Методика проведения «Дня защиты детей» в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2015 в 21:06, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы. На современном этапе жизни общества особенно актуальными являются исследования, связанные с обеспечением безопасности детей, одна из самых наболевших тем нашего времени. Моя тема заключается в исследовании подготовки и проведения Дня защиты детей в школе, проверки и психологической подготовки учащихся к чрезвычайным ситуациям.

Содержание

Введение
Глава 1. Особенности проведения Дня Защиты Детей……………5
1.1. Понятие и сущность детского праздника…………………………..5
1.2. Планирование подготовки и проведения Дня Защиты Детей ……………………………………………………………………………….6
1.3. Организация и методика проведения Дня Защиты Детей….10
Глава 2. Теоретическое исследование истории и традиций праздника День Защиты Детей………………………………………………………………………..14
2.1. Особенности празднования Дня Защиты Детей………………….…..14
2.2. Символика праздника…………………………………………………..15
2.3.Детство в опасности………………………………………………….....16
2.4. Борьба за права ребенка……………………………………………......18
Глава 3. Разработка плана подготовки и проведения Дня Защиты Детей……………………………………………………………………….20
3.1. Командно-штабные учения……………………………………………...20
3.2.План подготовки и проведения Дня защиты Детей……………………20
3.3 Проведение комбинированной эстафеты……………………………....25
Заключение……………………………………………………………………...29
Список используемой литературы …………………………………………....31

Вложенные файлы: 1 файл

Kurosovaya_OBZh_2015_god_Metodika_provedenia_DZD.doc

— 636.50 Кб (Скачать файл)

Творческие задания

могут быть индивидуальными и коллективными. Результатом выполнение творческих заданий является появление продукта, отличающегося новизной, оригинальностью, уникальностью (нового образа, рисунка, сказки)

2.2. Планирование подготовки и проведения Дня Защиты Детей.

Успех проведения Дня Защиты Детей во многом зависит от его заблаговременной подготовки, правильного распределения обязанностей между организаторами, четкого руководства и качества разработки документов на его проведение.

К руководящему составу образовательной организации относятся: начальник гражданской обороны — директор, его заместители, начальник штаба ГО и командно-начальствующий состав (КНС) формирований (там, где они созданы).

За месяц до Дня Защиты Детей целесообразно провести командно-штабное учение (КШУ) с целью выработки у руководящего состава навыков в проведении мероприятий в области защиты от ЧС и по ГО, подготовки органов управления образовательной организации к выполнению поставленных задач [10,6].

Командно-штабное учение может проводиться в виде служебного совещания или педагогического совета.

При выборе темы Командно Штабного Учения необходимо учитывать специфику образовательного учреждения, возможность возникновения различных Чрезвычайных Ситуаций природного и техногенного характера, а также руководствоваться рекомендациями территориальных органов по делам ГОЧС и управлений образованием.

Лучшее время для проведения Дня Защиты Детей — март—май. К этому периоду завершается изучение учащимися программы курса ОБЖ. По срокам День Защиты Детей должен совпадать со временем проведения плановой ежегодной объектовой тренировки [6].

Организованное и содержательное проведение Дня Защиты Детей невозможно без тщательного и продуманного планирования всего комплекса мероприятий. Необходимые документы разрабатываются штабом Гражданской Обороны под руководством директора с привлечением актива образовательной организации.

Основные мероприятия Дня Защиты Детей планируются как общие для всего личного состава образовательной организации, так и раздельные — дифференцированно для постоянного состава и учащихся по возрастным группам.

На подготовку Дня Защиты Детей следует отводить не менее месяца. В этот период штаб Гражданской обороны образовательной организации активизирует пропаганду курса ОБЖ, используя при этом устные выступления, стенную печать, теле- и радиоузел, учебные видео- и кинофильмы. Обновляется наглядная агитация, оборудуются тематические выставки [3,10].

Проводится работа, направленная на повышение качества подготовки постоянного состава, совершенствование обучения учащихся.

В подготовительный период целесообразно провести педагогический совет, на котором рассмотреть состояние Гражданской Обороны, определить конкретные задачи и назначить ответственных за подготовку и проведение всех мероприятий, а также содержание и объем разрабатываемых документов.

К этим документам относятся:

  • приказ начальника ГО образовательной организации «О подготовке и проведении ДЗД»;
  • план проведения ДЗД.

Узловые вопросы подготовительной работы должны постоянно находиться в поле зрения директора — начальника ГО образовательной организации. По его инициативе усилиями педагогов и учащих в образовательной организации совершенствует учебно-материальная база (УМБ). Посильное участие в этом могут принимать родители и шефские организации.

