Методика проведения «Дня защиты детей» в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2015 в 21:06, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы. На современном этапе жизни общества особенно актуальными являются исследования, связанные с обеспечением безопасности детей, одна из самых наболевших тем нашего времени. Моя тема заключается в исследовании подготовки и проведения Дня защиты детей в школе, проверки и психологической подготовки учащихся к чрезвычайным ситуациям.

Содержание

Введение
Глава 1. Особенности проведения Дня Защиты Детей……………5
1.1. Понятие и сущность детского праздника…………………………..5
1.2. Планирование подготовки и проведения Дня Защиты Детей ……………………………………………………………………………….6
1.3. Организация и методика проведения Дня Защиты Детей….10
Глава 2. Теоретическое исследование истории и традиций праздника День Защиты Детей………………………………………………………………………..14
2.1. Особенности празднования Дня Защиты Детей………………….…..14
2.2. Символика праздника…………………………………………………..15
2.3.Детство в опасности………………………………………………….....16
2.4. Борьба за права ребенка……………………………………………......18
Глава 3. Разработка плана подготовки и проведения Дня Защиты Детей……………………………………………………………………….20
3.1. Командно-штабные учения……………………………………………...20
3.2.План подготовки и проведения Дня защиты Детей……………………20
3.3 Проведение комбинированной эстафеты……………………………....25
Заключение……………………………………………………………………...29
Список используемой литературы …………………………………………....31

Вложенные файлы: 1 файл

Kurosovaya_OBZh_2015_god_Metodika_provedenia_DZD.doc

— 636.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Организация и методика проведения Дня Защиты Детей.

2.1. Цели и задачи  Дня Защиты Детей:

  • всесторонняя проверка готовности образовательной организации к проведению мероприятий по обеспечению безопасности персонала и учащейся молодежи в ЧС и по ГО;
  • выработка у руководящего состава образовательной организации практических навыков по оперативному принятию обоснованных решений и умения осуществлять управление мероприятиями по защите учащихся и персонала в ЧС;
  • совершенствование учащимися теоретических знаний, полученных в процессе обучения по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»;
  • воспитание у учащихся уверенности в эффективности мероприятий ГО и убежденности в необходимости принимать в них участие;
  • формирование и развитие у преподавателей и учащихся высоких морально-психологических качеств, и в первую очередь сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих;
  • пропаганда передового опыта организации и осуществления учебного процесса по курсу ОБЖ и методического мастерства учителей, преподающих этот предмет, а также Всероссийского детско-юношеского движения «Школа безопасности» [9,7].

2.4. Методы  воспитательной работы.

Методы воспитания - это способы педагогической работы, с помощью которых осуществляется целенаправленное формирование духовных, этических, эстетических и физических качеств личности.

Методы воспитания - это способы взаимодействия педагога и ребенка, в процессе которого происходит взаимодействие на сознание, чувства, волю, поведение и систему отношений воспитанника с целью формирования личности. Педагоги применяют эти методы, но не всегда осознанно, т.е. необходимо знакомство педагогов c  классификацией методов воспитания.

Классификация методов воспитания

 

Сферы личности

Методы воспитания

Формы и приемы

Интеллектуальность

Убеждение и самоубеждение

Рассказ, беседа, разъяснение, диспут, притча, анализ, инструктаж, дискуссия, доклад, диалог, игра, ассоциация, импровизация, театрализация

Эмоциональность

Внушение

Этическая беседа, Рассказ, беседа, разъяснение, притча, игра, настрой.

Речевые: слово, интонация, пауза.

Неречевые: мимика, жесты, обстановка, художественный образ

Волевая

Требование

Совет, убеждение, намек, одобрение, выражение доверия, приучение, игра, рекомендация, инструктаж

 

Упражнение

Проблемное задание, поручение

Мотивационная

Стимулирование

Поощрение: похвала, одобрение, благодарность, награда.

Наказание: замечание, мотивированное лишение чего-либо, порицание.

Соревнование

 

Мотивация

Совет, доброжелательная критика, авансирование, практическая помощь, показ, просмотр, презентация. Анализ, настрой

Саморегуляционная

Коррекция поведения

Пример: реальный, литературный, идеальный, педагога. Самооценка, взаимооценка, самоконтроль,  самоанализ, тренинг, взаимообучение, игра

 

Анализ деятельности и общения

КТД, КА, рефлексия, презентация

Предметно-

практическая

Метод воспитывающих ситуаций (ситуации свободного выбора)

Дежурство, поручение, самостоятельная работа- творческая работа, соревнование, социальные пробы (поход), сочинение, игра

Экзистенциальная

Метод дилемм (совместное обсуждение моральных дилемм: из двух зол выбрать меньшее)

Рефлексия, дискуссия


Формы воспитания - это варианты организации конкретного воспитательного процесса, в котором объединены и сочетаются цель, задачи, принципы, закономерности, методы и приемы воспитания.

