Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 08:08, магистерская работа
Риск ЧС – не объект, и не может, следовательно, являться объектом управления. Риск не может функционировать, и у него нет результатов функционирования: управлять риском невозможно. Риск - это мера опасности объекта (количественная или качественная). Аварийно-спасательные и другие неотложные работы – совокупность первоочерёдных работ в зоне чрезвычайной ситуации, заключающихся в спасении и оказании помощи людям, локализации и подавлении очагов поражающих воздействий, предотвращении возникновения вторичных поражающих факторов, защите и спасении материальных и культурных ценностей.
Термины и определения …………………………….
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………
Раздел 1.
Анализ территории Республики Таджикистан (г. Курган - тюбе) на возможные ЧС, вызванные разрушительным землетрясением..............
1.1.
Краткая характеристика землетрясений ……………………..
1.2.
Методика оценки рисков землетрясений и их последствий
1.3.
Анализ физико-географических условий и социально-экономических характеристик города Курган-Тюбе на возможные ЧС…………………………………………………..
1.4.
Оперативное управление мероприятиями по предупреждению и ликвидации ЧС…………………………………………
1.5.
Выводы по разделу…………………………………………….
Раздел 2.
оценка возможной обстановки при возникновении разрушительного землетрясения
2.1.
Состав и содержание методики оценки……………………
2.2.
Проведение оценки возможной обстановки………………
2.3.
Расчёт сил и средств ликвидации ЧС………………………
2.4.
Выводы по разделу…………………………………………….
Раздел 3.
Рекомендации по созданию группировки сил и средств ликвидации ЧС
3.1.
Общие положения и рекомендации по созданию группировки сил и средств
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………
Приложения……………………………………………..
организация сбора и обмена информацией в области защиты населения и территорий от ЧС;
руководство подготовкой населения, должностных лиц органов управления и формирований ГО к действиям в ЧС.
КЧС в соответствии с возложенными на нее задачами выполняет следующие функции:
организует прогнозирование и оценку обстановки на подведомственной территории;
разрабатывает план ГО на мирное время;
вводит на территории области режимы функционирования;
разрабатывает и представляет на рассмотрение администрации проектов решений по вопросам, связанным с предупреждением ЧС;
контролирует деятельность организаций, объектов хозяйствования по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС.
Комиссия по ЧС осуществляет координацию действиями:
органов, специально уполномоченных решать задачи ГО, задачи по предупреждению и ликвидации ЧС;
органов повседневного управления (оперативных дежурных штабов ГО, диспетчерских служб и т.д.);
сил средств на подведомственной территории;
на использование резервов финансовых и материальных ресурсов;
средств и систем связи, оповещения, автоматизации и информационного обеспечения.
Структура КЧС области приведена в приложении 5.
Комиссия по ЧС имеет право:
принимать решения на проведение экстренных мер по обеспечению защиты населения от ЧС, снижения ущерба от них и ликвидацию последствий;
осуществлять контроль за деятельностью предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности по вопросам снижения опасности возникновения ЧС, возможного ущерба от них и готовности к ликвидации последствий;
принимать участие в подготовке заключения о целесообразности размещения на подведомственной территории объектов экономики, потенциально опасных для жизни и здоровья населения и природной среды;
входить с предложениями в местные органы государственной администрации по вопросам состояния работы и готовности объектов, органов управления, сил и средств к ликвидации последствий ЧС;
привлекать к работе в составе комиссии руководителей заинтересованных ведомств и организаций, нужных специалистов;
требовать от всех предприятий, организаций, ведомств представления в комиссию информации о ЧС, а также о ходе ликвидации их последствий.
Важную роль во всех звеньях управления играет орган, специально уполномоченный решать задачи по предупреждению и ликвидации ЧС и ГО – штаб ЧСГО, который функционирует как самостоятельное структурное подразделение, как в мирное, так и в военное время (прил. 6).
