Охрана здоровья и жизни школьника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2014 в 22:54, реферат

Краткое описание

В системе мероприятий по воспитанию здоровой молодежи важнейшее место занимает целенаправленное гигиеническое обучение и воспитание школьников. Оно решает задачу расширения предоставления учащихся по вопросам охраны и укрепления здоровья, закаливание организма путем правильного гигиенического поведения, физического воспитания, задачи повышения ответственности за охрану своего здоровья и организации среды в школе и дома в соответствии требованиями гигиены. Одновременно детям прививаются гигиенические навыки.

Вложенные файлы: 1 файл

Здоровый образ жизни.docx

— 27.90 Кб (Скачать файл)

Первая стадия. Исчезновении даже при частом курении различных неприятных ощущений в организме и появления навязчивого труднопреодолимого желания курить. Переносимость никотина на этой стадии высокая и доходит до 10-15 сигарет в день. У курильщика появляется чувство якобы повышающейся при курении работоспособности, улучшения самочувствия.

Вторая стадия. Влечение к курению принимает навязчивый характер. При перерыве в курении появляются чувство психического дискомфорта, внутренняя неудовлетворенность. Выносливость к никотину повышается, и подросток может выкурить до 20-25 сигарет в день. На этой стадии появляются признаки болезненных нарушений внутренних органов: бронхиты, изменения пульса, колебания артериального давления. Появляется расстройство центральной нервной системы в виде нарушений сна, раздражительности.

Третья стадия более тяжелая стадия никотиномании. Однако на этом этапе бросить курить уже довольно трудно. Многие пытаются бросить, но вскоре возобновляют курение под влиянием различных причин: уговоры курящей компании, неприятности.

Борьбу с курением и пропаганду о вреде курения необходимо начинать с младшего школьного возраста, используя для этого средства (беседы, лекции, кинофильмы, плакаты), чтобы выработать у школьника отрицательное отношение к курению. К этой работе необходимо привлекать родителей и общественные организации.

Качества мужчины проявляются не в умении курить, но в умении рационально организовывать свою жизнь и жизнь своей семьи.

Девушки курят, по их словам, потому, что "это нравится мальчикам". На вопрос юношам, как они относятся к курению девушек, большинство положительно оценили курение девушек и лишь немногие осуждали. Когда же у юношей спросили, допускают ли они, чтобы их жена курила, почти все категорически ответили "нет". Девушкам нужно тактично объяснять, что только в случае, когда девушка для юноши просто знакомая, с которой приятно проводить время, против ее курения не возражают. Будущей жене и матери своих детей юноша не простит курения.

Когда родители и учитель убедились в том, что юноша или девушка начал курить, совершено, неуместны запреты, окрики, наказания. Чаще они не приводят к желаемому результату и срабатывают по принципу бумеранга - подросток будет курить "назло" учителю или родителям, к которым он негативно настроен.

Увлечение курением, как и другими вредными привычками и занятиями, ослабевает, если у школьника правильно организован досуг, исключено безделье, он увлекается искусством, наукой, спортом и постоянно обогащается духовно, интеллектуально, физически.

Немаловажное влияние на формирование отношение школьника к курению оказывает круг интересов и характер установок того нормального коллектива, в котором он проводит свой досуг.

 

 ОСОБЕННОСТИ АЛКОГОЛИЗМА  В ПОДРОСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ  ВОЗРАСТЕ И ЕГО ПРОФИЛАКТИКА

 

Алкоголь общетоксичен, и в организме нет такого органа или ткани, на функции которых алкоголь не оказывал бы отрицательного влияния.

Алкоголь, повреждая в первую очередь нервную систему, одновременно поражает другие органы и системы.

Наиболее чувствителен к алкоголю мозг. Психические функции нарушаются при приеме самых малых доз алкоголя: снижается память, повышается утомляемость, рассеивается внимание. Если ребенок или подросток употребляет алкоголь систематически, происходит задержка нервно-психического развития, отсюда резко снижается успеваемость и ухудшается поведение и, в конце концов, развивается болезнь - алкоголизм.

