Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 13:23, курсовая работа
Цель – раскрыть и рассмотреть основные принципы формообразова- ния в дизайне. Как правильно их использовать и какие особенности при этом надо использовать.
Задачи – дать определение понятию формообразование, рассмотреть, раскрыть и дать определения основным принципам формообразования в дизайне.
Объект исследования – основные принципы формообразования в дизайне.
Введение.
Глава 1. Формообразование в дизайне.
Глава 2. Что такое формообразование?
Глава 3. Основные принципы композиционно-художественного фор-мообразования в дизайне.
3.1. Рациональность. 3.2. Тектоничность. 3.3. Структурность. 3.4. Гибкость. 3.5. Комбиторика. 3.6. Органичность.
Заключение.
Список используемой литературы.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
Художественно-графический факультет
Кафедра дизайна и методики профессионального обучения
Курсовая работа
По формообразованию:
Основные принципы
композиционно-художественного
Николаева Ирина Вениаминовна
Чебоксары - 2013
Содержание.
Введение.
Глава 1.
Глава 2.
Глава 3.
3.1. Рациональность.
Заключение.
Список используемой литературы.
Практическая часть.
Графическая часть.
Приложение 1.
ВВЕДЕНИЕ.
Английский глагол design имеет широкий спектр значений, в том числе: проектировать, конструировать, вынашивать замысел, задумывать. В современном словаре иностранных слов можно найти такое оп-ределение: «дизайн — художественное конструирование предметов, интерьеров; проектирование эстетического облика предметной среды». Большинство из нас примерно такой смысл и вкладывает в это слово, используя его в повседневных разговорах об окружающих нас вещах.
Под дизайном в широком смысле этого слова понимается любое проектирование, то есть создание новых предметов, инструментов, оборудования, формирование предметной среды. В узком смысле – это новый вид художественно-конструкторской профессиональной деятельности, возникшей в ХХ в. Его цель – создание целостной эстетической среды жизни человека.
Быстро меняются экономические и социальные условия в нашей стране и в мире в целом, а это значит, что требования, предъявленные к качеству объектов дизайна, растут с каждым днем. Создание практичных, удобных в использовании и красивых вещей – вот главная задача современного дизайна. При решении этих задач дизайнеру, прежде всего, следует опираться на теорию.
Форма может быть определена как средство выражения внутреннего содержания и предназначения изделия через его внешний вид.
Цель – раскрыть и рассмотреть основные принципы формообразова- ния в дизайне. Как правильно их использовать и какие особенности при этом надо использовать.
Задачи – дать определение понятию формообразование, рассмотреть, раскрыть и дать определения основным принципам формообразования в дизайне.
Объект исследования – основные принципы формообразования в дизайне.
Актуальность – при создании объектов следует всегда руководствоваться четкими принципами формообразования. Это важно для работы дизайнера. При неправильном использовании принципов формообразования объект дизайна становится неудобным для потребителя, негармоничным и некрасивым.
ГЛАВА 1.
Формообразование в дизайне.
Дизайнерское формообразование сегодня многие идеи черпает из окружающей нас природы, где все предельно рационально и лаконично. Стебель бамбука при значительной высоте и предельно малом диаметре имеет абсолютную устойчивость. Ряд соединенных полых элементов трубчатого сечения делают эту конструкцию чрезвычайно легкой, утолщения и мембраны в местах соединений обеспечивают ее прочность. Эта оригинальная, созданная природой, конструкция стала прообразам современных телескопических антенн, спиннингов, современных настольных ламп. Ярким образцом жесткой конструкции при минимальном расходе материала, является скорлупа обыкновенного птичьего яйца. Соотношение размера «перекрываемого пространства» и толщины самой скорлупы составляет тысячу к одному. Это наблюдение положено в основу формообразования самых различных оболочек в архитектуре и дизайне: от большепролетных пространственных конструкций до упоминавших выше корпусов бытовой техники.
Из истории известно немало примеров того, как за вычурным декором и нарочитыми формами трудно разглядеть конструкцию вещи. Особенно ярко это проявилось в стиле «барокко» и особенно «рококо». Так форма такого распространенного предмета обстановки как комод больше напоминало китайскую вазу, нежели мебель для хранения платья. Только по едва заметным, разрезающим нарядную композицию мозаичного панно передней стенки швам, можно было обнаружить границы выдвигаемых ящиков. Дизайн и украшение промышленного изделия — несовместимые вещи. Дополнительное украшение изделия ведет к его удорожанию, а выпущенный в тираж декор — к снижению художественных качеств, а, следовательно, к снижению конкурентной способности изделия на рынке. Поэтому решение эстетических вопросов ведется не декорированием, а за счет самой формы изделия, красоты его конструкции в целом, отдельных узлов и деталей в частности.
ГЛАВА 2.
Что такое формообразование?
