Здоровье и безопасность в туризме и других сферах деятельности человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 12:41, научная работа

Краткое описание

Объект исследования – состояние проблеммы безопасности жизнедеятельности человека.
Предмет исследовани - введение секционных занятий по направлению «спортивный туризм» для учащихся 8-11 класса.
Цель исследования – Донести до школьников необходимость проведения секционных занятий по спортивному туризму для обеспечения безопасности жизнедеятельности в черезвычайных ситуациях.
Гипотеза исследования – Предпологается, что введение секционных занятий по спортивному туризму помогут человеку выжить в условиях автономного существования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3
Глава 1 Теоретические основы применения средств спортивного туризма для обеспечения безопасности жизнедеятельности в условиях автономного существования…………………………………………………………………
1.1. Опасные природные явления и черезвычайные ситуации……………….
1.2 Общее представление о спортивном туризме……………………………...
1.3 Применение средств спортивно-оздоровительного туризма для обеспечения безопасности жизнедеятельности………………………………
Глава 2. Методы и организация исследования………………………….. 25
2.1. Задачи исследования …………………………………………………. 25
2.2. Методы исследования……………………………………………… 25
2.3. Организация исследования ………………………………………….30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..32
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………… 35

Вложенные файлы: 1 файл

научная работа.doc

— 160.00 Кб (Скачать файл)

Более того, получив вначале  своегостановления основные принципы обеспечения безопасности работы смежных видов спорта, внутри спортивного туризма они были исследованы, доработаны и преобразованны. Применение технических средств в различных видах подготовки, обучении и обеспечения безопасности. Актуальность исследований заключается в объективной необходимости анализа проблем применения средств спортивно-оздоровительного туризма для обеспеченния безопасности. Одна из областей применения знаний спортивно-оздоровительного туризма, вытекающая из сущности  этого вида деятельности - спасение людей. Сейчас это направление вышло далеко за рамки туризма. Но следует помнить, что основу профессиональиых знаний в этой области составляют принципы ведения спасательных работ, разработанные, в том числе, в спортивно-озлоровительном туризме, особенно в условиях автономности. И конечно же как это не парадоксально, основные методики ведения спасательных работ на высоте и спасение людей блокированных на верхних этажах зданий в условиях техногеиных чрезвычайных ситуаций, а также снаряжение для этих целей, разработано и внедрено в спортивно-оздоровительном туризме. Однако многие современные разработки, не отвечающие некоторым эксплуатационным требованиям, остаются малоэффективными, или вообще не востребованными только потому, что нет соответствующих методик обучения, таких, как в спортивно – оздоровительном туризме и адаптированных к данному виду деятельности. Обеспечение безопасности

жизнедеятельности - направление, которое во многом также опирается  на знания в области спортивно – оздоровительного туризма, используя методики подготовки, теоретические знания, практические наработки. Спортивно-оздоровительный туризм обеспечивает тот минимально необходимый уровень знаний, делая любого человека готовым к общению с природой, к сложным ситуациям и выходом из них с минимальными потерями.

Педагогические технологии обучения здесь будут особыми, хотя их основная, базовая часть все равно будет опираться на подготовку туристов. Все вышеперечисленное говорит о том, что туризм вообще, а спортивно-оздоровительный туризм в частности, является видом деятельности, в котором проектируются и используются технические средства для работ на высоте, в том числе, для обеспечения безопасности в сферах профессиональной деятельности. Однако, как уже говорилось выше, существует ряд достаточно серьезных проблем. Одна из них - это недооценка применения технических средств, опирающаяся на пробелы обучения туристов, тормозящая их использование в вышеперечисленных сферах деятельности. Различный подход к этомунаправлению в сферах смежных с туризмом, из которых приходят люди и приносят свои, зачастую, неверные представления о значении и использовании технического снаряжения, могут приводить к очень серьезным последствиям. Да и внутри туризма, к сожалению, наблюдается такая недооценка обеспечения безопасности с помощью технических средств, идущая от недостаточности знаний этой области. Сушествуюшие нормативные документы не в полной мере отражают всю специфику опасных работ и применения специальных технических средств, в том числе, в спортивно-оздоровительном туризме.[15]

Многие взрослые и  дети недооценивают важность подобной работы, так как находятся в услових социально - бытового комфорта и до поры до вренмени не сталкиваются с угрожаущими их здоровью и жизни ситуациями. Но как только человек становиться всидетелем или тем более участником этой ситуации, он осознает всою беспомощность. Чтобы предотвратить многие беды, надо знать не только причины их возникновения, но  и уметь их преодолеть. Учиться не когда не поздно, но лучше это начать как можно раньше.

