ВВЕДЕНИЕ
Актуальность
исследования. Развитие высокоскоростного движения,
установка современного оборудования
автоматики и телемеханики, а также с массовое
пребывание людей на объектах железнодорожного
транспорта становятся причинами высокой
пожароопасности. Для того чтобы обеспечить
безопасность какого-либо объекта нужно
уметь противостоять угрожающим ему опасностям.
Так при анализе проблемы безопасности
любого объекта появляются два основных
понятия – опасность и безопасность, которые
нуждаются в соответствующих определениях.
К этим двум понятиям необходимо добавить
еще одно понятие – «риск», вокруг которого
в последние десятилетия среди специалистов
ведется оживленная полемика. Это понятие
в определенной степени связывает два
первых. В Техническом регламенте о пожарной
безопасности ФЗ № 123 (2008 г.) определение
пожарной опасности объекта защиты приведено,
как состояние объекта защиты, характеризуемое
возможностью предотвращения возникновения
и развития пожара, а также воздействия
на людей и имущество опасных факторов
пожара.
В связи с тем, что из доступных нам источников
отдельные аспекты пожарной опасности
объектов железнодорожного транспорта
недостаточно разработаны, это побудило
нас провести исследование по оценке пожароопасности
стационарных объектов ОАО «РЖД».
Степень разработанности исследования
темы. Литература и нормативная документация
по данной теме нами рассмотрены и изучены,
в основном это работы Аксютина В.П., Калыгина
В.Г., Акимова В.А., Белова С.В., Кукина П.П.,
однако материалов по рассматриваемой
теме недостаточно.
Объект исследования: стационарные объекты железнодорожного
транспорта ОАО «РЖД».
Предмет исследования: оценка степени пожароопасности стационарных
объектов железнодорожного транспорта.
База исследования: объекты инфраструктуры железнодорожного
транспорта ОАО «Российские железные
дороги».
Цель исследования: исследовать характерные особенности
пожарной опасности стационарных объектов
железнодорожного транспорта, выявить
основные причины возникновения пожаров.
Гипотеза исследования: снижение рисков возникновения пожаров
на объектах ОАО «РЖД», уменьшения потерь
человеческих жизней и материальных ценностей
может обеспечиваться при следующих условиях:
- если условия эксплуатации объектов будут максимально приближены к требованиям нормативных документов о пожарной безопасности;
- если регулярно проводить профилактические меры по предотвращению возникновения пожаров;
- если разработать систему оценки пожароопасности объектов ОАО «РЖД»;
- если регулярно проводить диагностику, анализ и оценку состояния пожароопасности каждого стационарного объекта железнодорожного транспорта.
Задачи исследования:
- Изучить и охарактеризовать особенности пожарной опасности стационарных объектов, а также особенности развития пожаров на железнодорожном транспорте.
- Провести диагностическую работу по анализу риска возникновения пожаров на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта.
- Выбрать подходящий метод оценки пожароопасности стационарных объектов ОАО «РЖД» и провести оценку риска пожароопасности.
- Произвести оценку пожарной опасности стационарных объектов железнодорожного транспорта.
Методы исследования: анализ и обобщение литературы по проблеме
исследования; анализ регламентирующей
документации по пожарной безопасности; анализ опасностей и работоспособности
объектов; регистрация фактов и
шкалирование.
Положения, выносимые
на защиту.
- Пожарная опасность объекта железнодорожного транспорта - возможность возникновения пожаров, способных вызвать поражение персонала объектов железнодорожного транспорта и населения, проживающего в прилегающей полосе отвода инфраструктуры железнодорожного транспорта.
- Пожароопасность стационарных объектов железнодорожного транспорта должна обеспечиваться:
- системой предотвращения
пожара;
- системой противопожарной
защиты;
- системой обеспечения безопасности людей при пожаре;
- организационно-техническими
мероприятиями.
