Защита населения при чрезвычайных ситуациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 21:01, реферат

Краткое описание

Слова опасность, катастрофа, кризис преследуют нас ежедневно. Со страниц газет, экранов телевизоров мы получаем информацию о все новых и новых ужасных случаях, событиях, чрезвычайных ситуациях. Невольно каждый из нас прокручивает картинку: а если это случится со мной? Мы чувствуем себя беспомощными и беззащитными и нам кажется, что опасность подстерегает нас везде: дома, в магазине, в театре, в собственном подъезде и в общественном транспорте.

Содержание

Ведение …………………………………………………………………………………… …...2

1. Понятие о чрезвычайных ситуациях ……………………………………………………….5

2. Классификация чрезвычайных ситуаций…………………………………………………..6
2.1 Классификация чрезвычайных ситуаций по масштабу распространения………….6
2.2 Классификация чрезвычайных ситуаций по темпу развития……………………….7
2.3. Классификация чрезвычайных ситуаций по происхождению……………….. …...7
3. Защита населения в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени…………..9
3.1. Гражданская оборона, ее место в системе общегосударственных мероприятий гражданской защиты……………………………………………………………………………9
3.2. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС……………….10
3.3 .Органы управления чрезвычайными ситуациями………………………………………10
3.4. Организация защиты населения в чрезвычайных ситуациях ………………………….12
3.4.1.Защита населения в укрытиях …………………………………………………………..12
3.4.2.Эвакуация населения …………………………………………………………………….15
3.4.3. Средства индивидуальной защиты……………………………………………………..16
4.Действия населения по сигналам оповещения службы гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций……………………………………………………………………….16
5. Готовность к чрезвычайной ситуации……………………………………………………..17
6. Чрезвычайные ситуации России ………...…………………………………………………18
6.1.Статистика чрезвычайных ситуаций в Российской Федерации за 2005 г……………...18
6.2. Прогноз чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Российской Федерации на 2006 год…………………………………………….18
Заключение……………………………………………………………………………………..21
Список литературы…………………………………………………………………………….23

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 181.00 Кб (Скачать файл)

       Аварии с выбросом (угрозой выброса) химически опасных веществ (ХОВ):

       Аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ: аварии на атомных станциях; аварии транспортных средств и космических аппаратов с ядерными установками; аварии с ядерными боеприпасами в местах их хранения, эксплуатации или установки; утрата радиоактивных источников и др.

       Аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ (БОВ)

       Внезапное обрушение зданий, сооружений

       Аварии на электроэнергетических системах: аварии на автономных электростанциях; выход из строя транспортных электроконтактных сетей и др.

       Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения: аварии в канализационных системах с массовым выбросом загрязняющих веществ; аварии на тепловых сетях в холодное время года; аварии в системах снабжения населения питьевой водой; аварии на коммунальных газопроводах.

       Аварии на очистных сооружениях: аварии на очистных сооружениях сточных вод промышленных предприятий с массовым выбросом загрязняющих веществ; аварии на очистных сооружениях промышленных газов с массовым выбросом загрязняющих веществ.

       Гидродинамические аварии: прорывы плотин (дамб, шлюзов и др.) с образованием волн прорыва и катастрофическим затоплением; прорывы плотин с образованием прорывного паводка и др.

2.3.2.Чрезвычайные ситуации природного характера

       Геофизические опасные явления: землетрясения; извержения вулканов.

       Геологические опасные явления (экзогенные геологические явления): оползни; сели; пыльные бури; обвалы, осыпи, эрозия, склоновый смыв и др.

       Метеорологические и агрометеорологические опасные явления: бури (9-11 баллов), ураганы (12-15 баллов), смерчи, торнадо, шквалы, вертикальные вихри; крупный град, сильный дождь (ливень), сильный туман; сильный снегопад, сильный гололед, сильный мороз, сильная метель, заморозки; сильная жара, засуха, суховей.

       Морские гидрологические опасные явления: тропические циклоны (тайфуны), цунами, сильное волнение (5 и более баллов), сильное колебание уровня моря; ранний ледяной покров, напор льдов, интенсивный дрейф льдов, непроходимый лед; отрыв прибрежных льдов и др.

       Гидрологические опасные явления: высокие уровни вод (наводнения), половодья;

       Гидрогеологические опасные явления: низкие уровни грунтовых вод;высокие уровни грунтовых вод.

       Природные пожары

       Инфекционные заболевания людей:

       Инфекционная заболеваемость сельскохозяйственных животных:

       Поражения сельскохозяйственных растений болезнями и вредителями:

2.3.3.Чрезвычайные ситуации экологического характера

       Чрезвычайные ситуации, связанные с изменением состояния суши (почвы, недр, ландшафта):катастрофические просадки, оползни, обвалы земной поверхности; наличие тяжелых металлов (в том числе радионуклидов) и других вредных веществ в почве (грунте) сверх предельно допустимых концентраций; интенсивная деградация почв, опустынивание на обширных территориях из-за эрозии, засоления, заболачивания почв и др.; кризисные ситуации, связанные с истощением не возобновляемых природных ископаемых; критические ситуации, вызванные переполнением хранилищ (свалок) промышленными и бытовыми отходами, загрязнением ими окружающей среды.

