Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 17:59, реферат
Дворцово-парковый ансамбль в г. Гомеле представляет собой уникальный комплекс памятников природы, археологии, истории и архитектуры. Являясь местом возникновения и развития древнего города, он по-прежнему остается главным звеном его современного архитектурного образа. Вместе с исторической частью Гомеля он является единственным в Беларуси цельным ансамблем и наиболее замечательным памятником эпохи русского классицизма.
Дворцово-парковый ансамбль в г. Гомеле представляет собой уникальный комплекс памятников природы, археологии, истории и архитектуры. Являясь местом возникновения и развития древнего города, он по-прежнему остается главным звеном его современного архитектурного образа. Вместе с исторической частью Гомеля он является единственным в Беларуси цельным ансамблем и наиболее замечательным памятником эпохи русского классицизма.
Композиционным центром дворцово-паркового комплекса, сформировавшегося на протяжении конца XVIII – XIX веков, является дворец. Он был заложен на месте деревянного замка последнего гомельского старосты князя М. Чарторыйского выдающимся полководцем Российской империи генерал-фельдмаршалом Петром Александровичем Румянцевым-Задунайским, получившим в дар от Екатерины II Гомель. До 1834 г. принадлежал семье Румянцевых, с 1835 по 1917 — семье Паскевичей.
Создавался дворец в несколько этапов. В 1777-96 гг. возведён главный корпус, строительством которого руководил архитектор Я. Н. Алексеев при консультации архитектора К. И. Бланка. Это – один из первых в России примеров классической «палладианской» постройки. Композиционным центром плана стал высокий перекрытый куполом квадратный зал (с нишами и антресолями), обрамлённый рядами мраморных колонн коринфского ордера.
В 1800-05 гг. построены два служебных флигеля, фланкирующих главный корпус и оформленных 4-х колонными портиками ионического ордера, а также произведен ремонт главного корпуса по проекту архитектора Дж. Кларка. Эти работы связаны с деятельностью сына П. А. Румянцева, русского канцлера, государственного деятеля, дипломата, известного библиофила и мецената Николая Петровича Румянцева. Во дворце им была собрана большая коллекция книг, редких манускриптов, сочинений классической русской и западноевропейской литературы. Впоследствии на её основе организована библиотека при Румянцевском музее в Петербурге, переведенная затем в Москву, где стала основой Государственной российской библиотеки.
(И.Ф. Паскевич.jpg) После приобретения дворца знаменитым российским военачальником, наместником царя в Королевстве Польском генерал-фельдмаршалом Иваном Федоровичем Паскевичем графом Эриванским князем Варшавским, в 1837-51 гг. осуществлена его реконструкция и достройка. Для этого из Варшавы, где фельдмаршал занял бывший королевский замок, был приглашен известный польский архитектор, член Академии изящных искусств во Флоренции Адам Идзковский. Оформлением интерьеров дворца руководил итальянский мастер Винценто Винценти. Корпуса сооружения соединились галереями, которые фланкировались квадратными в плане павильонами. Были перестроены боковые флигели: над северным надстроен 3-й этаж, южный разобран, и на его фундаментах возведены четырехъярусная башня и павильон с верхним светом. На площадке с южной стороны дворца была установлена бронзовая статуя работы датского скульптора Б. Торвальдсена, изображающая маршала Ю. Понятовского.
С 1856 по 1903 г. владельцем гомельского дворца был единственный сын фельдмаршала Федор Иванович, а после его смерти до революции – невестка Ирина Ивановна Паскевич, урожденная Воронцова-Дашкова.
Реконструкции дворца проводились в 1856 г., когда перед главным фасадом появился пандус (пологая площадка для въезда транспортных средств), и после пожара 1919-20 гг. Значительным разрушениям дворец подвергся в период Великой Отечественной войны. Его восстановление завершилось в 1969 г.
Дворец в Гомеле – хранилище историко-художественных ценностей
Во времена Паскевичей дворец представлял собой не только великолепное архитектурное сооружение, но и уникальное хранилище богатейших коллекций предметов старины и произведений искусства. Его интерьеры украшали живописные полотна и скульптурные произведения известных русских и зарубежных мастеров, коллекции художественного стекла из Англии и Богемии, фарфора из Германии, Англии, России и Китая, бронзовых часов и канделябров из Франции, ковров и гобеленов из Ирана, Турции, Бухары и Германии, мебель работы итальянских, французских, немецких и восточных мастеров.
Известный русский искусствовед Георгий Лукомский, посетивший усадьбу Паскевичей в 1913 г., писал, что ей не было равных не только в Белоруссии, но и во всей России.
В Гомельском дворце гостили представители царской фамилии, в том числе императоры Александр II с супругой и Николай II.
Ценности, хранившиеся во дворце, стали базой для создания в 1919 г. Гомельского историко-художественного музея, ныне областного краеведческого.
