Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 21:01, реферат
Слова опасность, катастрофа, кризис преследуют нас ежедневно. Со страниц газет, экранов телевизоров мы получаем информацию о все новых и новых ужасных случаях, событиях, чрезвычайных ситуациях. Невольно каждый из нас прокручивает картинку: а если это случится со мной? Мы чувствуем себя беспомощными и беззащитными и нам кажется, что опасность подстерегает нас везде: дома, в магазине, в театре, в собственном подъезде и в общественном транспорте.
Ведение …………………………………………………………………………………… …...2
1. Понятие о чрезвычайных ситуациях ……………………………………………………….5
2. Классификация чрезвычайных ситуаций…………………………………………………..6
2.1 Классификация чрезвычайных ситуаций по масштабу распространения………….6
2.2 Классификация чрезвычайных ситуаций по темпу развития……………………….7
2.3. Классификация чрезвычайных ситуаций по происхождению……………….. …...7
3. Защита населения в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени…………..9
3.1. Гражданская оборона, ее место в системе общегосударственных мероприятий гражданской защиты……………………………………………………………………………9
3.2. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС……………….10
3.3 .Органы управления чрезвычайными ситуациями………………………………………10
3.4. Организация защиты населения в чрезвычайных ситуациях ………………………….12
3.4.1.Защита населения в укрытиях …………………………………………………………..12
3.4.2.Эвакуация населения …………………………………………………………………….15
3.4.3. Средства индивидуальной защиты……………………………………………………..16
4.Действия населения по сигналам оповещения службы гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций……………………………………………………………………….16
5. Готовность к чрезвычайной ситуации……………………………………………………..17
6. Чрезвычайные ситуации России ………...…………………………………………………18
6.1.Статистика чрезвычайных ситуаций в Российской Федерации за 2005 г……………...18
6.2. Прогноз чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Российской Федерации на 2006 год…………………………………………….18
Заключение……………………………………………………………………………………..21
Список литературы…………………………………………………………………………….23
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ
ИНСТИТУТ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ
Кафедра Управления технологической безопасностью
Реферат
По дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»
Вариант 4
тема «Защита населения в чрезвычайных ситуациях»
Выполнила студентка
Заочной формы обучения
Специальности «Менеджмент организации»
Специализации «Управление проектом»
Группы Упр-3,5-2005/1
№ студенческого билета 05-814
Проверил преподаватель
_________________________
(подпись)
Москва 2006
Содержание
Ведение ………………………………………………………………………………
1. Понятие о чрезвычайных ситуациях ……………………………………………………….5
2. Классификация чрезвычайных ситуаций…………………………………………………..6
2.1 Классификация чрезвычайных ситуаций по масштабу распространения………….6
2.2 Классификация чрезвычайных ситуаций по темпу развития……………………….7
2.3. Классификация чрезвычайных ситуаций по происхождению……………….. …...7
3. Защита населения в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени…………..9
3.1. Гражданская оборона, ее место в системе общегосударственных мероприятий гражданской защиты………………………………………………………………
3.2. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС……………….10
3.3 .Органы управления чрезвычайными ситуациями………………………………………10
3.4. Организация защиты населения в чрезвычайных ситуациях ………………………….12
3.4.1.Защита населения в укрытиях …………………………………………………………..12
3.4.2.Эвакуация населения …………………………………………………………………….15
3.4.3. Средства индивидуальной защиты……………………………………………………..16
4.Действия населения по сигналам оповещения службы гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций…………………………………………………………
5. Готовность к чрезвычайной ситуации……………………………………………………..
6. Чрезвычайные ситуации России ………...…………………………………………………18
6.1.Статистика чрезвычайных ситуаций в Российской Федерации за 2005 г……………...18
6.2. Прогноз чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Российской Федерации на 2006 год…………………………………………….18
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Слова опасность, катастрофа, кризис преследуют нас ежедневно. Со страниц газет, экранов телевизоров мы получаем информацию о все новых и новых ужасных случаях, событиях, чрезвычайных ситуациях. Невольно каждый из нас прокручивает картинку: а если это случится со мной? Мы чувствуем себя беспомощными и беззащитными и нам кажется, что опасность подстерегает нас везде: дома, в магазине, в театре, в собственном подъезде и в общественном транспорте. Мы боимся отпускать детей в школу, боимся выходить вечером гулять с собакой и заходить в высотные здания. Кажется, нет ни одного места, где человек чувствовал бы себя полностью защищенным. Мы не можем не думать об окружающих нас опасностях, но в тоже время мы устаем от того, что постоянно боимся их. Мы ищем универсальные средства спасения, советы на все случаи жизни и не находим их.
