Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 12:41, научная работа
Объект исследования – состояние проблеммы безопасности жизнедеятельности человека.
Предмет исследовани - введение секционных занятий по направлению «спортивный туризм» для учащихся 8-11 класса.
Цель исследования – Донести до школьников необходимость проведения секционных занятий по спортивному туризму для обеспечения безопасности жизнедеятельности в черезвычайных ситуациях.
Гипотеза исследования – Предпологается, что введение секционных занятий по спортивному туризму помогут человеку выжить в условиях автономного существования.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3
Глава 1 Теоретические основы применения средств спортивного туризма для обеспечения безопасности жизнедеятельности в условиях автономного существования…………………………………………………………………
1.1. Опасные природные явления и черезвычайные ситуации……………….
1.2 Общее представление о спортивном туризме……………………………...
1.3 Применение средств спортивно-оздоровительного туризма для обеспечения безопасности жизнедеятельности………………………………
Глава 2. Методы и организация исследования………………………….. 25
2.1. Задачи исследования …………………………………………………. 25
2.2. Методы исследования……………………………………………… 25
2.3. Организация исследования ………………………………………….30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..32
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………… 35
По возрастно-социальному признаку спортивный туризм разделяется на: детский туризм; юношеский туризм; взрослый туризм; семейный туризм; туризм для людей с ограниченными возможностями.
В последние
годы активное развитие получили следующие
направления спортивного
Классификация маршрутов
В зависимости от трудности преодолеваемых препятствий, района похода, автономности, новизны, протяженности маршрута и ряда других его факторов, характерных для разных видов спортивного туризма, по возрастающей сложности походы разделяются на: походы выходного дня;
походы 1 —
3 степени сложности — в детско-
В разных видах туризма число категорий сложности различна: в пешеходном, горном, водном, лыжном, велосипедном и спелео- туризме — шесть категорий сложности (к. с.); в автомототуризме и парусном туризме — пять; в конном — три. Более подробно это деление приведено в «Единой Всероссийской спортивной классификации туристских маршрутов» (ЕВСКТМ).
Разряды по спортивному туризму
Разряд туриста-спортсмена
позволяет судить об его
Туристско-спортивное соревнование — это передвижением человека в одиночку или в составе группы в природной среде на любых технических средствах и без таковых. Проводится на следующих классах дистанций:
По социально-возрастным факторам соревнования делятся на: семейные; детские; юношеские; студенческие, молодёжные; взрослые; среди пожилых; среди ветеранов; разновозрастные; среди юношей и/или девушек; среди мужчин и/или женщин; среди людей с ограниченными физическими возможностями. Главным органом управления является Туристско-спортивный союз России, расположенный в Москве. Ему подчиняются региональные туристско-спортивные союзы и федерации спортивного туризма, а им — отдельные туристические клубы.[10]
История развития спортивного туризма в России
К середине 19в. в
России создаются общественные
туристические организации,
В начале ХХ века во всём мире поклонники горовосхождений назывались горными туристами. Альпинистами назывались только путешествующие в Альпах. Однако постепенно этот термин стал общим для всех любителей гор. В 30-х годах в СССР горный туризм и альпинизм не разделялись. Одни и те же спортсмены ходили как в перевальные походы, так и на вершины. В 40-е годы после разгрома ОПТЭ бывшие члены его горной секции ограничились восхождениями на вершины и стали альпинистами в современном смысле. (С 90-х годов после ликвидации искусственных запретов горные туристы стали включать в свои маршруты восхождения и траверсы вершин. Известны случаи, когда восхождения в рамках туристских походов занимали призовые места в чемпионатах по альпинизму, оставаясь всего лишь одним из нескольких элементов горного похода.) К середине 30-х годов в развитии туризма выделились два самостоятельных направления (туристсо-экскурсионный и самодеятельный). В первое направление перешло в ведение ВЦСПС, где было создано Центральное туристско-экскурсионное направление (ТЭУ), а второе в ведение Всесоюзного комитета по делам физической культуры и спорта, где была создана Всесоюзная секция туризма. Начали создаваться секции туризма в ДСО и коллективах физкультуры. Спорткомитетом 26.03.1939г. был введен значок "Турист СССР", в 1940г. учреждено звание инструктора по туризму. С 1 января 1940 года туризм включен в комплекс ГТО. В довоенный период широкий размах получил туризм среди школьников. Созданная сеть станций детско - юношеского туризма действует и в настоящее время, число которых составляет более 400, а ежегодное число участников, организуемых этими учреждениями, составляет порядка 1,6 миллионов участников. В предвоенный период в самодеятельных походах - дальних и выходного дня участвовало почти 3 млн.человек. Война прервала деятельность туристских организаций. Понадобилось много лет для достижения довоенного уровня. Уже в 1945 году ВЦСПС принимает соответствующее решение. В трудное послевоенное время выделяются средства на восстановление и строительство новых турбаз и лагерей. В 1949 году Всесоюзный комитет по делам физической культуры и спорта своим постановлением включил в Единую Всесоюзную спортивную классификацию туризм. Самодеятельным туристам стали присваивать спортивные разряды и звания. Начиная с 1965 года разрядные требования включали присуждение разрядов и званий вплоть до звания Мастер спорта за совершение спортивных походов 5 категории сложности. (Постановление президиума центрального совета союза спортивных обществ и организаций СССР. Протокол "4 от 19 марта 1965 года.) [8]Начиная с 1994г. в разрядные требования по спортивному туризму введено присуждение званий Мастер спорта международного класса за совершение спортивных походов 6 категории сложности, соответствующих мировым достижениям, а также включены соревнования по туристскому многоборью, которые ранее назывались соревнованиями по технике туризма. Начиная с 50-х годов стали действовать школы инструкторов туризма, а в конце 50-х -школы руководителей сложных походов по видам туризма. Туризм стал действительно массовым. [7]В 1976 году ВЦСПС принял решение о создании единого общественного туристского органа -Федерации туризма ЦСТЭ и образовании соответствующих федераций на местах (Положение о федерациях утверждено ЦСТЭ и ВСДСО профсоюзов -протокол №7, п.9 от 16 июля 1976г.). С 1971 года проводились Всесоюзные, республиканские, областные соревнования на лучшее туристское путешествие, которые с 1981г. преобразованы в Чемпионаты СССР, республик и т.