Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 11:46, реферат
Решение проблемы немедицинского потребления наркотических веществ на территории Российской Федерации в настоящее время вышло в разряд первоочередных задач, стоящих перед государством, и тесно связано с современным состоянием российского общества, которое чаще всего определяется специалистами как нестабильное и даже кризисное. Состояние химической зависимости, развивающееся у того или иного индивида, является результатом воздействия совокупности факторов как биологического, так и психологического и социального порядков. Следует отметить, что конкретное (индивидуальное) сочетание причин, приводящих к формированию нарко- и токсикоманий , различно у каждого пациента наркологической клиники
1. Введение
2. Ответственность граждан
3. Основные фактроры, порождающие наркоманию и токсикоманию
4. Антинаркотическая работа в учебных заведениях
5. Признаки употребления учащимися одурманивающих веществ
6. Профилактика нарко- и токсикомании среди учащихся
7. В заключение
ГРУППЫ |
Знают определенно |
В основном представляют |
Представляют смутно |
Не знают |
а) учащиеся школ, ПТУ | ||||
В целом |
53 |
33 |
8 |
4 |
в том числе: |
||||
юноши |
62 |
29 |
5 |
3,6 |
девушки |
45 |
39 |
11 |
5 |
в возрасте |
||||
14 лет |
43 |
40 |
12 |
6 |
15 лет |
49 |
37 |
8 |
7 |
16 лет |
64 |
29 |
4,5 |
2,6 |
17 лет |
71 |
25 |
- |
- |
б) студенты | ||||
в целом |
65 |
29 |
3,4 |
1,1 |
в том числе: |
||||
юноши |
77 |
20 |
2,1 |
1,0 |
девушки |
51 |
42 |
5,3 |
1,3 |
в) молодые работники | ||||
в целом |
48 |
38 |
7 |
6 |
в том числе: |
||||
юноши |
57 |
35 |
4,9 |
3,1 |
девушки |
41 |
42 |
9 |
8 |
по уровню образования | ||||
10-11 кл |
46 |
40 |
8 |
7 |
закончили ПТУ |
44 |
41 |
8 |
7 |
техникум |
42 |
40 |
10 |
7 |
ВУЗ |
61 |
34 |
5 |
9 |
Судя по ответам молодых северян, подавляющее их большинство имеют довольно хорошее представление о наркотиках (среди учащихся - 86%, среди студентов - 94%, среди работающей молодежи - 86%). Юноши, в отличие от девушек, считают себя более просвещенными в отношении к наркотикам. Последнее мы связываем, прежде всего, с большей вовлеченностью мальчиков-подростков и юношей в общение с наркотическими средствами. С потребителями наркотиков.
Небезынтересным
представляется знание об источниках,
из которых молодые северяне получают
информацию о наркотиках. Всем трем группам
молодежи задавался вопрос: "ОТКУДА
ВЫ ПОЛУЧАЕТЕ ИНФОРМАЦИЮ О НАРКОТИКАХ?".
Ответы респондентов на этот вопрос распределились
так (в % от общего числа опрошенных учащихся
- "УЧ", студентов - "СТ" и представителей
работающей молодежи - "РМ"):
Источник информации: |
ГРУППЫ | ||
УЧ |
СТ |
РМ | |
из газет и журналов |
65 |
63 | |
из теле- и радиопередач |
82 |
74 |
78 |
из видеофильмов |
н.д. |
42 |
41 |
от друзей и знакомых |
35 |
68 |
46 |
от родителей |
26 |
13 |
10 |
на тусовках, дискотеках |
н.д. |
21 |
10 |
от случайных знакомых |
н.д. |
19 |
7 |
на лекциях, беседах специалистов |
28 |
30 |
21 |
другие источники |
0,5 |
4,0 |
1,6 |
Прежде всего, данные свидетельствуют о разнообразии источников, из которых молодые северяне получают информацию о наркотиках. Эти источники можно подразделить на три основные группы:
а) средства массовой информации (газеты, журналы, радио, ТV, фильмы);
б) непосредственное общение молодых людей с окружающими (друзья, родные, близкие, случайные знакомые);
в) целенаправленная просветительская работа (лекции, беседы).