Ранее употребление спиртных напитков вызывает болезнетворные ощущения в обмене веществ, задерживает рост и развитие организма. Даже одноразовое употребление алкоголя может привести к печальным последствиям для здоровья, к потере человеческого достоинства, уголовных преступлений, о которых человек может сожалеть всю жизнь. Известно, что в состоянии алкогольного опьянения совершаются большинство всех преступлений. Резко увеличивается опасность заражения венерическими заболеваниями, так как возрастает процент случайных связей.

Употребление подростками, юношами алкоголя имеет некоторые особенности.

Подростки, особенно самые младшие, нередко пьют тайком, в подъезде, торопливо передавая бутылку из рук в руки, обычно без закуски. Очень быстро для них становится пить по любому поводу даже перед экзаменами; при этом, с одной стороны, в отсутствии состояния хотя бы легкого алкогольного опьянения они начинают чувствовать себя неуверенно (например, отправляясь на танцы, на вечер), с другой - сама по себе трезвость становится для них странным состоянием: по их мнению, особые причины нужны уже не для того, чтобы выпить, а для того, чтобы воздержаться.

Алкоголизм у подростков и юношей течет злокачественные нетолько по темпам, но и по содержанию каждого из этапов. Например, похмельный синдром формируется очень быстро, но и характеризуется особой раздражительностью, мрачностью, злобностью, вспыльчивостью и агрессивностью алкоголика, кошмарами по ночам. Для несовершеннолетних алкоголиков характерна повышенная утомляемость, рассеянность, отсутствие интереса к окружающему, они легко бросают работу, учебу.

Несколько слов о злоупотреблении алкоголя девочками - подростками и девушками.

В течение подросткового возраста мотивы употребления алкоголя у девочек не меняется. Это - употребление алкоголя во время праздника, дня рождения, семейного торжества. В среднем они знакомятся с алкоголем в ситуациях межполового общения - их угощают, предлагают им выпить спиртного иногда просто за "компанию". Социально женский пол более устойчив к алкоголю, чем мужской, поскольку для лиц женского пола очень важное значение имеет понятие о приличиях, о женском достоинстве.

Каждый взрослый человек, и учитель должен помнить, что основной контингент тяжелых алкоголиков, людей, являющихся балластом общества, формируется из начавших употребление алкоголя в детском, юношеском, подростковом возрасте. Вместе с тем, это период, когда алкогольные установки убеждения, стереотипы только формируются, и воздействовать на употребляющего алкоголь в этот период легче, чем на человека с окончательно деформированной алкоголем психикой.

Профилактика подросткового и юношеского алкоголизма включает в себя ряд мероприятий. В борьбе с пьянством и алкоголизмом среди подрастающего поколения важно работать не только с молодежью, но и со взрослыми, по следующим направлениям:

на лекциях и беседах, с помощью брошюр, книг и листовок пропагандировать вредное влияние алкогольных напитков на организм человека;

максимально использовать радио, телевидение, газеты, для разъяснения взрослым влияние алкоголя на здоровья и поведение детей;

систематически проводить разъяснительную работу с родителями на школьных собраниях;

индивидуально работать с неблагополучными семьями, переводить детей из таких семей в школы - интернаты, в крайних случаях лишать алкоголиков родительских прав.

Прежде всего, в процессе воспитания у учащихся должны быть сформированы твердые анти - алкогольные убеждения: о необходимости трезвого образа жизни, о недопустимости даже в малых дозах употребления алкоголя, о безнравственности пьянства и алкоголизма. У младших школьников следует вырабатывать общее отрицательное отношение к алкоголю. На улице обращать их внимание на неопрятный вид встретившегося или пьяного и подчеркнуть, насколько он отличается от большинства других людей - бодрых, активных, спешащих по своим делам.

При антиалкогольном воспитании подростков также следует базироваться на общем отрицательном отношении к алкоголю и к злоупотребляющим им людям, выработанном ранее, стараясь закрепить его, и дополнять это разъяснением различных вредных сторон его действия на здоровье, на развитие силы, на достижения успехов в спорте. В этом возрасте нужно сформировать представление подростка о том, что в любой момент своей жизни для преодоления какой либо опасности, какой либо чрезвычайной ситуации человек должен быть наготове, и подчеркнуть, что употребляющий алкоголь на это неспособен.