Все типы форм работы имеют свое педагогическое значение, и каждый из них по-своему ценен в процессе воспитания.

Любая форма воспитательной деятельности имеет цель – развитие определённого отношения к чему-либо: музыке, живописи, природе, книге, другому человеку, учёбе и так далее. Причём, это отношение выражено в результате предметном (для воспитанника) и воспитательном (для педагога). В зависимости от этого выбирается форма: экскурсия, разговор при свечах, диспут, «девичник», школьный бал. Потом определяется конкретное название – с учётом возраста, специфики группы. Чем многообразнее и ярче палитра организационных форм воспитательной работы, тем легче достигается цель и решаются задачи воспитания. Интересно и эффективно протекает воспитательный процесс у воспитателей, вводящих в практику внеурочной деятельности с учащимися игровую инструментовку всех дел.

Игра – основной вид деятельности ребёнка. Для ребят школьного возраста игры имеют исключительное значение. Игра для них учёба, труд – серьёзная форма воспитания.

В плане воспитательной работы необходимо вводить как можно больше игр разного типа: сюжетно-ролевых подвижных, творческих. Они могут заполнить целиком все формы воспитательной работы.

Разумное чередование, выбор наилучших форм, творческое изобретение новых, нетрадиционных форм позволяет уйти от шаблона в воспитании, сделать жизнь и внеурочную деятельность школьников увлекательной, непринуждённой, значительно повысить её воспитательный потенциал.

В практике педагогов появилось много нетрадиционных форм воспитательной работы, которые могут быть использованы при организации разнообразных видов внеурочной деятельности воспитанников: пять минут с одним (стихотворением, музыкальным произведением, с одной картиной…), «открытый марафон» (для обсуждения проблем школьной или общественной жизни), «разговор при свечах» (откровенный разговор на темы интимно-личностного общения, этического содержания жизненных ценностей), «сюрпризы дружбы» (цель – укрепление дружестных межличностных отношений через «преподнесение сюрпризов: исполнении посвящённой кому-то песни, танца, стихотворения, поделок, угощений, приготовленных самими детьми).

Эстетически воспитывая детей нужно научить их понимать прекрасное в окружающей их действительности. В условиях вспомогательной школы музыкальное искусство во всех его видах может не только решать эстетические и художественные задачи, но и способствовать коррекции личности ребенка, укреплению его нервной системы. Имея сохранным слух и зрение, дети страдающие олигофренией, не всегда умеют использовать эти анализаторы.

Арт - терапия

Активные методы работы с детьми арт - терапия (игровая изотерапия, песочная, музыкальная, куклотерапия, сказкотерапия, фототерапия) помогут оказать влияние на физическое, психическое и нравственное развитие, воспитанников.

В основном арт-терапия специализируется на изобразительном искусстве, но существуют и другие ее разновидности. Например, музыко-терапия, сказко-терапия, телесно ориентированная терапия и др. Они также эффективны, но самой популярной сегодня является именно изобразительная. Она помогает прийти в себя, расслабиться и обрести внутреннее равновесие. Методика не отличается особой сложностью.

Итак, сядьте поудобнее за стол, возьмите фломастеры и чистый лист бумаги. Закройте на несколько минут глаза и прислушайтесь к себе, постарайтесь в это время не концентрироваться на проблеме, отпустите ее. Затем начните рисовать на бумаге абстрактный сюжет - линии, цветовые пятна, фигуры. Главное - не задумываетесь над тем, что рисуете. Картинка должна быть лишена сюжета, еще лучше, чтобы она была абстрактной. Когда вы втянетесь в процесс рисования, вернитесь к проблеме, сконцентрируйтесь на ней.

Теперь, рисуя, старайтесь полностью погрузиться в свои переживания, выбирать цвет и проводить линии так, как вам диктуют ваши эмоции.

Представляйте себе при этом, что переносите свое переживание на бумагу. Старайтесь выплеснуть его на листок полностью. Творите до тех пор, пока на бумаге не кончится свободное место. Возьмите еще лист. Потом еще один. Рисуйте, пока не почувствуете, что вы опустошены, но равновесие понемногу восстанавливается.

Возьмите еще лист и напишите на нем, что вы чувствуете в данный момент. Не задумывайтесь, пишите ассоциации. Остановитесь, когда надоест. Теперь возьмите свои творения и сожгите их или порвите на мелкие кусочки. Вы избавились от своего тяжелого настроения, оно перешло в рисунок, оно исчезло

Арт-терапия может быть и основным методом терапии, и вспомогательным. Так или иначе она основана на следующих механизмах воздействия. Искусство позволяет в скрытой символической форме реконструировать травмирующую. ситуацию и найти ее разрешение через повторное моделирование.

