Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2014 в 17:40, курсовая работа
Цель работы – проанализировать и выявить пути повышения конкурентоспособности туристической фирмы на примере туристического агентства ИП Корнилаева «Сибирь – Тур».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Охарактеризовать конкурентоспособность как комплексную многоаспектную характеристику туристической фирмы.
Проанализировать конкурентоспособность туристической фирмы ИП Корнилаева «Сибирь – Тур».
Введение………...……………………………………………………………………..
4
1 Конкурентоспособность как комплексная многоаспектная характеристика
туристической фирмы…………………………...………………………………….…
8
1.1 Конкурентоспособность туристической фирмы………………...…………….
8
1.2 Анализ конкурентов и выявление конкурентных преимуществ…...…….…
19
..1.3 Конкурентные стратегии фирмы…………………………..……………………
40
2 Анализ конкурентоспособности туристической фирмы ИП Корнилаева
«Сибирь – Тур»………………………………………………………………………
46
2.1 Общая характеристика ИП Корнилаева «Сибирь– Тур»…………....…..……
46
2.2 Организационная структура управления туристической фирмой ИП
Корнилаева «Сибирь – Тур»……………..………………….………………………
48
2.3 Основные экономические показатели туристической фирмы ИП Корнилаева «Сибирь – Тур»….………………………………………………………………...
50
2.4 Анализ внутренней среды туристической фирмы ИП Корнилаева «Сибирь – Тур»……………………………………………………………………………….…
52
2.5 Анализ внешней среды туристической фирмы ИП Корнилаева «Сибирь-Тур»………………………………………………………………………………..…
54
2.6 SWOT – анализ турфирмы ИП Корнилаева «Сибирь – Тур»………….……
59
2.7 Направления повышения конкурентоспособности туристической фирмы ИП Корнилаева «Сибирь – Тур»…………………………………………………
60
3 Разработка рекомендаций по повышению конкурентоспособности ИП Корнилаева «СибирьТур»…………..……………………………………………………….
70
3.1 Основные направления и перспективы развития ИП Корнилаева «Сибирь – Тур»………………....………………………………………………………………….
70
3.2 Мероприятия по повышению конкурентоспособности ИП Корнилаева
«СибирьТур»………………………………………………………………………….
72
Заключение………………….…………………………………………………………
84
Список использованных источников……………..…………………
Цель исследования внутренней среды – выявление сильных и слабых сторон предприятия. В нашем случае туристического предприятия. Вскрытые сильные стороны служат базой, на которую предприятие опирается в конкурентной борьбе и которую оно должно расширять и укреплять. Объектом самого пристального внимания должны стать слабые стороны. Необходимо постараться, чтобы избавиться от большинства из них. Внутренняя среда определяет возможности эффективного функционирования предприятия.
На данный момент одной из сильных сторон организации ИП Корнилаева «Сибирь – Тур» это наличие потребности в услугах фирмы на потребительском рынке, так как на население города Бийск, которое по данным 2012 года составляет 220 тыс. жителей, приходится всего 20 туристических фирм, из который всего 8, включая ИП Корнилаева «Сибирь – Тур», предлагают услуги по внутреннему туризму. Например, таких как отдых, в курортных местах России и Украины (Сочи, Геленджик, Анапа, Ялта и др.) познавательный туризм в культурно-исторические центры («Золотое кольцо», Нижний Новгород, Москва, СанктПетербург и др.), экологический туризм, сафари-туры (охота, рыбалка), речные круизы по Волге, Лене, Иртышу, Енисею, отдых, лечение.
Помимо внутреннего туризма, ИП Корнилаева «Сибирь – Тур» реализует экскурсионные туры по Европе (Франция, Германия, Испания, Италия, Австрия, Чехия, Великобритания), отдых на море летом и зимой за рубежом (Болгария, Испания, Хорватия, Турция, Кипр, Греция – о. Крит, Тунис, Италия, Египет, Таиланд, о. Бали, ОАЭ). Тем самым предлагая потребителям широкий ассортимент предлагаемых услуг.
При исследование внутренней среды турфирмы были выявлены как сильные, изложенные выше, стороны, так и слабые стороны тоже были отмечены. Такие как недостаточная реклама, высокие расходы на телефонные переговоры.
2.5 Анализ внешней среды туристической фирмы ИП Корнилаева «Сибирь – Тур».
Одним из факторов внешней среды, который влияет на деятельность ИП Корнилаева «Сибирь – Тур» являются конкуренты. Компания уделяет большое внимание исследованию конкурентов. Конкуренция, являясь наиболее чувствительным индикатором активности предприятия, определяет многие маркетинговые характеристики: объем и условия продаж, цены, методы рекламы, стимулирование сбыта и т.д. Кроме того, через отношения между конкурентами наиболее быстро и четко проявляются изменения, происходящие на рынке, так как именно соперничество - основной двигатель рыночных процессов.
