Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 08:08, магистерская работа
Риск ЧС – не объект, и не может, следовательно, являться объектом управления. Риск не может функционировать, и у него нет результатов функционирования: управлять риском невозможно. Риск - это мера опасности объекта (количественная или качественная). Аварийно-спасательные и другие неотложные работы – совокупность первоочерёдных работ в зоне чрезвычайной ситуации, заключающихся в спасении и оказании помощи людям, локализации и подавлении очагов поражающих воздействий, предотвращении возникновения вторичных поражающих факторов, защите и спасении материальных и культурных ценностей.
Термины и определения …………………………….
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………
Раздел 1.
Анализ территории Республики Таджикистан (г. Курган - тюбе) на возможные ЧС, вызванные разрушительным землетрясением..............
1.1.
Краткая характеристика землетрясений ……………………..
1.2.
Методика оценки рисков землетрясений и их последствий
1.3.
Анализ физико-географических условий и социально-экономических характеристик города Курган-Тюбе на возможные ЧС…………………………………………………..
1.4.
Оперативное управление мероприятиями по предупреждению и ликвидации ЧС…………………………………………
1.5.
Выводы по разделу…………………………………………….
Раздел 2.
оценка возможной обстановки при возникновении разрушительного землетрясения
2.1.
Состав и содержание методики оценки……………………
2.2.
Проведение оценки возможной обстановки………………
2.3.
Расчёт сил и средств ликвидации ЧС………………………
2.4.
Выводы по разделу…………………………………………….
Раздел 3.
Рекомендации по созданию группировки сил и средств ликвидации ЧС
3.1.
Общие положения и рекомендации по созданию группировки сил и средств
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………
Приложения……………………………………………..
Территориальный риск (или потенциальный риск) – частота реализации поражающих факторов ЧС в рассматриваемой точке территории;
Коллективный риск – ожидаемое количество пораженных в результате возможных ЧС за определенный период времени;
Социальный риск –
характеризующий тяжесть
Ожидаемый ущерб – математическое ожидание величины ущерба от возможной ЧС, за определенный период времени.
Рис. 3. Тип ЧС по показателям ущерба
Основными показателями деятельности
координационных органов и
Рис. 4. Зонирование территории по потенциальному риску
При оценке риска землетрясений и их последствий могут быть использованы различные подходы, например, на основе известных статистических данных с использованием оперативных методик разработанных МЧС России на основе современных моделей сейсмического риска:
Методика прогнозирования последствий землетрясений, разработана в 2000 г. коллективом авторов от ВНИИ ГОЧС, ЦИЭКС и СЦ ИГЭ РАН. Аттестована Межведомственной комиссией по предупреждению и ликвидации ЧС от 19.01.2001 г. протокол №1. Методика может быть использована как для разработки программных средств, так и для проведения расчетов по укрупненным показателям. Прогнозирование может проводиться при заблаговременном планировании превентивных мероприятий и в случае оперативного реагирования на землетрясение;
Методика оценки последствий землетрясений, разработанная в 1994 г. коллективом авторов во ВНИИ ГОЧС. Методика предназначена для оценки и прогнозирования последствий землетрясений на территории городов и регионов. В качестве последствий землетрясений рассматриваются разрушения жилых, общественных и промышленных зданий, сооружений подземного пространства городов и защитных сооружений, а также коммунально-энергетических сетей на территории населенного пункта.
Таким образом, для выявления и оценки возможной обстановки необходимо провести анализ территории по укрупненным показателям.
1.3. Анализ физико-географических условий и социально-экономических характеристик города Курган-Тюбе на возникновение ЧС
Город Курган-Тюбе расположен в юго-западной части Республики Таджикистана, административный центр Хатлонской области. Расположен в 100 км к югу от города Душанбе, в центре оазиса в долине реки Вахш. Граничит с северо-востока с муниципальными образованиями Вахш, Гайрат, Бешкент, Нурек, Гулистан, Савет, Джиликульский.
Климат резко-континентальный и сухой, хотя и лежит на стыке умеренного и субтропического поясов. Это объясняется внутренним географическим состоянием, окруженностью со всех сторон высокими горами (большая часть горных массивов находятся на высотах 2000 м и более над уровнем моря), отдаленностью от морей и океанов. Среднегодовая температура воздуха по городу +4,80 С. Преобладающее направление ветра – северо-восточное.
