Анализ конкурентоспособности туристических услуг турфирмы ИП Корнилаева И.Л.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2014 в 17:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – проанализировать и выявить пути повышения конкурентоспособности туристической фирмы на примере туристического агентства ИП Корнилаева «Сибирь – Тур».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Охарактеризовать конкурентоспособность как комплексную многоаспектную характеристику туристической фирмы.
Проанализировать конкурентоспособность туристической фирмы ИП Корнилаева «Сибирь – Тур».

Содержание

Введение………...……………………………………………………………………..
4
1 Конкурентоспособность как комплексная многоаспектная характеристика

туристической фирмы…………………………...………………………………….…
8
1.1 Конкурентоспособность туристической фирмы………………...…………….
8
1.2 Анализ конкурентов и выявление конкурентных преимуществ…...…….…
19
..1.3 Конкурентные стратегии фирмы…………………………..……………………
40
2 Анализ конкурентоспособности туристической фирмы ИП Корнилаева
«Сибирь – Тур»………………………………………………………………………

46
2.1 Общая характеристика ИП Корнилаева «Сибирь– Тур»…………....…..……
46
2.2 Организационная структура управления туристической фирмой ИП
Корнилаева «Сибирь – Тур»……………..………………….………………………

48
2.3 Основные экономические показатели туристической фирмы ИП Корнилаева «Сибирь – Тур»….………………………………………………………………...

50
2.4 Анализ внутренней среды туристической фирмы ИП Корнилаева «Сибирь – Тур»……………………………………………………………………………….…

52
2.5 Анализ внешней среды туристической фирмы ИП Корнилаева «Сибирь-Тур»………………………………………………………………………………..…

54
2.6 SWOT – анализ турфирмы ИП Корнилаева «Сибирь – Тур»………….……
59
2.7 Направления повышения конкурентоспособности туристической фирмы ИП Корнилаева «Сибирь – Тур»…………………………………………………

60
3 Разработка рекомендаций по повышению конкурентоспособности ИП Корнилаева «СибирьТур»…………..……………………………………………………….

70
3.1 Основные направления и перспективы развития ИП Корнилаева «Сибирь – Тур»………………....………………………………………………………………….

70
3.2 Мероприятия по повышению конкурентоспособности ИП Корнилаева
«СибирьТур»………………………………………………………………………….

72
Заключение………………….…………………………………………………………
84
Список использованных источников……………..…………………

Вложенные файлы: 1 файл

нормоконтроль 2003.doc

— 645.50 Кб (Скачать файл)
  • соизмеримостью характеристик выпускаемой продукции по идентичности потребностей, удовлетворяемых с ее помощью;
  • соизмеримостью сегментов рынка, для которых предназначена выпускаемая продукция;
  • соизмеримостью фазы жизненного цикла, в которой функционирует фирма.

Таким образом, конкурентное преимущество одной фирмы над другой может быть оценено в том случае, когда обе фирмы удовлетворяют идентичные потребности покупателей, относящиеся к родственным сегментам рынка. При этом фирмы находятся примерно в одних и тех же фазах жизненного цикла. В том случае, если данные условия не соблюдаются, сравнение будет некорректным.

Далее, исходя из того, что конкурентоспособность отражает продуктивность использования ресурсов фирмы, для ее оценки необходимо выбрать критерии продуктивности использования ресурсов. В том случае, если деятельность фирмы связана с извлечением прибыли, а совокупные ресурсы оцениваются в денежном выражении, продуктивность использования ресурсов фирмой может быть оценена показателем рентабельности производства, т.е. отношением прибыли, полученной в том или ином периоде, к истраченным в том же периоде ресурсам, оцененным как издержки производства. Кроме этого, для объективной оценки конкурентоспособности фирмы ее руководству необходима возможность слежения рынка, особенно за пределами страны.

Сложность, а иногда и полное отсутствие доступа к информации о деятельности конкурентов может создать у руководства фирмы необоснованное мнение о превосходстве фирмы над конкурентами, привести к самоуспокоению и ослаблению усилий, связанных с поддержкой необходимого уровня конкурентного преимущества своей фирмы.

В настоящее время, для того чтобы фирма была конкурентоспособной в борьбе с ведущими фирмами, требуются совершенно новые подходы к организации производства и управления, чем те, на которые руководители ориентировались в прошлом. И прежде всего новые подходы нужны в инвестиционной политике, при проведении на предприятии технической реконструкции, в процессе внедрения новой техники и технологии.

Конкурентоспособность предприятия зависит от ряда факторов, которые можно считать компонентами (составляющими) конкурентоспособности. Их можно разделить на три группы факторов:

  • технико – экономические;
  • коммерческие;
  • нормативно – правовые.

