Основные принципы композиционно-художественного формообразования в дизайне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 13:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель – раскрыть и рассмотреть основные принципы формообразова- ния в дизайне. Как правильно их использовать и какие особенности при этом надо использовать.
Задачи – дать определение понятию формообразование, рассмотреть, раскрыть и дать определения основным принципам формообразования в дизайне.
Объект исследования – основные принципы формообразования в дизайне.

Содержание

Введение.
Глава 1. Формообразование в дизайне.
Глава 2. Что такое формообразование?
Глава 3. Основные принципы композиционно-художественного фор-мообразования в дизайне.
3.1. Рациональность. 3.2. Тектоничность. 3.3. Структурность. 3.4. Гибкость. 3.5. Комбиторика. 3.6. Органичность.
Заключение.
Список используемой литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик форма.docx

— 3.15 Мб (Скачать файл)

     Основные принципы композиционно-художественного формообразования: рациональность, тектоничность, структурность, гибкость, комбиторика и органичность.

 

 

3.1. Рациональность.

     Под рациональностью в композиции понимается логическая обоснованность, целесообразность формы. Соблюдение данного принципа в композиционно-художественной работе над формой связывается с выполнением двух главных условий.

    Первое условие — это установление прямой, самой тесной связи формы с ее функциональным содержанием. Такое содержание обуславливает выполнение формой самого широкого круга предъявляемых к ней функциональных требований. Важнейшим является полное и глубокое решение сугубо утилитарных задач. При таком решении форма становится не только удобной, но и комфортной в своих функциональных качествах, предельно полезной для человека, т.е. именно рациональной. Другое важное функциональное требование - эффективная конструктивная разработка формы. Она предполагает достижение ее прочности при максимально высоком уровне технологического исполнения и точности расчета конструкций. В прямой связи с такой разработкой выступает раскрытие высоких эргономических качеств дизайнерской формы. Эти качества вытекают из соответствия формы человеку, наделенному системой физиологических функций. Можно выделить и важный экономический аспект функционального формообразования. «Минимум затрат – максимум эффекта». Функциональная эффективность в данном случае выражается в простоте и ясности дизайн – формы, т.е. в ее предельной рациональности. К перечисленным аспектам нужно добавить и психологические функции формы, охватывающие обширную сферу чувств, эмоций и переживаний человека. Имен-но они в наибольшей степени связываются с художественными функциями формы.         

Втрое главное условие - необходимость четкой рациональной разработки собственно художественной формы. Рациональность ох-ватывает область не столько функционального, сколько художественно формообразования. Она предполагает четкую, логическую обоснованность принятого композиционно-художественного решения.(см. прилож.1). В такой обоснованности заключена в значительной мере выразительность и убедительность композиции.

     Принцип рациональности в композиции соблюдается при учете объективных закономерностей ее функционального и художественного построения. Такое двуединое построение выявляется только на основе самого широкого и глубокого системного анализа дизайн-формы. Оно и является вершиной рационального формообразовании.

 

 

3.2. Тектоничность.

     Принцип формообразования вытекает из понятия «тектоника», означающего в композиционном плане художественно осмысленную конструкцию, выраженную в определенной пластической форме.

     В своей основе этот принцип означает соответствие формы конст-рукции. При таком соответствии конструкция становится композиционно-пластическим средством формообразования. Эффективное использование этого средства в дизайнерских формах сопряжено с решением двух противоположных задач: прямого раскрытия в форме ее конструктивной основы и, наоборот, ее закрытия путем наложения на эту основу декоративных элементов.  В современном понимании тектоника это успешное решение обеих задач. Именно такое двойственно решение отвечает принципу современного тектонического формообразования. 
     Такой принцип предполагает четкое выражение в форме конструктивного характера как несущих (внутренних, каркасных), так и несомых (внешних, навесных) элементов. Композиционная задача заключается в наиболее четком и ярком раскрытии пластических свойств каждого из этих элементов. (см. прилож.2)

3.3. Структурность.