Как справиться с этим грузом, как подготовиться к жизни в таком опасном мире?
Можно сделать вид, что опасностей не существует, и не смотреть телевизор, не слушать радио и уходить, если в курилке все обсуждают последние криминальные новости… Можно попытаться изолировать себя от общества и уехать в глухую тайгу…Можно получить специальность врача или спасателя в надежде, что профессиональные навыки помогут спасти жизнь тебе или твоим близким… А можно попытаться перестроить свою психологию, развить в себе психологию безопасности. Для этого нужно не так уж и много: первое - перестать бояться и ждать беды, а второе - начать готовиться к встрече с опасностью.
Страх бывает разный: он может быть вредным, а может быть полезным. Полезный страх оберегает нас от действительно опасных и необдуманных поступков, например не дает перейти оживленный проспект в неприспособленном для этого месте или спрыгнуть с крыши высотного дома, используя зонтик в качестве парашюта. Вредный страх мешает жить и совершать обычные поступки: ездить в лифте, ходить в кино или есть куриное мясо. Такой страх парализует способность думать и действовать, заставляет вновь и вновь переживать воображаемое событие, делая его все более и более ужасным. Если мы боимся чего-то очень сильно, то как бы проживаем еще не случившуюся ситуацию несколько раз: психологически это событие для нас уже состоялось. С таким страхом можно и нужно бороться самому или с помощью специалиста: каждый решает для себя сам. Это и есть первый шаг к психологии безопасности.
Второй шаг - научиться готовиться к встрече с опасностью. Невозможно, да и бессмысленно готовиться ко всем опасностям, которые существуют на свете. Ведь бывает, что боимся мы не того, что угрожает нам в действительности. Часто мы боимся летать на самолете, но бежим в потоке машин к подъехавшему автобусу и не пристегиваемся в автомобиле, хотя за последний год в автокатастрофах в нашей стране погибло в 30 раз больше людей, чем в авиакатастрофах во всем мире.. Мы боимся атипичной пневмонии, и отказываемся делать прививки от гепатита. Список этот можно продолжать бесконечно. Важно видеть потенциальную опасность, научиться избегать ее и знать, что надо делать. Это возможно только тогда, когда наша безопасность станет нашим личным делом.
Спросите у своих коллег, друзей, родственников, знают ли они, что они как граждане РФ обязаны «изучать основные способы защиты населения и территорий от ЧС, приемы медицинской помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в указанной области»? Думаю, что подавляющее большинство не только не знает, а более того считает, что его безопасностью должны заниматься государство, местные власти, МЧС, кто угодно, только не он сам.
Поэтому, несмотря на всю теоретическую проработанность и отлаженность системы предотвращения чрезвычайных ситуаций в нашей стране, остается до сих пор актуальным вопрос об улучшении базовой подготовки людей в области безопасности жизнедеятельности. Достигнуть этого можно, прежде всего при помощи усиления воспитания ответственного сознания граждан, при котором каждый человек будет чётко знать, как действовать в той или иной чрезвычайной ситуации.
1. Понятие о чрезвычайных ситуациях.
Масштабы и объемы антропогенной деятельности человека охватили практически всю биосферу, включая космическое пространство. Вовлекая в производственный оборот огромные массы животных, растительных, минеральных и водных ресурсов, общество обогащает себя новыми, более сложными технологиями и улучшает условия для своего последующего развития. Но одновременно этот рост стимулирует увеличение числа производственных структур и их концентрацию в определенных регионах, приводит к недопустимо высокому загрязнению окружающей природной среды, и снижает возможности биосферы к воспроизводству естественных ресурсов, порождает изменение климата и погоды, способствует увеличению риска возникновения техногенных аварий и стихийных бедствий и ущерба от них , создает угрозу жизни и здоровью людей. Эти угрозы в последнее время приобрели масштабы глобальной проблемы, и редко случается, чтобы в течение недели в средствах массовой информации не появилось сообщение об очередной крупной ЧС, унесшей человеческие жизни, которая, зачастую в считанные часы и даже минуты, уничтожает результаты многолетнего труда.
В жизни все отклонения от обычного, нормального мы называем чрезвычайным происшествием или ситуацией. В нормативных документах даются следующие определения.
Чрезвычайная ситуация (ЧС) - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Экстремальное событие - это отклонение от нормы процессов или явлений.
