Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 21:01, реферат
Слова опасность, катастрофа, кризис преследуют нас ежедневно. Со страниц газет, экранов телевизоров мы получаем информацию о все новых и новых ужасных случаях, событиях, чрезвычайных ситуациях. Невольно каждый из нас прокручивает картинку: а если это случится со мной? Мы чувствуем себя беспомощными и беззащитными и нам кажется, что опасность подстерегает нас везде: дома, в магазине, в театре, в собственном подъезде и в общественном транспорте.
Ведение …………………………………………………………………………………… …...2
1. Понятие о чрезвычайных ситуациях ……………………………………………………….5
2. Классификация чрезвычайных ситуаций…………………………………………………..6
2.1 Классификация чрезвычайных ситуаций по масштабу распространения………….6
2.2 Классификация чрезвычайных ситуаций по темпу развития……………………….7
2.3. Классификация чрезвычайных ситуаций по происхождению……………….. …...7
3. Защита населения в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени…………..9
3.1. Гражданская оборона, ее место в системе общегосударственных мероприятий гражданской защиты……………………………………………………………………………9
3.2. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС……………….10
3.3 .Органы управления чрезвычайными ситуациями………………………………………10
3.4. Организация защиты населения в чрезвычайных ситуациях ………………………….12
3.4.1.Защита населения в укрытиях …………………………………………………………..12
3.4.2.Эвакуация населения …………………………………………………………………….15
3.4.3. Средства индивидуальной защиты……………………………………………………..16
4.Действия населения по сигналам оповещения службы гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций……………………………………………………………………….16
5. Готовность к чрезвычайной ситуации……………………………………………………..17
6. Чрезвычайные ситуации России ………...…………………………………………………18
6.1.Статистика чрезвычайных ситуаций в Российской Федерации за 2005 г……………...18
6.2. Прогноз чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Российской Федерации на 2006 год…………………………………………….18
Заключение……………………………………………………………………………………..21
Список литературы…………………………………………………………………………….23
Убежища оборудуются всеми системами жизнеобеспечения. Система воздухоснабжевия включает воздухозаборные устройства, противопылевые фильтры и фильтры-поглотители, вентиляторы, воздухорегулирующие и защитные устройства.
Очистка воздуха осуществляется:
в режиме чистой вентиляции, когда наружный воздух очищается только от пыли с воздухообменом 8-13м3 на человека в час;
в режиме фильтровентиляции, когда воздух дополнительно пропускается через фильтры-поглотители для очищения от отравляющих веществ и бактериальных средств с воздухообменом не менее 2м3 на человека в час.
Регенерация воздуха осуществляется посредством соответствующих патронов. Очищенный воздух вентиляторами нагнетается по воздуховодам в отсеки убежища.
Система водоснабжения обеспечивает людей водой для питья и гигиенических нужд. Она осуществляется от наружной водопроводной сети. Предусмотрен также аварийный запас (только для питья из расчета 3 литра на 1 человека), который хранят в стационарных баках. Санузел размещается в помещении, изолированном перегородками от отсеков убежища, с вытяжкой. Предусматривается отведение фекальных вод из расчета 2 литра на человека в сутки.
Убежища оборудуются также системами отопления, электроснабжения, освещения, радио и телефоном.
Противорадиационное укрытие (ПРУ) - это сооружение, обеспечивающее защиту людей от ионизирующих излучений при радиоактивном заражении местности, светового излучения проникающей радиации, ударной волны (частично), а также от непосредственного попадания отравляющих веществ и бактериальных средств.
Оборудуются ПРУ обычно в подвалах (погребах), цокольных этажах прочных зданий и сооружений с небольшими оконными проемами. При недостатке заглубленных помещений, которые могут быть использованы под укрытия, строят специальные ПРУ с применением для этого подручных материалов. Планировка укрытия должна быть простой, входы в укрытие завешиваются мягким материалом (брезентом, одеялами, мешковиной). По возможности ПРУ оборудуется необходимыми системами жизнеобеспечения (воздухообмена, водоснабжения, канализации, освещения и медицинского обслуживания).
При отсутствии ПРУ можно быстро построить простейшее укрытие (щель), Такое укрытие представляет собой траншею глубиной 180-200см, шириной по верху 100-120см, а по дну - 80см, с выходом под углом в 90 градусов к его продольной оси. Длина укрытия определяется из расчета 0,5м на одного укрываемого.
