Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2012 в 22:35, реферат
Экономическая теория относится к числу общественных (социальных) наук и поэтому, как и другие общественные науки, имеет ряд особенностей по сравнению с естественными науками. Во-первых, экономическая теория имеет дело с действительностью людей, в то время как естественные науки изучают явления, процессы и законы, не опосредованные волей и сознанием людей. Во-вторых, экологическая теория прямо связана с экономическими интересами, политикой и идеологией.
Введение
1. Экономическая теория как наука
2. Актуальные проблемы развития экономической теории на современном этапе
2.1 Недостатки существующей концепции экономической теории
2.2 Реализация цивилизационного подхода в экономической теории
2.3 Переход от человека экономического к человеку творческому
2.4 Становление современного механизма функционирования и развития экономики
Заключение
Использованные источники
Носитель знаний
- человек, он их собственник. Возникновение
и распространение
Из проведенного
анализа можно сделать ряд
важных выводов.
Во-первых, знания, образование,
квалификация и другие производительные
качества человека являются важным элементом
человеческого капитала. Но не они
составляют его сущность. Ведь они
существовали и до индустриального
общества, существуют и при нем. но
не были человеческим капиталом. И лишь
на высших ступенях развития этого
общества, особенно при его переходе
на постиндустриальную стадию, создаются
такие социально-экономические
Следовательно, научно-технологический
прогресс и его высшая форма - информационно-коммуникационные
технологии - изменяют общественно-экономические
отношения, положение человека в
производстве и обществе, порождают
новую форму собственности - интеллектуальную
собственность работника на знания
как основной фактор производства -
и органично сочетают его со способностью
человека к труду, с умением их
использовать, что утверждает новый
социально-экономический тип
Поэтому нельзя сводить
человеческий капитал к знаниям,
образованию, умению и др., упрощать
взаимосвязь образования, науки
и знания с производством. Известно,
что достижения науки и техники
могут не внедряться в производство.
Может не быть соответствия между
подготовкой специалистов в высшей,
средней специальной и
Во-вторых, "человеческий
капитал" - не какое-то общее неисторическое,
как это иногда представляют, а
конкретно-историческое понятие. Оно
возникает и развивается в
недрах индустриального общества, но
приобретает массовый характер и
активно себя проявляет в развитии
экономики, в процессе становления
информационного
В-третьих, современный
анализ категории "человеческий капитал"
позволяет раскрыть взаимосвязь
стоимости рабочей силы и человеческого
капитала, определить их роль в историческом
процессе перехода от человека экономического
к человеку творческому. В течение
не одного столетия стоимость рабочей
силы была ориентиром в жестокой борьбе
за достойные условия труда и
жизни, за уровень заработной платы
и социальных выплат, которые бы
обеспечивали не только удовлетворение
физиологических потребностей работника
и его семьи.
Но и соответствующее
образование, здравоохранение, пользование
достижениями культуры. Теория стоимости
товара "рабочая сила", которая,
наряду с надлежащим материальным потреблением,
предполагает исторический и моральный
компоненты жизни человека, имела
и имеет неоценимое практически-политическое
значение. Она стимулировала рациональное
поведение и всю деятельность
людей для развития производства
и улучшения условий труда
и жизни. Поэтому в развитых странах,
где достигнут высокий уровень
жизни, возрастающую роль играют категория
"человеческий капитал", наращивание
знаний и умений человека. В странах,
находящихся на индустриальной стадии,
втом числе в Украине, необходимо
сочетание действия этих двух категорий.
Стоимость товара "рабочая сила
"определяет стоимость жизненных
благ, необходимых для поддержания
нормальной трудовой деятельности ее
собственника, содержания членов его
семьи, а также расходы, необходимые
для обучения и культурного роста.