Технико – экономические факторы включают: качество, продажную цену и затраты на эксплуатацию (использование) или потребление продукции или услуги. Эти компоненты зависят от производительности и интенсивности труда, издержек производства, наукоемкое (tm) продукции и пр.

Коммерческие факторы определяют условия реализации товаров на конкретном рынке. Они включают:

  • конъюнктуру рынка (острота конкуренции, соотношение между спросом и предложением данного товара, национальные и региональные особенности рынка, влияющие на формирование платежеспособного спроса на данную продукцию или услугу);
  • предоставляемый сервис (наличие дилерско – дистрибьютерских пунктов изготовителя и станций обслуживания в регионе покупателя, качество технического обслуживания, ремонта и других предоставляемых услуг);
  • рекламу (наличие и действенность рекламы и других средств воздействия на потребителя с целью формирования спроса);
  • имидж фирмы (популярность торговой марки, репутация фирмы, компании, страны).

Нормативно – правовые факторы отражают требования технической, экологической и иной (возможно, морально – этической) безопасности использования товара на данном рынке, а также патентно – правовые требования (патентной чистоты и патентной защиты). В случае несоответствия товара действующим в рассматриваемый период на данном рынке нормам и требованиям стандартов и законодательства товар не может быть продан на данном рынке. Поэтому оценка этой группы факторов и компонент с помощью коэффициента соответствия нормативам лишена смысла.

Высокая конкурентоспособность фирмы является гарантом получения высокой прибыли в рыночных условиях. При этом фирма имеет цель достичь такого уровня конкурентоспособности, который помогал бы ей выживать на достаточно долговременном временном отрезке. В связи с этим перед любой организацией встает проблема стратегического и тактического управления развитием способности предприятия выживать в изменяющихся рыночных условиях.

Управление конкурентоспособностью предполагает совокупность мер по систематическому совершенствованию изделия, постоянному поиску новых каналов его сбыта, новых групп покупателей, улучшению сервиса, рекламы. Основой конкурентоспособности предприятия является конкурентоспособность его продукции.

Наиболее объективным комплексным показателем, объединяющим конкурентоспособность товара, товаропроизводителя, отраслевую конкурентоспособность и характеризующим положение региона на национальном рынке, и затем положение страны на мировом рынке, является показатель региональной конкурентоспособности. В самом общем виде ее можно определить, как способность региона в условиях свободной конкуренции производить товары и услуги, удовлетворяющие требованиям рынка, реализация которых увеличивает благосостояние региона, страны и отдельных ее граждан.

По данному направлению экономических знаний имеется серьезная научная теоретическая база, которая включает работы как отечественных, так и иностранных ученных. Однако многие исследователи сходятся во мнении, что на сегодняшний день некоторые вопросы оценки конкурентоспособности региона раскрыты недостаточно: отсутствуют единые методические подходы к анализу, а также интегральные показатели, достаточно полно характеризующих сильные и слабые стороны экономики.

Если рассматривать регион, как единицу внутри непрерывной цепи производства продукции в масштабах страны, то становится ясно, что для макроэкономики справедливы все категории, которые мы применяем для анализа конкурентных характеристик предприятия. Речь идет о том, что самые главные преимущества, которые способны повысить уровень экономического развития региона заключаются в эффективном использовании ресурсов. К ним относятся не только природные и топливно – энергетические богатства территорий, но и квалифицированные кадры, а также новейшие научные разработки и технологии, причем на сегодняшний день важность последних растет в геометрической прогрессии, поскольку снижение количества природных ресурсов обуславливает повышение значения наличия научных достижений и их качества.

Таким образом, повышение конкурентоспособности целесообразно рассматривать в контексте эффективного управления определёнными (базовыми) конкурентными преимуществами. Поскольку конкурентоспособность является следствием наличия конкурентных преимуществ субъектов рыночной деятельности, то есть предприятий, необходимо стремиться их создавать и поддерживать. Содействовать данному процессу можно путём выявления и анализа состояния существующих региональных факторов конкурентоспособности с целью определения стратегических возможностей для формирования новых конкурентных преимуществ.

При анализе конкурентоспособности становится очевидной необходимость выделения определенных отраслей, которые будут служить базой для развития и компенсировать недостатки в функционировании более слабых производств. В этом плане командная экономика, характерная для «советского периода» истории нашей страны, наложила определенный отпечаток на отраслевую специализацию регионов. Во многих из них развитие отраслей происходило не за счет наличия естественных конкурентных преимуществ территории, к которым можно отнести опять же природные богатства, сложившие традиции, наличие персонала, обладающего необходимой квалификацией, а за счет необходимости навязанной «сверху», что зачастую повышало затраты на производство, как следствие снижая рентабельность и качество продукции.

Как отмечает американский ученый Майкл Портер, единственное, на чем может основываться концепция конкурентоспособности на уровне региона – это продуктивность использования ресурсов.

