Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 08:08, магистерская работа
Риск ЧС – не объект, и не может, следовательно, являться объектом управления. Риск не может функционировать, и у него нет результатов функционирования: управлять риском невозможно. Риск - это мера опасности объекта (количественная или качественная). Аварийно-спасательные и другие неотложные работы – совокупность первоочерёдных работ в зоне чрезвычайной ситуации, заключающихся в спасении и оказании помощи людям, локализации и подавлении очагов поражающих воздействий, предотвращении возникновения вторичных поражающих факторов, защите и спасении материальных и культурных ценностей.
Термины и определения …………………………….
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………
Раздел 1.
Анализ территории Республики Таджикистан (г. Курган - тюбе) на возможные ЧС, вызванные разрушительным землетрясением..............
1.1.
Краткая характеристика землетрясений ……………………..
1.2.
Методика оценки рисков землетрясений и их последствий
1.3.
Анализ физико-географических условий и социально-экономических характеристик города Курган-Тюбе на возможные ЧС…………………………………………………..
1.4.
Оперативное управление мероприятиями по предупреждению и ликвидации ЧС…………………………………………
1.5.
Выводы по разделу…………………………………………….
Раздел 2.
оценка возможной обстановки при возникновении разрушительного землетрясения
2.1.
Состав и содержание методики оценки……………………
2.2.
Проведение оценки возможной обстановки………………
2.3.
Расчёт сил и средств ликвидации ЧС………………………
2.4.
Выводы по разделу…………………………………………….
Раздел 3.
Рекомендации по созданию группировки сил и средств ликвидации ЧС
3.1.
Общие положения и рекомендации по созданию группировки сил и средств
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………
Приложения……………………………………………..
В соответствие с действующими в настоящее время нормативными актами формирования должны создаваться во всех областях, районах, городах, объектах экономики и при наличии соответствующей базы – в организациях, учреждениях, учебных заведениях.
По подчиненности они подразделяются на территориальные и объектовые, а по целевому предназначению – на формирования общего назначения и специализированные.
Основными задачами группировки по ликвидации последствий землятресение являются:
своевременное оповещение и информирование населения и соответствующих формирований о возникающих опасностях, угрозе землятресение;
ведение всех видов разведки;
эвакуация населения из опасных зон;
проведение первоочередных
поисковых и аварийно-
оказание пострадавшим первой медицинской помощи, эвакуация пострадавших в медицинские учреждения;
разборка завалов, расчистка путей, устройство проездов и проходов в завалах;
ликвидация аварий на линиях и сетях электро-, газо-, тепло- и водоснабжения и в системах канализации, проведение неотложных работ для первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения;
обеспечение безопасности и охраны общественного порядка при осуществлении мероприятий по защите населения и в районах бедствия участие сил и средств в ликвидации возникающих чрезвычайных ситуаций, связанных со сходом снежных лавин.
В свою очередь в областях Республики Таджикистан должен быть создан резерв сил и средств начальника ГЗ данного субъекта для оказания помощи, нуждающимся в нем органам местного самоуправления.
Силы и средства резерва должны быть по возможности, рассредоточены располагаться вне зоны вероятного воздействия стихийного бедствия и обладать высокой мобильностью для обеспечения оперативной переброски их в район оказания помощи (включая оснащение эффективными транспортабельными техническими средствами).
Для создания группировок сил используются:
на объекте экономики - формирования объекта, а также территориальные формирования города (района), формирования сельского района и другие силы, выделенные по решению старшего начальника ГЗ для выполнения задач на объекте;
в районе - группировки сил объектов, территориальные формирования района, а также воинские части ГЗ и другие части Вооруженных сил, ведомственные специальные формирования и подразделения, формирования близлежащих районов (сельских) и другие силы, выделенные по решению старшего начальника ГЗ для выполнения задач на территории района;
в городе без районного деления - группировки сил объектов, территориальные формирования области, воинские части ГЗ, подразделения и части военного гарнизона, а также другие силы, выделяемые по планам взаимодействия;
в городе с районным делением - группировки сил городского района и резервы города;
в области - группировки сил областей и резервы республики;
в республике - группировки сил областей и резервы республики.