Растительность представлена хвойными, лиственными и кустарниковыми деревьями.
Площадь города – 42.2 км кв. Рельеф преимущественно равнинный. Население – 22 тыс. чел., а с пригородами 63 тыс. жителей по переписи 2003г. Является административным, промышленным, образовательным и культурно-историческим центром. Не имеет районного деления. Железнодорожная станция.
В городе хорошо развит автомобильный транспорт. По территории проходит автодорога международного значения Курган-Тюбе – Душанбе.
В 12 км к югу от города находится аэропорт 3-го класса. Авиапарк аэропорта состоит из самолетов ЯК-40 и вертолетов Ми-8. Используется для пассажирских и грузовых перевозок.
Индустрия
города представлена
Образование – Институт энергетики Таджикистана.
Город имеет неравномерную застройку зданиями (фото. 1), которую можно укрупнено разделить на три типовые части:
историческую – центральную с плотностью застройки 0,3 со зданиями преимущественно до 4 этажей, из местных материалов с кирпичными и каменными стеновыми несущими конструкциями (фото. 2);
современные жилые зоны с плотностью застройки 0,5 с типовыми зданиями (железобетонные, каркасные, крупнопанельные и армированные крупноблочные дома), преимущественно от 5 до 9 этажей (фото. 3);
частный сектор с плотностью застройки 0,2 со зданиями 1-2 этажа выполненных из местных строительных материалов (фото.4).
Фото. 1. Территория города Курган-Тюбе (снимок со спутника)
Электроэнергией город снабжается от Нурекской ГЭС (мощностью – 40 тыс. мВт). В г. Курган-Тюбе и населенных пунктах электроэнергия распределяется по воздушным линиям электропередач 210 кВт. На ЛЭП оборудовано 51 распределяющая подстанция.
Водоснабжение населения осуществляется при помощи водопроводной сети и открытых источников.
Газоснабжение – централизованное сетевое и баллонное.
Фото. 2. Центральная часть город Курган-Тюбе (снимок со спутника)
Фото. 3. Современные жилые зоны города
Курган-Тюбе
Фото. 4. Частный сектор города Курган-Тюбе (снимок со спутника)
Фото. 5. Объекты экономики города Курган-Тюбе (снимок со спутника)
На территории города из стихийных бедствий, вызывающих разрушения и повреждения зданий и сооружений, порчу и уничтожение материальных ценностей, посевных площадей сельскохозяйственных культур, угрозу гибели или гибель людей и сельскохозяйственных животных возможны: землетрясения, пожары, паводки, затопления, селевые явления, снежные заносы и сход лавин на горных участках автодорог.
Город расположен в зоне сейсмической активности с возможными землетрясениями до 7 баллов, в связи с этим застройка территории города характеризуются сейсмостойкостью:
административные, общественные, промышленные здания и сооружения – 2.7%, в том числе сейсмостойкостью до 7 баллов – 70%,
жилая застройка – 85%, в том числе сейсмостойкостью до 7 баллов – 20%, до 5 баллов – 80%;
животноводческие помещения –12.3%, в том числе сейсмостойкостью до 7 баллов –15%, до 5 баллов – 85%.
Землетрясения могут влиять на работу промышленных объектов и, особенно, объектов используемых в производстве аварийные химические опасные вещества (АХОВ): мясокомбинат (аммиака – 5 т), пивоваренный завод (аммиака – 6 т). При разрушении, которых возможно образование опасных для рабочих и служащих объектов и населения зон заражения, пожароопасных объектов, баз и складов горюче-смазочных материалов и других, вызывая образование массовых пожаров.
