Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 16:08, курсовая работа
Цель исследования: изучение характерных особенностей психического развития дошкольников.
Задачи исследования:
1. Изучить отечественную и зарубежную литературу по теме исследования;
2. Изучить психолого-физиологические и личностные особенности детей в дошкольном возрасте;
Введение………………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретические аспекты изучения особенностей развития детей дошкольного возраста ………………………………………………………….5
1.1. Особенности общего развития в дошкольном возрасте ………………..5
1.2. Особенности психологического развития детей дошкольного возраста…8
1.3. Особенности развития личности дошкольников.…………………..……18
Глава II. Эмпирическое исследование некоторых особенностей развития дошкольников…………………………………………………………………. 25
2.1.Организация и методы эмпирического исследования…………………..25
2.2 Статистическая обработка результатов исследования …………………28
2.3 Анализ результатов исследования………………………………………. 29
Заключение……………………………………………………….……………..31
Список использованной литературы…………………………………..……..34
Тамбовское областное государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования
«Педагогический колледж г. Тамбова»
Лазарева Марина Петровна
студентка группы ПДО-51з
Особенности детей дошкольного возраста
Курсовая работа по психологии
Код специальности: 050710 |
Научный руководитель: |
«Педагогика дополнительного
образования» |
Ефимова Татьяна Николаевна |
Тамбов
2013
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава I. Теоретические аспекты изучения особенностей развития детей дошкольного возраста ………………………………………………………….5
1.1. Особенности общего развития в дошкольном возрасте ………………..5
1.2. Особенности психологического развития детей дошкольного возраста…8
1.3. Особенности развития личности дошкольников.…………………..……18
Глава II. Эмпирическое исследование
некоторых особенностей развития дошкольников………………………………………………
2.1.Организация и методы эмпирического исследования…………………..25
2.2 Статистическая обработка результатов исследования …………………28
2.3 Анализ результатов исследования………………………………………. 29
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………..……..
Приложение……………………………………………………
Введение
Период от рождения до поступления в школу является, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни, качеств и свойств, делающих его человеком. Особенностью этого периода, отличающей его от других, последующих этапов развития, является то, что он обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков и усвоения различных видов деятельности. Формируются не только качества и свойства психики детей, которые определяют собой общий характер поведения ребенка, его отношение ко всему окружающему, но и те, которые представляют собой «заделы» на будущее и выражаются в психологических новообразованиях, достигаемых к концу данного возрастного периода. Основное значение имеют поддержка и всемирное развитие качеств, специфических для возраста, так как создаваемые им уникальные условия больше не повторятся и то, что будет «недобрано» здесь, наверстать в дальнейшем окажется трудно или вовсе невозможно. Ведущую роль в психическом развитии детской личности играет обучение в широком смысле слова, которые заключаются в условии общественного опыта, накопительного предшествующими поколениями, в овладении материальной и духовной культурой, созданной человечеством.
В настоящее время остается
открытым вопрос о конкретном содержательном
методическом наполнении занятий по
различным разделам программы ДОУ,
которая была бы ориентирована на
то, чтобы передача ребенку конкретных
навыков не превращалась в самоцель
с преобладанием прямого
Дошкольное детство – важный период в онтогенезе. В это время происходит развитие психических процессов – мышления, воображения, восприятия речи, памяти и т.д. Происходит формирование детской личности. Ребенок дошкольного возраста необычайно чуток к внешним явлениям, ведь они формируют его будущий характер. Поэтому родители, желающие правильно воспитать ребенка, могут иметь познания в сфере детской психологии и уметь корректировать развитие своего малыша.
Эта проблема обусловила тему нашей работы: «Особенности детей дошкольного возраста».
Объект исследования: психология детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности психического развития дошкольников.
Цель исследования: изучение характерных особенностей психического развития дошкольников.
Задачи исследования:
Методологической основой исследования является психосоциальный подход и культурно-исторический подход. Мы будем опираться на позиции известных российских ученых, психологов Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, а также на исследования З. Фрейда, С.Л. Рубинштейна.
Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической, литературы по проблеме исследования, обобщение, систематизация, тестирование.
Практическая значимость работы выражается в получении ее для воспитателей, педагогов, педагогов-психологов, работающих в ДОУ.
Глава I. Теоретические аспекты изучения особенностей развития детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст - период развития ребенка от 3 до 7 лет.
В эти годы происходит дальнейшее физического развитие и совершенствование интеллектуальных возможностей ребенка. движения его становятся свободными, он хорошо разговаривает, мир его ощущений, переживаний и представлений богаче и разнообразнее.
Увеличение роста детей в этот период происходит неравномерно - вначале он замедляется до 4-6 см в год, а затем на 6-7-м году жизни ускоряется до 7-10 см в год (период так называемого первого физиологического вытяжения).
Прибавка в весе также происходит неравномерно. За 4-й год ребенок прибавляет около 1,5 кг, за 5-й - около 2 кг, за 6-й - 2,5 кг, т.е. в среднем 2 кг в год. К 6-7 годам ребенок должен удвоить свой вес, который имел в годовалом возрасте.
Кожные покровы в этом возрасте все утолщаются, становятся эластичные, количество кровеносных сосудов в них уменьшаются, кожа становится более стойкой к механическому воздействию.
К 5-6 годам позвоночник ребенка соответствует форме его у взрослого человека. Однако окостенение скелета еще не закончено.
Дети в этот период очень подвижны, у них бурно развивается мышечная система, что обуславливает значительную нагрузку на скелет ребенка.
С 5-7 лет у детей начинают выпадать молочные и прорезываться постоянные зубы. (Приложение 1).
В конце дошкольного возраста заканчивается формирование органов дыхания. Дыхание становится все более глубоким и редким. (Приложение 2).
Сердечно-сосудистая система также претерпевает значительные развития, становится все более работоспособной и выносливой. (Приложение 2).
Нервно-психическое развитие
достигает значительного
Психическое развитие детей зависит от многих обстоятельств. Выяснение этих обстоятельств - важнейшая задача психологии. В этом возрасте интересы ребенка перемещаются от мира предметов к миру взрослых людей. Психологически ребенок впервые выходит за рамки семьи, за пределы окружения близких людей и начинает воспринимать взрослого как носителя общественных функций (водитель, продавец, милиционер, воспитатель, мама и т.д.).
Социальная ситуация развития дошкольника: «ребенок – взрослый».
В конце раннего детства ребенок стремится вести себя самостоятельно, действовать «как взрослый». В сложном современной мире ему не удается успешно выполнять взятую на себя роль. Противоречие это разрешается в игре. Игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. Для дошкольного детства характерно сюжетно-ролевая игра и ребенок, участвуя в ней, берет на себя роль (чаще взрослого) и моделирует действия, предусмотренные ролью, проигрывая воображаемую ситуацию.
Дошкольный возраст – очередная ступень в онтогенезе – является «прямым продолжением раннего возраста в плане общей активности». [24]. Все больше предметов познается ребенком, и он открывает для себя, что создаваемое человеческой культурой имеет двойственную природу: назначение любой вещи постоянно, а постоянство этого назначения относительно.
Характерной особенностью этого периода является развитие механизмов идентификации, о которых подробнее будет сказано ниже. Одновременно ребенок открывает для себя силы обособления, которым овладевает в более позднем возрасте.
Важным достижением ребенка дошкольного возраста является освоение науки общения. Он учится вербальным и невербальным способам общения со взрослыми и сверстниками, узнает как строить позитивные отношения посредством общения.
Дошкольник активно овладевает собственным телом (координацией движений и действий, формированием ценностного отношения к собственному телу). К этому периоду относятся различные эксперименты со своим телом, имеющие в основе интерес к телесной конструкции, в том числе к половым различиям. Развивается половая идентификация. Телесная активность, координированность движений и действий посвящается освоению специфических движений и действий, связанных с половой принадлежностью.
