Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 20:47, реферат
Современное общество вступило в XXI век ... Прогресс, совершенный человечеством за этот период практически во всех сферах жизни – огромен. В то же время мир XX века выявил перечень глобальных проблем, в том числе и экологическую.
XX век особенно остро поставил проблему человека в его отношении к самому себе и к окружающей его действительности. Изучение человека как субъекта социокультурной целостности является одной из целей исторического познания [1,c.54]. Данное исследование осуществляется через анализ и реконструкцию картины мира исторической эпохи.
Дух эпохи включает такие структурные элементы как мировоззрение, мировосприятие и мироощущение данного времени. Все эти компоненты образуют социокультурный смысл эпохи [2,c.52].
Садово-парковое искусство как синтез различных искусств является ярким воплощением картины мира. Оно в наибольшей степени отражает взаимосвязь природа: человек: культура: история, а также включает в себя ценностное отношение человека к миру, информацию о способах познания действительности.
ВВЕДЕНИЕ
Глава I ИCТОРИОГРАФИЯ. ПРОБЛЕМЫ И ОБЗОР ИСТОЧНИКОВ
Глава II НАУЧНО-ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВЫ ЭВОЛЮЦИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРИРОДЕ В ХVII – XVIII вв
Глава III САДОВО-ПАРКОВОЕ ИСКУССТВО ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В XVII – XVIII вв
Глава IV ПАМЯТНИКИ ЖИВОПИСИ КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Г.Робер также широко известен как автор парковых ансамблей. К этому времени уже выходят из моды предназначенные для развлечений, симметричные парки. Их сменили имитирующие к уединению и раздумьям ансамбли. С середины 70-х гг. художник руководил перестройкой Версальского парка и строительством Малого Трианона [55,с.168]. В картине «Вырубка Версальского парка» [см.Рис.Б.14] Г.Робер изобразил процесс перестройки регулярного парка в пейзажный. С террасы, на которой видимо работал художник, простирается вид на одну из главных аллей парка, сохраняющую еще черты регулярности.
Многие картины в творчестве Г.Робера посвящены парковым пейзажам с элементами архитектурных руин и скульптурными группами. Так, в картине «Развалины террасы в парке» [см.Рис.Б.15] изображен вид парка со скульптурной группой «Укротитель коней», которая в XVIII в. находилась на террасе парка Марли. Пейзаж в картине «Пейзаж с террасой и каскадом» [30,рис.220] навеян видом виллы Людовизи в Фраскати.
Таким образом, изображение природы и садово-парковых ансамблей как одно из ее проявлений в искусстве представлено различными жанрами живописи. Для искусства XVII – XVIII вв. характерно восприятие природы как структурно организованного целого. Природа выступает объектом научного познания. Пейзаж из фона картины постепенно становится самостоятельным объектом изображения.
Период с 30-х гг. XVIII и XIX в. считается «золотым веком» английской живописи. Специфика развития английского общества предопределили своеобразие искусства того времени. В отличие от Франции, где королевский двор и католическая церковь всегда выступали в качестве главных заказчиков произведений живописи, английское искусство первоначально носило частный характер. Поэтому в живописи развивались такие жанры как портрет. Пейзаж, с середины XVIII в. привлекший внимание английских художников, долгое время не имел популярности и выступал в изображениях лишь как фон происходящего. Это объясняется и тем, что в Англии известностью пользовались скорее пейзажи Н.Пуссена, К.Лоррена и других художников [35,с.7].
Тем не менее, к середине XVIII в. одним из направлений английской живописи становится пейзаж. Так, если в произведениях Д.Рейнолдса (1723 -1792) пейзаж в рамках портретного жанра [35,рис.12,19] является психологическим фоном картины, дополняющим характеристику индивидуальных черт личности, то творчество Р.Уилсона (1714 - 1782) посвящено пейзажу.
