Особенности детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 16:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение характерных особенностей психического развития дошкольников.
Задачи исследования:
1. Изучить отечественную и зарубежную литературу по теме исследования;
2. Изучить психолого-физиологические и личностные особенности детей в дошкольном возрасте;

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретические аспекты изучения особенностей развития детей дошкольного возраста ………………………………………………………….5
1.1. Особенности общего развития в дошкольном возрасте ………………..5
1.2. Особенности психологического развития детей дошкольного возраста…8
1.3. Особенности развития личности дошкольников.…………………..……18
Глава II. Эмпирическое исследование некоторых особенностей развития дошкольников…………………………………………………………………. 25
2.1.Организация и методы эмпирического исследования…………………..25
2.2 Статистическая обработка результатов исследования …………………28
2.3 Анализ результатов исследования………………………………………. 29
Заключение……………………………………………………….……………..31
Список использованной литературы…………………………………..……..34

Вложенные файлы: 1 файл

лазарева.docx

— 202.72 Кб (Скачать файл)

Тамбовское областное  государственное автономное образовательное  учреждение среднего профессионального  образования


«Педагогический колледж г. Тамбова»

 

 

 

 

 

 

 

 

Лазарева Марина Петровна

студентка группы ПДО-51з

 

Особенности детей дошкольного возраста

 

 Курсовая работа по психологии

 

 

 

 

Код специальности: 050710

Научный руководитель:

«Педагогика дополнительного  образования»                     

Ефимова Татьяна Николаевна


 

 

 

 

 

Тамбов 

2013

 

Оглавление

 

Введение………………………………………………………………………….3

Глава I. Теоретические аспекты изучения особенностей развития детей дошкольного возраста ………………………………………………………….5

1.1. Особенности общего развития в дошкольном возрасте ………………..5

1.2. Особенности психологического развития детей дошкольного возраста…8

1.3. Особенности развития личности дошкольников.…………………..……18

Глава II. Эмпирическое исследование некоторых особенностей развития дошкольников…………………………………………………………………. 25

2.1.Организация и методы эмпирического исследования…………………..25

2.2 Статистическая обработка  результатов исследования …………………28

2.3 Анализ результатов  исследования………………………………………. 29

Заключение……………………………………………………….……………..31

Список использованной литературы…………………………………..……..34

Приложение……………………………………………………………………..39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Период от рождения до поступления  в школу является, по признанию  специалистов всего мира, возрастом  наиболее стремительного физического  и психического развития ребенка, первоначального  формирования физических и психических  качеств, необходимых человеку в  течение всей последующей жизни, качеств и свойств, делающих его  человеком. Особенностью этого периода, отличающей его от других, последующих  этапов развития, является то, что он обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом приобретения в дальнейшем любых специальных  знаний и навыков и усвоения различных  видов деятельности. Формируются  не только качества и свойства психики  детей, которые определяют собой  общий характер поведения ребенка, его отношение ко всему окружающему, но и те, которые представляют собой «заделы» на будущее и выражаются в психологических новообразованиях, достигаемых к концу данного возрастного периода. Основное значение имеют поддержка и всемирное развитие качеств, специфических для возраста, так как создаваемые им уникальные условия больше не повторятся и то, что будет «недобрано» здесь, наверстать в дальнейшем окажется трудно или вовсе невозможно. Ведущую роль в психическом развитии детской личности играет обучение в широком смысле слова, которые заключаются в условии общественного опыта, накопительного предшествующими поколениями, в овладении материальной и духовной культурой, созданной человечеством.

В настоящее время остается открытым вопрос о конкретном содержательном методическом наполнении занятий по различным разделам программы ДОУ, которая была бы ориентирована на то, чтобы передача ребенку конкретных навыков не превращалась в самоцель с преобладанием прямого обучения, а была бы «ориентирована на усвоение детьми представлений, средств и способов деятельности, необходимых для формирования базиса личностной культуры».

Дошкольное детство –  важный период в онтогенезе. В это  время происходит развитие психических  процессов – мышления, воображения, восприятия речи, памяти и т.д. Происходит формирование детской личности. Ребенок  дошкольного возраста необычайно чуток  к внешним явлениям, ведь они формируют  его будущий характер. Поэтому  родители, желающие правильно воспитать  ребенка, могут иметь познания в  сфере детской психологии и уметь  корректировать развитие своего малыша.

Эта проблема обусловила тему нашей работы: «Особенности детей дошкольного возраста».

Объект исследования: психология детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: особенности психического развития дошкольников.

Цель исследования: изучение характерных особенностей психического развития дошкольников.