Для ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных со сходом снежных лавин, создается эшелонированная группировка сил ГСГЗ
В состав первого эшелона включаются силы с готовностью до 0,5 часа.
В состав сил второго эшелона включаются силы с готовностью от 0,5 часа до 3 часов.
В состав сил третьего эшелона - все остальные силы и средства ГСГЗ, привлекаемые к ликвидации чрезвычайных ситуаций согласно планам действия (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций с готовностью более 3 часов [2].
В состав сил первого эшелона входят:
поисково-спасательные отряды Центроспаса, горноспасательные службы, подразделения охраны общественного порядка МВД Республики Таджикистан;
учреждения и формирования Министерства здравоохранения Республики Таджикистан;
службы поискового
и аварийно-спасательного
формирования территориальных управлений, республиканских и областных центров по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
Силы и средства ГСГЗ 1-го эшелона привлекаются к проведению работ по ликвидации ЧС решением органов исполнительной власти субъектов Республики Таджикистан, органов местного самоуправления и организациями.
В состав сил 2-го эшелона входят:
поисково-спасательные службы, сводные мобильные отряды войск ГЗ, департамент авиации МЧС Республики Таджикистан;
специально подготовленные силы Министерства обороны Республики Таджикистан, других войск и формирований, предназначенные для ликвидации ЧС, а также силы других министерств и ведомств Республики Таджикистан.
В состав сил З-го эшелона входят:
войска ГЗ Республики Таджикистан с тяжелой техникой;
государственный центр по подготовке спасателей;
подразделения, формирования и организации минтранса, минсвязи республики, других министерств и ведомств, задействованных в соответствии с решением межведомственной комиссии.
Наращивание группировки сил ГСГЗ в районе ЧС осуществляется по мере их готовности.
По мере прибытия в район ЧС силы и средства ГСГЗ поступают в распоряжение соответствующей комиссии по чрезвычайным ситуациям или иного органа управления, на который возложены задачи организации спасательных и других неотложных работ (Правительственная комиссия, оперативная группа межведомственной комиссии, оперативная группа МЧС Республики Таджикистан или соответствующего областного управления ГЗ МЧС Республики Таджикистан).
В целях наиболее полного удовлетворения потребностей и оперативного решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций организуется всестороннее обеспечение органов управления, сил и средств ГСГЗ, участвующих в мероприятиях по предупреждению и ликвидации ЧС.
В зависимости от вида и масштабов чрезвычайных ситуаций обеспечение осуществляется соответствующими территориальными и функциональными подсистемами ГСГЗ.
При необходимости для ликвидации чрезвычайных ситуаций, используются резервы финансовых и материальных ресурсов в порядке, определяемом законодательством Республики Таджикистан и нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления.
Ответственность
за порядок обеспечения
Действия сил по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций основывается на принципе прикрытия территорий, промышленных центров и отдельных потенциально опасных объектов принципом мобильного реагирования сил.
Такой подход к строительству группировки сил предусматривает наличие трех основных компонентов:
сил прикрытия территорий отдельных потенциально опасных объектов;
сил экстренного реагирования для оперативного наращивания усилий при угрозе или возникновении крупномасштабных чрезвычайных ситуаций;
сил резерва, который может создаваться за счет маневра формирований и подразделений из других регионов или за счет существующего мобилизационного потенциала региона.
Основу сил прикрытия населенных пунктов (сил первого эшелона) составляют дислоцирующиеся в них подразделения и формирования сил экстренного реагирования, поисково-спасательной, противопожарной и медицинской служб.
Основу сил прикрытия регионов (сил второго эшелона) составляют войска ГЗ.
В качестве сил экстренного реагирования, способных совместно с другими силами первого эшелона оперативно реагировать на скоротечные по характеру чрезвычайные ситуации могут подразделения Центроспаса, Государственного центра подготовки спасателей, горноспасательные службы и службы спасения МЧС Республики Таджикистан.
