Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 11:46, реферат
Решение проблемы немедицинского потребления наркотических веществ на территории Российской Федерации в настоящее время вышло в разряд первоочередных задач, стоящих перед государством, и тесно связано с современным состоянием российского общества, которое чаще всего определяется специалистами как нестабильное и даже кризисное. Состояние химической зависимости, развивающееся у того или иного индивида, является результатом воздействия совокупности факторов как биологического, так и психологического и социального порядков. Следует отметить, что конкретное (индивидуальное) сочетание причин, приводящих к формированию нарко- и токсикоманий , различно у каждого пациента наркологической клиники
1. Введение
2. Ответственность граждан
3. Основные фактроры, порождающие наркоманию и токсикоманию
4. Антинаркотическая работа в учебных заведениях
5. Признаки употребления учащимися одурманивающих веществ
6. Профилактика нарко- и токсикомании среди учащихся
7. В заключение
Был
предусмотрен и второй вопрос, рассчитанный
на выяснение мнения экспертов относительно
личностных социально-психологических
факторов, предопределяющих внутреннюю
мотивацию подростков относительно приобщения
к алкоголю и наркотикам, психотропным
веществам. Кроме того, вопрос предусматривал
и детализацию некоторых внешних факторов,
влияющих на поведение подростков. Второй
вопрос ставился так: "ЧЕМ, НА ВАШ ВЗГЛЯД,
ПРЕЖДЕ ВСЕГО МОЖНО ОБЪЯСНИТЬ РОСТ ЧИСЛА
НАДЫМСКИХ ПОДРОСТКОВ, УПОЬРЕБЛЯЮЩИХ
ПСИХОТРОПНЫЕ СРЕДСТВА, АЛКОГОЛЬНЫЕ НАПИТКИ?
(Укажите не более 3-х самых главных)"
Основные причины наркотизации: |
% |
желание испытать острые ощущения |
59 |
доступность алкоголя |
45 |
бесконтрольность со стороны родителей |
38 |
страх быть осмеянным за трусость |
36 |
доступность психотропных средств |
29 |
незнание о пагубных последствиях |
23 |
чей-то нажим |
14 |
неэффективность работы инспекции по делам несовершеннолетних |
14 |
недостатки профилактической работы |
12 |
безнаказанность подростков |
10 |
безнаказанность родителей |
10 |
безнаказанность подстрекателей |
10 |
недостоверность официальной статистики |
9 |
состояние здоровья подростков |
5 |
потребность снять стресс |
4 |
Анализ ответов экспертов на данный вопрос показал, что основным личностным мотивом подростков, пристрастившихся к употреблению алкоголя, наркотиков, психотропных средств, является любопытство, желание испытать острые ощущения. Эксперты также считают, что развитию этих пагубных привычек способствуют опасения подростков быть осмеянными друзьями за трусость в случае отказа попробовать "запретный плод".
В качестве дополнительной иллюстрации приведем данные из исследования В.Г.Попова, показывающие распространенность этого пагубного явления в молодежной среде на Среднем Урале. "ПРИХОДИЛОСЬ ЛИ ВАМ САМОМУ КОГДА-ЛИБО УПОТРЕБЛЯТЬ АЛКОГОЛЬНЫЕ НАПИТКИ, НАРКОТИЧЕСКИЕ И ТОКСИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА?" Вопрос, поставленный в такой формулировке, имел принципиальный характер. Вот какие ответы были получены (в % от числа ответивших по каждой группе):
Молодежь |
Правонарушители | |||
Приходилось ли употреблять: |
да |
нет |
да |
Нет |
алкогольные напитки |
89 |
11 |
86 |
14 |
наркотики |
24 |
77 |
51 |
50 |
токсичные вещества |
9 |
91 |
50 |
50 |
А как идет приобщение юных северян к табачному зелью? "Начинаешь курить, - метко подметил мотивы технологии приобщения молодых к табаку Жорж Сименон, - чтобы доказать, что ты мужчина. Потом пытаешься бросить курить, чтобы доказать, что ты мужчина".
