Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 16:03, реферат
Во все времена боевой состав, структура, численность ВС, их техническое оснащение, боевая подготовка и др. определялись объективными условиями существования государства, его местом и ролью в мировом сообществе, в системе международных отношений.
Введение
Во все времена боевой
состав, структура, численность ВС,
их техническое оснащение, боевая подготовка
и др. определялись объективными условиями
существования государства, его
местом и ролью в мировом сообществе,
в системе международных
Россия находится на новом этапе своего исторического развития. Реформируются основы государственного устройства и управления, осуществляется процесс переоценки национальных ценностей и согласования интересов личности, общества и государства, дальнейшего развития социально-экономических, политических, правовых, этнических связей и отношений. Изменились подходы к обеспечению национальной безопасности, что в свою очередь позволило по-новому рассматривать место и роль России в мире. В рамках данной парадигмы отношения с США и другими промышленно развитыми странами рассматриваются как элементы системы партнерства и инструмент решения проблем безопасности Российской Федерации.
Современный этап мирового
развития характеризуется острейшими
социально-экономическими конфликтами
и политическими
Существуют константы безопасности для России. Россия своими тремя фасадами выходит на окружающее геополитическое пространство: западным, обращенным к евроамериканскому миру, южным, обращенным к весьма разнородному исламскому миру, и восточным – к Азии и к Азиатско-Тихоокеанскому региону. Поэтому естественный интерес для России с точки зрения национальной безопасности представляют Европейский, Ближневосточный, Средневосточный, Центрально-Азиатский, Азиатско-Тихоокеанский регионы.
Вопреки многим оценкам, господствовавшим в первой половине 90-х годов, значение военной силы в постбиполярном мире не уменьшилось. Более того, в начале XXI века обозначились процессы повышения роли военной силы для обеспечения политических и экономических интересов государств мира, тогда как целый ряд политических институтов в сфере международной безопасности вступил в полосу жесткого кризиса. Это ставит на повестку дня задачу переосмысления всего комплекса вопросов, связанных как с основными аспектами международной безопасности, так и с принципами обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
Сильные российские Вооруженные
Силы имеют геополитическое
Современная российская военная
политика является составной частью
политики в области национальной
безопасности и строится на основе
положений Концепции
Показателем зрелости Вооруженных Сил РФ и преодоления ими наиболее сложного периода в развитии является то, что их развитие и военное планирование отныне ведется, исходя из геополитических потребностей РФ и принципа оборонной достаточности, а не от фактически наличествующего потенциала.
Задачи Вооруженных Сил РФ
Изменившаяся
1. Сдерживание военных
и военно-политических угроз
2. Обеспечение экономических
и политических интересов
3. Осуществление силовых операций мирного времени.
4. Применение военной силы.
Особенности развития военно-политической обстановки в мире обуславливают возможность перерастания выполнения одной задачи в другую, поскольку наиболее проблемные с точки зрения безопасности РФ военно-политические ситуации носят комплексный и многоплановый характер.
Сдерживание военных и военно-политических угроз безопасности или интересам Российской Федерации обеспечивается:
Своевременным выявлением угрожающего развития военно-политической обстановки, подготовки вооруженного нападения на Российскую Федерацию и (или) ее союзников;
поддержанием состава, состояния,
боевой и мобилизационной готовности
и подготовки стратегических ядерных
сил, сил и средств, обеспечивающих
их функционирование и применение,
а также систем управления на уровне,
гарантирующем нанесение
поддержанием боевого потенциала, боевой и мобилизационной готовности и подготовки группировок войск (сил) общего назначения мирного времени на уровне, обеспечивающем отражение агрессии локального масштаба;
поддержанием готовности
к стратегическому
организация территориальной обороны.
Обеспечение экономических и политических интересов Российской Федерации включает в себя следующие компоненты:
Обеспечение безопасности граждан России в зонах вооруженных конфликтов и политической или иной нестабильности;
создание условий для безопасности экономической деятельности Российской Федерации или представляющих ее экономических структур;
защита национальных интересов Российской Федерации в территориальных водах, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также в Мировом океане;
проведение по решению Президента РФ операций с использованием сил и средств Вооруженных Сил Российской Федерации заданного масштаба в регионах жизненно-важных экономических и политических интересов РФ;
организация и ведение
информационного
Осуществление силовых операций мирного времени
Выполнение Российской Федерацией
союзнических обязательств, в соответствии
с международными договорами или
иными межгосударственными
борьба с международным терроризмом, борьба с политическим экстремизмом и сепаратизмом, предотвращение и пресечение диверсий и террористических актов;
частичное или полное стратегическое развертывание, поддержание готовности к применению и применение потенциала ядерного сдерживания;
осуществление миротворческих операций по мандату ООН или СНГ по сценариям поддержания мира или принуждения к миру в составе коалиций, созданных в рамках международных организаций, в которых Россия состоит, или на временной основе;
обеспечение режима военного (чрезвычайного) положения в одном или нескольких субъектах Российской Федерации в соответствии с решениями высших органов государственной власти;
защита Государственной границы Российской Федерации в воздушном пространстве и подводной среде;
силовое обеспечение режима международных санкций, введенных на основании решения СБ ООН;
предупреждение экологических катастроф и других чрезвычайных ситуаций, ликвидация их последствий.
При определении места и роли России в мировом сообществе и в мировой политике важно учитывать основные тенденции, действующие в современном мире:
1. Укрепление экономических
и политических позиций
2. Усиление стремления
к созданию системы
3. Возрастание конкурентной
борьбы в мире за
Все эти процессы
не могут обойти стороной
В политическом плане
Россия выступает державой с
многовекторными глобальными
Принципиальным показателем
положения России в мировом
сообществе остается состояние
и уровень ее отношений с
США как наиболее
В своем стремлении
к многополярному миру Россия
не одинока и находит все
больше поддержки среди
Параллельно с развитием
новых отношений со странами
Запада, Россия активизировала свои
отношения со странами Востока.
Россия как евразийская
держава объективно претендует
на важнейшее место
Статус России в
мировом сообществе
Политическая значимость
России подкреплена ее
Россия обладает огромным природным потенциалом (около 15 -17% мировых запасов полезных ископаемых, 25% мировых запасов леса, питьевой воды), что автоматически отводит ей значимое место в развитии мировой экономики. Она является одним из мировых лидеров в добыче и экспорте полезных ископаемых, особенно в энергетическом секторе. Это позволяет России традиционно влиять на экономику и безопасность Европы, а в последнее время значительно активизировать свою энергетическую роль и в «восточном» векторе политики.