Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 01:33, реферат
В развитии Петербурга 60— 70-е годы XVIII в. стали замет¬ным рубежом. К этому времени созревающие внутри общества но¬вые капиталистические отношения все более сказывались на разви¬тии русских городов. Со времени Петра I до 1760-х годов оборот торговли по стране в целом возрос вдвое. За новой столицей проч¬но закрепилась и роль главнейшего военного и торгового порта России, на который уже приходилось более половины внешнего оборота страны.
1. Основная часть................................................................................................................................3
2. Заключение....................................................................................................................................22
3. Список литературы.......................................................................................................................23
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
"Нижегородский
Кафедра архитектурного проектирования
и истории архитектуры
Реферат на тему:
« Планировка Санкт-Петербурга во второй половине VIII века»
Руководитель: Шумилкин С. М.
Выполнила: Данилова Лариса,
гр. 026
Нижний Новгород
2013г.
Содержание :
1. Основная
часть.........................
2. Заключение....................
3. Список
литературы....................
В развитии Петербурга 60— 70-е годы XVIII в. стали заметным рубежом. К этому времени созревающие внутри общества новые капиталистические отношения все более сказывались на развитии русских городов. Со времени Петра I до 1760-х годов оборот торговли по стране в целом возрос вдвое. За новой столицей прочно закрепилась и роль главнейшего военного и торгового порта России, на который уже приходилось более половины внешнего оборота страны. Экономические связи со всей территорией страны стимулировали расширение всероссийского рынка, который к этому времени приобрел значительные масштабы и стабильность.
Металлургическое производство в городе в основном сохранялось на Литейном дворе, но развивались и другие заводы (на Охте, в Ижоре, Кронштадте и пр.). С Литейным двором был тесно связан расположенный рядом Арсенал, бывший не только местом хранения оружия, но как бы военным музеем. Арсенал располагался в Двух зданиях—старом и новом, и вместе с Литейным двором он создавал единый функциональный комплекс и архитектурный ансамбль в конце Литейного проспекта.
Городской порт по-прежнему вплоть до середины XIX в. сохранялся у Стрелки Васильевского острова. Здесь был один из торговых центров и место крупных биржевых операций, связанных с внешней торговлей. Что же касается внутригородской торговли, то к концу XVIIIв. определилась система рынков, приближенных к основным жилым районам города. Всего в городе к началу XIX в. было, около 14 рынков. Однако подлинным «чревом Петербурга» в конце XVIII—первой половине XIX в. был рынок на Сенной площади, который находился на трассе Садовой улицы поблизости от Большого Гостиного двора на Невском и был вместе с ним основным торговым ядром города.
В функциональном зонировании Петербурга все возрастала, с одной стороны, роль представительного государственного и общественного секторов архитектуры столицы—парадных зданий чиновного аппарата империи, обширных вспомогательных служб царского двора и пр., с другой—крупных деловых и общественных зданий. Все это вкупе наряду с дворцами и жилыми домами знати и богатых горожан создавало теперь лицо аристократической зоны, которая определяла в основном развитие центра города на Адмиралтейской стороне.
Все большая концентрация застройки и расширение самого центрального района были явлением, стимулируемым ростом населения города, как за счет притока рабочего люда, так и заметного увеличения числа состоятельных горожан—людей третьего сословия и столичного дворянства. Вместе с ростом населения усиливалась его социальная дифференциация; поскольку центральные районы в основном занимались имущими горожанами, застройка массы беднейшего населения оттеснялась на окраины.
Адмиралтейская часть в границах от берега Невы до Лиговского канала, вмещавшая по данным г 782 г. 42% населения города, привлекала главное внимание при городской реконструкции. Намеченная еще Комиссией о С.-Петербургском строении в конце 1730-х годов ориентация основного направления развития города в южную сторону себя оправдывала. В равной мере предложенная Комиссией идея постепенного повышения этажности и капитальности застройки — от периферии к центру—получила свое развитие.
Тенденция возрастающей концентрации застройки объяснялась еще желанием ограничить пределы города, что было неотделимо от необходимости рационального использования территорий, особенно учитывая их заболоченность и затопляемость. Благоустройство улиц и набережных, их мощение и освещение побуждали к более экономному использованию территорий. К этому добавлялись традиционные условия борьбы с пожарами: при плотной застройке требовалась максимальная замена деревянных домов каменными. Резко возрос объем каменного строительства,
увеличилась этажность. Все это в совокупности вело к практической необходимости
пересмотра сложившейся системы. Более жесткая регуляция плана с сокращением свободных пространств, занятых рощами и полянами, вскрывала важные дополнительные резервы рационализации городской застройки. При этом город более начинял мыслиться как некая завершенная в геометрическом построении целостность, рациональное начало которой неотъемлемо от системы прямых и четких пространственных связей — улиц и площадей, формируемых плоскостями фасадов многоэтажных зданий.
