Формирование знаний у детей старшего дошкольного возраста о правилах безопасности жизни методом проблемных ситуаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 14:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель выпускной квалификационной работы - теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем доказать эффективность использования проблемных ситуаций при формировании знаний о безопасности жизни у детей старшего дошкольного возраста.
В ходе исследования предполагается решение следующих задач:
на основе изучения психолого-педагогической литературы определить пути формирования знаний о безопасности жизни методом проблемной ситуации;
подобрать диагностический инструментарий, позволяющий изучить уровень знаний детей старшего дошкольного возраста о безопасности жизни;

Содержание

Введение
Глава I. Теоретические основы формирования знаний у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ
.1 Характеристика знаний о безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста
.2 Направления и содержание учебно-воспитательной работы по формированию знаний о безопасности жизни детей старшего дошкольного возраста
.3 Проблемная ситуация как метод и средство формирования знаний о безопасности жизни
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию знаний о безопасности жизни у детей старшего дошкольного возраста
.1 Анализ исходного уровня сформированности знаний о безопасности жизни у детей старшего дошкольного возраста
.2 Педагогические условия формирования знаний о безопасности жизни у детей старшего дошкольного возраста с помощью проблемной ситуации
.3 Сравнительный анализ результатов опытной работы по формированию знаний о безопасности жизни у детей старшего дошкольного возраста
Заключение
Список литературы
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА.doc

— 239.00 Кб (Скачать файл)

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

 

Тема: «Формирование знаний у детей  старшего дошкольного возраста о  правилах безопасности жизни методом  проблемных ситуаций»

 

 

Содержание

 

 

Введение

 

Глава I. Теоретические основы формирования знаний у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

 

.1 Характеристика знаний о безопасности  жизнедеятельности у детей старшего  дошкольного возраста

 

.2 Направления и содержание учебно-воспитательной  работы по формированию знаний  о безопасности жизни детей  старшего дошкольного возраста

 

.3 Проблемная ситуация как метод  и средство формирования знаний  о безопасности жизни

 

Глава II. Опытно-экспериментальная  работа по формированию знаний о безопасности жизни у детей старшего дошкольного  возраста

 

.1 Анализ исходного уровня сформированности знаний о безопасности жизни у детей старшего дошкольного возраста

 

.2 Педагогические условия формирования  знаний о безопасности жизни  у детей старшего дошкольного  возраста с помощью проблемной  ситуации

 

.3 Сравнительный анализ результатов  опытной работы по формированию знаний о безопасности жизни у детей старшего дошкольного возраста

 

Заключение

 

Список литературы

 

Приложения

 

 

Введение

 

 

Мир, в котором мы живем, полон  опасностей, постоянно угрожающих здоровью, жизни нас и наших детей. Не проходит и дня, чтобы газеты, радио и телевидение не принесли сообщения об очередной аварии, катастрофе, стихийном бедствии, повлекшими за собой гибель людей.

 

Подобные события возникают, как  правило, внезапно, требуя от человека немедленных активных действий. Рассчитывать же на современную квалифицированную помощь в таких ситуациях со стороны государственных служб, отвечающих за безопасность человека, не приходится.

 

Никто из нас не застрахован от того, что в любой момент может  оказаться в зоне опасного события, особенно ребенок.

 

Чтобы как-то повысить защищенность детей  им необходимо овладеть не такими уж сложными знаниями и умениями - наблюдательностью, умением анализировать свои ошибки, приведшие к неприятностям, отдавать себе отчет о возможных последствиях тех или иных своих поступков, а также навыками грамотных действий в случае проявления опасностей.

 

Данной проблемой занимались такие  ученые, как: Н.К. Иванова, И.Я. Лесгафт, Л.Г Татарникова, И.К. Топорников, З.И. Береснева, Н.Н. Поддъяков и др.

 

Из года в год усложняются задачи воспитательно-образовательной работы в дошкольных учреждениях, совершенствуется содержание и методы обучения детей на занятиях. На совершенном этапе задачи умственного воспитания заключаются в формировании всесторонне развитой личности ребенка, его умственной активности и самостоятельности, творческого отношения к выполнению всех видов детской деятельности, в формировании разнообразных способностей дошкольников. В настоящее время значительно усовершенствовано содержание всех разделов программы воспитания в детском саду.

 

Выполнен ряд важных психолого-педагогических исследований по нравственному, физическому, умственному и эстетическому  воспитанию. Разработаны принципы отбора и систематизации знаний дошкольников.

 

На основе этих принципов определен  примерный объем систематизированных знаний о безопасности жизни, которые позволяют сформировать у детей первоначальное понимание некоторых важных правил поведения в различных проблемных ситуациях. При этом учитывалось, что детей надо знакомить лишь с достаточно простыми зависимостями, в процессе познания которых существенную роль играют специфические формы мышления детей-дошкольников, а именно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление.