Дизайну как самостоятельному виду профессиональной деятельности немногим более 100 лет, но до сих пор он остается новой профессией, которая формирует специфическую область человеческой деятельности. Какой бы проблемы мы не коснулись – специфика деятельности, терминология, профессиональные методы и методики – в теории нет единой точки зрения ни по одному из этих вопросов. Дизайн на протяжении его истории формировали инженеры, художники, философы, неся с собой в новый вид деятельности свои прежние профессиональные представления, знания и методы, которые пытались адаптировать к целям и задачам новой профессиональной сферы. Профессиональные представления инженеров, художников и ученых, хотя и обладают самостоятельной ценностью, но все же не соответствуют в полной мере природе дизайнерской деятельности. Вместе с тем, эти профессиональные представления в процессе практической деятельности по созданию дизайн-продукта формулируют новое представление, создавая особую концепцию дизайна. Но до сих пор нет единой теории дизайна и, соответственно, нет единой самостоятельной методики дизайнерского формообразования. А вместе с тем, любая профессиональная деятельность требует определения своего инструментария, то есть методов деятельности и их сознательного выбора.
Согласно принятому в 1969 году ИКСИД (International Council of Societies of Industrial Design (Icsid) – международный совет организаций по дизайну, создан в 1957 году) определению, предложенного Т. Мальдонадо, дизайн есть «творческая деятельность, цель которой – определение формального качества предметов, производимых промышленностью. Эти качества формы относятся не только к внешнему виду, но и, главным образом, к структурным и функциональным связям, которые превращают систему в целостное единство (с точки зрения, как изготовителя, так и потребителя). Дизайн стремится охватить все аспекты окружающей человека среды, которая обусловлена промышленным производством». Существует множество других определений, но это определение до сих пор является признанным на международном уровне.
«Метод (от греч. methodos – путь, способ исследования, обучения, изложения) – совокупность приемов и операций познания и практического преобразования действительности; способ достижения определенных результатов в познании и практике»
Любой метод –
это способ, совокупность приемов, целесообразных
действий, направленных на оптимизацию
процесса по достижению конкретной цели.
Методы, применяемые в дизайнерской деятельности,
отражают реально существующую ситуацию.
Так как на сегодняшний момент не существует
единых правил работы дизайнера, то и не
существует упорядоченной системы методов
дизайн-деятельности. Количество предлагаемых
методов больше сотни (только Дж. К. Джонс
предлагает 96 методов), что косвенно подтверждает
несформированность профессионального
поля и сильно затрудняет процесс становления
молодых специалистов. Единственным систематизирующем
параметром в этом невероятном многообразии
методов является принадлежность метода
стадии дизайн-проектирования: методы
сбора и обработки информации, методы
поиска идеи, методы формообразования
и т. д. Вместе с тем, применение существующих
методов в реальной дизайнерской практике
до сих пор во многом зависит от профессиональной
практики конкретного дизайнера. «Важно
понимать, что практика дизайна и теоретические
формы его осознания – два разных социальных
явления, развивающихся самостоятельно,
во многом независимо друг от друга, как
если бы параллельно, хотя между ними постоянно
происходит взаимодействие».
Формообразование – процесс создания формы в деятельности художника, архитектора, дизайнера, архитектора-дизайнера в соответствии с общими ценностными установками культуры и теми или иными требованиями, имеющими отношение к эстетической выразительности будущего объекта, его функции, конструкции и используемых материалов.
Формообразование – стадия дизайнерского творчества; в его процессе закрепляются, как функциональные характеристики объекта, так и информационные, которые определяются эмоциональным содержанием отдельных процессов деятельности человека. Формообразование – это результирующее звено, которое аккумулирует в себе содержание всех предшествующих этапов дизайн-проекта. Теоретические неточности изложения вопросов формообразования, в частности, отождествление таких терминов как проектирование, формообразование и композиция, размывают смысл самого процесса формообразования. Осмысливая концепцию формообразования в дизайне, представленную Т.Ю. Быстровой, логично предположить, что под проектированием, мы понимаем целостный процесс создания нового объекта, который содержит «осознание предмета как целого, его сущности и назначения» и формулирование стратегии реализации «цели предмета», «существование вещи следует видеть как осуществление целенаправленного процесса». Под формообразованием следует понимать стадию закрепления «смысла» в материале – «форма разрабатывается путем преображения наличного целого», где композиция является средством организации специфического структурирования «смысла» в материале, «дизайнер находит «части», сообразные элементам целого в материальной реальности, – фактуру, технологию, материал, цвет. Ему предстоит из частей создать предметное целое».
Однако анализ теоретического материала по вопросам формообразования дает основание выделить три достаточно независимые версии: одни авторы рассматривают формообразование только как проектирование художественной формы, другие утверждают, что формообразование – это структурирование инженерно-технических факторов, третьи, что формообразование – это поиск свойств формы, наиболее существенных для восприятия конкретной информации. Все эти версии, так или иначе, имеют право на существование, поскольку практика и теория дизайна создавались на основе обобщения практики и теории искусства, инженерии и науки.
ГЛАВА 3.
Основные принципы композиционно-художественного формообразования в дизайне.
Главной задачей
формообразования является
Информация о работе Основные принципы композиционно-художественного формообразования в дизайне