Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 13:23, курсовая работа
Цель – раскрыть и рассмотреть основные принципы формообразова- ния в дизайне. Как правильно их использовать и какие особенности при этом надо использовать.
Задачи – дать определение понятию формообразование, рассмотреть, раскрыть и дать определения основным принципам формообразования в дизайне.
Объект исследования – основные принципы формообразования в дизайне.
Введение.
Глава 1. Формообразование в дизайне.
Глава 2. Что такое формообразование?
Глава 3. Основные принципы композиционно-художественного фор-мообразования в дизайне.
3.1. Рациональность. 3.2. Тектоничность. 3.3. Структурность. 3.4. Гибкость. 3.5. Комбиторика. 3.6. Органичность.
Заключение.
Список используемой литературы.
Основные принципы композиционно-художественного формообразования: рациональность, тектоничность, структурность, гибкость, комбиторика и органичность.
3.1. Рациональность.
Под рациональностью в композиции понимается логическая обоснованность, целесообразность формы. Соблюдение данного принципа в композиционно-художественной работе над формой связывается с выполнением двух главных условий.
Первое условие — это установление прямой, самой тесной связи формы с ее функциональным содержанием. Такое содержание обуславливает выполнение формой самого широкого круга предъявляемых к ней функциональных требований. Важнейшим является полное и глубокое решение сугубо утилитарных задач. При таком решении форма становится не только удобной, но и комфортной в своих функциональных качествах, предельно полезной для человека, т.е. именно рациональной. Другое важное функциональное требование - эффективная конструктивная разработка формы. Она предполагает достижение ее прочности при максимально высоком уровне технологического исполнения и точности расчета конструкций. В прямой связи с такой разработкой выступает раскрытие высоких эргономических качеств дизайнерской формы. Эти качества вытекают из соответствия формы человеку, наделенному системой физиологических функций. Можно выделить и важный экономический аспект функционального формообразования. «Минимум затрат – максимум эффекта». Функциональная эффективность в данном случае выражается в простоте и ясности дизайн – формы, т.е. в ее предельной рациональности. К перечисленным аспектам нужно добавить и психологические функции формы, охватывающие обширную сферу чувств, эмоций и переживаний человека. Имен-но они в наибольшей степени связываются с художественными функциями формы.
Втрое главное условие - необходимость четкой рациональной разработки собственно художественной формы. Рациональность ох-ватывает область не столько функционального, сколько художественно формообразования. Она предполагает четкую, логическую обоснованность принятого композиционно-художественного решения.(см. прилож.1). В такой обоснованности заключена в значительной мере выразительность и убедительность композиции.
Принцип рациональности в композиции соблюдается при учете объективных закономерностей ее функционального и художественного построения. Такое двуединое построение выявляется только на основе самого широкого и глубокого системного анализа дизайн-формы. Оно и является вершиной рационального формообразовании.
3.2. Тектоничность.
Принцип формообразования вытекает из понятия «тектоника», означающего в композиционном плане художественно осмысленную конструкцию, выраженную в определенной пластической форме.
В своей основе
этот принцип означает соответствие формы
конст-рукции. При таком соответствии
конструкция становится композиционно-пластическим
средством формообразования. Эффективное использование
этого средства в дизайнерских формах
сопряжено с решением двух противоположных
задач: прямого раскрытия в форме
ее конструктивной основы и, наоборот,
ее закрытия путем наложения
на эту основу декоративных элементов.
В современном понимании тектоника это
успешное решение обеих задач. Именно
такое двойственно решение отвечает принципу
современного тектонического формообразования.
Такой принцип предполагает
четкое выражение в форме конструктивного
характера как несущих (внутренних, каркасных),
так и несомых (внешних, навесных) элементов.
Композиционная задача заключается в наиболее
четком и ярком раскрытии пластических
свойств каждого из этих элементов. (см. прилож.2)
Структурная гармонизация происходит при разделении элементов композиции на главные и второстепенные. Ее цель - наиболее яркое выявление художественных свойств каждого элемента и в то же время нахождение гармонической связи между элементами. Пример - установление соподчиненности между разными цветовыми пятнами в графической композиции или пластическими элементами в объемной форме. Чем четче и ярче раскрыты свойства каждого элемента и в месте с тем органичная структурная связь между элементами, тем композиция выразительнее. ( см. прилож.3)
Крайними состояниями структурного соподчинения композиционных элементов можно считать их однородность и разнородность. Однородная соподчиненность основывается на взаимодействии элементов, равных по всем своим композиционным свойствам. Предел, за которым она не прочитывается - форма, состоящая из одинаковых и равнозначных элементов. При крайней их простоте и плотности она приобретает элементарный характер, граничащий с однообразием, упрощенностью и невыразительностью композиции.
Разнородная соподчиненность - это структурная связь
Виды структурных соподчинений
элементов композиции весьма разнообразны.
Самым распространенным является выделение главного
элемента на основе контрастного сопоставления
его с второстепенными
Он позволяет четко выделить главные структурные
элементы композиции, сохраняя ее цельность.
Нюансная композиция предполагает сглаживание
различия между разными по структурному
значению элементами.
3.4. Гибкость.