Отрытая щель уменьшает в 1,5-2 раза вероятность поражения ударной волной, световым излучением и проникающей радиацией. Перекрытая щель защищает от светового излучения полностью, от ударной волны в 2,5-3 раза, от проникающей радиации и радиоактивного излучения в 200-300 раз. Перекрытая щель предохраняет также от непосредственного попадания на кожу и одежду человека радиоактивных отравляющих и бактериальных средств.
В случае чрезвычайной ситуации необходимо помнить о защитных свойствах местности и уметь их использовать. Высокую степень защиты от ударной волны, проникающей радиации, светового излучения ядерного взрыва обеспечивают узкие, глубокие и извилистые овраги, карьеры, насыпи, ложбины, канавы, лесной массив и пр.
При нахождении на открытой местности в момент вспышки необходимо закрыть глаза для защиты от светового излучения, упасть лицом вниз спиной к взрыву, используя защитные свойства рельефа местности.
3.4.2.Эвакуация населения
Эвакуация - это организованный вывоз населения из городов в загородную зону с целью его рассредоточения.
Эвакуация является одним из способов защиты населения в чрезвычайной ситуации. При этом эвакуация рабочих и служащих осуществляется по производственному принципу, а населения, не связанного с производством, - по территориальному принципу (по месту жительства, через домоуправления). Списки и паспорта эвакуируемых являются основными документами для учета, размещения и обеспечения в районе рассредоточения. Эвакуацию нужно проводить в кратчайший срок, сочетая перевозку на различных видах транспорта пешим порядком.
Получив указания об эвакуации, необходимо собраться и в назначенное время прибыть на сборный эвакуационный пункт (СЭП), имея при себе документы, средства индивидуальной зашиты, теплые вещи (даже летом), туалетные и постельные принадлежности, медикаменты, продукты питания (на 2-3 дня) и самую необходимую посуду. Все вещи должны быть уложены в чемодан, сумку или рюкзак. В квартире по месту жительства выключить все осветительные и нагревательные приборы, перекрыть водопровод и газ, закрыть окна и форточки.
Для совершающих марш пешим порядком от сборного пункта предусматриваются привалы: малый (10-15 мин) - через каждые 1-1,5 часа движения и большой (1-2 ч) в начале второй половины перехода до приемного эвакопункта (ПЭП). Прием и размещение прибывшего населения в загородной зоне осуществляют местные органы власти и штаб гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций.
3.4.3. Средства индивидуальной защиты.
Средства индивидуальной защиты классифицируются:
по способу изготовления на промышленные и простейшие (изготовленные населением из подручных материалов)
по защищаемым органам на защищающие органы дыхания (противогазы, респираторы, пылевые маски) и средства защиты кожи (изолирующая одежда, фильтрующая одежда, специальная одежда)
по принципу защиты на фильтрующие и изолирующие
4.Действия населения по сигналам оповещения службы гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций
В чрезвычайной ситуации исключительно важное значение имеет своевременность оповещения населения о возникшей угрозе. С возникновением угрозы ЧС прежде всего местные органы власти немедленно принимают обязательные постановления (решения), в которых определяются правила поведения граждан с учетом сложившейся обстановки. Руководители (работодатели) предприятий , учреждений и организаций доводят эти решения до работников.
Основным способом оповещения населения о ЧС является передача речевых сообщений с использованием сетей проводного радиовещания и телевидения. Для привлечения внимания населения перед передачей речевых сообщений включаются сирены, заводские гудки и другие сигнальные средства.
Это означает сигнал - "Внимание всем!". Это предупредительный сигнал перед речевым сообщением. Услышав его, необходимо включить радио или телевизор для прослушивания экстренных сообщений.
Четкие действия при оповещении о чрезвычайных ситуациях помогут каждому с меньшим риском сохранить здоровье и жизнь.
5. Готовность к чрезвычайной ситуации
До наступления самой чрезвычайной ситуации к её появлению необходимо подготовиться: заблаговременно должны создаваться резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайной ситуации и поддержания жизнеобеспечения людей. Сюда входят:
продовольствие;
пищевое сырьё;
медицинское имущество;
медикаменты;
транспортные средства;
средства связи;
строительные материалы;
топливо;
средства индивидуальной защиты и другие материальные ресурсы (2).
Резервы всех необходимых вещей создаются исходя из прогнозируемых видов и масштабов чрезвычайных ситуаций, предполагаемого объёма по работ по их ликвидации, максимально возможного использования сил и средств по следующим уровням управления:
Федеральный резерв в составе государственного материального резерва – решением Правительства РФ;
Резервы федеральных органов исполнительной власти;
Резервы субъектов РФ – решением органов исполнительной власти субъектов РФ;
Местные резервы – решением органов местного самоуправления;
Объектовые резервы – решением администраций предприятий, учреждений.