Наиболее сильным конкурентом рассматриваемого предприятия является ООО «Пегас», доля рынка которого составляет 38%, что на 2% больше, чем у фирмы ИП Корнилаева «СибирьТур», но при этом, следует учитывать особенности каждого из перечисленных выше предприятий в маркетинговой деятельности турфирмы ИП Корнилаева «Сибирь – Тур», чтобы не потерять принадлежащую ему долю рынка.
Таблица 4 – Доля рынка основных конкурентов туристической фирмы ИП Корнилаева «Сибирь-Тур»
Наименование фирмы |
Доля рынка,% |
ООО «МангоТур» |
8,5 |
ИП Корнилаева «Сибирь – Тур» |
36 |
ООО «Мир горящих путевок» |
7,3 |
ИП «Профи – трэвел» |
10,2 |
ООО «Пегас» |
38 |
Для аналитического исследования в качестве основного конкурента ИП Корнилаева «Сибирь – Тур» была выбрана туристическая фирма ООО «Пегас», которая работает с тем же сегментом рынка, что ИП Корнилаева «Сибирь – Тур». В тоже время турагентства предлагают вполне конкурентоспособные цены на туристические услуги.
Таким образом, по данным таблицы 4 выявлено, что наиболее слабыми сторонами в деятельности туристической фирмы ИП Корнилаева "Сибирь Тур" по с равнению с ее конкурентом туристической фирмой ООО «Пегас» является реклама. А также в турфирме ИП Корнилаева «Сибирь Тур» недостаточно налажены связь и коммуникации. Именно этим направлениям следует уделять особое внимание в будущей деятельности фирмы.
Таблица 5 – Аналитическое исследование основного конкурента
Характеристика |
Фирмы | |
ИП Корнилаева «СибирьТур» |
ООО «Пегас» | |
Организационная структура |
Линейно – функциональная |
Линейно – функциональная |
Репутация фирмы |
Положительная |
Известная |
Численность персонала, чел. |
3 |
9 |
Доля рынка, % |
36 |
38 |
Квалификация сотрудников |
Высокая |
Высокая |
Текучесть кадров |
Практически отсутствует |
Низкая |
Перечень основных видов услуг |
Внутренний и зарубежный туризм, продажа авиа- и железнодорожных билетов, бронирование гостиниц, трансп. услуги |
Внутренний и зарубежный туризм, продажа авиа- и железнодорожных билетов, бронирование гостиниц, трансп. услуги |
Каналы сбыта |
Работа с индивидуальными и корпоративными клиентами, туроператорами |
Работа с индивидуальными и корпоративными клиентами, туроператорами |
Реклама |
Недостаточная |
Активная реклама |
Связь и коммуникации |
Недостаточно налажены |
Налажены |
Контроль качества предоставляемых услуг |
Постоянный |
Время от времени |
В системе рыночной экономики направления деятельности фирмы ИП Корнилаева «Сибирь – Тур» определяет потребитель, который приобретает туристический продукт по собственному усмотрению и тем самым указывает продавцам фирмы, что необходимо предлагать на рынке. Руководство компании понимает, что если будут предлагаться услуги, которые эффективно удовлетворяют нужды и запросы клиентов, предприятие будет вознаграждено.
Главный ограничитель на туристическом рынке – покупательная способность населения, которая связана с уровнем доходов.
Туристическая поездка занимает в основном 10 – 14 дней. При этом, чем выше доход семьи, тем продолжительнее оказываются такие выезды, и наоборот. Однако частота поездок высокообеспеченных семей на зарубежный отдых, как указывалось выше, невысока. Замечено также, что на продолжительности поездки экономят средние возрастные категории - от 36 до 55 лет (возраст наивысшей рабочей активности). Их зарубежные отпуска чаще всего укладываются в 7 – 10 дней. Молодые и пожилые туристы чаще всего выбирают путешествия продолжительностью от 10 дней.
По данным социологического опроса реальных покупателей туристических услуг по международному туризму в 2012 году были выявлены следующие показатели:
Общеизвестно, спрос рождает предложение. Следовательно, ИП Корнилаева «Сибирь – Тур» разрабатывает и реализует пакеты услуг по вышеперечисленным направлениям.
Самый популярный вид туризма у клиентов - отдых на море. Пляжному отдыху отдают предпочтения 40% туристов. Активные экскурсионные программы привлекают 28% клиентов.
Выбирая то или иное туристическое агентство для покупки путевок, клиенты доверяют, прежде всего, неформальным источникам информации: более трети респондентов при выборе агентства полагаются на рекомендации друзей и знакомых. Примерно столько же людей, участвующих в опросе, говорят о том, что в первую очередь они постараются обратиться в то агентство, услугами которого они уже пользовались и остались довольны.