     Понятие «структура»  в теории композиции рассматривается, прежде всего, как внутреннее строение художественной формы. Цель структурного формообразования - нахождение гармоничной связи между элементами, составляющими форму. Такая связь выражается в соподчиненности элементов композиции. В соответствии с ней принцип структурности означает соподчиненность или четкость, ясность, слаженность внутреннего строения формы. При отсутствии соподчиненности форма выглядит монотонной, аморфной, вялой или, наоборот, пестрой, распадающейся на части. В этом случае элементы либо вообще не выделяются в композиции, образуя однообразную массу, либо имеют исключительно самостоятельное композиционное значение, нарушающее целостность формы.

 

         Структурная гармонизация происходит при разделении элементов  композиции на главные и второстепенные. Ее цель - наиболее яркое выявление  художественных свойств каждого  элемента и в то же время нахождение гармонической связи между элементами. Пример - установление соподчиненности между разными цветовыми пятнами в графической композиции или пластическими элементами в объемной форме. Чем четче и ярче раскрыты свойства каждого элемента и в месте с тем органичная структурная связь между элементами, тем композиция выразительнее. ( см. прилож.3)         

Крайними состояниями  структурного соподчинения композиционных элементов можно считать их однородность и разнородность. Однородная соподчиненность  основывается на взаимодействии элементов, равных по всем своим композиционным свойствам. Предел, за которым она не прочитывается - форма, состоящая из одинаковых и равнозначных элементов. При крайней их простоте и плотности она приобретает элементарный характер, граничащий с однообразием, упрощенностью и невыразительностью композиции.         

Разнородная соподчиненность - это структурная связь элементов, имеющих разное композиционное значение (разделяющихся на главные и второстепенные) и отличающихся разными композиционными  свойствами. Крайнее состояние такой соподчиненности - композиция, построенная на элементах, отличающихся по всем своим композиционным свойствам и обладающих каждый структурной самостоятельностью. При этом состоянии она подходит к тому пределу, за которым композиция полностью разрушается.         

Виды структурных  соподчинений элементов композиции весьма разнообразны. Самым распространенным является выделение главного элемента на основе контрастного сопоставления  его с второстепенными элементами. Контраст может быть выражен в  цвете, пластике, расположении, размерах и других композиционных свойствах элементов.  
         Он позволяет четко выделить главные структурные элементы композиции, сохраняя ее цельность. Нюансная композиция предполагает сглаживание различия между разными по структурному значению элементами.

 

 

 

3.4. Гибкость.

 

       Понятие гибкости вошло в теорию композиции сравнительно недавно и не получило еще своего достаточно четкого разъяснения, хотя сама гибкость как композиционный принцип практически осваивается уже давно и широко в различных областях искусства, в том числе и дизайне. На первый взгляд он может показаться противоречащим главному классическому принципу построения композиции – ее завершенности. Это противоречие устраняется тем, что композиция понимается более глубоко и широко, чем абсолютно завершенная форма. В современном глубоком видении – это художественная система, способная к развитию и сохраняющая при этом свою целостность. В таком виде она всегда относительно завершена. Гибкость часто обуславливается функцией формы ( см. прилож.4). В композиционном значении гибкость часто приравнивается к динамичности, которая выражается в чисто зрительном или механическом движении формы. Зрительно воспринимаемая, динамика достигается разными композиционными приемами. Ее может дополнять физическое изменение формы в пространстве и времени за счет перегруппировки элементов, их добавления, убавления, сдвига, вращения и т. д.

 

 

 

3.5. Комбиторика.

 

     Весьма распространенный прием – комбинаторика элементов. Это особый вид гибкого формообразования, суть которого - изменение формы на основе разного сочетания одних и тех же элементов. При таком сочетании образуются новые комбинации элементов и соответственно новые формы. Одна из характерных черт комбинаторики – открытость в плане свободного развития формы в пространстве.  ( см. прилож. 5)

 

     Такому развитию в практике дизайна отвечают дизайн - системы, приспосабливаемые к изменяющимся функциональным и художественным требованиям. Их построение основывается на совмещении двух общих, противоположных по сути, тенденций – универсализации и индивидуализации формы. Такое совмещение заключает в себе целый ряд специфических приемов построения гибких композиций, это:         

-установление «клеточного» порядка на основе складывания оди-наковых по форме элементов ( эффект «кирпичиков»);         

-сборка разных  элементов по единым стыковочным  узлам (эффект «конструктора»);         

-образование замкнутых, но изменяющихся внутри себя систем (эффект «матрешки»);          

-изменение положения  формы с изменением функций  (эффект «перевертыша»);         

-изменение внешнего вида формы  в прямой связи с выполнением  ее динамичной функции (эффект  «трансформации», складывания, опускания,  задвижки, надувания и т. п.).         