Несмотря на колоссальный ущерб, нанесенный коллекциям музея в годы Второй мировой войны, в его фондах и сейчас хранятся более 300 предметов из собраний Паскевичей.
Среди них – живописные полотна Я. Суходольского, Н. Чернецова, В. Мошкова, М. Залесского, скульптурные произведения Б. Торвальдсена, А. Кановы, В. Демут-Малиновского, бронзовые часы и канделябры, художественное оружие и т.д.
Дворец при Румянцевых
Дворец был построен на месте деревянного замка, который построил последний гомельский староста Михаил Фредерик Чарторыйский из рода Чарторыйских.
10 июля 1775 года Екатерина Великая пожаловала гомельское староство графу Петру Александровичу Румянцеву и выделила из казны деньги на строительство дворца графа в Гомеле[1].
Работа над проектом дворца началась в 1777 году, строительство началось в 1785 году и завершилось в 1794 году. Автором проекта, был, возможно, Иван Старов, прославившийся строительством Таврического дворца и Троицкого собора Александро-Невской лавры. Непосредственно процессом строительства дворца руководил архитектор Я. Н. Алексеев, а консультировал его К. И. Бланк.
Построенный дворец был одним из ранних образцов русского палладианства. Дворец представлял собой компактное двухэтажное здание на высоком цоколе, завершённое в центре кубоподобным бельведером. Квадратный зал с куполом стал композиционным центром дворца.
Внешний декор дворца был целиком выполнен в стиле раннего классицизма. Главным украшением фасадов были портики коринфского ордера — четырёхколонный парадный и шестиколонный парковый. По всему периметру здания прямоугольные оконные проёмы, размещённые в два ряда, чередовались с пилястрами, что придавало дворцу величественную монументальность.
На высоком первом этаже располагались исключительно парадные помещения, на втором — жилые комнаты, а цокольный использовался для хозяйственных нужд и размещения прислуги.
После смерти Румянцева дворец унаследовал его сын — известный дипломат, государственный деятель и меценат Николай Румянцев.
Николай Петрович Румянцев пригласил из Англии архитектора Джона Кларка (John Clarke), который жил и работал в Гомеле с 1800 по 1826 годы. Кларк не только перестроил дворец Румянцева, но также реализовал проект Петропавловского собора, Никольского храма в Волотове и первой в России ланкастерской школы.
В ходе перепланировки и реконструкции дворца, которая прошла с 1800 по 1805 годы, Кларк соединил служебные флигели с главным зданием галереями, украшенными портиками ионического ордера[3].
Николай Румянцев хранил во дворце богатейшую коллекцию книг, которая после его смерти стала основой для создания Российской государственной библиотеки в Москве.
В 1826 году Николай Румянцев умер, и дворец перешёл второму сыну П.А. Румянцева — Сергею Петровичу Румянцеву, который в 1828 году отдал замок в залог, а в 1834 — продал его в казну.
Дворец при Паскевичах
В 1834 году дворец за 800 тысяч рублей был выкуплен известным русским полководцем И.Ф. Паскевичем. При нём в 1837—1851 годах под руководством архитектора Адама Идзковского была осуществлена реконструкция дворца и разбит великолепный парк.
Перестройку дворца Идзиковский начал с флигелей. В северном флигеле был надстроен третий этаж, изменена внутренняя планировка, с фасада убраны портики ионического ордера. Южный флигель дворца был разобран до основания — на его месте Идзиковский возвёл четырёхэтажную башню (с 1850 по 1851 годы). Башня высотой 32 метра имела часовой механизм на последнем этаже, а также веранду с балконом. Это сооружение, которое несколько выбивается из общей архитектуры здания, создавалось как личная резиденция Паскевича. Здесь располагалась библиотека хозяина дома, хранилась богатая коллекция произведений искусства.
Идзиковский также внес изменения в архитектуру главного здания: были переделаны полукруглые окна бельведера, изменен фронтон выходящего на реку Сож семиколонного портика. Кроме того Идзиковский пристроил к этому фасаду здания веранду. В ходе реконструкции на карнизах главного здания дворца и галерей были установлены статуи.
Работы по оформлению интерьеров дворца курировал итальянский архитектор Винценто Винценти.
В 1842—1922 годах на террасе парка дворца находился памятник князю Юзефу Понятовскому работы Бертиля Торвальдсена, предназначавшийся для Варшавы и вывезенный Паскевичем из крепости Модлин. В 1921 году после Рижского мирного договора, предусматривавшего возвращение Польше культурных ценностей, увезенных из неё после 1772 года, памятник был возвращён в Варшаву.
Последние владельцы усадьбы — сын фельдмаршала Федор Паскевич и его супруга Ирина. После революции дворец был конфискован и его коллекции стали основой созданного в 1919 году Гомельского областного краеведческого музея, а Ирина Паскевич была переселена в небольшую квартиру.