В этот период бурно развиваются
речь, мышление, воображение, память, способность
к замещению символическим
- воображение;
- наглядно-образное мышление;
- начало понятийного мышления;
- картина мира, «абрис»;
- новые мотивы поведения;
- соподчинение, иерархия мотивов;
- произвольность поведения;
- первые этические инстанции;
- самосознание;
- самооценка;
- практическое овладение речью, развитие функций речи.
Ребенок дошкольного возраста необычайно активен. Его стремления и успехи в овладении окружающим миром дают ему чувство переполненности и радости жизни. Кроме этого, ему необходимо воспроизводить известное снова и снова, чтобы не забыть освоенных действий.
Очень важен момент, когда ребенок начинает сознавать, что в семье должны быть отец и мать. Если семья неполная, возникают вопросы. Известны трудности, которые испытывают неполные семьи в воспитании детей. «Ребенок старше шести лет начинает нуждаться в отцовской любви, авторитете и руководстве отца. Функция матери – обеспечить ребенку безопасность в жизни. Функция отца – учить его, руководить им, чтоб он смог справляться с проблемами, которое ставит перед ребенком то общество, в котором он родился. В идеальном случае материнская любовь не пытается помешать ребенку взрослеть, не пытается назначить награду за беспомощность. Мать должна иметь веру в жизни, не должна быть тревожной, чтоб не заражать ребенка своей тревогой. Частью ее жизни должно быть желание, чтобы ребенок стал независимым. Отцовская любовь должна быть … терпеливой и снисходительной, а не угрожающей и авторитетной. Она должна давать растущему ребенку все возрастающее чувство собственной силы и, наконец, позволить ему стать самому для себя авторитетом и освободиться от авторитета отца» [58].
О развитии психики ребенка и ее особенностях подробно будет рассказано в следующих параграфах.
В этом параграфе мы рассмотрим развитие важнейших психических процессов – речи, мышления, памяти, воображения и т.д. Эти аспекты наиболее важны потому, что имеют большое для последующей, ведущей деятельности – учебной, когда ребенок большую часть времени находится вне поля зрения родителей. Но при этом нельзя не сказать о развитии сенсорном, а точнее, о его совершенствовании в дошкольном возрасте. Сенсорное развитие дошкольника включает усвоение представлений о разных свойствах предметов и явлений и овладение новыми действиями восприятия, позволяющими более полно и подробно воспринимать окружающее.
В дошкольном возрасте происходит усвоение сенсорных эталонов. Это выработанные человечеством представления об основных разновидностях свойств и отношений, возникшие в ходе исторического развития. При восприятии формы эталонами служат представления о геометрических фигурах: круг, треугольник, квадрат и т.д., при восприятии цвета – представление о семи цветах спектра (радуга), белом и черном. Так, снеговика можно представить как последовательность расположенных друг под другом окружностей, комнату как параллелепипед. Оттенок цвета – сочетание цветов, спектра (желто-зеленый) или промежуточный цвет (между белым и черным – серый). Ребенок в процессе игр (складывания мозаики, рисование красками, сборка конструктора, содержащего квадратики, кружки, треугольники и т.д.) уже пользуется сенсорными эталонами. Взрослый и воспитатель детского сада должны называть ребенку основные формы и цвета.
Дошкольный возраст – период для освоения разницы между величиной предметов (большой – маленький). К концу дошкольного возраста дети определяют как большие или маленькие знакомые им предметы, не сравнивая их друг с другом («дом большой», «карандаш маленький»). Кроме общих эталонов величины дети приобретают представления о длине, ширине, высоте.
Все эти представления у детей появляются из окружающей среды и не всегда выражаются ими словесно.
Что касается действий восприятия, в дошкольный возраст ребенок вступает, владея ими только с практической стороны. Один и тот же предмет в исследованиях давали детям 3-х, 5-6-ти и 7-ми лет. Трехлетние дети, не пытаясь рассмотреть, изучить предмет, начинают манипулировать им. Дети 5-6-ти лет рассматривают предмет, выделяя наиболее характерные его особенности. Дети в возрасте 7 лет могут систематически, последовательно изучать предмет.