Некоторая часть респондентов "вынуждена" знакомиться с проблемами наркомании в силу профессиональных обязанностей. Вот некоторые дополнительные записи в анкетах. Узнаю о наркомании:
от наркоманов;
работаю в ОВД;
из служебных источников;
сталкивался на работе;
я медик, потому и знаю
личный опыт;
моя профессия связана с медициной;
из интернета.
Итак,
28% опрошенных учащихся отметили среди
других такой источник информации, как
лекции, беседы специалистов. Мы попытались
более конкретно "раскрыть" этот
источник. На вопрос анкеты: был ли респондент
в этом учебном году на каких-либо лекциях
(занятиях) о наркомании, были получены
следующие ответы (в % от общего числа опрошенных
по каждой группе):
Были на лекциях, беседах, проводимых: |
ГРУППЫ | ||
В целом |
В том числе: | ||
7 кл. |
10-11 кл | ||
врачом наркологом |
32 |
23 |
28 |
участковым инспектором |
31 |
25 |
33 |
школьным социальным педагогом |
30 |
31 |
25 |
преподавателем и классным руководителем |
28 |
25 |
31 |
школьным психологом |
17 |
13 |
26 |
на таких занятиях (лекциях) не был |
11 |
10 |
13 |
Не помню, чтобы они проводились в нашем учебном заведении |
6 |
4,7 |
8 |
не ответили на вопрос |
5 |
6 |
4,5 |
Не трудно подсчитать, что в течение предшествующего учебного года 100 учащихся в среднем посетили 160 лекций, бесед, в том числе, соответственно, у учащихся 7-х классов этот показатель равен 130-ти лекциям, в 10-11-ых классах - 165. Еще раз напомним, что этот источник информации отметили 28% опрошенных учащихся из Надыма.
Подводя краткий итог, необходимо подчеркнуть, что в настоящее время молодежь на Крайнем Севере (впрочем, это характерно и для России в целом) знакомится с проблемами наркомании преимущественно из случайных источников, спонтанно. Целенаправленная просветительская работа с молодежью ведется крайне недостаточно и охватывает незначительную часть молодых людей.
Употребляют ли наркотики юные россияне? Если верить признаниям наших юных респондентов, то пока еще не имели непосредственного (личного) контакта с наркотиками около 80% учащихся, около 60% студентов и около 70% представителей работающей молодежи. Более или менее постоянно (сюда же можно включить вариант ответа "от случая к случаю") употребляют наркотики около 7-8% учащихся, 8-9% студентов и около 5-7% молодых работающих надымчан.
Необходимо осознавать, что приведенные цифры скорее отражают степень доверчивости и откровенности молодых респондентов, чем реальное состояние дел с приобщением северной молодежи к наркотическим средствам. Не боясь быть непонятым, в качестве экспертной оценки, рискнем назвать другие цифры, характеризующие распространение наркомании в молодежной городской среде на Крайнем Севере. Мы считаем, что в оценке реального состояния с наркотизацией молодежной среды можно применять "поправочный" коэффициент 2-2,5 раза. Другими словами, в той или иной мере к наркотикам в молодежных группах 17-18 и более лет приобщены сегодня, или были с ним "знакомы" в недалеком прошлом около 50-60% юношей и девушек.
В
каких местах, при каких ситуациях юные
северяне впервые "знакомятся" с
наркотическими средствами? Дабы ответить
на это, в анкете, которую заполняли учащиеся,
был предусмотрен вопрос: "ЕСЛИ ВЫ ПРОБОВАЛИ
НАРКОТИКИ, ТО ГДЕ ЭТО ПРОИЗОШЛО ВПЕРВЫЕ?"