- Оценка пожароопасности объектов железнодорожного транспорта основывается на оценке риска, которую можно выразить отношением числа тех или иных неблагоприятных последствий к их возможному числу за определенный период времени. При выборе нормативных значений величины риска есть связь между надежностью и безопасностью. В этом случае необходимо ориентироваться на анализ надежности и данные о количестве пожаров на железнодорожном транспорте. Таким образом, значение допустимого риска, это то значение, которое допустимо в данный период времени.
ГЛАВА I. ПОЖАРНАЯ ОПАСНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ
РАЗВИТИЯ ПОЖАРОВ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ
ТРАНСПОРТЕ
- Пожарная опасность стационарных объектов
Пожарная опасность
объекта в целом характеризуется
возможностью возникновения пожара,
а также условиями, влияющими
на его развитие.
Пожарная опасность стационарного объекта железнодорожного
транспорта - возможность возникновения
пожаров, способных вызвать поражение
персонала объектов железнодорожного
транспорта и населения, проживающего
в прилегающей полосе отвода инфраструктуры
железнодорожного транспорта.
Стационарными являются
объекты, которые расположены в
полосе отвода железнодорожного транспорта, которые необходимы для обеспечения
работы железнодорожного транспорта и
требующие значительные ресурсы для монтажа
оборудования. К стационарным объектам
железнодорожного транспорта относятся
административные и бытовые здания, расположенные
в полосе отвода железной дороги, производственные
здания (заводы и депо по ремонту и техническому
обслуживанию подвижного состава, промывочно-пропарочные
станции, объекты связи, складские здания
и помещения и др.), искусственные сооружения
(тоннели и мосты), а также станции различного
назначения.
Наиболее характерными
особенностями пожарной опасности
объектов железнодорожного транспорта
в отличие от объектов городской
застройки и промышленных предприятий
являются:
- участие в перевозочном процессе большого числа железнодорожных составов, что затрудняет эвакуацию подвижного состава в безопасное место, подъезд пожарной техники и прокладку рукавных линий для тушения пожара;
- наличие на объектах значительного количества разнообразного подвижного состава (пассажирские, рефрижераторные, крытые грузовые вагоны, полувагоны, платформы, цистерны, тепловозы, электровозы и др.) с различными ГЖ, ЛВЖ, твердыми горючими материалами с пожарной нагрузкой 1000 кг/м2 и более;
- наличие на сортировочных, грузовых и участковых станциях складских помещений, открытых и полузакрытых (под навесами) складов с пожаро- и взрывоопасными, отравляющими, ядовитыми и другими опасными веществами и материалами;
- наличие искусственных сооружений (тоннелей, мостов), которые являются исключительно опасными объектами при возникновении пожара. Как правило, такие объекты имеют недостаточную противопожарную защиту;
- наличие на многих участках железных дорог, особенно в районах газо- и нефтедобычи, мест пересечения и сближения железнодорожных путей с продуктопроводами;
- наличие, как правило, только на крупных станциях пожарных поездов, способных к тушению пожаров в труднодоступных местах, особенно на перегонах, не имеющих подъездов из населенных пунктов для использования другой пожарной техники;
- наличие контактной сети напряжением до 25 кВ.
Анализ пожарной опасности
объектов должен предусматривать:
- анализ пожарной опасности среды и параметров технологических процессов на объекте;
- определение перечня пожароопасных аварийных ситуаций для каждого технологического процесса и причин их возникновения;
- построение сценариев возникновения и развития пожаров с неблагоприятным исходом. [1]
- Общие особенности развития пожаров на стационарных объектах
Административные и
бытовые здания.
Развитие пожара на этажах зданий характеризуется распространением
огня и продуктов горения по коридорам,
различным проемам, отверстиям для прохода
коммуникаций, шахтам лифтов, лестничным
клеткам, вентиляционным каналам, а также
после снижения огнестойкости несущих
конструкций – через ограждающие конструкции.