Основными практическими мероприятиями, проводимыми в День защиты детей, могут быть:

  • сбор руководящего состава;
  • учебные эвакуационные мероприятия;
  • действия по сигналу оповещения «Внимание всем!» и информации о радиоактивном заражении местности, заражении аварийно химически опасными веществами, о возникновении стихийного бедствия, угрозе взрыва и т. д.;
  • герметизация помещений;
  • изготовление   простейших   средств защиты органов дыхания и тренировки в приспособлении повседневной одежды к защите от радиоактивной пыли и аварийно химически опасных веществ;
  • открытые и показательные занятия;
  • мероприятия по военно-патриотическому воспитанию учащихся;

встречи с ветеранами войны, работниками штабов ГОЧС, УВД, ГИБДД, ликвидаторами аварии на Чернобыльской АЭС и землетрясений в Армении, Нефтегорске, представителями аварийных и поисково-спасательных служб и т. д.;

-тренировки в работе с приборами РХР и дозиметрического контроля;

-тренировки по оказанию первой само- и взаимопомощи;

-викторины, соревнования по прикладным видам физической культуры, спортивные эстафеты, военно-спортивные игры, походы и т. д.

Всех учащихся в процессе подготовки целесообразно разделить на три возрастные группы (1—4, 5—9, 10—11 классы) и своевременно довести до каждой перечень мероприятий, в которых данная группа участвует, их содержание, место и время проведения[6].

Мероприятия для первой возрастной группы:

  • викторина «Условия безопасного поведения учащихся»;
  • тренировки по разделу «Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях».

Мероприятия для второй возрастной группы:

  • викторина по разделу «Безопасность и защита человека в ЧС»;
  • показательное практическое занятие по действиям учащихся в ЧС;
  • соревнование по оказанию первой помощи.

Мероприятия для третьей возрастной группы:

  • открытые и показательные уроки по разделам «Безопасность и защита человека в ЧС» и «Основы военной службы» курса ОБЖ;
  • соревнования по оказанию первой помощи;
  • соревнования по прикладной физической культуре [4].

Исходя из местных условий и возможностей образовательной организации, могут проводиться и другие мероприятия.

Подход к организации мероприятий для каждой возрастной группы должен носить дифференцированный характер.

Главными условиями успешного проведения ДЗД являются:

  • разнообразие форм и методов проведения мероприятий, создание атмосферы праздника;
  • максимальное насыщение практическими мероприятиями, состязательный характер;
  • борьба за право называться лучшим классом (группой) по курсу ОБЖ;
  • правильный выбор времени (все запланированные мероприятия должны проводиться без нарушения учебного процесса в часы плановой объектовой тренировки);
  • при проведении мероприятий ДЗД предусматриваются необходимые меры по обеспечению безопасности учащихся и медицинский контроль [6,4].

2.3. Организация и методика проведения Дня Защиты Детей.

День защиты детей целесообразно начинать со сбора руководящего состава образовательной организации до начала занятий первой смены. При этом директор доводит порядок проведения ДЗД. заслушивает доклады своих заместителей о готовности постоянного состава и учащихся к проведению мероприятий, предусмотренных планом.

Для введения в обстановку преподавателя: (классных руководителей) и постановки задач используются перемены между занятиями.

Учащиеся получают информацию о мероприятиях ДЗД от преподавателей или через радиоузел [6].

Открытие ДЗД обычно проводится до начала первого урока и начинается торжественной линейкой (если ее организовать невозможно, то организуется радиолинейка, а общешкольный сбор проводится на большой перемене или после занятий первой смены).

Руководящий состав образовательной организации действует от начала и до конца мероприятия, отрабатывая все вопросы, предусмотренные планом.

Весь личный состав образовательной организации (педагогический состав, технический персонал, учащиеся) активно участвует во всех основных мероприятиях.

Важное значение в мероприятиях ДЗД должно быть отведено отработке действий персонала и учащихся по предупредительному сигналу «Внимание всем!» и последующим речевым информациям. Подача сигнала «Внимание всем!» осуществляется в зависимости от технического оснащения образовательной организации (радиоузел, прерывистые сигналы электрозвонка и т. п.). При этом руководство образовательной организации осуществляет контроль за прохождением учебного сигнала и его своевременным доведением до исполнителей. Сигнал «Внимание всем!» целесообразно подавать при отработке одного из разделов Плана ГО и действий по предупреждению и ликвидации ЧС в мирное время, например проведения эвакомероприятий [4,1].

В течение дня в образовательной организации во всех классах (группах) проводятся занятия согласно общему расписанию занятий.