Р.Уилсон привнес в английскую живопись традиции исторического, классического пейзажа в духе К.Лоррена. Это касается как содержания картин – виды римской Кампаньи и античных руин дополняются мифологическими сюжетами, в которых выступает торжество природы, так и живописной манеры [35,рис.20,21].
В творчестве Томаса Гейнсборо (1727 - 1788)
портрет и пейзаж образуют единую
художественную композицию. Ведущая
тема портретов художника – это
творческая личность, источники ее
вдохновения и особенности
Несмотря на то, что портретный
жанр в искусстве Гейнсборо
На живописную манеру Гейнсборо повлияло не классическое искусство с его академическими канонами, а голландская традиция XVII в. [60,с.160]. Как и голландские художники он изображает сельские виды, включая в них человека. В то же время для произведений Гейнсборо характерны и общие черты эпохи просветительства: принцип театрализованности и познания окружающей действительности с точки зрения законов всеобъемлющего разума [10,с.10-11]. Отсюда присутствие в изображениях людей ощущения нормы в гармонии с прекрасной природой.
Мир Гейнсборо наполнен покоем и гармонией. Он ценил в природе естественную красоту, созвучную переживаниям и чувствам человека. Пейзажи Гейнсборо естественны, это образ природы без вмешательства человека [35,рис.25,27].
Таким образом, западноевропейское искусство XVII – XVIII вв. – это не только памятник культуры, но и важный источник о общественной и духовной жизни общества, который содержит информацию о мировоззрении, вкусах и представлениях людей того времени.
Памятники живописи, запечатлевшие
пейзажи Италии, Франции, и Англии,
представляют ценность и как источник
по изучению истории садово-паркового
искусства. В то же время частично
отдельные элементы картин художников
XVII – XVIII вв., а иногда и манера исполнения,
изобразительность средств
Заключение
Развитие науки и общественной
мысли XVI – XVII вв. способствовали трансформации
представлений
В садово-парковом искусстве XVII – XVIII вв. складывается два типа ансамбля – классический и пейзажный парк, каждый из которых по-своему раскрывает идею природы. Если пейзажный парк соответствует природе, является воплощением ее естественного вида, то регулярный – пытается ее воспроизвести, создать некий микромир на основе симметрии, целостности и единства всех элементов. И классический, и пейзажный парк в представлении людей того времени воспринимались как торжество природы.
В произведениях живописи в самостоятельный жанр выделяется пейзаж. Пейзаж, в некотором смысле, также как и садово-парковое искусство является попыткой создания идеального мира – взаимоотношений человека с природой. При этом в живописи эти идеи зародились раньше, и лишь потом осуществились на практике в виде памятников садово-паркового искусства. Так, пейзажные парки часто проектировались на основании пейзажей XVII в. Н.Пуссена и К.Лоррена.
В начале XVIII в. под влиянием нового взгляда на мир возникает идейно-эстетическая концепция природы. Развитие идеи естественности в философии и литературе того времени обусловило стремление искусства во всем подражать природе. Западноевропейская живопись XVII – XVIII вв. как памятник культуры того времени представляет ценность и как источник по общественной и духовной жизни эпохи. В течении XVII-XVIII вв. под влиянием общественной идеологии восприятия и познания природы изменяется, что находит отражение и в произведениях живописи. Идея природы в искусстве представлена практически всеми жанрами, особенно пейзажем. В эпоху классицизма это «исторический», «героизированный» пейзаж с сюжетами античной мифологии и истории. Природа выступает как предмет научного познания, она противопоставляется человеку, что выражается в контрасте изображения образа природы и человека, но вместе с тем жизнь человека и природы взаимосвязаны.
XVIII век – век «галантных
В то же время памятники живописи – это и источник по истории садово-паркового искусства. С одной стороны, садово-парковое искусство, как синтез различных искусств, включало и произведения живописи, а с другой – памятники живописи часто выступали художественной основой проектирования садово-парковых ансамблей. В них запечатлены сады и парки и в целом пейзажи Италии, Франции и Англии XVII – XVIII вв., отражая мировоззрение и мировосприятие западноевропейского общества.