Основной задачей в  работе с детьми и подростками, является предупреждение и предотвращение ЧС и обучение возможным способам избежания опасности. Учитывая склонности подростков и молодежи к риску экстремальному поведению, необходимо научить их видеть грань между подлинной отвагой и бездумной готовностью совершить поступок ради хвастовства.

 Особое внимание отводится практическому тренингу в реальных, чаще естественных условиях (парк, лес, водоем, горная местность и пр.).

Только многократные упражнения, отрабатываемые в этих условиях, смогут сформировать стойкий  навык грамотного поведения, готовность самостоятельно принять решение, психологически настроиться на победу, найти выход из создавшегося и неодинароного положения. Это способность к самореализации развивается в результате систематической, методически правильно оганизованной работы с детьми и подростками.[2]

 

 

Глава 2. Задачи, методы и  организация исследования.

2.1. Задачи исследования

В процессе исследования решались следующие задачи:

1. Провести анализ научно-методической литературы по проблеме применение средств спортивного туризма для обеспечения безопастности человека в черезвычайной ситуации.

2. Обосновать введение секционных занятий по спортивному туризму для школьников среднего и старшего звена.

3. Разработать методические рекомендации по внедрению  спортивного туризма для обеспечения безопастности человека, направленное на обучение учащихся 8-11 классов.

2.2 Методы исследования:

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

  • Теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы;
  •  Анкетирование (опрос)
  • Организационно-едагогический эксперемент
  • Тестирование
  • Организационный анализ

Анализ и  обобщение данных научно-мегодическей литературы

При анализе научно-методической литературы основное внимание уделялось  изучению взглядов на проблему применения средств спортивного туризма для обеспечения безопастности человека в черезвычайной ситуации. Обобщение литературных данных позволило конкретизировать исследовательские задачи и направить их на решение вопросов теории и методики применение средств спортивного туризма.

 

 

Анкетирование проводилось на первой неделе, на уроках классного часа совместно с классным руководителем. Участвовали школьники 8-11 классов в количестве 186 чел.

 

Организационно - педагогический экспепимент

Специально организуемое исследование, проводимое с целью выявления эффективности применения средств и методов тренировки. Педагогический эксперемент проводился в СОШ №41 с учащимся 8-11 классов. Эксперемент продлился 6 недель. Занимающимся были представлены презентации по тематике: «Спортивный туризм», «Безопасность жизнедеятельности», «Черезвычайные проишествия в стране и мире». Проведены показательные выступления с задействованием учащихся 8-11 классов. В заключении проведена беседа и тестирование учащихся.

 Тестирование проводилось на шестой неделе, на уроках классного часа совместно с классным руководителем. Целью данного тестирование было выявление эффективности организационно-педагогического эксперемента:

Полученные результаты сравнивались с анкетированием в  начале эксперемента.

 

2.3 Организация исследования

Исследование проводилось в 3 этапа:

Ӏ этап – подбор, изучение и анализ литературных источников, ознакомление с объектом исследования, уточнение проблемы,  приблизительное формулирование гипотез, разработка анкеты, проведение исследования.

На основании просмотра  литературных источников, можно сделать  следующие выводы:

Проблемы обеспечения  личной и коллективной безопасности населения, особенно молодежи, учащихся и воспитанников, на отдыхе, в том числе в форме туризма, - одна из сложных приорететных задач каждого педагога, специалиста, руководителя образовательного учреждения.

Создание системы обучения вопросам безопасности – актуальная проблема не только в сфере образования, она затрагивает интересы любого человека, и этим обусловленно особое значение подготовки  человека к черезвычайным ситуациям.

ӀӀ этап - изучение проблемы применения средств спортивного туризма для обеспечения безопастности человека, анкетный опрос (186 чел.), организационно - педагогический эксперимент.

Обеспечение безопасности жизнедеятельности - направление, которое во многом также опирается на знания в области спортивно-оздоровительного туризма, используя методики подготовки, теоретические знания, практические наработки. Спортивно-оздоровительный туризм обеспечивает тот минимально необходимый уровень знаний, делая любого человека готовым к общению с природой, к сложным ситуациям и выходом из них с минимальными потерями. Обеспечение безопасности всех мероприятий, проводимых в области ОБЖ, проводится, как правило, по методикам спортивно-оздоровительного туризма и с использованием соответствующего снаряжения.