Понятие гибкости вошло в теорию композиции сравнительно недавно и не получило еще своего достаточно четкого разъяснения, хотя сама гибкость как композиционный принцип практически осваивается уже давно и широко в различных областях искусства, в том числе и дизайне. На первый взгляд он может показаться противоречащим главному классическому принципу построения композиции – ее завершенности. Это противоречие устраняется тем, что композиция понимается более глубоко и широко, чем абсолютно завершенная форма. В современном глубоком видении – это художественная система, способная к развитию и сохраняющая при этом свою целостность. В таком виде она всегда относительно завершена. Гибкость часто обуславливается функцией формы ( см. прилож.4). В композиционном значении гибкость часто приравнивается к динамичности, которая выражается в чисто зрительном или механическом движении формы. Зрительно воспринимаемая, динамика достигается разными композиционными приемами. Ее может дополнять физическое изменение формы в пространстве и времени за счет перегруппировки элементов, их добавления, убавления, сдвига, вращения и т. д.
3.5. Комбиторика.
Весьма распространенный прием – комбинаторика элементов. Это особый вид гибкого формообразования, суть которого - изменение формы на основе разного сочетания одних и тех же элементов. При таком сочетании образуются новые комбинации элементов и соответственно новые формы. Одна из характерных черт комбинаторики – открытость в плане свободного развития формы в пространстве. ( см. прилож. 5)
Такому развитию в практике дизайна отвечают дизайн - системы, приспосабливаемые к изменяющимся функциональным и художественным требованиям. Их построение основывается на совмещении двух общих, противоположных по сути, тенденций – универсализации и индивидуализации формы. Такое совмещение заключает в себе целый ряд специфических приемов построения гибких композиций, это:
-установление «клеточного»
-сборка разных элементов по единым
-образование замкнутых, но изменяющихся внутри себя систем (эффект «матрешки»);
-изменение положения формы с изменением функций
(эффект «перевертыша»);
-изменение внешнего вида
Накопившийся опыт разработки комбинаторных структур позволил выдвинуть ряд условий, при которых они легче и лучше компонуются.
Это:
-простота элементов,
-композиционная незавершенность, открытость
- сохранение инвариантной
- независимость внешней формы от конструктивной основы, кратность размеров по всем координатам или та же модульность;
- наличие унифицированных узлов соединений.
Прямым следствием соблюдения принципа гибкости в дизайне является органичная модификация формы. Она может быть связана с решением проблемы физического и морального старения объекта. Можно выделить два ее основных вида - полная и неполная модификация.
Формообразование на основе соблюдения рассмотренного принципа - чрезвычайно перспективная тенденция в современном дизайне. Она проявляется уже на первых стадиях композиционной работы, когда происходит отбор вариантов решения одной и той же формы, когда по-разному составляются (сочетаются, комбинируются, полностью изменяются) ее элементы. Особое значение ей придается сегодня при дизайнерской работе на компьютере.
3.6. Органичность.
Органичность определяет собой построение композиции с учетом закономерностей формообразования, проявляющихся в природе. Природа всегда являлась для человека не только источником вдохновения, но и образцом для подражания. Важно подчеркнуть, что речь здесь идет не о механическом подражании природным формам, а об их творческом осмыслении с целью органичного преобразования в дизайн – формах. Осмысление форм природы может идти в нескольких направлениях. Главным из них можно назвать анализ:
- морфологии, т.е. строения так называемых биоформ функциональных организмов;
-закономерностей тектонического, конструктивно - пластического формообразования в природе;
-особенности движения биоструктур;
-пластики живых организмов;
-их окраски;
-пропорционального строения.
Последнее направление предполагает,
в частности, выявление «золотого сечения»
в формах живой природы. При анализе выделяются
разные типы биоформ по разным признакам:
морфологии, конструкции, геометрическому
виду и т.д. выделяются разные «стандартные»
структуры. В частности, находят типологическое
обоснование «гибкие системы», «спиралевидные
образования», «декоративные формы» и
т.д. на основе такой типологии разрабатываются,
подобные им, переосмысленные дизайнерские
формы. В композиционной работе этим формам
придается условный характер. В практическом
дизайне биоразработка ведется с учетом
предъявляемых к формам строгих функциональных
и художественных требований. В результате
рождаются структуры, четко отвечающие
принципу органичности.(см. прилож. 6 )
Заключение.
В своей
курсовой работе я дал
Цель формообразования
– нахождение гармоничной связи между
элементами, составляющими форму. Такая
связь выражается в соподчиненности элементов
композиции.
Принципы формообразования являются неотъемлемой частью этапов дизайнерского проектирования и пренебрегать ими не следует. Основными принципами формообразования в дизайне являются: рациональность, тектоничность, структурность, гибкость, комбиторика, органичность.
Рассмотренная
тема довольно-таки актуальна в современном
дизайне, так как очень часто дизайнеры
в своих работах и в формообразовании
в частности, берут за основу какой-либо
образ и «подгоняют» к нему все остальное.
Благодаря знанию и использованию принципов
формообразования на практике дизайнер
может добиться наилучших результатов
в своей деятельности, мысленно проверить,
соотнести, переосмыслить форму, так как
форма - это самый первый и основополагающий
аспект в эмоциональном восприятии вещи
в целом. Форма является первым этапом
в постижении вещи, только после восприятия
от формы человек обращает внимание на
цвет, фактуру и пр. Форма имеет большое
эмоциональное воздействие на человека,
и если цвет в разных культурах может символизировать
кардинально противоположные смыслы,
то та или иная форма несет в себе вполне
определенную эмоцию.
Информация о работе Основные принципы композиционно-художественного формообразования в дизайне