       Чрезвычайные ситуации, связанные с изменением состава и свойств атмосферы (воздушной среды):резкие изменения погоды или климата в результате антропогенной деятельности; превышение ПДК вредных примесей в атмосфере; образование обширной зоны кислотных осадков; разрушение озонового слоя атмосферы и т.д.

       Чрезвычайные ситуации, связанные с изменением состояния гидросферы (водной среды):недостаток питьевой воды вследствие истощения водных источников или их загрязнения; истощение водных ресурсов, необходимых для организации хозяйственно - бытового водоснабжения и обеспечения технологических процессов.

3. Защита населения в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени

       В настоящее время деятельность по защите населения от ЧС различного характера, отнесенная к числу важнейших в обеспечении национальной безопасности Российской Федерации, представляет собой систему (комплекс) взаимосвязанных по времени, месту и ресурсам общегосударственных политических, организационно-управленческих, социально-экономических и правовых мер, направленных на предупреждение и ликвидацию ЧС природного, техногенного и военного характера и осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации и органами местного самоуправления, специально созданными органами управления и силами, предприятиями и учреждениями (независимо от организационно-правовых форм и вида собственности), общественными объединениями и гражданами как заблаговременно, так и при угрозе или возникновении экстремальных ситуаций.(3)

3.1 Гражданская оборона, ее место в системе общегосударственных мероприятий гражданской защиты.

Наличие на вооружении современных армий средств, крупные производственные аварии и катастрофы вынуждают серьезное внимание уделять проблемам сохранения жизни и здоровья людей. Проблема  усугубляется учащением случаев террористических актов с применением оружия массового поражения (чаще всего химического и биологического). Поэтому в современных условиях главной задачей гражданской обороны является защита населения с помощью комплекса мероприятий, имеющего своей целью не допустить поражения людей или ослабить воздействия поражающих факторов. Она начинается с подготовки руководящего состава, сил и средств, а также персонала  объекта к действиям при чрезвычайных ситуациях и организуется, а также проводится в соответствии с постановлением Правительства РФ « О порядке подготовке населения ва области защиты от чрезвычайных ситуаций»

Основные задачи подготовки:

       обучение населения правилам поведения и основам защиты от ЧС , приемам оказания первой медицинской помощи,  правилами пользования  защитными сооружениями и индивидуальными средствами защиты.

       обучение и переподготовка руководителей и  специалистов

       практическое освоение руководящим составом служб ГО объекта своих обязанностей при аварийно-спасательных работах.

       оповещение населения и информирование о правилах поведения

       оказание помощи пострадавшим

3.2. Единая  государственная система  предупреждения и ликвидации ЧС.

     В РФ действует единая  государственная система  предупреждения и ликвидации ЧС, которая располагает органами управления, силами и средствами для того, чтобы защитить население  и национальное достояние  от воздействия катастроф, аварий, экологических и стихийных бедствий. Силы и средства РСЧС подразделяются на силы и средства наблюдения и контроля, а также на силы и средства  ликвидации последствий ЧС. Силы и средства наблюдения и контроля включают органы, службы, учреждения, осуществляющие государственный надзор, инспекцию, мониторинг и контроль состояния природной среды, опасных объектов, здоровья людей. Силы и средства  ликвидации последствий ЧС состоят из военизированных и невоенизированных противопожарных, поисково-спасательных и аварийно-восстановительных формирований федеральных и других организаций (Минсельхоз, Росгидромет, Минприроды, служб МЧС, Минобороны и т.д.)

Система РСЧС функционирует в  трех режимах:

       Режим повседневной деятельности

       Режим повышенной готовности

       Чрезвычайный режим

Решение о введении  одного из режимов принимаются Правительством РФ, МЧС или комиссией по делам ЧС. Руководство всей системой РСЧС осуществляет  Минестерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

3.3 .Органы управления чрезвычайными ситуациями

Органами управления чрезвычайными ситуациями являются МЧС России с региональными центрами по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям, Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций комиссии по чрезвычайным ситуациям органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям (создаются в случае необходимости при наличии соответствующей материально-технической базы). Положение о министерстве Российской федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий утверждено Постановлением Правительства РФ от 6 мая 1994 г. № 457.

Создана всероссийская служба медицины катастроф. Главной её задачей является организация и своевременное оказание пострадавшему населению необходимой медицинской помощи, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения в чрезвычайных ситуациях. В Службу функционально входят соответствующие службы федеральных органов исполнительной власти. Формируются региональные и территориальные центры медицины катастроф.