Размещаются резервы на объектах, предназначенных для их хранения, откуда возможна их оперативная доставка в зоны чрезвычайных ситуаций резервы используются при проведении аварийно-спасательных и иных неотложных работ по устранению непосредственной опасности для жизни и здоровья людей, для развёртывания и содержания временных пунктов проживания и питания пострадавших граждан, оказание им единовременной материальной помощи и иных первоочередных мероприятий, связанных с обеспечением жизнедеятельности пострадавшего населения. Финансирование издержек по созданию, использованию и восполнению ресурсов осуществляется за счёт федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, средств федеральных органов исполнительной власти, собственных средств предприятий, учреждений.
6. Чрезвычайные ситуации России .
6.1.Статистика чрезвычайных ситуаций в Российской Федерации за 2005 г.
По официальным данным МЧС России в 2005 году в Российской Федерации произошло 2720 чрезвычайных ситуаций, в том числе 2464 техногенного, 198 природного, 48 биолого-социального характера и 10 крупных террористических актов. В результате этих чрезвычайных ситуаций погибло 5 тысяч 637 человек и пострадало 4 миллиона 945 тысяч 523 человека (с учетом энергетического кризиса в мае 2005 года в Москве и в 4 ближайших к столице областях). Спасателям МЧС удалось спасти в 2005 году жизни 7 тысяч 392 человек.
6.2. Прогноз чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Российской Федерации на 2006 год
Прогноз по чрезвычайным ситуациям на 2006 г., а также предпосылки их возникновения приведены в сводной таблице 1.
Таблица1
Описание возможных ЧС | Предпосылки возникновения ЧС |
Природные и природно-техногенные чрезвычайные ситуации | |
Прогнозируется сохранение повышенной вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций, обусловленных воздействием тайфунов (южных циклонов умеренных широт).
| повторяемость тайфунов за последние 40 лет возросла более чем в 20 раз (с 5 до 110 случаев в год)
|
Прогнозируется сохранение высокой вероятности чрезвычайных ситуаций, обусловленных: сильными ветрами, шквалами и смерчами.
| опасность возникновения смерчей на территории России существует в 66 субъектах
|
Прогнозируется высокая вероятность возникновения обусловленных опасными гидрологическими явлениями. | за последние 20 лет изменения климата способствовали увеличению водности крупнейших российских рек –Волги, Оби, Енисея, Ангары, Лены и Терека на 7-10%
|
Сохраняется повышенная вероятность возникновения ЧС, обусловленных наличием бесхозных гидротехнических сооружений и ГТС, требующих капремонта, ликвидации или реконструкции в некоторых ФО
| 5% ГТС на территории Российской Федерации не имеют собственника (общее количество ГТС 30 тысяч, защитных сооружений 10 тысяч 12% гидротехнических сооружений требует капремонта, реконструкции или ликвидации.
|
Прогнозируется превышение среднемноголетних значений параметров пожарной обстановки (количество очагов и площадь ландшафтных пожаров | увеличение количества нарушений правил пожарной безопасности в лесах, рост объемов лесоразработок, ожидаемый в ближайшие годы, сельскохозяйственные палы,.
|
Прогноз техногенных чрезвычайных ситуаций на 2006 г. | |
Максимальное количество техногенных чрезвычайных ситуаций в 2006 г. будет обусловлено пожарами в зданиях и сооружениях жилого и социально-бытового и культурного назначения | основной причиной пожаров являются неосторожное обращение с огнем нарушение правил противопожарной безопасности при проведении электрогазосварочных работ.
|
Повышается вероятность возникновения ЧС на федеральных трассах .
| низкая квалификация водителей автотранспорта рост объемов перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом. неудовлетворительное состояние дорожного покрытия и коммуникаций: износ и повреждение покрытия проезжей части
|
Прогнозируются сохранение повышенной вероятности возникновения ЧС, связанных с эксплуатацией вертолетного транспорта. | нарушения правил подготовки и выполнения полетов, сверхнормативная загрузка (25% авиационных происшествий)
|
Прогнозируются сохранение повышенной вероятности возникновения ЧС, связанных с авариями на железнодорожном транспорте, в том числе при перевозке опасных грузов | на железнодорожном транспорте насчитывается 45 тыс. опасных производственных объектов, более половины из них выработала свой нормативный срок службы. высокие показатели нарушений технологии производства ремонтных и регламентных работ транспортных средств, |
Прогнозируются сохранение повышенной вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций на системах газоснабжения в | несанкционированные врезки, износ основных фондов (более 20 лет эксплуатируются 35% газопроводов и 75% нефтепроводов от их общей протяженности, более 30 лет - 15% газопроводов и 37% нефтепроводов). До 40% общей протяженности продуктопроводов полностью амортизированы нарушение норм и правил при строительстве.