Творчество всегда являлось средством преодоления страха, возникшего в связи с каким-то внутренним конфликтом. Кроме того, такая терапия приносит автору удовольствие. Она позволяет человеку «выпустить пар» - дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам.

Музыкальная терапия

Музыкальная терапия - это контролируемое использование музыки в лечении, реабилитации, образовании и лечении детей, страдающих от соматических и психических заболеваний:

Многочисленные методики музыкотерапии предусматривают как целостное и изолированное использование музыки в качестве основного ведущего фактора воздействия, так и дополнение музыкальным сопровождением других коррекционных методов для усиления их воздействия и повышения эффективности.

  • Эмоциональной нестабильности
  • Поведенческих нарушений (склонность к суициду)
  • Сенсорного дефицита
  • Спинномозговых травм
  • Психосоматических заболеваний
  • Внутренних болезней
  • Психических отклонений

Используемая на занятиях музыка и музыкальная терапия сама по себе реализует ряд целей:

  1. Позволяет преодолеть психологическую защиту ребенка - успокоить или, наоборот, активизировать настроить, заинтересовать;
  2. Помогает установить контакт между взрослым и ребенком;
  3. Помогает развить коммуникативные и творческие возможности детей;
  4. Повышает самооценку на основе само актуализации;
  5. Способствует отреагированию чувств;
  6. Развивает эмпатические способности;
  7. Помогает укрепить отношения с воспитателем и другими людьми, способствует установлению и развитию межличностных отношений.

 

      8. Формирует ценные практические навыки; 

     9.  Помогает занять воспитанника увлекательным делом - просмотром

музыкальных фильмов, прослушиванием музыки, музыкальными играми, пением, танцами, движением под музыку, импровизации на музыкальных инструментах;

Музыка терапия очень эффективна в коррекции нарушений общения, возникших у детей по разным причинам. Сеансы музыкотерапии позволяют создать условия для эмоционального диалога часто даже в тех случаях, когда другие способы исчерпаны. Контакт с помощью музыки безопасен, не навящев, индивидуализирован, снимает страхи, напряженность. Варьирование на занятиях знакомых и не знакомых произведений, их громкости, скорости дает возможность направленной работы с разными детьми.

Гарденотерапия

С целью коррекции поведенческих и эмоциональных расстройств у детей с ОВЗ используется гарденотерапия в различных видах деятельности: на специально организованных занятиях, наблюдениях за растениями, игровой, трудовой, изобразительной деятельности. Практика показывает, что детям нравится работать с растениями и с землей, т.к. продукты деятельности  имеют конкретный результат и находится в прямой зависимости от усилий, которые дети вложили в свой труд. Игры с песком - это одна из форм естественной деятельности ребенка. 

Использование песочной терапии позволяет совершенствовать координацию движений, мелкую моторику и ориентацию в пространстве; стимулирует интерес к занятиям; развивает речь;  формирует представление об окружающем мире; «проигрывает» разнообразные жизненные ситуации, объясняет их смысл и способ поведения в них; стабилизирует психоэмоциональное состояние.

Сказкотерапия

Направления в работе  со сказкой 

Познавательное развитие

Социальное развитие

Физическое развитие

Развитие творческого воображения

Формы организации

Предлагаю следующие формы организации:

игровые занятия;

комплексные занятия;

самостоятельная игровая деятельность детей;

самостоятельная продуктивная деятельность детей;

экскурсии;

встречи с интересными людьми;

праздники.

Методы и приемы

В качестве основных методов и приемов использую:

элементы  ТРИЗ: проблемные ситуации и вопросы; игровые задания; игры - экспериментирования с предметами и материалами;

моделирование сказочных сюжетов;

творческие задания;

пластические игры и упражнения;

элементы драматизации.

Использование данных методов и приемов способствует развитию познавательной активности, формированию креативности как качества личности у дошкольников; учит действиям. с помощью которых осуществляется творчество.

Роль педагога в совместной взросло-детской деятельности при работе со сказкой.

Вся работа проходит в форме игры, но при этом сохраняются элементы познавательного и учебного общения. Роль педагога состоит в том, чтобы отойти от традиционных методов и приемов работы со сказкой (чтение, рассказывание, пересказ, просмотр спектаклей, м/ф и кинофильмов по сказкам) и подойти к использованию сказочного материала нетрадиционно. Это значит, инициировать у детей умение нестандартно, оригинально воспринимать содержание сказок, отражать его во всех видах деятельности, а также создавать предпосылки для сочинения ребенком собственной сказки. При этом, учитываем индивидуальные психофизиологические особенности детей; соблюдаем принцип "От простого - к сложному"; создаем в группе комфортную предметно-пространственную развивающую среду.

Важно не дать ребенку готовый ответ, а помочь найти этот ответ вместе; хотеть выслушать ребенка; улыбаться и использовать мягкие интонации; находиться в позиции глаза - в - глаза.

Информация о работе Методика проведения «Дня защиты детей» в школе