Викторины. По своему содержанию они должны быть тематическими. Все вопросы викторины не должны превышать объема программы для соответствующего класса (группы). Для ее проведения назначается жюри из трех человек (учитель, медицинский работник, активист-старшеклассник), а класс (группа) делится на команды. По окончании викторины объявляются команды-победительницы, им вручают призы, памятные подарки, сувениры, грамоты.

Открытые уроки. Занятия по ОБЖ в третьей возрастной группе в этот день проводятся открытыми. На них, как правило, присутствуют работники органов управления образованием и гражданской обороны, приглашенные гости. Уроки ведут опытные преподаватели, прошедшие подготовку в учебно-методическом центре ГОЧС.

Тренировки по разделу «Безопасность и защита человека в ЧС». Такие тренировки проводятся с учащимися первой возрастной группы на уроках, прел; смотренных расписанием, или во внеурочное время методом практических занятий. На тренировках под руководством преподавателей учащимися отрабатываются вопросы пользования простейшими средствами защиты органов дыхания и от них принимав зачеты. Организуется изготовление ватно-марлевых повязок. Учащиеся третьей возрастной группы еда: нормативы ГО в соответствии с программой [4,1].

Соревнования по оказанию первой помощи позволяют закрепить приобретенные теоретические навыки. Они проводятся, как правило, во внеурочное время. Для учащихся третьей возрастной группы устанавливаются следующие этапы: оказание первой помощи при различных видах травм; оказание первой помощи при массовых поражениях; оказание помощи утопающему; оказание первой помощи при ожогах, отморожениях, солнечных и тепловых ударах.

Соревнования по прикладной физической культуре составляют основное содержание мероприятий по военно-патриотическому воспитанию и развитию щей выносливости у учащихся. Во внеурочное время проводится комбинированная эстафета с включение: различных упражнений из программы ОБЖ.

Во внеурочное время могут проводиться смотры художественной самодеятельности, строевой песни, тематические встречи, мероприятия по военно-патриотическому воспитанию учащихся.

Заканчивается День защиты детей подведением итогов, которое целесообразно проводить раздельно: с учащимися младших классов (групп) после завершения намеченных для проведения с ними мероприятий; с учащимися средних и старших классов (групп) после выполнения всего плана мероприятии ДЗД; с педагогическим коллективом и технически: персоналом в конце рабочего дня с заслушиванием ответственных должностных лиц, разбором и анализом ошибок и недостатков, допущенных в ходе ДЗД. поощрением отличившихся.

Данные рекомендации следует применять в качестве одного из примерных вариантов организации проведения ДЗД [4,6].

 

 

Глава 3. Разработка плана подготовки и проведения Дня Защиты Детей.

 

3.1. План подготовки и проведения  Дня защиты Детей.

Табл. 1.

п/п

Мероприятия

Время и место проведения

Кто проводит

Отметка о выполнении

1

Подготовительный период

Изучение с администрацией школы, учителями младших классов и классными руководителями нормативных документов Министерства образования Российской Федерации, территориального органа управления МЧС РФ по вопросам подготовки учащихся по программе «Основы безопасности жизнедеятельности» и задачи планов ГО на мирное и военное время.

 

директор-

руководитель ГО (РГО) школы,

начальник штаба ГО (НШГО) школы

 

2

Рассмотреть на служебном совещании при директоре вопросы: «О состоянии ГО в школе и задачах педколлектива по подготовке и проведению «Дня защиты детей».

 

директор-

школы

 

3

Определение состава участников, привлекаемых для подготовки и проведения «Дня защиты детей».

 

директор, НШГО школы пр-орг. ОБЖ, учитель физкультуры

 

4

Инструктивно-методическое занятие членов общественной комиссии и подкомиссий (жюри) по изучению положения, судейской документации и различных вариантов проведения мероприятий «Дня защиты детей». Корректировка плана проведения дня.

 

директор, НШГО школы, пр-орг. ОБЖ, учитель физкультуры

 

5

Отработка порядка и последовательности (сценария) «Дня защиты детей» с его организаторами, членами общешкольной комиссии и подкомиссии.

 

директор,

ответственные за проведение дня

 

6

Организация и осуществление контроля за качеством занятий и тренировок по программе ОБЖ в 3-7-8 и 9-10-11 классах в период подготовки к «Дню защиты детей».

 

НШГО школы

 

7

Завершение подготовки педагогического состава и технического персонала по основным темам программы ГО.

 

НШГО школы

 

8

Организация и проведение занятий с лицами, назначенными на пункт выдачи противогазов.

 

НШГО школы

 

9

Подготовка имущества ГО, которое будет использоваться при проведении «Дня защиты детей».

 

НШГО школы

 

10

Изготовление простейших средств защиты органов дыхания, заготовка материала для проведения практических мероприятий.