|
Прогнозируется сохранение повышенной вероятности возникновения аварий и чрезвычайных ситуаций на шахтах. | Основной причиной травматизма со смертельным исходом остаются взрывы (вспышки) метана и угольной пыли (в среднем более 80% от общего числа погибших при авариях, а в 2005 году – основная и единственная причина гибели).
|
.Прогнозируется сохранение повышенной вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций на объектах ЖКХ | высокий износ инфраструктуры (требует замены более 60% коммунальных водопроводных, канализационных, тепловых, электрических сетей и трансформаторных подстанций, отслуживших нормативный срок), нарушение правил эксплуатации систем и оборудования. Неблагополучное состояние систем водоснабжения и
|
Прогноз биолого-социальных чрезвычайных ситуаций на 2006 г. | |
потенциальная угроза эпидемии гриппа, | обусловленная сложившейся в мире неблагополучной ситуацией с распространением вируса гриппа А |
напряженная эпидемиологическая обстановка по социально-обусловленным болезням |
|
Наибольшая вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций эпизоотического характера связана с распространением особо опасных и карантинных болезней животных |
|
Прогнозируется сохранение повышенной вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций, обусловленных ухудшением фитосанитарной обстановки: распространением саранчовых | сокращение посевных площадей на территории РФ, переходящих в разряд «бросовых земель» (резервации для вредных организмов и мышевидных грызунов), может привести к ухудшению фитосанитарной обстановки.
|
Заключение
Мировой опыт показывает, что относительно небольшие единовременные вложения в предупредительные меры ЧС могут значительно снизить людские потери и материальный ущерб. По данным Всемирной метеорологической организации (ВМО), затраты на проведение мероприятий по предупреждению ЧС и повышению готовности соответствующих сил и средств будут до 15 раз меньше получаемого при этом эффекта от снижения ущерба. Эти расчеты подтверждаются практикой. По оценкам американских специалистов, 1 доллар затрат на возведение сейсмостойких зданий и укрепление непрочных сооружений в Калифорнии после произошедшего там в 1989 г. землетрясения дал более 6 долларов экономии. По подсчетам наших специалистов, 1 рубль затрат на подобные мероприятия в СССР сберегал от 10 до 15 рублей (3). Наконец следует учесть, что в случае возникновения ЧС основная тяжесть по их ликвидации ложится на экономику и население самих пострадавших стран. Международная помощь может лишь частично компенсировать материальные, социальные и иные потери. Ее объем довольно невелик по сравнению с общей суммой понесенных потерь и редко составляет более 10% от всего ущерба, а в большинстве случаев этот показатель значительно меньше. Так, в 1991 г. вся материальная помощь, оказанная ООН и другими международными организациями, фирмами и частными лицами при ликвидации ЧС, составила всего лишь 6,5% от общего объема ущерба (3).
Поэтому на современном этапе предупреждение ЧС является приоритетным направлением государственной политики как на Западе, так и в России. Ее сущность заключается в установлении соответствующих норм, правил и критериев, определяющих порядок деятельности человека, хозяйствующих субъектов, органов власти и управления и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения ЧС, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае возникновения экстремальных ситуаций.
Условия и критерии с применением целостной системы требований и показателей безопасности, оформляемых в виде государственных стандартов, санитарных и строительных норм и правил и других соответствующих критериев и показателей социальной защиты, имеют первостепенное значение для документальной и объективной оценки: безопасности технологических процессов любого промышленного производства, надежности любой инженерной системы, т.е. сохранности в течение всего срока эксплуатации целостности ее конструкций, отдельных систем и элементов и выполнения ими своих функций как при нормальной работе объекта, так и при возможных нештатных ситуациях; эффективности функционирования любой организационно-управленческой структуры, действий сил и средств при выполнении ими возложенных задач; состояния общества и темпов движения его социально-экономического развития.
Информация о работе Защита населения при чрезвычайных ситуациях