 

В дошкольном возрасте закладывается  фундамент представлений и понятий, которые существенно влияют на умственное развитие ребенка.

 

Дошкольное детство является оптимальным  периодом в умственном развитии человека. Установлено, что возможности умственного  развития детей дошкольного возраста очень высоки: дети могут успешно познать не только внешние, наглядные свойства предметов и явлений, но и их внутреннее существенные связи и отношения. Однако, такое познание осуществляется детьми, как правило, не в понятийной, а в наглядно-образной форме, в процессе предметной деятельности с познаваемыми объектами.

 

Чрезвычайно важную роль в умственном развитии дошкольников играет ознакомление с изменением и развитием предметов  и явлений. В процессе изменений, вызванных естественными причинами  или практическими действиями самого ребенка, предмет представляется в виде последовательных состояний, все более различающихся между собой. Предметная преобразующая деятельность самого ребенка в значительной мере определяет содержание и последовательность получаемой им информации об объектах, что существенно влияет на переработку этой информации, осуществляемой в процессе умственной деятельности. Такой организации педагогического процесса содействуют проблемные методы обучения.

 

Актуальность и востребованность исследуемой проблемы определяются реальными потребностями системы отечественного дошкольного образования и существующими противоречиями между:

 

объективной необходимостью более  раннего информирования ребенка  о правилах безопасного поведения, освоения им соответствующих умений и отсутствием образовательных программ обучения детей основам безопасности жизнедеятельности;

 

потребностями жизни в накоплении ребенком опыта безопасного поведения  в быту и отсутствием научно обоснованной педагогической методики, направленной на формирование данного опыта  у дошкольников;

 

важностью целенаправленной деятельности родителей, всех работников ДОУ и  недостаточным практико-ориентированным  уровнем знаний и умений, обеспечиваемых содержанием подготовки педагогов.

 

Социальные, экономические, криминогенные  изменения, происходящие в стране в целом и в нашем городе в частности, привели к пониманию необходимости сообщения детям дошкольного возраста жизненно важных норм поведения в социуме. Тревожные статистические данные по детскому дорожному травматизму в Туле мало, чем отличаются от показателей по России. В последние годы стало очевидным, что безопасность и здоровый образ жизни - это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных, и неожиданных, ситуаций на улицах города. Эта проблема позволила определить тему исследования: «Формирование знаний о безопасности жизни у детей старшего дошкольного возраста методом проблемной ситуации».

 

Объектом исследования является умственное воспитание детей дошкольного возраста.

 

Предметом является педагогические условия использования проблемных ситуаций при формировании знаний у детей старшего дошкольного возраста о правилах безопасности жизни.

 

Цель выпускной квалификационной работы - теоретически обосновать и  опытно-экспериментальным путем  доказать эффективность использования проблемных ситуаций при формировании знаний о безопасности жизни у детей старшего дошкольного возраста.

 

В ходе исследования предполагается решение следующих задач:

на основе изучения психолого-педагогической литературы определить пути формирования знаний о безопасности жизни методом проблемной ситуации;

подобрать диагностический инструментарий, позволяющий изучить уровень  знаний детей старшего дошкольного  возраста о безопасности жизни;

организовать и провести опытно-экспериментальную работу по формированию знаний о правилах безопасности жизни у детей старшего дошкольного возраста методом проблемных ситуаций;

проанализировать результаты опытно-экспериментальной  работы и в ее ходе выявить динамику формирования знаний о безопасности жизни.

 

Исходя из целей и задач исследования, отобраны методы исследования:

Теоретический анализ психолого-педагогической литературы.

Педагогический эксперимент.

Интервьюирование.

Математические методы обработки  результатов.

 

Опытно-экспериментальная работа проводилась в старшей группе детского сада МДОУ №29 г. Тулы.

 

 

Глава I. Теоретические  основы формирования знаний у детей  дошкольного возраста в условиях ДОУ

 

 

.1 Характеристика  знаний о безопасности жизнедеятельности  у детей старшего дошкольного  возраста

 

 