По предварительным оценкам штаба ЧСГО области в результате землетрясения силой 7-9 баллов на территории области возможны:
разрушения промышленных объектов до 30%;
разрушения зданий жилой застройки до 80%, в том числе многоэтажных зданий – 15 %, одноэтажных (частного сектора) – 85%;
разрушения животноводческих помещений до 85 %;
разрушения линий электропередач и электрических подстанций до 60%, дефицит электроэнергии может составить 40мВт;
нарушение дорожно-транспортного сообщения на участках дорог: Джиликуль – Курган-Тюбе;
выход из строя 50% систем водо-газо-тепло снабжения;
пожары на объектах, хранящих горюче-смазочные материалы, что приведет к потерям в количестве до 640 т;
при разрушении мясокомбината и пивоваренного завода образование площадью 5 и 5.2 км кв. соответственно с населением до 600 чел. Потери населения могут составить до 20 чел;
пожары на материальных базах и складах и потери материальных ценностей на сумму 31 млн. сомон;
нахождение населения под обломками зданий и сооружений до 200 тыс. чел, 2100 тыс. голов сельскохозяйственных животных (зимнее, ночное время).
Общие потери могут составить:
населения до 15 тыс. чел – 74% от общей численности;
сельскохозяйственных животных до 2100 тыс. голов – 81% от общей численности;
материальных средств до 48 млн. 750 тыс. сомон.
1.4. Оперативное управление мероприятиями по предупреждению и ликвидации ЧС
Для осуществления функций управления социально-экономическими процессами развития Хатлонской области Республики Таджикистан имеются соответствующие органы местной государственной администрации и местного самоуправления (Хукумат области).
Хукумат области осуществляет свои полномочия в различных областях жизнедеятельности области. Возглавляет администрацию председатель Хукумата области. Он обладает всей полнотой полномочий по решению вопросов областного значения, издает постановления, распоряжения и акты, регулирующие функционирование области. В соответствии с Законом Республики Таджикистан «О гражданской обороне» ст.6 пункта 3 он является начальником гражданской обороны области.
Хукумату области постановлением правительства Республики Таджикистан «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» определены следующие полномочия:
принятие решения в области защиты населения и территорий от ЧС;
осуществление подготовки и содержания в готовности необходимых сил и средств, для защиты населения и территорий от ЧС, обучения населения способам защиты и действиям в этих ситуациях;
доведение до населения о введении режима чрезвычайного положения на подведомственной территории либо части ее;
принятие решения о проведении эвакуационных мероприятий в ЧС и организации их проведения;
осуществление в установленном порядке сбора и обмена информацией в области защиты населения и территорий от ЧС, обеспечение своевременного оповещения и информирования населения об угрозе возникновения или о возникновении ЧС;
осуществление финансирования мероприятий в области защиты населения и территорий от ЧС на подведомственных территориях;
создание резервов финансовых и материальных ресурсов;
обеспечение накопления необходимого фонда инженерных защитных сооружений и его содержание в постоянной готовности;
организации и проведении АСДНР, а также поддержание общественного порядка при их проведении;
при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам местного самоуправления и органам исполнительной государственной власти вышестоящего уровня либо к высшим органам государственной власти Республики Таджикистан;
содействию устойчивому функционированию организаций в ЧС;
создание органов управления, специально уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС.
Для выполнения вышеуказанных полномочий в области создаются органы управления (прил. 4):
координирующий орган управления – комиссия по ЧС (КЧС);
орган управления по делам ЧСГО – штаб ЧСГО;
повседневный орган управления – оперативная дежурная служба (ОДС).
КЧС создается для организации и выполнения задач в области предупреждения и ликвидации ЧС, координации деятельности ведомств и организаций на подведомственной территории.
На КЧС области возложены следующие задачи:
организация и контроль над осуществлением мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС на территории;
организация наблюдения и контроля над состоянием окружающей природной среды и потенциально опасных объектов, прогнозирование ЧС;
обеспечение готовности органов управления, сил и средств к действиям в ЧС;
создание
поддержание в состоянии
организация взаимодействия с другими КЧС, военным командованием и общественными организациями по вопросам предупреждения ликвидации ЧС, а в случае необходимости принятия решения о направлении сил и средств для оказания помощи этим КЧС в ликвидации ЧС;
организация разработки нормативно-правовых актов в области защиты населения и территорий от ЧС;
создание резервов финансовых и материальных ресурсов;
руководство
работами по ликвидации ЧС, организация
привлечения трудоспособного
планирование и организация эвакуации населения, размещение эвакуируемого населения и возвращение его после ликвидации ЧС в места постоянного проживания;