В
анкете учащегося (Надым - 2000), которую
заполняли наши молодые респонденты в
школах на Крайнем Севере, вопрос, связанный
с курением, так и формулировался: "ВСПОМНИТЕ,
ПОЖАЛУЙСТА, В КАКОМ ВОЗРАСТЕ ВЫ БОЛЕЕ
ИЛИ МЕНЕЕ РЕГУЛЯРНО НАЧАЛИ КУРИТЬ.?".
Ответы учащихся (Школ с СПТУ) распределились
следующим образом (в % от общего числа
опрошенных в каждой группе):
ГРУППЫ |
Не курят |
Начали курить в возрасте: | ||
До 10 лет |
От 10 до 14 лет |
От 14 до 17 лет | ||
В целом |
37 |
1,1 |
22 |
29 |
В том числе по группам: | ||||
по полу: |
||||
Юноши |
36 |
11 |
24 |
19 |
Девушки |
46 |
1,9 |
19 |
19 |
по возрасту: |
||||
14 лет |
57 |
4 |
17 |
4 |
15 лет |
36 |
3,4 |
29 |
19 |
16 лет |
31 |
10 |
19 |
29 |
17 лет |
20 |
12 |
25 |
38 |
Прежде всего отметим, что на этот вопрос нам посчитали возможным ответить около 90% наших молодых респондентов. Если верить их ответам (а мы считаем такой вариант вполне реалистичным), то сегодня среди учащихся 7-11 классов на Крайнем Севере пока не курят около половины (37% - пока не пробовали курить и 14% - "уже бросили это пристрастие). Следует отметить наличие процесса своеобразной "табачной феминизации", идущего в молодежной среде. Среди мальчиков-подростков и юношей (в 7-11 классах) "пробовали курить" 54% опрошенных, среди их сверстниц-девушек - около 40%.
А в каком возрасте дети на Севере приобщаются к спиртному? В "Анкете учащегося" (Надым -2000) мы попросили старшеклассников ответить на вопрос: "ВСПОМНИТЕ, ПОЖАЛУЙСТВ, В КАКОМ ВОЗРАСТЕ ВЫ БОЛЕЕ ИЛИ МЕНЕЕ НАЧАЛИ РЕГУЛЯРНО УПОТРЕБЛЯТЬ СПИРТНЫЕ НАПИТКИ.?". Ответы учащихся (школ и СПТУ) распределились следующим образом (в % от общего числа опрошенных в каждой группе):
ГРУППЫ |
Вообще не употребляют |
Начали употреблять в возрасте: | ||
До 10 лет |
От 10 до 14 лет |
От 14 до 17 лет | ||
В целом |
37 |
1,1 |
22 |
29 |
В том числе по группам: | ||||
по полу: |
||||
Юноши |
32 |
1,8 |
23 |
31 |
Девушки |
41 |
0,3 |
21 |
27 |
по возрасту: |
||||
14 лет |
56 |
0.4 |
23 |
9 |
15 лет |
34 |
3,5 |
18 |
32 |
16 лет |
26 |
- |
24 |
41 |
17 лет |
16 |
2,2 |
22 |
51 |
Итак, уже к 14-ти годам около 23-25% юных северян в той или иной мере "лично знакомятся с зеленым змием". К 10- му классу остальное число школьников, осуществивших подобное знакомство, достигает 80-85%.
Судя по данным опроса, девушки немногим отстают от своих сверстников-юношей (в целом по массиву опрошенных на момент опроса пока не употребляли спиртного 32% юношей и 41% девушек). Как и в случае с табакокурением, по мере взросления определенная часть детей, подростков, в силу тех или иных обстоятельств, бросают (а вернее, не развивают в себе) привычку к употреблению спиртного.
Поведение
человека во многом определяется характером
и системой социальных ценностей, бытующих
как в обществе в целом, так и в той микросреде,
в которой обитает конкретный человек.
