Обоснование группировки сил и средств при ликвидации чрезвычайных ситуации вызванных разрушительным землетрясением на территории Респу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 08:08, магистерская работа

Краткое описание

Риск ЧС – не объект, и не может, следовательно, являться объектом управления. Риск не может функционировать, и у него нет результатов функционирования: управлять риском невозможно. Риск - это мера опасности объекта (количественная или качественная). Аварийно-спасательные и другие неотложные работы – совокупность первоочерёдных работ в зоне чрезвычайной ситуации, заключающихся в спасении и оказании помощи людям, локализации и подавлении очагов поражающих воздействий, предотвращении возникновения вторичных поражающих факторов, защите и спасении материальных и культурных ценностей.

Содержание

Термины и определения …………………………….


ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………

Раздел 1.
Анализ территории Республики Таджикистан (г. Курган - тюбе) на возможные ЧС, вызванные разрушительным землетрясением..............

1.1.
Краткая характеристика землетрясений ……………………..

1.2.
Методика оценки рисков землетрясений и их последствий

1.3.
Анализ физико-географических условий и социально-экономических характеристик города Курган-Тюбе на возможные ЧС…………………………………………………..

1.4.
Оперативное управление мероприятиями по предупреждению и ликвидации ЧС…………………………………………

1.5.
Выводы по разделу…………………………………………….

Раздел 2.
оценка возможной обстановки при возникновении разрушительного землетрясения

2.1.
Состав и содержание методики оценки……………………

2.2.
Проведение оценки возможной обстановки………………

2.3.
Расчёт сил и средств ликвидации ЧС………………………

2.4.
Выводы по разделу…………………………………………….

Раздел 3.
Рекомендации по созданию группировки сил и средств ликвидации ЧС

3.1.
Общие положения и рекомендации по созданию группировки сил и средств


ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………


ЛИТЕРАТУРА………………………………………………


Приложения……………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

Магистерская диссертация Халимов исправленная.doc

— 7.97 Мб (Скачать файл)

Территориальный риск (или  потенциальный риск) – частота реализации поражающих факторов ЧС в рассматриваемой точке территории;

Коллективный риск –  ожидаемое количество пораженных в  результате возможных ЧС за определенный период времени;

Социальный риск –  характеризующий тяжесть последствий (катастрофичность) реализации опасностей;

Ожидаемый ущерб –  математическое ожидание величины ущерба от возможной ЧС, за определенный период времени.

Рис. 3. Тип ЧС по показателям  ущерба

 

Основными показателями деятельности координационных органов и органов  управления государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС  природного и техногенного характера, являются уровни потенциальных опасностей для жизнедеятельности населения. Обобщенным показателем защиты населения  от потенциальных опасностей  является средняя величина индивидуального риска.

Рис. 4. Зонирование территории по потенциальному риску

При оценке риска землетрясений и их последствий могут быть использованы различные подходы, например, на основе известных статистических данных с использованием оперативных методик разработанных МЧС России на основе современных моделей сейсмического риска:

Методика прогнозирования последствий землетрясений, разработана в 2000 г. коллективом авторов от ВНИИ ГОЧС, ЦИЭКС и СЦ ИГЭ РАН. Аттестована Межведомственной комиссией по предупреждению и ликвидации ЧС от 19.01.2001 г. протокол №1. Методика может быть использована как для разработки программных средств, так и для проведения расчетов по укрупненным показателям. Прогнозирование может проводиться при заблаговременном планировании превентивных мероприятий и в случае оперативного реагирования на землетрясение;

Методика оценки последствий  землетрясений, разработанная в 1994 г. коллективом авторов во ВНИИ ГОЧС. Методика предназначена для оценки и прогнозирования последствий землетрясений на территории городов и регионов. В качестве последствий землетрясений рассматриваются разрушения жилых, общественных и промышленных зданий, сооружений подземного пространства городов и защитных сооружений, а также коммунально-энергетических сетей на территории населенного пункта.

Таким образом, для выявления  и оценки возможной обстановки необходимо провести анализ территории по укрупненным показателям.

 

1.3. Анализ физико-географических условий и социально-экономических  характеристик города Курган-Тюбе                              на возникновение ЧС

 

Город Курган-Тюбе расположен в юго-западной части  Республики  Таджикистана, административный центр Хатлонской области. Расположен в 100 км к югу от города Душанбе, в центре оазиса в долине реки Вахш. Граничит с северо-востока с муниципальными образованиями Вахш, Гайрат, Бешкент, Нурек, Гулистан, Савет, Джиликульский.