Центральная часть дворца является памятником архитектуры конца XVIII в. (1777-1796). С ее историей связана жизнь и деятельность выдающихся личностей Российского государства, государственных и военных деятелей Румянцевых и Паскевичей. В XIX-нач. XX в. помещения первого этажа центральной части дворца в жизни владельцев играли роль парадных помещений, где совершались приемы, проводились торжественные мероприятия. Архитектура и внешнее убранство помещений соответствовали их статусу. С момента создания дворца он несколько раз подвергался разрушению и восстанавливался. Сильно пострадал в 1919 году во время Стрекопытовского мятежа и в годы Великой Отечественной войны. Восстановительные работы после войны были завершены в 60-е годы XX в.
В настоящее время экспозиции 1-го этажа центральной части дворца представляют собой историческую реконструкцию помещений. Наряду с экспозиционными, некоторые залы выполняют представительские функции. Созданы интерьеры, соответствующие их назначению: Колонный зал, "Белая гостиная", "Красная гостиная", зал торжественных приемов (бывшая "золотая" столовая).
Композиционным центром дворца является колонный зал. Это самое большое по размерам помещение центральной части дворца. Величественная перспектива в Колонный зал прежде открывалась через три больших дверных проема. Помещение представляет собой двухэтажный зал, которому при жизни владельцев имения Румянцевых и Паскевичей, отводилась роль главной сцены в театре парадной жизни. Он выделяется и размерами, и масштабом. Его красота - это архитектурная выразительность самого пространства, которое перекрывается куполом. По первому этажу зал обступают шестнадцать белоснежных коринфских колонн. Центральное пространство контрастирует с окружавшими его с четырех сторон и отделенными колоннадами затемненными помещениями и увенчанными арками, которые сегодня украшены женскими скульптурами, представляющих собой аллегорию четырех пор года - "зима", "весна", "лето" и "осень" - работы скульптора Слободчикова В.И. (выполнены в 2004 г.). В зале находятся бюсты фельдмаршалов П.А. Румянцева-Задунайского и И.Ф. Паскевича. Второй этаж колонного зала огражден балконами и мраморными балюстрадами. Чередование света и тени, великолепные перспективы, раскрывавшие анфилады парадных помещений, - все это создает ощущение простора и торжественности.
В летнее время двери колонного зала с противоположной от главного входа стороны распахиваются, и публика попадает на обширную полукруглую веранду. Отсюда открывается вид на заливные луга за рекой Сож. А рядом на газоне, в тени листвы, скрываются уникальные вазы (1840-е гг.), сохранившиеся до настоящего времени.
Вторым по величине помещением главного корпуса дворца является бывшая "золотая" столовая князей Паскевичей. Она располагается слева от колонного зала в стороне от главной поперечной анфилады. Прозвана она была "золотой", вероятно, из-за размещенной по стенам золотой и серебряной посуды, а также саксонского фарфора. Средний простенок занимали два парадных портрета фельдмаршала И.Ф. Паскевича и его жены Елизаветы Алексеевны, работы художника Н.Г. Шильдера (ныне портреты находятся в экспозиции башни дворца).
В связи с тем, что Гомель сегодня является главным культурным и научным центром области, а также центром Международных славянских встреч на уровне глав правительств и государств, в зале торжественных приемов проходят важнейшие встречи, переговоры, подписания различных соглашений и другие мероприятия с участием первых лиц разных государств ближнего и дальнего зарубежья.
В зале представлена "Портретная галерея знаменитых людей Гомельщины" - парадные портреты людей, прославивших Гомельщину далеко за ее пределами.
По обе стороны главного зала дворца - колонного, - открываются перспективы наполненных светом колонных галерей дворца. К ним ведут большие комнаты, называемые гостиными - комнатами для приема гостей. Эти комнаты не имели никакого особого назначения, и в разговоре между собой хозяева дворца - Паскевичи, различали их по цвету - "красная" и "белая". Белая гостиная открывала путь во владения князя Паскевича - павильон и башню, где все было пронизано воспоминаниями о ратных подвигах. Красная гостиная - вела к домовой церкви.
Белая гостиная - это третье по величине помещение главного корпуса дворца площадью около 120 метров. Здесь собирались гости и обитатели дворца во время торжественных встреч и приемов. Посредине гостиной на пьедестале была установлена больших размеров керамическая ваза - изделие Императорского фарфорового завода, подаренная императором Николаем I в 1841 году князю И.Ф.Паскевичу в память о посещении гомельского дворца. По углам гостиной были расставлены гигантских размеров канделябры из цветного стекла, также подарки российского императора. К сожалению, предметов внутреннего убранства не сохранилось, поэтому было принято решение устроить здесь камерный зал. Сегодня в Белой гостиной дворца проходят различные мероприятия, концерты органной и фортепианной музыки. На сцене Белой гостиной дворца с большим успехом проходят концерты лучших вокалистов, народных и заслуженных артистов Беларуси, России, Франции, Голландии и др.