п. (Постановление ЦСТЭ, протокол №16 б п.5 от 22 мая 1980г., согласованное с Комитетом по физической культуре и спорту при Совете министров СССР). Постановлением Комитета по физической культуре и спорту от 22 августа 1980г., протокол 6, призеры чемпионатов СССР награждаются золотыми, серебряными и бронзовыми медалями II степени. Во всесоюзных соревнованиях и чемпионатах ежегодно участвовало 100-150 команд. [9]
К концу 80-х годов в системе советов по туризму было создано 950 областных, городских туристских клубов, объединяющих многотысячный общественный актив. Туристские секции и клубы работали в десятках тысяч коллективах физкультуры, которые охватывали соревнованиями, спортивными походами до 10 млн. человек. [13]
В 1992 г. после
распада СССР был создан Международный
туристско-спортивный союз, а в 2002 году
была учреждена Международная
Если раньше
спортивный туризм еще как-то пользовался
самой захудалой собственностью
профсоюзов, то после ее приватизации
административно-хозяйственным
Лидеры общественного
движения - в своей основе представляющие
техническую интеллигенцию
1.3. Применение средств спортивно-оздоровительного туризма для обеспечения безопасности жизнедеятельности.
Вынужденная автономия -
это ситуация, когда отдыхающий или турист случайно, в силу не
зависящих от него обстоятельств, оказывается
в природной среде и вынужден самостоятельно
обеспечивать свои жизненные потребности,
чтобы выжить и вернуться к людям. В условия
вынужденной автономии человек может
попасть, если он заблудился в лесу, горах,
отстал от группы на маршруте, попал в
аварию на каком-либо транспортном средстве
и при других непредвиденных обстоятельствах.
В случае автономного существования в
природных условиях (добровольного или
вынужденного) человек, чтобы сохранить
свою жизнь и здоровье, должен обладать
высокими духовными и физическими качествами,
уметь действовать в различных природно-климатических
условиях, для чего необходимо рационально
использовать в своих интересах все, что
имеется под рукой и дает окружающая природная
среда.
Деятельность человека в условиях добровольной
автономии направлена на выполнение поставленной
цели, а в условиях вынужденной - на возвращение
в свою социальную среду, к людям, привычному
образу жизни.
Добровольная автономия - это запланированный и подготовленный человеком или группой людей выход в природные условия с определенной целью. Цели могут быть разными: активный отдых на природе, исследование человеческих возможностей по самостоятельному пребыванию в природных условиях, спортивные достижения и др.
Добровольной автономии
человека в природных условиях всегда предшествует
серьезная всесторонняя подготовка с
учетом поставленной цели: изучение особенностей
природной среды, подбор и подготовка
необходимого снаряжения и, главное, физическая
и психологическая подготовка к предстоящим
испытаниям. Распространенным видом добровольной
автономии является активный туризм. Он
характерен
тем, что туристы передвигаются по маршруту
за счет собственных физических усилий
и несут весь свой груз с собой, включая
пищу и снаряжение. Основная цель активного
туризма - активный отдых в природных условиях,
восстановление и укрепление здоровья.
Таким образом, любая добровольная автономия человека в природе помогает ему развить в себе духовные и физические качества, воспитывает волю в достижении поставленных целей, повышает его способности переносить различные жизненные испытания. [12]
Психологи считают, что нахождение в одних и тех же экстремальных ситуациях вызовет у опытного человека с хорошей физической и специальной подготовкой мобилизацию сил, а у новичка, человека неуравновененного и излишне эмоционального – страх и замешательство, перходящее в панику. Уселению панического состояния способствуют, неустойчивая или слабая нервная система, болезнь, физическая или умственная усталость.
В первую очередь неопытность человека, попавшего в экстремальную ситуацию, заключается в отсутствии недостаточной общей физической формы, а так же низкий уровень технических тактических знаний и умений различных видов туризма. Путешественник с большим стажом многие препятствия преодалевает как бы не обращая на них особого внимания с минимальным затратом сил и более подготовлен к возможным опасностям. Каждый человек, отправившийся в путь пешком или на каком либо виде транспорта, подсознательно должен быть готов к любой черезвычайной ситуации (аврия, крушение, лавина и тд.). Максимум хладнокровия и выдержки, умние мнговенно собраться и сосредоточиться на главном, вот то, что поможет выжить и оказать помощь нуждающися в этом людям. [14]
Спортивно-оздоровительный туризм является одним из самых массовых видов деятельности. Его элементы, так или иначе, используются, практически, во всех видах деятельности. Это предъявляет повышенные требования к знаниям в области спортивно-оздоровительного туризма по проведению, как массовых, так и эксклюзивных мероприятий. Одним из ключевых направлений основополагающих знаний является применение специальных технических средств, особенно при проведении экстремальных мероприятий. И здесь не обойтись без средств, наиболее проработаиных в спортивно-оздоровительном туризме, роль которого, на сегодня, явно недооценивается.[15]
Информация о работе Здоровье и безопасность в туризме и других сферах деятельности человека