Постепенно геометрическая схема плана приобретает самостоятельную ценность как некая пространственная модель—символ особого градостроительного порядка, разумное начало которого видели в ясной геометрии плана города в целом. Новый подход формируется под воздействием градостроительной эстетики, прочно утвердившейся в 6о—70-х годах XVIII в. в России. Однако в условиях Петербурга новый подход к планировке города в соответствии со схемами и канонами классицизма не вошел в резкое противоречие с существовавшим планом прежде всего потому, что новые элементы в нем были в большой мере уже подготовлены и внедрены предшествующими периодами.
Застройка города, особенно в его основной Адмиралтейской частя, с позиции новой градостроительной эстетики должна была подвергнуться значительно более радикальным изменениям. Обширные, часто не имевшие четких границ зеленые массивы и связывающие их свободно перетекающие городские пространства, акцентированные лишь как бы случайными, часто отдельно стоявшими объемами, так же, как в ряде случаев иррегулярность застройки и живописность городских панорам, не соответствовали строгим эстетическим нормам классицизма. В масштабе города и его основных районов требовалась единая система геометрически четко организованных однородных пространств, обстроенных в линию со «сплошною фасадой» и одинаковой высотой зданий.
В Петербурге подобная задача ставилась не впервые, но, как и ранее, реализация ее натолкнулась на сложности, связанные с закономерностями самой жизни города. Если ранее идея застройки Васильевского острова наталкивалась на оторванность территории от основных центров города, то теперь главным препятствием осуществления классического стереотипа стали сама градостроительная традиция Петербурга, выработанные в течение полувека закономерности сложения самобытной пространственной композиции города. Из арсенала классицистических принципов и приемов были отобраны в первую очередь те, которые соответствовали историческим особенностям градостроительного развития Петербурга, которые отвечали актуальной задаче рационализации застройки в связи с быстрым ростом города и новыми требованиями к его архитектуре как столичного центра. С 1760— 1770-х годов не только был возрожден принцип сплошной обстройки улиц, но и повысилась их этажность в центральной части города до трех-четырех этажей.
Прямая улица-коридор постепенно становится ведущим элементом города, вытесняя более свободно организованные пространства и значительна сокращая садово-парковые территории. 0громное влияние этот принцип оказывает и на композицию набережных, за которыми сохраняется в основном значение транспортных магистралей, парадно оформленных фасадами сплошной застройки. Однако, существенно видоизменяя облик города, принятая система застройки улиц, набережных и площадей принципиально мало изменяла общую сложившуюся структуру, в рамках которой в застройке отдельных градостроительных узлов нередко сочетались черты новых и старых композиционных приемов. Сказывалась новая сила живой традиции в мастерстве зодчих-градостроителей, умевших на основе накопленного за полстолетия опыта формирования Петербурга претворять принципы и приемы своего времени в самобытную форму, и в этом — множить пластическое богатство и пространственное многообразие архитектуры города.
В 1763 г. была произведена инструментальная съемка плана Петербурга, после чего был объявлен конкурс на составление проекта нового генерального плана. В условиях конкурса его участникам предлагалось выполнять два варианта.. В первом из них рекомендовалось «знатных и застроенных улиц не ломать, но поправить украшением, где надлежит, все его недостатки». Во втором варианте предоставлялась участникам «полная власть и дозволение делать и украшать город, как бы ему быть надлежало по пристойности».
Результаты конкурса неизвестны, однако важно содержание программы с предоставлением архитекторам права не быть жестко связанными реальной застройкой показательно. Оно говорит о стремлении радикально реконструировать город и о желании иметь целостную композицию всего города, может быть, даже ценою его коренной перестройки. Поиск идеальной модели города в соответствии с классицистическими тенденциями неизбежно предполагал известное абстрагирование проекта, особенно на первых этапах, от компонентов реального проекта, как правило, не согласующихся с новыми представлениями о городе.
Окончательный план Петербурга в целом был утвержден в 1769 г., однако ему предшествовали этапы, связанные с разработкой планов отдельных частей города. В 1765 г. был закончен проект I Адмиралтейской части, охватывавшей территорию между Невой и Мойкой; в 1766 г.— проект II Адмиралтейской части (между Мойкой и Фонтанкой); в 1767 г.—проекты Васильевского и Петербургского островов. Сама этапность работы и выпуск проекта по частям с внимательной проработкой каждого градостроительного узла и квартала говорят о реалистическом подходе к проектированию с максимальным учетом сложившейся планировочной структуры.