Основными задачами штаба ЧСГО области являются:
планирование, разработка и осуществление мероприятий ГО и контроль за их исполнением;
организация оповещения и информирование населения о приведении в готовность системы ГО;
организация подготовки по ГО, по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС должностных лиц и формирований ГО;
организация и осуществление надзора и контроля за выполнением установленных требований по ГО, мероприятий по предупреждению ЧС, готовностью органов повседневного управления, сил и средств ГО к проведению поисково-спасательных, аварийно-спасательных и других неотложных работ при возникновении ЧС;
организация работы по обеспечению
органов повседневного
участие в планировании, организации проведения работы по декларированию безопасности объектов повышенного риска;
организация всеобщего обязательного обучения населения по ГО к действиям в ЧС;
участие в планировании, организации, обеспечении и проведении эвакомероприятий в чрезвычайных условиях совместно с органами местной государственной администрации, местного самоуправления и военным командованием;
создание и обеспечение готовности органов повседневного управления, сил и средств;
руководство работами по предупреждению и ликвидации ЧС;
организация работы по созданию резерва финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС.
Штаб ЧСГО области в соответствии с возложенными на него задачами:
организует работу по созданию, размещению, подготовке и оснащению сил ГО, в том числе сил постоянной готовности;
организует взаимодействие подразделений органа местной государственной администрации и координирует их деятельность в области ГО и мероприятий защиты населения и территорий от ЧС;
разрабатывает и вносит на рассмотрение начальника ГО области проекты плана ГО на мирное и военное время;
совместно с эвакокомиссией планирует мероприятия по эвакуации населения из зон возможных ЧС, а также по повышению устойчивости функционирования систем жизнеобеспечения населения в ЧС;
совместно с комиссией по ЧС и другими инспекциями организует проведение мероприятий по выявлению видов источников возможных аварий, катастроф и степени их опасности, прогнозированию возможности возникновения на территории области стихийных бедствий, зон, масштабов катастрофического затопления, химического заражения при авариях на объектах экономики, об организации на них оповещения, защиты рабочих и служащих, населения, попадающих в зону возможной ЧС;
производит расчеты сил и средств.
В целях своевременного принятия мер по организации защиты населения и территорий, проведения АСДНР при возникновении ЧС приказом начальника штаба ЧСГО области создаются нештатные оперативные подразделения: оперативная группа и оперативная дежурная служба. Их численность устанавливается с учетом необходимости организации сменной работы в круглосуточном режиме.
Оперативная группа (ОГ) создается из личного состава штаба ГО области. В состав ОГ (табл.1) включаются специалисты отделов, профессиональная подготовка, которых соответствует характеру возникновения ЧС.
Основными задачами ОГ являются:
оценка масштабов ЧС и прогнозирование развития обстановки;
подготовка предложений для принятия решения комиссией по ЧС по использованию сил, средств и всех видов ресурсов, а также распределению средств, поступающих пострадавшему населению;
непосредственное руководство работами по ликвидации ЧС.
В соответствии с задачами ОГ выполняет следующие функции:
организует и непосредственно осуществляет непрерывный контроль и изучение обстановки в районе ЧС;
осуществляет оценку масштабов и прогнозирование дальнейшего развития ЧС;
вырабатывает предложения по локализации и ликвидации ЧС, защите населения и территорий;
организует и осуществляет контроль за реализацией принятия решений комиссии по ЧС;
организует взаимодействие ОГ КЧС районов области, занятых ликвидацией ЧС;
организует и контролирует оповещение населения в зоне ЧС, принимает участие в организации эвакуации населения из районов ЧС.
Таблица 1
Состав ОГ штаба ЧСГО области
№ п/п |
Должность в составе ОГ |
Штатная должность |
1 |
Начальник ОГ |
Начальник отдела подготовки сил и населения – заместитель начальника штаба |
2 |
Заместитель начальника ОГ |
Начальник отдела инженерно-технических мероприятий |
3 |
Члены ОГ |
Начальник отдела РХБЗ |
4 |
Начальник отдела связи | |
5 |
Главный специалист оперативного отдела | |
6 |
Главный специалист отдела МТО | |
7 |
Водитель |
Оперативная дежурная смена (ОДС) создается для несения круглосуточного дежурства на пункте управления штаба ЧСГО области (прил. 7).