Через пустоты в строительных конструкциях
происходит скрытое распространение огня
и продуктов горения. Скрытые очаги пожаров
в перекрытиях, стенах, перегородках и
вентиляционных каналах определяются
выходом дыма из-под плинтусов и различных
отверстий.
Чердаки зданий и сооружений представляют
повышенную пожароопасность и при возникновении
очага горения характеризуются:
- горением чердачного перекрытия или крышевых конструкций, а также их одновременным горением;
- значительной скоростью распространения пламени;
- плотным задымлением чердачного помещения;
- угрозой перехода огня в нижерасположенные помещения;
- при наличии сгораемой кровли с выходом огня на поверхность крыши и угрозой перехода огня на соседние строения;
- переходом огня по конструкциям чердака из одной секции в другую.
Развитие пожара в
подвальных помещениях отличается сильным
задымлением, высокой температурой
и возможностью распространения
огня и дыма в вышерасположенные
помещения. Сложности в организации тушения определяются
ограниченным числом входов, отсутствием
полной информации о планировке подвала,
а также возможным наличием в них горючих
материалов и жидкостей.
При пожаре в строящихся
зданиях возможны:
- взрывы ацетиленовых и кислородных баллонов, загорание емкостей с краской;
- быстрое распространение огня и продуктов горения по не заделанным отверстиям и открытым проемам;
- выделение токсичных продуктов при горении лакокрасочных и электроизоляционных материалов, некоторых материалов и утеплителя;
- быстрое обрушение строительных конструкций вследствие наличия незащищенных металлических элементов. [10]
Производственные объекты.
При пожаре в зданиях
и сооружениях локомотивных и
вагонных депо возможно горение строительных
конструкций и подвижного состава
внутри здания.
Пожарная опасность
локомотивных и вагонных депо характеризуется:
- наличием большого количества дизельного топлива в топливных баках тепловозов и дизель-поездов, смазочных материалов в узлах подвижного состава и раздаточных кладовых;
- возможностью образования взрывоопасных смесей в аккумуляторных (наличие водорода), в газогенераторных (наличие ацетилена);
- наличием твердых сгораемых материалов, в том числе синтетических (электрическая и тепловая изоляция, обивка кресел, пластмассовые детали тягового подвижного состава и оборудования цехов и т.д.), выделяющих при горении токсичные продукты;
- наличием металлических конструкций в зданиях и подвижном составе, которые могут деформироваться, терять несущую способность и обрушиваться через 15-20 минут после возникновения пожара;
- наличием источников воспламенения (электрического происхождения, при проведении сварочных работ, самовоспламенение промасленной ветоши и т.д.);
- возможностью распространения огня и продуктов горения по системам вентиляции и кондиционирования воздуха в цеха, другие помещения вследствие непосредственно примыкания их друг к другу.
Пожарная опасность
стойловой части определяется видом
подвижного состава.
При пожаре в стойловой
части депо возможно горение:
- строительных конструкций здания и оборудования;
- подвижного состава внутри здания;
- одновременно строительных конструкций, оборудования и подвижного состава.
Пожары в экипировочных
устройствах характеризуются:
- разрушение резервуаров, вскипанием и выбросом нефтепродуктов;
- образованием в результате обрушения кровли или деформации резервуара зон, затрудняющих подачу огнетушащих средств в зону горения;
- высокой скоростью распространения огня по технологическим лоткам, канализационным или другим коммуникациям;
- нарушением герметичности коммуникаций с горючими жидкостями с последующей утечкой жидкости и быстрым распространением пожара;
- взрывом паровоздушных смесей нефтепродуктов. Наиболее вероятно образование взрывоопасной смеси в помещениях насосных станций, а также в резервуарах и цистернах с дизельным топливом;
- деформацией и потерей несущей способности экипировочных устройств, а также подвижного состава от воздействия высокой температуры в течение 15-25 минут.