Авария - это экстремальное событие техногенного характера, происшедшее по конструктивным, производственным, технологическим или эксплуатационным причинам, либо из-за случайных внешних воздействий, и заключающееся в повреждении, выходе из строя, разрушении технических устройств или сооружений.
Производственная или транспортная катастрофа - это крупная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы, значительный материальный ущерб и другие тяжелые последствия.
Опасное природное явление - это стихийное событие природного происхождения, которое по своей интенсивности, масштабу распространения и продолжительности может вызвать отрицательные последствия для жизнедеятельности людей, экономики и природной среды.
Стихийное бедствие - это катастрофическое природное явление (или процесс), которое может вызвать многочисленные человеческие жертвы, значительный материальный ущерб и другие тяжелые последствия.
Экологическая катастрофа (экологическое бедствие) - чрезвычайное событие особо крупных масштабов, вызванное изменением (под воздействием антропогенных факторов) состояния суши, атмосферы, гидросферы и биосферы, сопровождающееся массовой гибелью живых организмов и экономическим ущербом.
2.Классификация чрезвычайных ситуаций
В различных источниках встречается различное множество классификаций ЧС по различным признакам. ЧС классифицируются по причине возникновения, по скорости развития, по возможности предотвращения, по ведомственной принадлежности и т.д.
Но основным принципам, которые выделяют все авторы, являются - масштаб распространения, темп развития и природа происхождения.
2.1 Классификация чрезвычайных ситуаций по масштабу распространения
При классификации чрезвычайных ситуаций по масштабу распространения следует учитывать не только размеры территории, подвергнувшейся воздействию ЧС, но и другие факторы. Локальные (частные) чрезвычайные ситуации не выходят территориально и организационно за пределы рабочего места или участка, малого отрезка дороги, усадьбы или квартиры. К локальным относятся чрезвычайные ситуации, в результате которых пострадало не более 10 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности не более 100 человек, либо материальный ущерб составляет не более 1 тыс. минимальных размеров оплаты труда.
Региональные чрезвычайные ситуации - такие ЧС, которые распространяются на территорию нескольких областей (краев, республик) или экономический район. Для ликвидации последствий таких ЧС необходимы объединенные усилия этих территорий, а также участие федеральных сил. К региональным относятся ЧС, в результате которых пострадало от 50 до 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности от 500 до 1000 человек, либо материальный ущерб составляет от 0,5 до 5 млн. минимальных размеров оплаты труда.
Национальные (федеральные) чрезвычайные ситуации охватывают обширные территории страны, но не выходят за ее границы. Здесь задействуются силы, средства и ресурсы всего государства. Часто прибегают и к иностранной помощи. К национальным относятся ЧС, в результате которых пострадало свыше 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности более 1000 человек, либо материальный ущерб составляет более 5 млн. минимальных размеров оплаты труда.
Глобальные (трансграничные) чрезвычайные ситуации выходят за пределы страны и распространяются на другие государства. Их последствия устраняются силами и средствами как пострадавших государств, так и международного сообщества.
2.2 Классификация чрезвычайных ситуаций по темпу развития
Каждому виду чрезвычайных ситуаций свойственна своя скорость распространения опасности, являющаяся важной составляющей интенсивности протекания чрезвычайного события и характеризующая степень внезапности воздействия поражающих факторов. С этой точки зрения такие события можно подразделить на:
внезапные (взрывы, транспортные аварии, землетрясения и т.д.);
стремительные (пожары, выброс газообразных сильнодействующих ядовитых веществ (СДЯВ), гидродинамические аварии с образованием волн прорыва, сель и др.),
умеренные (выброс радиоактивных веществ, аварии на коммунальных системах, извержения вулканов, половодья и пр.);
плавные (аварии на очистных сооружениях, засухи, эпидемии, экологические отклонения и т.п.). Плавные (медленные) чрезвычайные ситуации могут длиться многие месяцы и годы, например, последствия антропогенной деятельности в зоне Аральского моря.
2.3. Классификация чрезвычайных ситуаций по происхождению
В России применяется базовая классификация ЧС, построенная по типам и видам чрезвычайных событий, инициирующих чрезвычайные ситуации. (4)
2.3.1.Чрезвычайные ситуации техногенного характера
Транспортные аварии (катастрофы): товарных поездов; пассажирских поездов; речных и морских грузовых судов и др.
Пожары, взрывы, угроза взрывов:
Информация о работе Защита населения при чрезвычайных ситуациях