Накопившийся опыт разработки комбинаторных структур позволил выдвинуть ряд условий, при которых они легче и лучше компонуются.         

Это:         

-простота элементов, составляющих  гибкую структуру;         

-композиционная  незавершенность, открытость форм, т. е. их обращение во вне, а не внутрь, к центру формы;       

- сохранение инвариантной масштабности, отвечающей изменению структуры;        

- независимость внешней формы  от конструктивной основы, кратность размеров по всем координатам или та же модульность;       

- наличие унифицированных узлов  соединений.       

Прямым  следствием соблюдения принципа гибкости в дизайне является органичная модификация формы. Она может быть связана с решением проблемы физического и морального старения объекта. Можно выделить два ее основных вида - полная и неполная модификация.        

Формообразование на основе соблюдения рассмотренного принципа - чрезвычайно перспективная тенденция в современном дизайне. Она проявляется уже на первых стадиях композиционной работы, когда происходит отбор вариантов решения одной и той же формы, когда по-разному составляются (сочетаются, комбинируются, полностью изменяются) ее элементы. Особое значение ей придается сегодня при дизайнерской работе на компьютере.

 

 

 

3.6. Органичность.

 

    Органичность  определяет собой построение композиции с учетом закономерностей формообразования,  проявляющихся в природе. Природа всегда являлась для человека не только источником вдохновения, но и образцом для подражания. Важно подчеркнуть, что речь здесь идет не о механическом подражании природным формам, а об их творческом осмыслении с целью органичного преобразования в дизайн – формах. Осмысление форм природы может идти в нескольких направлениях. Главным из них можно назвать анализ:

- морфологии, т.е. строения так называемых биоформ функциональных организмов;

-закономерностей тектонического, конструктивно - пластического формообразования в природе;

-особенности движения биоструктур;

-пластики живых организмов;

-их окраски;

-пропорционального строения.

 

     Последнее направление предполагает, в частности, выявление «золотого сечения» в формах живой природы. При анализе выделяются разные типы биоформ по разным признакам: морфологии, конструкции, геометрическому виду и т.д. выделяются разные «стандартные» структуры. В частности, находят типологическое обоснование «гибкие системы», «спиралевидные образования», «декоративные формы» и т.д. на основе такой типологии разрабатываются, подобные им, переосмысленные дизайнерские формы. В композиционной работе этим формам придается условный характер. В практическом дизайне биоразработка ведется с учетом предъявляемых к формам строгих функциональных и художественных требований. В результате рождаются структуры, четко отвечающие принципу органичности.(см. прилож. 6 )  
  
  
  
  
  
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

     В своей  курсовой работе я дал определение  понятию формообразование, рассмотрел и раскрыл основные принципы формообразования в дизайне.

     Цель  формообразования – нахождение гармоничной связи между элементами, составляющими форму. Такая связь выражается в соподчиненности элементов композиции.                                                          

    Принципы формообразования являются неотъемлемой частью этапов дизайнерского проектирования и пренебрегать ими не следует. Основными принципами формообразования в дизайне являются: рациональность, тектоничность, структурность, гибкость, комбиторика, органичность.

     Рассмотренная тема довольно-таки актуальна в современном дизайне, так как очень часто дизайнеры в своих работах и в формообразовании в частности, берут за основу какой-либо образ и «подгоняют» к нему все остальное. Благодаря знанию и использованию принципов формообразования на практике дизайнер может добиться наилучших результатов в своей деятельности, мысленно проверить, соотнести, переосмыслить форму, так как форма -  это самый первый и основополагающий аспект в эмоциональном восприятии вещи в целом. Форма является первым этапом в постижении вещи, только после восприятия от формы человек обращает внимание на цвет, фактуру и пр. Форма имеет большое эмоциональное воздействие на человека, и если цвет в разных культурах может символизировать кардинально противоположные смыслы, то та или иная форма несет в себе вполне определенную эмоцию. 

Информация о работе Основные принципы композиционно-художественного формообразования в дизайне