В составе Федеральной авиационной службы России образована Служба поискового и аварийно-спасательного обеспечения полётов гражданской авиации. Она осуществляет специальные исполнительные, контрольные, разрешительные и надзорные функции по организации и проведению поискового, аварийно-спасательного и противопожарного обеспечения полётов.

Органами повседневного управления являются пункты управления (центры управления в кризисных ситуациях), оперативно-дежурные службы органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям всех уровней, дежурные диспетчерские службы и специализированные подразделения федеральных органов исполнительной власти и организаций.6

В соответствии с Законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций  природного и техногенного характера" создается единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций ( РСЧС). Она состоит из функциональных и территориальных подсистем и имеет пять уровней: федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый. Функциональные подсистемы создаются федеральными органами исполнительной власти  для организации работы по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере их деятельности и отраслей экономики. Территориальные подсистемы создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий. Каждый уровень РСЧС имеет координирующие и постоянно действующие органы управления, силы и средства, резервы материальных и финансовых ресурсов, системы связи.

В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации решением соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в пределах конкретной территории устанавливаются различные режимы функционирования РСЧС: повседневной деятельности, повышенной готовности, чрезвычайной ситуации.

3.4. Организация защиты населения в чрезвычайных ситуациях

     Организация защиты  населения в чрезвычайных ситуациях представляет собой комплекс мероприятий, проводимых с целью не допустить  поражение людей  или максимально снизить степень воздействия поражающих факторов. Это также подразумевает накопление средств индивидуальной защиты человека от опасных  и вредных факторов и поддержание готовности для использования, подготовку  мероприятий по эвакуации населения  из опасных зон и использование  средств коллективной защиты населения. В чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени защите подлежит все население, но защищаются его отдельные группы дифференцированно. Основными способами защиты населения при ЧС в современных условиях являются

        укрытия в защитных сооружениях, в простейших укрытиях на местности;

        рассредоточение и эвакуация населения из крупных городов в загородную зону;

        своевременное и умелое применение средств индивидуальной защиты.

3.4.1.Защита населения в укрытиях

Для укрытия людей заблаговременно на случай ЧС строятся защитные сооружения. Защитные сооружения подразделяются:

        по назначению (для населения или для размещения органов управления);

        по месту расположения (встроенные, отдельно стоящие, в горных выработках, метро и др.);

        по времени возведения (заблаговременно возводимые и возводимые в особый период);

        по характеру (убежища или укрытия).

Убежищем называется защитное сооружение герметичного типа, обеспечивающее защиту укрываемых в нем людей от всех поражающих факторов ядерного взрыва, отравляющих веществ, бактериальных средств, высоких температур и вредных дымов.

По степени защиты убежища подразделяют на пять классов. Однако с 1991 года в России убежища строятся, в основном, не выше 4 класса.

Современные убежища - это сложные в техническом отношении сооружения, оборудованные комплексом различных систем и приборов, необходимых для обеспечения нормальных условий жизнеобеспечения в течение расчетного времени. По вместимости убежища, возводимые заблаговременно, условно разделяют на следующие виды:

        малой вместимости (до 150 чел.);

        средней вместимости (150-600 чел.);

        большой вместимости (свыше 600 чел.).

В убежищах от воздействия ударной волны, обломков разрушающихся зданий, проникающей радиации, светового излучения и высоких температур защищают прочные ограждающие конструкции (стены, перекрытия, защитно-герметические двери, ставни, ворота), клапаны на воздухозаборных, выхлопных и других отверстиях. Для защиты от отравляющих бактериальных средств и радиоактивной пыли убежища герметизируют.

Каждое убежище состоит из основных помещений (отсеки для укрываемых и медпункт) и вспомогательных (санузлов, дизельной электростанции, склада горюче-смазочных материалов, фильтровентиляционной камеры, складских помещений, кладовой для продуктов, тамбуров, аварийного выхода и др.).

Вместимость убежища определяется числом сидячих мест на первом ярусе нар и числом лежачих мест - на втором, но так, чтобы внутренний объем помещения составлял не менее 1,5м3 на одного укрываемого. При определении вместимости убежища норма площади на одного укрываемого принимается 0,5м2 при двухъярусном расположении нар и 0,4м2 при трехъярусном. Высота помещения должна быть не менее 2,2м. Количество мест для сидения при двух ярусах должно составлять 80%, а при трех ярусах - 70%.

В защитных сооружениях запрещается курить, шуметь, зажигать без разрешения лампы, свечи, пахучие вещества, приводить животных. Укрывающиеся люди обязаны держать в готовности имеющиеся средства индивидуальной защиты и медицинские средства. Не следует без особой надобности ходить по помещению. Сведения о наземной обстановке укрываемые получают по радиотрансляционной сети или по телефону. Своевременная и спокойная информация необходима для предотвращения паники.

Информация о работе Защита населения при чрезвычайных ситуациях