Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 16:36, реферат
В Российской Федерации, как и в других развитых странах, транспорт является одной из крупнейших базовых отраслей хозяйства, важнейшей составной частью производственной и социальной инфраструктуры.
Транспортные коммуникации объединяют все районы страны, что является необходимым условием ее территориальной целостности, единства ее экономического пространства. Они связывают страну с мировым сообществом, являясь материальной основой обеспечения внешнеэкономических связей России.
Введение
Техногенные катастрофы
Отличие катастрофы от аварии
Опасные транспортные происшествия
Катастрофа на транспорте
Транспортные катастрофы, принесшие огромные денежные потери
Мероприятия по предупреждению и защите
Характеристики различных типов транспортных катастроф
Авиакатастрофы
Железнодорожные катастрофы
Катастрофы на воде
ДТП
Тем временем в России
Аварии на транспорте
Состояние дел отрасли
Прогнозы
Крупнейшие катастрофы года
Модернизация транспортной системы
Заключение
Список использованной литературы
21 февраля 1953 г. в Мехико столкновения двух трамваев
унесло жизни 60 человек;
7 августа 1956 г. в Кали (Колумбия) взорвались
семь грузовиков с динамитом, погибли
1200 человек - страшный итог преступной
неосторожности;
22 июля 1970 г. в Дели паводковая волна смыла
с шоссе в ближайший овраг 25 автобусов,
5 такси и один военный автомобиль, число
жертв было огромно.
Действия
в ситуации, когда авария неизбежна:
Тем временем в России
«Катастрофы были, есть и будут, но их будет больше», - говорит директор Института исследования природных и техногенных катастроф Удмуртского госуниверситета Владимир Колодкин. Причина тому - резкий рост численности населения Земли (в два раза за последние 40 лет). Слова эксперта подтверждает статистика, согласно которой число техногенных катастроф в мире резко увеличилось с конца 1970-х гг., особенно участились катастрофы на транспорте. Еще не закончившийся 2011г. уже успел побить мировой рекорд по количеству техногенных ЧС, а также экономическому ущербу, который они принесли.
Аварии на транспорте
Этот год в России оказался чрезвычайно урожайным на транспортные аварии. Затонул теплоход «Булгария», серию из 11 авиакатастроф завершило крушение ЯК-42 с командой ХК «Локомотив». Однако все эти жертвы ничего кардинально не изменили в ситуации, сложившейся в транспортной сфере, и эксперты признают, что подобные ЧС будут иметь место и в дальнейшем.
Причины катастроф: cтарый транспорт, неблагоприятные климатические условия, технические проблемы, человеческий фактор, резонансные колебания, несовершенство нормативно-правовой базы.
Состояние дел в отрасли
Средний возраст российских самолетов 21 год, а почти две трети аэродромов гражданской авиации в стране нуждаются в срочной реконструкции и модернизации: большинство из них были построены более 40 лет назад, на недавнем совещании сообщил министр транспорта Игорь Левитин. Всего в российском авиапарке 1523 самолета, из которых 479 - иностранного производства. Только 52 отечественных самолета, из числа используемых авиакомпаниями, были произведены начиная с 90-х гг.
16% железнодорожных путей России нуждаются в ремонте, причем по этим путям ездят поезда, средний возраст которых – 20-25 лет. Для пополнения парка необходимо ежегодно закупать 800 новых локомотивов, а не 300, как это происходит сейчас.
С речным транспортом ситуация не лучше. На реках работают 128 круизных теплоходов, произведенных за границей, их средний возраст 45 лет. Если в советские времена пассажирскими перевозками занимались крупные пароходства, то сейчас - множество мелких компаний.
Ситуация с российскими автодорогами не меняется и остается одной из бед страны, которая постоянно приводит к жертвам.
Прогнозы
Некоторые катастрофы повторяются из года в год. «К примеру, на железнодорожном транспорте - сходы составов с рельсов в зимнее время. Эта традиция, к сожалению, может быть сохранена. Основная причина – наши климатические зимние сибирские условия. Неприспособленность многих элементов железнодорожного транспорта к зимним условиям создает всплески сходов составов с рельсов, особенно на Урале и в Сибири», - считает эксперт.
Летать на самолетах также безопасней не станет. «Из-за того, что малые компании оказываются не в состоянии, особенно в условиях кризиса, обеспечить слежение за состоянием авиационных парков и из-за падения квалификации летного состава ситуация с чрезвычайными ситуациями на авиатранспорте будет усугубляться. Катастрофы будут продолжаться, и есть признаки того, что не принимаемые кардинальные решения и ухудшение психологического состояния летного состава усилит так называемый «человеческий фактор».
Схожей точки зрения придерживаются и эксперты МЧС, которые в «Прогнозе основных рисков ЧС на 2011г.» отмечали, что «сохранятся высокие риски ЧС, связанных с авариями и катастрофами в малой авиации, что в значительной степени связано с несовершенством нормативно-правовой базы в этой сфере».