Рисунок 5 – Предпочтительный тип зарубежного туризма, %
Таким образом, перспективными направлениями деятельности компании ИП Корнилаева «Сибирь– Тур» является разработка и реализация туров, ориентированных на отдых (пляжный туризм), экскурсионных туров, удовлетворение нужд в спортивном и оздоровительном туризме. Туристическая фирма постоянно работает над новыми предложениями, среди которых отдых в Австралии, ЮАР и Японии. Но так как, в основном, российский турист – представитель среднего класса, то эти направления не пользуются повышенным спросом в силу их высокой себестоимости. Основными потребителями являются люди среднего возраста от 26 до 44 лет, которые отдыхают, как правило, с детьми.
Рисунок 6 – Основные категории клиентов (по возрастам)
2.6 SWOT - анализ турфирмы ИП Корнилаева «Сибирь-Тур»
В 1963 году в Гарварде на конференции по проблемам бизнес политики профессор K. Эндрюсом впервые публично озвучил акроним SWOT.
С 60 – х годов и по сей день SWOT анализ широко применяется в процессе стратегического планирования.
С появлением SWOT модели аналитики получили инструмент для своей интеллектуальной работы. Известные, но разрозненные и бессистемные представления о фирме и конкурентном окружении SWOT – анализ позволил сформулировать аналитикам в виде логически согласованной схемы взаимодействия сил, слабостей, возможностей и угроз.
SWOT – это оперативный диагностический мониторинг состояния фирмы и ее среды, который осуществляется с целью выявления потенциала силы (S), потенциала слабости (W), установления возможностей (О), предоставляемых организацией внешней средой, а также выявление угроз (Т) для фирмы со стороны внешней среды. В ходе этого анализа проверяется, в какой области компания конкурентоспособна, а в какой нет. SWOT – анализ, проведенный в турфирме ИП Корнилаева «Сибирь – Тур» можно проследить в таблице 6.
Таблица 6 – SWOT – анализ
СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ |
СЛАБЫЕ СТОРОНЫ |
1 Наличие потребности в услугах
фирмы на потребительском рынке
2 Широкий ассортимент предлагаем 3 Высокая квалификация работнико |
1недостаточная реклама 2 Высокие расходы на телефонные коммуникации 3Невыгодное месторасположение (удаленное от центра города) |
ВОЗМОЖНОСТИ |
УГРОЗЫ |
1 Увеличение темпов роста рынка 2 Выход на новый рынок |
1Неблагоприятные изменения в темпах роста в курсах валют 2 Спад в экономике 3 Измерения во вкусах потребителей 4 Изменение политической |
На основании слабых сторон SWOT – анализа можно разработать проект мероприятий по повышению конкурентоспособности турфирмы ИП Корнилаева «Сибирь – Тур».
2.7 Направления повышения конкурентоспособности турфирмы ИП Корнилаева «Сибирь – Тур»
Основной рабочий инструмент в реализации целевой функции предприятия – это его рыночная стратегия, в рамках которой реализуются конкурентные преимущества предприятия. Существуют разные названия конкурентных стратегий, но при ближайшем рассмотрении становится понятно, что речь идет о четырех типах, которые удачно определены М.И. Кнышем как виолентные («силовые») стратегии, патиентные (нишевые) стратегии, коммутантные («приспособительные») стратегии и эксплерентные («пионерные») стратегии.
Сущность виолентных стратегий заключается в стремлении фирмы доминировать на достаточно широком рыночном пространстве, что подкрепляется высокой внутренней производительностью труда, низкими издержками производства и, следовательно, низкой ценой производимой продукции. Достижение подобных целевых установок требует организации массового производства товаров, ориентированных на среднего покупателя со среднестатистическими потребностями и возможностями.
Патиентные стратегии предполагают ограничение фирмой ассортимента и объема выпускаемой продукции при одновременном особом внимании к ее качеству. Суть данных стратегий заключается в стремлении уклониться от прямого влияния конкурентов – виолентов благодаря определению и активному формированию на рынке сегментов со специфическими потребностями.
Коммутантные стратегии нацеливают фирму на максимально быстрое удовлетворение небольших по объему кратковременных и часто меняющихся потребностей покупателей.
Эксплерентные стратегии ориентируют фирму на радикальные нововведения и развитие на рынке спроса на принципиально новые товары и услуги.
В любой отрасли экономики интенсивность и степень остроты конкуренции определяется, по Портеру, пятью силами:
Потенциал рынка для производителя зависит от взаимодействия этих сил. Это модель Портера. Появление новых конкурентов – это угроза, которую фирма, действующая на рынке, должна стремиться для себя снизить, создавая так называемые барьеры входа.
Под барьерами входа обычно подразумеваются ограничения для возможных конкурентов, определяемые, например:
- масштабами производства, при которых деятельность на данном рынке рентабельна; правовой защитой – патенты, лицензии;
Информация о работе Анализ конкурентоспособности туристических услуг турфирмы ИП Корнилаева И.Л.