ОДС предназначена для:
сбора, анализа,
обработки и отображения
подготовки
предложений руководству
обеспечения развертывания ОГ и информационного обеспечения ее работы;
организации оповещения и сбора личного состава ОГ.
ОДС выполняет следующие функции:
осуществляет прием, уточнение, анализ, обработку и отображение информации о ЧС;
докладывает ее начальнику штаба (комиссии по ЧС);
наносит обстановку на карту и вырабатывает предложения по ликвидации ЧС;
устанавливает взаимодействие с дежурными службами заинтересованных организаций и учреждений области по обмену информацией о ЧС;
доводит решения комиссии по ЧС до исполнителей и контролирует их выполнение;
готовит проекты докладов о ЧС в КЧСГО РТ;
ведет учет полученных донесений и передаваемых распоряжений.
Организацию и обеспечение работы оперативных подразделений штаба ЧСГО области осуществляет оперативный отдел.
После определения района ЧС (землетрясения) и их масштаба уточняется состав сил и средств, время и место сбора, способы действий, их группировка. Принимаются необходимые меры по организации их взаимодействия.
В области имеются следующие силы:
наблюдения и контроля;
ликвидации ЧС.
Силы наблюдения и контроля играют существенную роль в выявлении угроз возникновения ЧС.
Таблица 2
Учреждения, имеющие силы наблюдения и контроля
№ п/п |
Наименование и дислокация СНЛК |
Производственные возможности |
1 |
Санэпидемстанция г.Курган-Тюбе |
Пробы воды, продуктов, почвы, воздуха |
2 |
Ветбаклаборатория г. Курган-Тюбе |
Бактериологический, ветеринарный контроль |
3 |
Агрохимлаборатория, г. Курган-Тюбе |
Пробы почвы сельхозугодий, защита сельскохозяйственных растений. |
4 |
Центр по гидрометеорологии г. Курган-Тюбе |
Определение метеоусловий окружающей среды, уровня воды на реках. |
5 |
Объектовые лаборатории (по сети отраслевых объектовых лабораторий) г. Курган-Тюбе |
Пробы воды, продуктов. Ветеринарный и бактериологический контроль. |
6 |
Пост радиационного и химического наблюдения г. Курган-Тюбе. |
Контроль зараженного воздуха, окружающей среды. |
7 |
Управление лесного хозяйства г. Курган-тюбе. |
Защита растений от вредителей, анализ почвы. |
8 |
Сейсмостанция г. Курган-тюбе |
Регистрация колебаний грунта |
Для решения задач наблюдения и контроля, уточнения обстановки по возможному загрязнению (заражению) имеются: 6 разведывательных групп, 22 звена разведки, 32 поста радиационного и химического наблюдения, 33 учреждения СНЛК.
Учреждения СНЛК и посты радиационного и химического наблюдения выполняют задачи в местах дислокации и на закрепленной территории.
Для комплексного ведения разведки задействуется 2 звена разведки на автомобильном транспорте.
Для ведения АСДНР создается группировка сил, состоящая из двух эшелонов и резерва:
первый эшелон – составляют силы ГО тех районов, которые будут подвержены землетрясению;
второй эшелон – составляют силы ГО территориального подчинения и воинские части ГО и Министерства обороны, дислоцированные на территории области;
резерв – сводные спасательные команды отдаленных районов области.
Перечень формирований ГО области дан в прил. 4.
1.5. Выводы по разделу
Физико-географические условия и социально-экономические характеристики позволяет сделать выводы:
Раздел 2. оценка возможной
обстановки при
2.1. Состав и содержание методики оценки
Воздействие землетрясений на здания и сооружения вызывается интенсивными колебаниями грунтов. В качестве обобщенной характеристики сейсмического воздействия землетрясения на здания и сооружения в данной методике принята интенсивность землетрясения, выраженная в баллах.