Состояние дел в сфере водного транспорта, которое хороша показала история с «Булгарией», также позволяет делать мрачные прогнозы. «Новые суда практически не строятся, потому что отсутствует финансирование и у судовладельцев, как правило, денег нет. Практически все компании-судовладельцы сегодня частные, государство не несет ответственность за состояние судов».
Крупнейшие катастрофы года
20 июня Ту-134А разбился при заходе на посадку под Петрозаводском. Из 52 человек, находившихся на борту, погибли 47. По информации причиной аварии стало непринятие решения об уходе на второй круг и снижение самолета ниже установленной минимальной безопасной высоты.
11 июля Ан-24РВ, летевший из Томска в Сургут, из-за пожара в двигателе совершил вынужденную посадку на реку Обь. Погибли 7 человек, пострадали еще 30. Причиной возгорания оказалась стружка, попавшая в масло в левом двигателе самолета.
7 сентября под Ярославлем разбился самолет Як-42, на борту которого находился основной состав хоккейной команды «Локомотив» (Ярославль). Выжить удалось только двоим: хоккеисту Александру Галимову, который позднее скончался в больнице, и бортинженеру Александру Сизову.
10 июля на Волге затонул теплоход «Булгария». За несколько минут погибли 122 человека, спасти удалось 79 человек. По итогам расследования Ространснадзора причиной катастрофы стала совокупность ряда факторов: невыполнение правил безопасности судовладельцем и капитаном при подготовке к рейсу, а также низкая квалификация и недисциплинированность членов экипажа судна.
31 июля на Москве реке столкнулся с баржей и затонул катер «Ласточка». Погибли 9 человек из 16, находившихся на борту.
11 августа недалеко от станции Симское в Челябинской области произошло столкновение двух грузовых поездов с углем. Два человека погибли, с рельсов сошли 70 вагонов. Причиной аварии стали неисправные тормоза одного из составов.
Модернизация транспортной системы
Модернизация транспортной системы относится к приоритетным задачам государственного регулирования в Российской Федерации и должна в соответствии с Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2020 года обеспечить благоприятные условия для развития экономики и социальной сферы страны, снижение транспортных издержек, создать необходимые предпосылки для интеграции России в международное производственное, информационное, транспортное и торговое сообщество.
Целью Программы является повышение сбалансированности, эффективности и безопасности транспортной системы, обеспечивающей жизненно важные интересы страны.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие основные задачи:
Для решения этих задач предусматривается
При решении программных задач должны учитываться требования по обеспечению экономической безопасности страны в части, зависящей от сферы транспорта, предусматривающие:
Заключение
Современный транспорт – зона повышенной опасности. Особенностью его является большая насыщенность энергетикой. Наиболее электроемкими видами транспортных средств автобус, троллейбус, трамвай, метрополитен.
Остается низкой безопасность транспортной деятельности, в первую очередь на автомобильном и воздушном видах транспорта. В дорожно-транспортных катастрофах ежегодно погибает 23,5 человека в расчете на 100 тыс. населения, в странах ЕС этот показатель составляет 9-10 человек.
Главные меры (усилия) человека по борьбе с авариями и катастрофами должны быть направлены на их профилактику и предупреждение. Принятые меры либо полностью исключают, либо локализуют техногенные аварии и катастрофы. В основе таки мер лежит обеспечение надежности технологического процесса.
Уместно отметить, что транспорт является источником опасности не только для его пассажиров, но и для населения, проживающего в зонах транспортных магистралей, поскольку по ним перевозится большое количество легковоспламеняющихся, химических, радиоактивных, взрывчатых и других веществ, представляющих при аварии угрозу жизни и здоровью людей.
Список использованной литературы
1. Глазунов Ю.
Н., Котляревский В. А. Аварии
и катастрофы: Предупреждение и
ликвидация последствий: Кн. 4: Учебное
пособие. Под ред.
2. Пантюхин В. В. Классификация катастроф и ЧП, - М.: Инфра М, 2004
3. Горай В. Ф. Безопасность и защита населения в ЧС, - М.: НЦ ЭНАС, 2001.
4. Транспортная стратегия
Российской Федерации на
5. Н. Лямов. «Об итогах
работы Ространснадзора в 2008 году
и задачах на 2009 год» // Доклад
исполняющего обязанности
Федеральной службы по надзору в сфере транспорта 27 февраля 2009 года
6. Прогноз техногенных чрезвычайных ситуаций в 2009 году. // Q-протектор, 27.12.2008. [оригинал статьи: q-protektor/blog/98/]
7. Сибиряков В. Г. , Системный подход к анализу аварий и катастроф. trizland/trizba.php?id=51
8. Л.А. Михайлов, В.П. Соломин, А.Л. Старостенко «Безопасность жизнедеятельности»// 2006 г.
9. mchs.gov/
10. http://www.youtube.com/