Вот какие были получены ответы (в % от
общего числа опрошенных молодых людей
по каждой группе):
Места и ситуации первого приобщения к наркотикам |
ГРУППЫ | ||
В целом |
В том числе: | ||
юноши |
девушки | ||
никогда не пробовал |
76 |
73 |
88 |
пробовал на "тусовке" |
11 |
18 |
4,2 |
дома у друга (подруги) |
4,5 |
5 |
4,5 |
у себя дома |
1,1 |
0,9 |
1,4 |
в учебном заведении |
0,8 |
0,9 |
0,7 |
Другое |
1,6 |
2,2 |
1,0 |
не ответили на вопрос |
5 |
Судя по ответам наших респондентов, наиболее юлагоприятным и "удобным" местом для первого знакомства "с наркотой" являются различного рода молодежные тусовки (в первую очередь, это ночные дискотеки, автономные компании в подъездах, в квартирах), когда массовость молодежного собрания сопровождается своеобразной анонимностью их поведения, отсутствием социального контроля со стороны старших: родителей, педагогов, представителей правоохранительных органов.
"КАК
ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К ЛЮДЯМ, УПОТРЕБЛЯЮЩИМ
НАРКОТИКИ?" - на этот вопрос
ответы двух групп молодых
надымчан распределились так (в %
от общего числа опрошенных
по каждой группе):
Отношение к наркомании и наркоманам: |
ГРУППЫ | |
СТ |
РМ | |
положительное, они делают то, что им нравится |
1,1 |
0,5 |
спокойное, это их личное дело |
32 |
26 |
осуждающее, так как это ненормальное явление |
20 |
24 |
крайне негативное, так как это ведет к деградации личности |
43 |
46 |
Другое |
2,9 |
1,6 |
Лишь каждый четвертый-третий молодой северянин индифферентно относится к распространению наркомании в своем городе, занимая позицию: "Моя хата с краю". Большая же часть респондентов (около 60-70%) осуждающе и негативно относятся к этому социальному злу.
В пятнадцати анкетах респонденты сделали дополнительные записи, общий лейтмотив которых сводился к следующим выражениям чувств: "мне их жаль", "мне их крайне жаль", "с сочувствием", "мне их жаль, не более того", "сочувствую, мне жаль таких людей", "скорее всего жалею", "мне их жаль, если бы я могла, то бы помогла им бросить эту заразу".
Для
выяснения мнения юных респондентов об
основных причинах их приобщения к наркотикам
в анкете для учащихся был поставлен вопрос:
"ПОЧЕМУ ВЫ НАЧАЛИ УПОТРЕБЛЯТЬ НАРКОТИКИ?"
(отметьте, пожалуйста, основную причину)".
В анкетах, которые заполняли более старшие
их земляки - студенты и представители
работающей молодежи, - вопрос формулировался
несколько иначе: "КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, КАКОВЫ
ПРИЧИНЫ УПОТРЕБЛЕНИЯ ВАМИ НАРКОТИЧЕСКИХ
ВЕЩЕСТВ?" Естественно, что на эти вопросы
ответила только часть респондентов: 105
учащихся, в том числе 85 юношей и 20 девушек;
57 студентов и 83 представителя работающей
молодежи. Вот как они сами оценивают причины
их знакомства и общения с наркотиками
( в % от общего числа ответивших на вопрос
по каждой группе):
Причины, условия приобщения к наркотикам |
ГРУППЫ | ||||
Учащиеся |
СТ |
РМ | |||
В целом |
В том числе | ||||
Ю |
Д | ||||
интересно было попробовать |
72 |
67 |
95 |
68 |
75 |
от безделья |
28 |
31 |
15 |
21 |
22 |
чтобы не отставать от друзей |
6 |
6 |
5 |
7 |
10 |
семейные неурядицы |
3,8 |
2,5 |
0,5 |
3,5 |
1,2 |
личные проблемы |
3,8 |
2,4 |
1,0 |
3,5 |
10 |
школьные проблемы |
1,9 |
1,2 |
0,5 |
3,5 |
- |