Величина стоимости рабочей силы
возрастает с развитием общества,
повышением потребностей человека и
количества жизненных благ, необходимых
для рабочего и его семьи. Это
находит проявление в увеличении
заработной платы, росте общего и
профессионально-технического образования
работников, улучшении жилищно-коммунальных
и культурных условий и т.д.
В Украине стоимость
рабочей силы через прожиточный
минимум, заработную плату, другие формы
доходов регулирует рост среднего уровня
жизни, является ориентиром устранения
необоснованных разрывов в оплате труда
и уровне жизни. Это еще одно доказательство
того, что стоимость товара "рабочая
сила" как категория играла важную
роль не только в прошлом, она играет
ее и сегодня. Следует с этой позиции
посмотреть на нашу экономику, на систему
оплаты труда и условия жизни,
чтобы убедиться, какие недопустимые
разрывы имеют место в оплате
труда, как недооценивается труд
таких высококвалифицированных
специалистов, как учителя, врачи, ученые,
работники культуры. Поэтому попытки
игнорировать или просто замалчивать
категорию "стоимость рабочей
силы", заменить ее новой - человеческим
капиталом, научно несостоятельны, а
практически даже вредны.
Общность этих двух
категорий заключается втом, что
они определяют развитие человека,
человеческого фактора. Стоимость
рабочей силы стимулировала улучшение
условий труда и жизни
В условиях традиционных
факторов производства остро ощущается
ограниченность ресурсов, поэтому при
таких условиях земля, капитал и
труд обособляются определенными частями
общества и существуют в форме
частной или акционерной
Информация и знания
как новый производственный ресурс
не только не ограничены, но и отрицают
тем самым их монополизацию отдельной
частью общества. Они доступны все
более возрастающему числу
Все это подрывает
товарно-денежные отношения и, прежде
всего, роль стоимости. Рабочая сила
утрачивает товарный характер, снижается
роль ее стоимости в регулировании
условий труда и жизни. Определяющая
роль переходит к потребительной
стоимости, полезности. Цена товаров
и услуг определяется не затратами
на их производство, а воплощенными
в них полезностью, качеством
и знаниями. Утрачивает свою рать и
стоимость рабочей силы, ее цена
определяется не стоимостью жизненных
благ, необходимых для ее воспроизводства,
а полезностью ее знаний и умений,
ее человеческим капиталом. Это превращает
категорию "человеческий капитал"
в господствующую и определяющую. В условиях
становления нового общества, творческого
человека речь идет о наиболее полном
удовлетворении потребностей человека,
о всестороннем его развитии. И чем больше
реализуются эти процессы, тем скорее
наращивается и эффективнее проявляется
человеческий капитал.
Следовательно, категория
"стоимость рабочей силы" присуща
индустриальной стадии, она стимулировала
обеспечение необходимых
Возникновение и
функционирование человеческого капитала,
будучи проявлением глубоких изменений
положения человека в производстве
и обществе, - важная веха на пути перехода
от человека экономического к человеку
творческому. Вместе с тем становление
последнего связано с дальнейшими
глубокими изменениями в
Анализ свидетельствует,
что эти процессы - дело не будущего,
не мечта, а реальность. Все более
широкое распространение
Вместе с тем
нельзя не видеть, что рост умственного
труда неразрывно связан со структурными
сдвигами в экономике, с переходом
от господства материального производства
к господствующему положению
сферы услуг, нематериального производства.
В этой сфере труд не только продуктивен,
но и более эффективен, для него
характерен более высокий удельный
вес добавленной стоимости, особенно
в образовании, науке, медицине. И
это не случайно. Статистика показывает,
что в промышленности удельный вес
работников, окончивших высшие учебные
заведения всех уровней аккредитации,
составляет 40,1%, в сельском хозяйстве
- 19,7%. В то же время в отраслях
здравоохранения и социального
обеспечения эта доля равняется
64,3%, а в образовании - 69,4%. Это означает,
что больший удельный вес работников
с высшим образованием в отраслях
сферы услуг при большем