Климат резко-континентальный  и сухой, хотя и лежит на стыке  умеренного и субтропического поясов. Это объясняется внутренним географическим состоянием, окруженностью со всех сторон высокими горами (большая часть горных массивов находятся на высотах 2000 м и более над уровнем моря), отдаленностью от морей и океанов. Среднегодовая температура воздуха по городу +4,8 С. Преобладающее направление ветра – северо-восточное.

Растительность  представлена хвойными, лиственными  и кустарниковыми деревьями.

Площадь города – 42.2 км кв. Рельеф преимущественно равнинный. Население – 22 тыс. чел., а с пригородами 63 тыс. жителей по переписи 2003г. Является административным, промышленным, образовательным и культурно-историческим центром. Не имеет районного деления. Железнодорожная станция.

В городе хорошо развит автомобильный транспорт. По территории проходит автодорога международного значения Курган-Тюбе – Душанбе.

В 12 км к югу  от города  находится аэропорт 3-го класса. Авиапарк аэропорта состоит из самолетов ЯК-40 и вертолетов Ми-8. Используется для пассажирских и грузовых перевозок.

 Индустрия  города представлена предприятиями  перерабатывающей, легкой и пищевой промышленности: Вахшский азотно-туковый, трансформаторный, хлопкоочистельный, молочный, хлебопекарный и пивоваренный заводы, шёлкоткацкая фабрика и мясокомбинат.

Образование – Институт энергетики Таджикистана.

Город имеет неравномерную застройку зданиями (фото. 1), которую можно укрупнено разделить на три типовые части:

историческую  – центральную с плотностью застройки 0,3 со зданиями преимущественно до 4 этажей, из местных материалов с кирпичными и каменными стеновыми несущими конструкциями (фото. 2);

современные жилые зоны с плотностью застройки 0,5 с типовыми зданиями (железобетонные, каркасные, крупнопанельные и армированные крупноблочные дома), преимущественно от 5 до 9 этажей (фото. 3);

частный сектор с плотностью застройки 0,2 со зданиями 1-2 этажа выполненных из местных строительных материалов (фото.4).

 

Фото. 1. Территория города Курган-Тюбе (снимок со спутника)

 

Электроэнергией город снабжается от Нурекской ГЭС (мощностью – 40 тыс. мВт). В г. Курган-Тюбе и населенных пунктах электроэнергия распределяется по воздушным линиям электропередач 210 кВт.  На ЛЭП оборудовано 51 распределяющая подстанция.

Водоснабжение населения осуществляется при помощи водопроводной сети и открытых источников.

Газоснабжение – централизованное сетевое и баллонное.

 

 

Фото. 2. Центральная  часть город Курган-Тюбе (снимок со спутника)

 

Фото. 3. Современные жилые зоны города Курган-Тюбе                                        (снимок со спутника)

 

Фото. 4. Частный сектор города Курган-Тюбе (снимок со спутника)

Фото. 5. Объекты экономики  города Курган-Тюбе (снимок со спутника)

 

 

 

 

 

На территории города из стихийных бедствий, вызывающих разрушения и повреждения зданий и сооружений, порчу и уничтожение материальных ценностей, посевных площадей сельскохозяйственных культур, угрозу гибели или гибель людей и сельскохозяйственных животных возможны: землетрясения, пожары, паводки, затопления, селевые явления, снежные заносы и сход лавин на горных участках автодорог.

Город расположен в зоне сейсмической активности с возможными землетрясениями до 7 баллов, в связи с этим застройка территории города характеризуются сейсмостойкостью:

административные, общественные, промышленные здания и  сооружения – 2.7%, в том числе сейсмостойкостью до 7 баллов – 70%,

жилая застройка – 85%, в том числе сейсмостойкостью до 7 баллов – 20%, до 5 баллов – 80%;

животноводческие помещения –12.3%, в том числе сейсмостойкостью до 7 баллов –15%, до 5 баллов – 85%.

Землетрясения могут влиять на работу промышленных объектов и, особенно, объектов используемых в производстве аварийные химические опасные вещества (АХОВ): мясокомбинат (аммиака – 5 т), пивоваренный завод (аммиака – 6 т). При разрушении, которых возможно образование опасных для рабочих и служащих объектов  и населения зон заражения, пожароопасных объектов, баз и складов горюче-смазочных материалов и других, вызывая образование массовых пожаров.