Для эксперемента не случайно были выбраннны учащиеся 8-11классов, так как именно в этом возрасте приходит осознание действительности, время выбора пути после окончания неполного и полного среднего образования. Школьники принимают для себя важное решение, куда идти учиться или работать, и это не всегда выбор места в своем городе или в своей стране, зачастую многие едут учиться загрницу, уезжаут на заработки в другие города, страны. Именно по этому, дабы подготовить учащихся к будущим, опасностям и черезвычайным ситуациям в которые они могут попасть, предлогается ввести секционные занятия по спортивному туризму. Анкетирование проводилось на первой неделе, на уроках классного часа совместно с классным руководителем. В первой половине урока была проведена беседа на тему: «Черезвчайные проишествия в стране и в мире», школьники высказали свое мнение о проблеме безопасности человека. В ходе опроса выяснелось, что некоторые даже и не задумываются о своей безопасности тем более о помощи людям, попавшим в экстренную ситуацию. Большинство детей (65%) не представляют, как можно помочь человеку, кроме как позвонить в скорую помощь или в службу спасения, а находясь в автономных условиях, пошли бы на поиски людей, которые хоть чем-то могли помочь им и тем, кто находиться в опасности. Остальные (35%) имеют не большое представление о том, как можно помочь человеку, но как это применить на практике смогли ответить только единицы. Во второй половине урока школьники заполняли анкеты. При анализе корторых, можно сделать вывод, что дети не информированны в вопросе безопасности и  имеют скудное представление о черезвучайных ситуациях в стране и мире.

Говоря о туризме, учащиеся сделали выбор:

    • Культурно – развлекательный туризм (40%)
    • Деловой туризм (23%)
    • Реабилитационный туризм (25%)
    • Спортивный туризм (12%)

Школьники представляют себе туризм в первую очередь как  отдых (развлечение),  после уже  воостановление (оздоровление) человека и деловые поездки, и на последнем месте спортивный туризм, элементами которого являются знания и практические умения, которые могут помочь в черезвычайных и опасных ситуациях во всех видах туризма.

После проведения анкетирования  в течении следуюших трех недель занимающимся были представлены презентации по тематике: «Спортивный туризм», «Безопасность жизнедеятельности». Проведены показательные выступления с задействованием учащихся 8-11 классов.

ӀӀӀ этап – повторный опрос (186 чел.), сравнительный анализ на основании обработки результатов обоих опросов, организационный анализ, предложение практических рекомендаций.

Анализ показал, что  доминирующими мотивами занятий  туризмом являются:

После проведения оргнизационно-педагогического  эксперемента, был проведен повторный опрос учащихся и их родителей в виде тестирования.

После анализа проведенных  тестов можно сказать, что школьники  задумались о собственной безопасности и проявили к спортивному туризму  интерес и желание заниматься. Из 186 тестируемых ответили что, 36% пришли бы на секционные занятия только для обучения выживанию, остальные 59% хотели бы заниматься спортивным туризмом, остальные (5%) затруднились ответить.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОДЫ

В данной научной работе была освещена проблемма недостаточной  проработанности безопасности человека в черезвычайных ситуациях.  Жизнено важно быть готовым к любой ситуации, и подготовка по выживанию является лучшим страховым полисом, который может у вас быть. Простое применение базовых принципов и знания того, что делать в экстремальных ситуациях, сделает мир более безопасным для вас.

Необходимость подготовки в области выживания еще никогда  не была так велика. Это обусловлено  тем, что мы стали более экзотично  проводить отпуск, больше путешествовать и ездить по миру по делам бизнеса, но и тем, что сам мир за последние 12 лет был особенно нестабильным.

Исходя из вышесказанного, внедрение предлагаемой в данной исследовательской работе программы жизненно необходимо.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

  1. Организовать курсы повышения квалификации учителей физической культуры и спотра по направлению «спортивный туризм».
  2. Организовать проведение секционных занятий по направлению «Спортивный туризм», для подготовки учащихся к выживанию в автономных условиях на основании данной исследовательской работы (см. Приложение № 3).
  3. Включать в сметы средства на укрепление материально-технической базы секционных занятий по направлению «Спортивный туризм».
  4. Раз в полгода проводить соревнования по применению теоретических знаний и умений на практике.
  5. Использование прилегающих территорий для проведения практических занятий.
  6. Участие на соревнованиях проводимых на региональом уровне.

Информация о работе Здоровье и безопасность в туризме и других сферах деятельности человека