 

классные руководители

 

11

Организация и проверка средств противопожарной защиты (ППЗ),

     

12

Разработка судейских документов для членов жюри и классных руководителей по проведению соревнований по ГО.

     

13

Связаться со штабом ГО района, ГАИ, ОППН, ОППНЖ,

экологическим центром, службой противопожарной защиты с целью привлечения их к проведению мероприятий в ходе «Дня защиты детей».

 

НШГО школы

 

14

Приобрести и доставить в школу, организовать демонстрацию кинофильмов по темам:

-«Человек в экстремальных ситуациях»;

-«Действия человека в условиях заражения»;

-«Коллективные средства защиты»;

-«Оказание первой медицинской помощи пострадавшим».

 

НШГО школы

 

15

Объявить конкурс на лучшую стенную газету на тему:

-«Окружающая природа и человек»;

-«Экологические проблемы»;

-«Чрезвычайные ситуации и что мы знаем о них».

 

классные руководители

 

16

В школьной библиотеке организовать выставку книг, брошюр, альбомов по тематике:

-«Природа и человек»;

-«Чрезвычайные ситуации и что мы знаем о них»;

-«ГО в современной печати».

 

библиотекарь

 

17

В школе на 1 этаже подготовить уголок ГО.

 

НШГО школы

 

18

Совершенствовать учебно-материальную базу ГО школы:

-привести в порядок классы для проведения занятий;

-подготовить для соревнования спортивный зал, учебный городок;

-привести в порядок и проверить исправность технологических средств обучения.

 

НШГО школы

 

1

Проведение «Дня защиты детей»

Сбор руководящего и начальствующего состава ГО, заслушивание доклада начальника ГО, директора школы о выполнении учебного плана курса «Основы безопасности жизнедеятельности», о готовности к проведению мероприятий, предусмотренных планом «Дня защиты детей».

актовый зал

   

2

Выступление агитбригады школы

актовый зал

   

3

Открытие «Дня защиты детей», проведение общешкольной линейки с участием учащихся, преподавателей школ, штаба ГО района, отдела образований района и привлеченных для проведения мероприятий.

спортзал

директор школы

 

4

Открытые уроки по программе ОБЖ

     
 

2 кл.: «Знай и соблюдай правила дорожного движения»

 

преподаватели

 
 

2 кл.: «Домашние животные и безопасность при общении с ними»

 

преподаватели

 
 

3 кл.: «Основные средства защиты органов дыхания»

 

преподаватели

 
 

3 кл.: «Водоемы нашей местности, правила купания в них и меры безопасности. Основные подручные средства защиты в воде.»

 

преподаватели

 
 

5 кл.: Поле чудес «Знай и соблюдай правила дорожного движения»

 

преподаватели

 
 

6 кл.: «Правила поведения человека при попадании в условия автономии в природе»

 

классный руководитель

 
 

6 кл.: «Автономное существование человека в природных условиях» (Игра-путешествие)

 

преподаватели

 
 

6 кл.: «Влияние смены климато-географических условий на организм человека»

 

преподаватели

 
 

6 кл.: «Оказание первой медицинской помощи в природных условиях»

 

преподаватели

 
 

6 кл.: «Правила и способы укладки, разведения костров. Способы добычи огня.»

 

преподаватели

 
 

7 кл.: Практическое занятие. Оказание первой медицинской помощи пострадавшим в ЧС. «Скорее скорой».

 

преподаватели

 
 

7 кл.: «Чрезвычайные ситуации криминального характера», «Последствия нарушения ТБ на ж/д транспорте».

 

преподаватели

 
 

8 кл.: «Действия населения при химических опасных явлениях».

 

преподаватели

 
 

8 кл.: Военизированная эстафета.

 

преподаватели

 
 

9 кл.: «Приборы РХР и их применение».

 

преподаватели

 
 

10 кл.: «Основные мероприятия по защите населения от последствий ЧС мирного и военного времени».

 

преподаватели

 

5

Действия учащихся и педколлектива при сигнале:

-«Внимание всем!»

-«Пожарная опасность»

Эвакуация педколлектива и учащихся на спортивную плащадку.

 

РГО школы

РГО школы

 

1

Подведение итогов

Сбор педагогического состава для подведения итогов «Дня защиты детей»

 

директор школы,

заместитель

 

2

Заслушивание ответственных должностных лиц. Обсуждение итогов «Дня защиты детей».

 

директор школы,

заместитель

 

3

Определение победителей проводимых мероприятий

 

директор школы

 

4

Объявление приказа директора школы об итогах «Дня защиты детей» на построении школы

 

НШГО школы

 

5

Вручение призов, памятных подарков победителям соревнований

 

директор школы

 

Информация о работе Методика проведения «Дня защиты детей» в школе