Проблема безопасности жизнедеятельности  человека признается во всем мире. ООН  называет эту проблему одной из приоритетных в научных исследованиях, а тема «Риск, наука, обучение на школьном уровне»  Советом Европы предложена в качестве головной для разработки в странах Европы. В Российской Федерации от социальных, техногенных, природных и иных катастроф ежегодно погибают более 300 тысяч человек, 100 тысяч человек становятся инвалидами, еще больше людей теряют здоровье, подвергаются насилию. Защита человека от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения, достижение комфортных условий жизнедеятельности - первостепенные задачи нашей страны. Сегодня, несмотря на серьезные шаги, предпринимаемые государством в области законодательного регулирования вопросов обеспечения нормальных условий охраны труда, обновления нормативной базы, на практике еще в недостаточной мере устанавливаются первопричины тяжелых несчастных. случаев с детьми, а также низкого уровня охраны их здоровья и жизни. Становится очевидным, что ключевая роль в обеспечении национальной безопасности любого государства и жизнедеятельности отдельной личности и общества принадлежит образованию. Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДОУ, родителей и детей. Безопасному образу жизни в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия. Понятие безопасности жизнедеятельности в ДОУ ранее включало в себя следующие аспекты: охрана жизни и здоровья детей, обеспечение безопасных условий труда сотрудников ДОУ. Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в нее вошли и такие понятия, как экологическая катастрофа и терроризм.

 

Вопросы безопасности жизнедеятельности  разрабатывались в исследованиях многих отечественных ученых (В.А. Алексеенко, В.С. Белов, А.С. Вернадский, А.В. Гостюшин, В.А. Левицкий, М.В. Ломоносов, О.Н. Русак, И.М. Сеченов, Э.Я. Соколов, И.К. Топоров и др.). Огромный вклад в решение научной проблемы выживания, самосохранения и безопасности человека внесли исследования зарубежных ученых А. Адлера, П. Маслоу, Б. Паскаля, 3. Фрейда, и др. Большую организационно-педагогическую и научно-методическую работу проводит Международная академия наук экологии и безопасности жизнедеятельности (МАНЭБ).

 

В работах отечественных психологов В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и  др. освещено реальное многообразие идей и подходов к проблемам о безопасности детей. Вопросы привития навыков основ безопасности детям старшего дошкольного возраста отражены в научных трудах Н.Н. Авдеевой, Л.П. Анастасовой, К.Ю. Белой, Г.К. Зайцева, В.Н. Зимониной, О.Л. Князевой, Л.А. Кондрыкинской, И.Ю. Матасовой, Р.Б. Стеркиной, Л.Г. Татарниковой, Л.Ф. Тихомировой, Т.Г. Хромцовой и др.

 

Самые первые шаги в обучении детей  вопросам безопасности осуществляются в дошкольных образовательных учреждениях. В 1995 г. была разработана программа "Основы безопасности детей дошкольного  возраста", в соответствии с которой  детям старших групп в игровой форме доводятся знания по вопросам правил дорожного движения, безопасного поведения в быту и другие элементарные понятия безопасного поведения. В дошкольном возрасте знания детьми усваиваются определенным образом по иссл. Н.Н. Поддъякова. Фрагментарное включение вопросов безопасности в имевшиеся предметы дошкольного обучения не имело бы системного характера и не позволило бы в необходимой мере использовать потенциал учебного процесса. Курс ОБЖ предназначен для воспитания "личности безопасного типа" - личности, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы и при этом разумно сочетать личные интересы с интересами общества.

 

По определению Всемирной организации  здравоохранения - здоровье - это состояние  полного физического, духовного  и социального благополучия. Здоровье человека во многом зависит от состояния  окружающей среды. В борьбе за здоровье, надо менять не только экологическую обстановку, но и самое главное, необходимо перестроить поведение людей, их привычки и установки, то есть изменить сознание людей. Поэтому здоровью надо учить с детских лет, воспитывать привычку здорового образа жизни, стремлению оздоровлять окружающую среду. По данным, опубликованным в Государственном докладе о состоянии здоровья населения РФ, 60% детей в возрасте от 3 до 7 лет практически здоровы, но имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья: в частности, 30-40% детей младшего и 20% старшего дошкольного возраста - невротические проявления, 30-40% - отклонения со стороны опорно-двигательного аппарата, 20-25% - со стороны носоглотки, 10-25% со стороны сердечно-сосудистой системы, у половины из них в 6-7 лет наблюдается стойкое нарушение артериального давления.

 

Что главное в воспитании детей? Ребенок должен расти здоровым. Здорового  ребенка легче воспитывать. У  него быстрее устанавливаются все  необходимые умения и навыки. Он лучше приспосабливается к смене  условий и воспринимает все предъявляемые ему требования. Здоровье - важнейшая предпосылка правильного формирования характера, развития инициативы, сильной воли, дарований, природных способностей. Очень важно не упустить те возможности, которые дает раннее детство в формировании у ребенка оберегающего и ответственного отношения к самому себе и окружающему.

 

Развивающий потенциал деятельности в дошкольном возрасте связан с её специфическими особенностями:

Информация о работе Формирование знаний у детей старшего дошкольного возраста о правилах безопасности жизни методом проблемных ситуаций