То есть регионы получают преимущества благодаря различиям, а не сходству. В каждом регионе есть свой одному ему присущий набор конкурентных отраслей. В результате можно предположить, что в тех регионах, где отраслевая структура экономики быстрее адаптировалась к рыночным методам ведения хозяйства, где региональная власть поддерживает структурообразующие предприятия и проводит разумную экономическую политику, факторы ценообразования обеспечивают сбалансированность регионального спроса и регионального предложения происходит постоянный динамичный рост показателей конкурентоспособности региона.

Таким образом, можно утверждать, что одним из необходимых и обязательных шагов на пути повышения конкурентоспособности региона является выбор отраслей, которые послужат в будущем ядром развития. И именно в данных отраслях в первую очередь необходимо проводить инновационные преобразования.

Согласно уже затронутой концепции М. Портера, развитие конкурентоспособности региона происходит по следующим четырем стадиям:

  • на первой стадии: благодаря факторам производства, то есть природным ресурсам, благоприятным условиям для производства товаров, квалифицированной рабочей силе;
  • на второй стадии: на основе агрессивного инвестирования (в основном национальных фирм) в образование, технологии, разработки;
  • на третьей стадии: за счет создания новых видов продукции, производственных процессов, организационных решений и других инноваций;
  • на четвертой стадии: за счет уже созданного богатства.

Туристское агентство – собирательное понятие. Под ним подразумевается предпринимательская структура, занимающаяся на коммерческой основе посредническими операциями в сфере купли – продажи туристских услуг. Турфирма не производит услуги, она не располагает для этого необходимыми средствами производства, а выполняет посреднические функции. Она по поручению потребителя закупает разные услуги у производителей.

В деятельности туристских агентств наблюдается существенные различия, связанные с объемами и характером операций, местом на рынке, специализацией деятельности и другими условиями рынка.

При современном развитии потребностей и наличии многочисленных желаний туристов ни одна даже крупная турфирма не может охватить своей деятельностью все существующие рыночные сегменты и ниши. Поэтому на практике каждая турфирма выбирает для себя один или несколько наиболее доступных и выгодных сегментов рыночного спроса, формирует цены и использует собственные каналы продвижения и продажи турпакетов. Так возникает сегментация туристских агентств в зависимости от демографических, социально – экономических факторов.

Важно отметить, что туристские организации (турагентства) играют важную роль в реализации турпродукта, а также других услуг: транспортные перевозки, театрально – зрелищные мероприятия. Они действуют в соответствии с действующим в разных странах законодательством, работают на небольших по территории рынках и имеют незначительный оборот, поскольку сильно зависят от рынка и политики туроператора.

Турагентства – это посредники туристического товара, которые формируют туроператоры. Турагентства не имеют непосредственного контакта с отелями и авиакомпаниями, они предлагают уже готовый продукт, сформированный туроператором. В этом и состоит главное отличие турагентств от туроператоров.

Достоверность информации по наличию мест в отеле и на рейсе турагент смотрит у туроператора и информирует об этом клиента, когда он планирует приобрести тур, определился с датами и отелем. Сами турагентства несут ответственность только за дачу достоверных сведений о туре, отеле стоимости поездки, за юридически грамотное оформление документов при продаже тура, за выполнение обязательств по брони тура, передачи документов туристу, правильности написания паспортных данных, если конечно это их ошибка.

Турагентство не делает бронирование тура без предоплаты и заключения договора. Стоимость у различных турагентств на одни и те же туры могут различаться. В связи с высокой конкуренцией, турагентство иногда делает дополнительную скидку с базовой цены туроператора в ущерб своей комиссии, но бывают случаи, когда турагентства накручивают цену сверх цены туроператора, такое происходит, как правило, в горящий летний сезон. Туристская организация, как правило, несет ответственность только за то, что зависит от него, а большая часть ответственности ложится на туроператора.

Таким образом, туризм является одним из самых динамичных секторов как российской, так и мировой экономики, поскольку является отражением социально-экономических отношений в жизни отдельных стран и одновременно составной частью международных отношений. Постоянное расширение международного туристского обмена обусловило необходимость выработки различных правовых институтов и создания специализированных международных туристских организаций. Анализ современного состояния туризма позволяет понять, что его развитие должно сопровождаться усилиями в содействии программ внутреннего и национального туризма, что в целом способствует стабильному положению национальной экономики, более глубокому осознанию общности интересов и развитию видов деятельности, благоприятных для экономики страны в целом. Для современного российского общества немаловажным является развитие и поддержание туристской деятельности, в связи с этим, разработка и внедрение прогрессивных методов и стандартов туристского обслуживания, активной рекламно – информационной деятельности способствуют повышению интереса граждан России.

Информация о работе Анализ конкурентоспособности туристических услуг турфирмы ИП Корнилаева И.Л.