Новый план города во многом основывался на проектных предложениях Комиссии о Санкт-Петербургском строении конца 1730-х годов, в значительной мере уже реализованных в застройке. Намеченная ранее сеть магистралей Адмиралтейской части в целом была сохранена и развита. Три луча, расходящихся от Адмиралтейства, были в проекте композиционно закреплены как главные элементы, объединяющие всю сеть магистралей Адмиралтейской стороны. Они продолжены до границ города с последующим переходом Вознесенского проспекта в дорогу на Москву. На пересечениях этих магистралей с поперечными улицами и реками был запроектирован ряд площадей и, в частности, предусматривались полукруглые площади на пересечении с Фонтанкой лучей Гороховой улицы и Невского проспекта. Столь же определенно в проекте, были выявлены традиционно складывавшиеся полукольцевые магистрали, параллельные рекам Мойке, Кривуше, Фонтанке. Развивая идеи еропкинского плана и плана 1753 г., проект предусматривал за Фонтанкой магистраль Загородного проспекта, переходящего в Литейный, с круглыми площадями на ее изломах, а также параллельные ей две полукольцевые улицы—по Литовскому каналу и по линии нынешней улицы Марата.
В западной части в районе Коломны сложившаяся прямоугольная сетка улиц дополнялась каналом, соединяющим Мойку с Фонтанкой. В треугольнике между каналом и его ответвлением в конце Садовой улицы проектировалась открытая на Фонтанку самая большая в городе полукруглая площадь для торговли сеном. Недалеко от нее запроектированная еще ранее на Садовой улице прямоугольная площадь (ныне Тургеневская) предполагалась как «площадь к привозу и продаже дров». Таким образом, система площадей по Садовой улице закрепляла ее основной функциональный профиль торговой магистрали.
Значение транспортных магистралей, ставших в планировке города ведущим структурным элементом, подчеркивалось сплошной их застройкой, четко выявляющей в плане прямолинейность улиц, их направления и взаимосвязь. По подобию улиц решалась и система водных магистралей Адмиралтейской стороны.
Основное внимание при разработке центральных районов уделялось Адмиралтейской стороне. Первая Адмиралтейская часть проектировалась в первую очередь; сохранившиеся варианты ее планировки свидетельствуют о напряженных поисках композиции прибрежных пространств, их органичной связи с пространством Невы. В проекте 1763 г. пространство вокруг здания Адмиралтейства имело еще усложненную структуру, в которой ряд площадей, изолированных друг от друга, еще не был подчинен общей идее объединения пространств и их широкой связи с рекой.
В проекте Комиссии 1765 г., зафиксированном в рукописном плане А. Квасова 1766 г. и в основном вошедшем в окончательный вариант плана 1769 г., преодолена дробность композиции: разные по характеру площади объединены в целостное пространство, окружающее Адмиралтейство и четко очерченное линиями сплошной застройки. Три луча и другие улицы ручьями впадают в обширный пространственный поток, омывающий с трех сторон здание Адмиралтейства и как бы вливающийся широким фронтом в пространство Невы. Если в предшествующем варианте наблюдалась определенная аморфность структуры, господствовал принцип дифференциации пространства на почти независимые друг от друга статичные элементы, то теперь доминирует интегрированное и динамичное пространство, ставшее естественным ответвлением пространства реки.
Эта композиционная находка во многом предопределили последующее развитие центра Петербурга. В ней нашли свое развитие проектные поиски предыдущего периода, а также глубокие градостроительные традиции с их общей тенденцией к активизации пространств в системе города. В композиционном приеме чувствуется также отблеск важнейших градостроительных принципов середины XVIII столетия, когда здание в городе часто приобретало значение центра, организующего и активизирующего пространства вокруг себя. Наконец, весь опыт развития Петербурга с его постоянным соединением пространства и регулярности отразился, как в зеркале, в этом уникальном и чрезвычайно важном для города композиционном узле. Задача архитекторов последующих лет, занимавшихся проектированием конкретных зданий и воплощавших градостроительный замысел, состояла в дальнейшем проникновении в суть этой идеи и осуществлении ее во всей полноте и целостности, в поиске композиций, индивидуально ярких и вместе с тем подчиненных единому градостроительному целому.
Информация о работе Планировка Санкт-Петербурга во второй половине VIII века