По предварительным  оценкам штаба ЧСГО области в результате землетрясения силой 7-9 баллов на территории области возможны:

разрушения промышленных объектов до 30%;

разрушения  зданий жилой застройки до 80%, в  том числе многоэтажных зданий – 15 %, одноэтажных (частного сектора) – 85%;

разрушения  животноводческих помещений до 85 %;

разрушения  линий электропередач и электрических  подстанций до 60%, дефицит электроэнергии может составить 40мВт;

нарушение дорожно-транспортного  сообщения на участках дорог: Джиликуль – Курган-Тюбе;

выход из строя 50% систем водо-газо-тепло снабжения;

пожары на объектах, хранящих горюче-смазочные  материалы, что приведет к потерям в количестве до 640 т;

при разрушении мясокомбината и пивоваренного  завода образование площадью 5 и 5.2 км кв. соответственно с населением до 600 чел. Потери населения могут составить до 20 чел;

пожары на материальных базах и складах  и потери материальных ценностей на сумму 31 млн. сомон;

нахождение  населения под обломками зданий и сооружений до 200 тыс. чел, 2100 тыс. голов сельскохозяйственных животных (зимнее, ночное время).

Общие потери могут составить:

населения до 15 тыс. чел – 74% от общей численности;

сельскохозяйственных  животных до 2100 тыс. голов – 81% от общей  численности;

материальных  средств до 48 млн. 750 тыс. сомон.

 

1.4. Оперативное управление мероприятиями по предупреждению                и ликвидации ЧС

 

Для осуществления функций управления социально-экономическими процессами развития Хатлонской области Республики Таджикистан имеются соответствующие органы местной государственной администрации и местного самоуправления (Хукумат области).

Хукумат области осуществляет свои полномочия в различных областях жизнедеятельности области. Возглавляет администрацию председатель Хукумата области. Он обладает всей полнотой полномочий по решению вопросов областного значения, издает постановления, распоряжения и акты, регулирующие функционирование области. В соответствии с Законом Республики Таджикистан «О гражданской обороне» ст.6 пункта 3 он является начальником гражданской обороны области.

Хукумату области  постановлением правительства Республики Таджикистан «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» определены следующие полномочия:

принятие решения в области защиты населения и территорий от ЧС;

осуществление подготовки и содержания в готовности необходимых сил и средств, для защиты населения и территорий от ЧС, обучения населения способам защиты и действиям в этих ситуациях;

доведение до населения о введении режима чрезвычайного положения на подведомственной территории либо части ее;

принятие  решения о проведении эвакуационных мероприятий в ЧС и организации их проведения;

осуществление в установленном порядке сбора и обмена информацией в области защиты населения и территорий от ЧС, обеспечение своевременного оповещения и информирования населения об угрозе возникновения или о возникновении ЧС;

осуществление финансирования мероприятий в области защиты населения и территорий от ЧС на подведомственных территориях;

создание  резервов финансовых и материальных ресурсов;

обеспечение накопления необходимого фонда инженерных защитных сооружений и его содержание в постоянной готовности;

организации и проведении АСДНР, а также поддержание общественного порядка при их проведении;

при недостаточности  собственных сил и средств  обращаются за помощью к органам местного самоуправления и органам исполнительной государственной власти вышестоящего уровня либо к высшим органам государственной власти Республики Таджикистан;

содействию устойчивому функционированию организаций в ЧС;

создание органов управления, специально уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС.

Для выполнения вышеуказанных полномочий в области  создаются органы управления (прил. 4):

координирующий орган управления – комиссия по ЧС (КЧС);

орган управления по делам ЧСГО – штаб ЧСГО;

повседневный  орган управления – оперативная  дежурная служба (ОДС).

КЧС создается  для организации и выполнения задач в области предупреждения и ликвидации ЧС, координации деятельности ведомств и организаций на подведомственной территории.

На КЧС области возложены следующие задачи:

организация и контроль над осуществлением мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС на территории;

организация наблюдения и контроля над состоянием окружающей природной среды и потенциально опасных объектов, прогнозирование ЧС;

обеспечение готовности органов управления, сил  и средств к действиям в ЧС;

создание  поддержание в состоянии готовности пунктов управления;

организация взаимодействия с другими КЧС, военным командованием и общественными организациями по вопросам предупреждения ликвидации ЧС, а в случае необходимости принятия решения о направлении сил и средств для оказания помощи этим КЧС в ликвидации ЧС;

организация разработки нормативно-правовых актов в области защиты населения и территорий от ЧС;

создание  резервов финансовых и материальных ресурсов;

руководство работами по ликвидации ЧС, организация  привлечения трудоспособного населения  к этим работам;

планирование  и организация эвакуации населения, размещение эвакуируемого населения и возвращение его после ликвидации ЧС в места постоянного проживания;

Информация о работе Обоснование группировки сил и средств при ликвидации чрезвычайных ситуации вызванных разрушительным землетрясением на территории Респу