Задачи исследования:

  1. Изучить отечественную и зарубежную литературу по теме исследования;
  2. Изучить психолого-физиологические и личностные особенности детей в дошкольном возрасте;
  3. Экспериментально доказать наличие особенностей развития у дошкольников.

Методологической основой  исследования является психосоциальный  подход и культурно-исторический подход. Мы будем опираться на позиции известных российских ученых, психологов Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, а также на исследования З. Фрейда, С.Л. Рубинштейна.

Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической, литературы по проблеме исследования, обобщение, систематизация, тестирование.

Практическая значимость работы выражается в получении ее для воспитателей, педагогов, педагогов-психологов, работающих в ДОУ.

 

Глава I. Теоретические аспекты изучения особенностей развития детей дошкольного возраста

 

    1.   Особенности общего развития в дошкольном возрасте

 

Дошкольный возраст - период развития ребенка от 3 до 7 лет.

В эти годы происходит дальнейшее физического развитие и совершенствование  интеллектуальных возможностей ребенка. движения его становятся свободными, он хорошо разговаривает, мир его ощущений, переживаний и представлений богаче и разнообразнее.

Увеличение роста детей  в этот период происходит неравномерно - вначале он замедляется до 4-6 см в год, а затем на 6-7-м году жизни ускоряется до 7-10 см в год (период так называемого первого физиологического вытяжения).

Прибавка в весе также  происходит неравномерно. За 4-й год  ребенок прибавляет около 1,5 кг, за 5-й - около 2 кг, за 6-й - 2,5 кг, т.е. в среднем 2 кг в год. К 6-7 годам ребенок должен удвоить свой вес, который имел в годовалом возрасте.

Кожные покровы в этом возрасте все утолщаются, становятся эластичные, количество кровеносных  сосудов в них уменьшаются, кожа становится более стойкой к механическому  воздействию.

К 5-6 годам позвоночник  ребенка соответствует форме  его у взрослого человека. Однако окостенение скелета еще не закончено.

Дети в этот период очень  подвижны, у них бурно развивается  мышечная система, что обуславливает  значительную нагрузку на скелет ребенка.

С 5-7 лет у детей начинают выпадать молочные и прорезываться  постоянные зубы. (Приложение 1).

В конце дошкольного возраста заканчивается формирование органов  дыхания. Дыхание становится все  более глубоким и редким. (Приложение 2).

Сердечно-сосудистая система также претерпевает значительные развития, становится все более работоспособной и выносливой. (Приложение 2).

Нервно-психическое развитие достигает значительного уровня. Интеллектуальное поведение ребенка  значительно совершенствуется. Словарный  запас постепенно увеличивается. Уже  достаточно определенно выражает различные  эмоции - радость, огорчение, жалость, страх, смущение. В этом возрасте определяется и развиваются моральные понятия, представления об обязанностях.

Психическое развитие детей  зависит от многих обстоятельств. Выяснение  этих обстоятельств - важнейшая задача психологии. В этом возрасте интересы ребенка перемещаются от мира предметов к миру взрослых людей. Психологически ребенок впервые выходит за рамки семьи, за пределы окружения близких людей и начинает воспринимать взрослого как носителя общественных функций (водитель, продавец, милиционер, воспитатель, мама и т.д.).

Социальная ситуация развития дошкольника: «ребенок – взрослый».

В конце раннего детства  ребенок стремится вести себя самостоятельно, действовать «как взрослый». В сложном современной мире ему  не удается успешно выполнять  взятую на себя роль. Противоречие это  разрешается в игре. Игра является ведущей деятельностью ребенка  дошкольного возраста. Для дошкольного  детства характерно сюжетно-ролевая  игра и ребенок, участвуя в ней, берет  на себя роль (чаще взрослого) и моделирует действия, предусмотренные ролью, проигрывая воображаемую ситуацию.

Дошкольный возраст –  очередная ступень в онтогенезе – является «прямым продолжением раннего возраста в плане общей  активности». [24]. Все больше предметов познается ребенком, и он открывает для себя, что создаваемое человеческой культурой имеет двойственную природу: назначение любой вещи постоянно, а постоянство этого назначения относительно.

Характерной особенностью этого  периода является развитие механизмов идентификации, о которых подробнее  будет сказано ниже. Одновременно ребенок открывает для себя силы обособления, которым овладевает в  более позднем возрасте.

Важным достижением ребенка  дошкольного возраста является освоение науки общения. Он учится вербальным и невербальным способам общения  со взрослыми и сверстниками, узнает как строить позитивные отношения посредством общения.