В широком смысле, социальные ценности
можно представить как значимость явлений
и предметов реальной действительности
с точки зрения их соответствия или несоответствия
потребностям общества, социальной группы,
личности. В более узком, это - нравственные
и эстетические императивы (требования),
выработанные человеческой культурой
и являющиеся продуктами общественного
сознания. Индивид интернализует (усваивает)
ценности в процессе своей социализации,
являющиеся основой социальных норм. Набор
социальных ценностей присутствует и
в процессе приобщения человека к употреблению
спиртных напитков. "КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ,
ЧТО ПОБУЖДАЕТ МОЛОДОГО ЧЕЛОВЕКА УПОТРЕБЛЯТЬ
АЛКОГОЛЬ?"- на этот вопрос ответы учащихся
надымских школ распределились следующим
образом (в % от общего числа опрошенных
по каждой группе):
Условия, причины, обстоятельства |
ГРУППЫ | ||
В целом |
В том числе: | ||
юноши |
девушки | ||
при помощи алкоголя: | |||
можно поднять себе настроение, повысить общий тонус |
49 |
51 |
46 |
можно отвлечься |
37 |
32 |
42 |
легче преодолеть чувство одиночества, неустроенность жизни |
23 |
19 |
28 |
можно снять напряжение |
18 |
19 |
16 |
легче наладить контакт |
16 |
19 |
13 |
легче организовать свой досуг |
8 |
10 |
5 |
легче занять гостей |
6 |
6 |
6 |
можно снять недомогание, излечить недуг, болезнь |
3,6 |
4,9 |
2,3 |
Другое |
2,9 |
3,2 |
2,6 |
Прежде
всего отметим, что на этот вопрос ответили
94% наших респондентов. Нетрудно видеть,
что в первую пятерку причин, побуждающих
детей, подростков. Молодых людей "заглядывать
в рюмку" (по мнению самых молодых респондентов)
вошли следующие социально-психологические
проблемы общения:
ПРОБЛЕМЫ: |
% |
оптимизация настроения, тонуса |
49 |
отвлечение от стоящих насущных вопросов |
37 |
преодоление чувства одиночества |
23 |
снятие психологического напряжения |
18 |
оптимизация контактов общения |
16 |
Если
обратиться к анализу ответов юношей и
девушек, то наибольшие различия в оценке
причин приобщения молодежи к спиртному
мы находим по трем основным позициям
(в % от общего числа опрошенных юношей
и девушек):
ПРОБЛЕМЫ: |
юноши |
девушки |
отвлечение от насущных стоящих вопросов |
32 |
42 |
преодоление чувства одиночества, неустроенности жизни |
19 |
28 |
Организация своего досуга |
10 |
5 |
К концу XX-го века в России по самым приблизительным подсчетам, 20-25 млн. чел. нуждались в наркологической помощи. Может быть, в будущем их стало бы меньше, знай родители заранее о предрасположенности своего чада к алкоголю?
Знают ли юные северяне, что такое наркотики? Если заглянуть в Уголовный кодекс Российской Федерации от 24 мая 1996 г. в статьи °° 228,229,230,231,232,233, связанных с наркотическими средствами, то в них предусматривается уголовная ответственность за:
а) незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозку, пересылку либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ;
б) хищение либо вымогательство наркосредств;
в) организацию либо содержание притонов для потребления наркосредств и др.
При этом в качестве наказания предусматривается лишение свободы от трех до пятнадцати лет с конфискацией имущества или без таковой.
По статье 229- хищение либо вымогательство наркосредств уголовная ответственность предусматривается с 14 лет.
Эффективное
действие законодательства, как минимум,
предполагает знание населением предмета,
за противоправное использование которого
может последовать уголовное наказание.
В исследовании была сделана попытка выяснить
мнение различных групп молодежи по поводу
их осведомленности о наркотиках. В анкетах,
которые заполняли учащиеся школ и ПТУ,
студенты и молодые работающие надымчане
вопрос был сформулирован так: "ЗНАЕТЕ
ЛИ ВЫ, ЧТО ТАКОЕ НАРКОТИКИ?". Ответы
респондентов распределились следующим
образом (в % от общего числа опрошенных
по каждой группе):