На основе вышеизложенного
предлагаем требования, которым должна
соответствовать система
способность своевременного оповещения и информирования населения и соответствующих формирований о возникающих опасностях, угрозе землятресением;
возможность быстрого приведения сил в полную готовность к выполнению задач в самых сложных условиях обстановки;
своевременность выдвижения сил к месту проведения спасательных работ;
быстрое развертывание спасательных работ, непрерывное их ведение;
наращивание усилий за счет последующих смен, эшелонов и резервов;
обеспечение безопасности при осуществлении мероприятий по защите населения и в районах бедствия участие сил и средств в ликвидации возникающих чрезвычайных ситуаций связанных со землятресением.
В целом с поставленной задачей группировка справляется успешно, но в ходе проведения работ по ликвидации последствий стихийных бедствий выявлен ряд недостатков. Их условно можно разделить на три группы: в области реагирования, в области организации, в области технического обеспечения и недостатки в экипировке личного состава.
Выводы по разделу:
В третьем разделе дипломной работы представлены рекомендации органам управления по работе в ходе подготовки и при ликвидации последствий разрушительных землетрясений. Рекомендации включают следующие разделы: оповещение личного состава КЧС области, оповещение и информирование населения, принятие экстренных мер по защите населения и оказание помощь пострадавшим, принятие решения на ликвидацию ЧС и отдача предварительных распоряжений по проведению АСДНР, эвакуация населения из зон ЧС и т.д.
Предлагаемые рекомендации могут быть использованы в практической деятельности органов управления Хатлонской области при возникновении ЧС природного характера (землетрясение) и их ликвидации. После соответствующих доработки данные рекомендации могут применяться органами управления других областей Республики Таджикистан.
В деле управления силами ГО области не должно быть мелочей. Все эти не простые вопросы нужно непрерывно планировать и систематически совершенствовать последовательность работы должностных лиц органов управления ГО области, по необходимости поднимать уровень компетентности личного состава штаба ГО.
Должностным лицам органов управления ГО области при работе следует решительно отказаться от формализма, всего бессмысленного в управленческой деятельности и насаждать свойственную обстановке при ЧС деловитость и практическую целесообразность.
Вопросы управления органами управления ГО области в условиях землетрясения, а оно, как правило, возникает внезапно, являются сложными и во многом проблемными, требующими дальнейшего глубокого изучения и проработки. Это обязывает руководящий состав ГО области, начальников штабов ГО постоянно совершенствовать формы и методы своей работы, настойчиво изыскивать пути повышения эффективности управления мероприятиями, силами и средствами ГО области при возникновении аварий, катастроф и стихийных бедствий.
Дальнейшее совершенствование управления ГО Хатлонской области может идти по многим направлениям. Основными из них являются:
улучшение качества планирования мероприятий предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, повышение его научного уровня;
научно обоснованное распределение функций управления между различными звеньями;
уточнение задач и структуры каждого органа управления;
постоянное развитие форм и методов руководства ГО области;
органическое соединение творческой деятельности начальников и органов управления ГО с преимущественным применением математических методов и использования автоматизированных систем управления.
Не вызывает
сомнения то, что применение в управлении
новейших средств автоматизации
и механизации работ и
Большое значение, на мой взгляд, необходимо придавать улучшению структуры органов управления и пунктов управления. Это позволит сделать их более мобильными, устойчивыми и живучими, а процесс управления более надежным и оперативным.
Работа по совершенствованию управления ГО области будет эффективной только в том случае, если она будет проводиться в определенной системе и носить плановый и целеустремленный характер.
В данной дипломной работе мною сделана попытка рассмотреть некоторые вопросы управления мероприятиями, силами и средствами ГО Хатлонской области при возникновении и ликвидации последствий землетрясения с учетом требований, предъявляемым к ним, на основе опыта в своей повседневной деятельности.
Изложенные в работе рекомендации председателям КЧС должны сыграть определенную роль в совершенствовании системы управления ГО Хатлонской области.