Список источников и литературы
1.Герасина А.П. Реконструкция
картины мира и проблема
2.Скурту И.П. Искусство и
3.История Италии: в 3-х т. – М., 1970. Т. I.
4.История Франции: в 3-х т. – М., 1972. Т. I.
5. История Европы: в 8 т. – М., 1994. Т. IV.
6.Виргинский В.С. Очерки истории и техники XVI – XIX вв. – М., 1984.
7.Круть И.В., Забелин И.М. Очерки
истории представлений о
8.Виппер Б.Р. Искусство XVIII в.
и проблема стиля барокко //
Проблема стилей в
9.Прусс И.Е.
10.Чегодаев А.Д.
11.Диденко В.Д. Искусство.
12.Зарецкая Д.М., Смирнова В.В.
Мировая художественная
13. Ахутин А.В. Понятие «природы» в античности и в Новое время. – М., 1988.
14.Волгин В.Н. Развитие
15.Момджян Х.Н. Французское
16.Горбачев В.Г. История
17.Жирнов А.Д. Искусство
18.Залесская Д.М., Микулина Е.М. Ландшафтная архитектура. – М., 1979.
19.Кохно Б.И. Садово-парковое искусство. – М., 1980.
20.Лихачев Д.С. Поэзия садов:
к семантике садово-парковых
21.Палентреер С.Н. Садово-
22.Горохов В.А., Лунц Л.Б. Парки мира.- М., 1985.
23.Гусев Н.Н. Старинные парки.
24.Стасевич В.Н. Пейзаж. Картина и действительность. – М., 1978.
25.Немилова И.С. Загадки
26.Бэкон Ф. Сочинения: в 2-х т. – М., 1977. Т. I., 1978. Т. II.
27.Антология мировой
28.Мильтон Дж. Потерянный рай. – М., 1976.
29. Мастера искусства об
30.Французская живопись XVIII в. – М., 1985.
31.French painting 16th – First Half of the 19th Century. – M., 1991.
32. Poussin Nicolas. – L., 1990.
33.Watteau A. – L., 1985.
34.Фрагонар О. Альбом. – Л., 1982.
35.Английские художники от
36.Культура Нового и Старого света XVI – XVIII вв. в их взаимодействии. – С.-П., 1991.
37.Кинелев В.Л., Миронов В.Б. Образование, воспитание, культура в истории цивилизации. – М., 1998.
38.Найдыш В.М. Проблема
39.Чучин-Русов А.Е.
40.Власов В.Г. Стили в
41.Арган Дж.К. История итальянского искусства. – М., 1990. Т.II.
42.Маркова В.Э. Итальянская
43. Рандхива М. Сады через века. – М., 1981.
44. История искусств стран Западной Европы от Возрождения до начала XX в. – М., 1988.
45. Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Очерки по истории архитектурных стилей. – М., 1983.
46. Мардер А.П. Эстетика архитектуры. – М., 1988.
47.Искусство ансамбля. Художественный предмет. Интерьер. Архитектура. Среда. – М., 1938.
48.Брунов Н. Дворцы Франции XVII – XVIII вв. – М., 1938.
49. Алпатов М.В. Немеркнущее
50. Алпатов М.В. Архитектура
51. Микулина Е.М. История садово-
52.Вергунов А.П. Садово-
53. Ротенберг Е.И. Западноевропейская живопись XVII в. – М., 1989.
54. Золотов Ю. Н.Пуссен. – М., 1988.
55. Рославец Е.Н. Живопись Франции XVII – XVIII вв. – Киев, 1990.
56. Знамеровская Т. Художник – мыслитель // Искусство. 1966. №2.
57. Westeuropoische Malehei Oles 13. bis 18. Janrhundests. – L, 1978.
58. История искусства зарубежных стран XVII – XVIII вв. – М., 1988.
59. Некрасова Е.А. Т.Гейнсборо. – M., 1990.