерасторжимое целое с архитектурой. Здесь, в интерьере, памятники Ростовского кремля предстают перед нами в новом качестве.
Заключение
Архитектурный ансамбль Ростовского
кремля – жемчужина древнерусской
архитектуры. Все его разнообразные
сооружения объединены в редкий
по живописности, но в то же время
удивительно гармоничный
Завершить реферат мне хочется словами одного из историков архитектуры:
«И остались на земле памятью Ионе жемчужины архитектуры, которые и сейчас, через три с лишним столетия, восхищают своей утонченной красотой. О таких древние книжники говорили не «построены», а поэтично и проникновенно – «измечтаны»..
Список используемой литературы
Информация о работе Архитектурный ансамбль Ростовского кремля