Юношеству следует объяснить. Что употребление алкоголя пагубно сказывается на общем жизненном пути человека, на осуществлении его жизненных планов.

Для профилактики алкоголизма в подростковом и юношеским возрасте необходимое четкое понимание учителем самой сущности алкоголизма как психической болезни, которая развивается исподволь, постепенно, но при регулярном употреблении алкоголя - неотвратимо.

Выпускники школы, стоящие на пороге жизни, должны знать о влиянии алкоголя на потомство. Зачатье в нетрезвом состоянии дети могут родиться неполноценными. Идиотизм, шизофрения, глухота, другие физические уродства - вот неполноценный перечень этих детей.

Дети, родившиеся в семьях, где злоупотребляют алкоголь, значительно отстают в физическом и нервно - психическом развитии, в два раза чаще болеют.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Здоровье - редчайший дар, оставленный в наследство родителями, часто разрушается под влиянием окружающей среды. По многим причинам разрушается здоровье из-за вредных привычек стрессов, экологической обстановки, поэтому проблема сохранения и укрепления здоровья школьников существует на всех ступенях обучения.

В современном мире, в эпоху XXI века, предъявляются новые, более высокие требования к человеку, в том числе и к ребенку, к его здоровью и знаниям. Постоянно усиливающееся влияние на организм ребенка разнообразных отрицательных факторов окружающей среды приводит к ухудшению состояния здоровья, к снижению умственного и физического состояния детей. Забота о здоровье ребенка стала занимать во всем мире приоритетные позиции, так как любой стране нужны творческие, гармонично развитые, активные строители общества и государства.

Кто отвечает за формирование здорового ребенка? В нашем обществе традиционно сложилось так, что за здоровье ребенка несут ответственность родители, педагоги и медицинские работники, а после достижения совершеннолетия и сам ребенок заботится о своем здоровье.

Школа стала школой болезней. Следуя за техническим прогрессом, она продолжает наращивать объём и интенсивность информации, уходя от проблемы самочувствия, психической и физической переносимости детьми этих непомерных нагрузок. Адаптация ребенка к школе — довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. Адаптация к школе далеко не у всех детей протекает безболезненно. У некоторых она не наступает совсем, и тогда приходится говорить о социально-психологической дезадаптации, которая ведет к серьезным последствиям (вплоть до невозможности получить полноценное образование и найти свое место в жизни.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Матюшонок М.Т. физиология  и гигиена детей и подростков: учебное пособие для студентов  педагогических вузов. М.Т. Матюшонок, Г.Г. Турик, А.А. Крюкова, - М.: 1975 - 288с.

2. Чусов Ю.Н. Физиология человека: учебное пособие для пед. училищ. - М.: Просвещение, 1981 - 240с.

3. Хрипкова А.Г. Мир детства: Юность - М.: Педагогика, 1988 - 432с.

4. Коростелев Н.Б. Воспитание  здорового школьника: Пособие для  учителя - М.: просвещение, 1986 - 176 с.

5. Савин Н.В. педагогика. Учебное  пособие для педагогических училищ - М; Просвещение 1978-351 с.

6. Сердюковская Г.Н. организация медицинского контроля за развитием и здоровьем школьников на основе массовых скрининг - тестов и оздоровление в условиях школы: Методическое пособие - М: 1993-143 с.

7. Амосов Н.М. Энциклопедия  Амосова. Алгоритм здоровья - М: АСТ; Донецк: Сталкер, 2005-287с.

8. Глушкова Е.К. Береги  зрение. - М; Медицина, 1987-48с.

9. Кальченко Е.И. Гигиеническое обучение и воспитание школьников: книга для учителя - М.: Просвещение, 1984-127с.

10. Колесов Д.В. Беседа  об антиалкогольном воспитании: Книга для учителя - М.: Просвещение, 1987-80с.

11. Матвеев В.Ф. Профилактика  вредных привычек школьников: Книга  для учителя - М.: Просвещение, 1987-96с.

 


Информация о работе Охрана здоровья и жизни школьника