Дошкольник активно овладевает собственным телом (координацией движений и действий, формированием ценностного  отношения к собственному телу). К этому периоду относятся  различные эксперименты со своим  телом, имеющие в основе интерес  к телесной конструкции, в том  числе к половым различиям. Развивается  половая идентификация. Телесная активность, координированность движений и действий посвящается освоению специфических движений и действий, связанных с половой принадлежностью.

В этот период бурно развиваются  речь, мышление, воображение, память, способность  к замещению символическим действиям  и использованию знаков. Этому  периоду обязаны своим возникновением следующие психологические новообразования:

- воображение;

- наглядно-образное мышление;

- начало понятийного мышления;

- картина мира, «абрис»;

- новые мотивы поведения;

- соподчинение, иерархия мотивов;

- произвольность поведения;

- первые этические инстанции;

- самосознание;

- самооценка;

- практическое овладение речью, развитие функций речи.

Ребенок дошкольного возраста необычайно активен. Его стремления и успехи в овладении окружающим миром дают ему чувство переполненности  и радости жизни. Кроме этого, ему необходимо воспроизводить известное снова и снова, чтобы не забыть освоенных действий.

Очень важен момент, когда  ребенок начинает сознавать, что  в семье должны быть отец и мать. Если семья неполная, возникают вопросы. Известны трудности, которые испытывают неполные семьи в воспитании детей. «Ребенок старше шести лет начинает нуждаться в отцовской любви, авторитете и руководстве отца. Функция  матери – обеспечить ребенку безопасность в жизни. Функция отца – учить  его, руководить им, чтоб он смог справляться  с проблемами, которое ставит перед  ребенком то общество, в котором  он родился. В идеальном случае материнская  любовь не пытается помешать ребенку  взрослеть, не пытается назначить награду  за беспомощность. Мать должна иметь  веру в жизни, не должна быть тревожной, чтоб не заражать ребенка своей тревогой. Частью ее жизни должно быть желание, чтобы ребенок стал независимым. Отцовская любовь должна быть …  терпеливой и снисходительной, а  не угрожающей и авторитетной. Она  должна давать растущему ребенку  все возрастающее чувство собственной  силы и, наконец, позволить ему стать  самому для себя авторитетом и  освободиться от авторитета отца» [58].

О развитии психики ребенка  и ее особенностях подробно будет  рассказано в следующих параграфах.

 

    1.  Особенности психологического развития детей дошкольного возраста

 

В этом параграфе мы рассмотрим развитие важнейших психических  процессов – речи, мышления, памяти, воображения и т.д. Эти аспекты  наиболее важны потому, что имеют большое для последующей, ведущей деятельности – учебной, когда ребенок большую часть времени находится вне поля зрения родителей. Но при этом нельзя не сказать о развитии сенсорном, а точнее, о его совершенствовании в дошкольном возрасте. Сенсорное развитие дошкольника включает усвоение представлений о разных свойствах предметов и явлений и овладение новыми действиями восприятия, позволяющими более полно и подробно воспринимать окружающее.

В дошкольном возрасте происходит усвоение сенсорных эталонов. Это  выработанные человечеством представления  об основных разновидностях свойств  и отношений, возникшие в ходе исторического развития. При восприятии формы эталонами служат представления  о геометрических фигурах: круг, треугольник, квадрат и т.д., при восприятии цвета – представление о семи цветах спектра (радуга), белом и  черном. Так, снеговика можно представить  как последовательность расположенных  друг под другом окружностей, комнату  как параллелепипед. Оттенок цвета  – сочетание цветов, спектра (желто-зеленый) или промежуточный цвет (между  белым и черным – серый). Ребенок  в процессе игр (складывания мозаики, рисование красками, сборка конструктора, содержащего квадратики, кружки, треугольники и т.д.) уже пользуется сенсорными эталонами. Взрослый и воспитатель  детского сада должны называть ребенку  основные формы и цвета.

Дошкольный возраст –  период для освоения разницы между  величиной предметов (большой –  маленький). К концу дошкольного  возраста дети определяют как большие  или маленькие знакомые им предметы, не сравнивая их друг с другом («дом большой», «карандаш маленький»). Кроме общих эталонов величины дети приобретают представления о длине, ширине, высоте.

Все эти представления  у детей появляются из окружающей среды и не всегда выражаются ими  словесно.

Что касается действий восприятия, в дошкольный возраст ребенок  вступает, владея ими только с практической стороны. Один и тот же предмет  в исследованиях давали детям 3-х, 5-6-ти и 7-ми лет. Трехлетние дети, не пытаясь  рассмотреть, изучить предмет, начинают манипулировать им. Дети 5-6-ти лет рассматривают  предмет, выделяя наиболее характерные  его особенности. Дети в возрасте 7 лет могут систематически, последовательно изучать предмет.

Информация о работе Особенности детей дошкольного возраста