Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 16:05, курсовая работа
Задачи исследования:
1. Изучить и охарактеризовать особенности пожарной опасности стационарных объектов, а также особенности развития пожаров на железнодорожном транспорте.
2. Провести диагностическую работу по анализу риска возникновения пожаров на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта.
21 января 2010 года на
ст. Колпино Октябрьской ж.д.
24 февраля 2010 года ст.
Гаврилово Октябрьской ж.д. на
посту ЭЦ возник пожар.
08 августа 2010 года на
перегоне Берестянка-
29 августа 2010 года на
ст. Лопатино Московской ж.д. из-
19 декабря 2010 года на
ст. Пони Дальневосточной ж.д.
из-за неисправности
На рис. 3 приведено количество пожаров по годам на постах ЭЦ.
Количество пожаров по годам на постах ЭЦ
Рис. 3
Причины возникновения пожаров на стационарных объектах:
- неосторожное обращение с огнем 34 пожара (44,7%);
- неисправность
- недосмотр за приборами отопления 10 пожаров (7,8%);
- нарушения при производстве сварочных работ 4 пожара (5,2%);
- поджог 1 пожар;
- прочие причины 4 пожара (5,2%).
Из 34 пожаров по причине
неосторожного обращения с
В результате пожаров на стационарных объектах Компании прямой ущерб составил 18,5 млн. рублей. Наибольшие материальные потери зарегистрированы после пожара, произошедшего 21 октября 2010 года в жилом доме НГЧ-6 на ст. Селендума Восточно-Сибирской ж.д., ущерб от пожара составил 6,9 млн. руб.
На сегодняшний день в России проводится два основных метода оценки пожарной опасности стационарных объектов – детерминированный и вероятностный.
При детерминированном подходе к оценке опасности объектов вероятность образования горючей среды и появления источника зажигания условно принимается равной единице. При этом в качестве расчетного выбирается наиболее неблагоприятный вариант аварии или период нормальной работы технологического оборудования (аппарата), при котором в пожаре (взрыве) участвует наибольшее количество веществ и материалов, наиболее опасных в отношении последствий пожара (взрыва), т. е. так называемый принцип «максимальной проектной аварии».
К достоинствам детерминированного подхода можно отнести относительную простоту его использования, высокую степень завершенности решения задач оценки пожаропасности объектов. Недостатками этого подхода являются:
- однозначность в определении расчетного варианта аварии, даже если вероятность максимальной проектной аварии очень мала. При этом применение защитных мероприятий, в том числе и капитального характера, может быть экономически нецелесообразным;
- использование этого
подхода не стимулирует
Результаты оценки, проведенной
с применением
Мы рассмотрим более подробно вероятностный метод. Вероятностный подход по своей сути более совершенен, так как основан на более рациональном сопоставлении величин опасных факторов пожара, уровня обеспечения социальной безопасности людей, ожидаемого материального ущерба и затрат на обеспечение пожаробезопасности. Результаты оценки, проведенной с применением вероятностного подхода, характеризуются величинами риска.
Расчетные величины пожарного риска являются количественной мерой возможности реализации пожарной опасности объекта и ее последствий для людей.
Количественной мерой возможности реализации пожарной опасности объекта является риск гибели людей в результате воздействия опасных факторов пожара, в том числе:
- риск гибели работника объекта;
- риск гибели людей, находящихся в селитебной зоне вблизи объекта.
Риск гибели людей в результате воздействия опасных факторов пожара на объекте характеризуется числовыми значениями индивидуального и социального пожарных рисков. При исследовании риска обычно выделяют обычно три аспекта проблемы:
- анализ пожарной опасности объекта;
- оценка риска;
- управление риском.
Анализ пожарной опасности
технологической среды и
Перечень потенциальных
источников зажигания пожароопасной
технологической среды
Определение пожароопасных
ситуаций на объекте должно осуществляться
на основе анализа пожарной опасности
каждого из технологических процессов
и предусматривать выбор
Для определения причин
возникновения пожароопасных
Оценка опасных факторов пожара, взрыва для различных сценариев их развития осуществляется на основе сопоставления информации о моделировании динамики опасных факторов пожара на территории объекта и прилегающей к нему территории и информации о критических для жизни и здоровья людей значениях опасных факторов анализируемых пожара, взрыва.
Оценка последствий воздействия опасных факторов пожара на людей для различных сценариев развития пожароопасных ситуаций предусматривает определение числа людей, попавших в зону поражения опасными факторами пожара, взрыва.
Таким образом, используя технические характеристики объектов, данные о пожарах и причинах их возникновения, для нашего исследования больше подойдет вероятностный метод оценки пожарной опасности стационарных объектов ОАО «Российские железные дороги».
В вероятностном методе анализа риска наиболее общим показателем риска считается математическое ожидание (среднее значение) ущерба от опасного события за год (1).
R=n*S,
где R – показатель риска за год, n – число событий за год, S – средний ущерб от события за год.
Таким образом, получаем ожидаемый средний ущерб от пожаров на стационарных объектах железнодорожного транспорта:
R= 76*243,4тыс.= 18,5 млн. руб.
Как меру потенциальной
опасности можно выделить значение
индивидуального риска, т.е. уровень
риска для определенного
Для определения уровня индивидуального риска следует учитывать природу несчастного случая, долю времени нахождения в зоне риска, т.е. на стационарном объекте. Возьмем, наиболее пожароопасный объект – локомотивное депо. Работник работает в локомотивном депо, в котором ежесменно находится 60 человек. За 2010 год статистические данные о погибших от пожаров один работник. На рабочем месте находится 40 часов в неделю, раз в год находится в ежегодном отпуске четыре недели. Тогда индивидуальный риск (2) погибнуть для работника составляет:
Rпогиб=Рсмерт*Рнахожд
,
где Рсмерт – вероятность наступления смертельного события на рабочем месте, Рнахожд – вероятность нахождения работника на рабочем месте.
Индивидуальный риск погибнуть от пожара на рабочем месте в локомотивном депо для работника составляет:
Rпогиб = =2*10-4
Таким образом, при возникновении пожаров на стационарных объектах железнодорожного транспорта главным образом причиняет прямой материальный ущерб, а индивидуальный риск погибнуть при пожаре минимальный.
Вывод: Во второй главе нашей работы представили материалы диагностики, анализа состояния пожарной опасности и оценки данных о пожарах на стационарных объектах железнодорожного транспорта в 2010 году. На основе анализа даны предложения по выбору метода оценки пожароопасности стационарных объектов железнодорожного транспорта ОАО «Российские железные дороги». Выполнен расчет показателя риска пожарной опасности на стационарных объектах ОАО «РЖД» за год, т.е. прямой ущерб для Компании будет составлять 18,5 млн. рублей и показатель индивидуального риска гибели от пожара работника локомотивного депо, который составляет 2*10-4.
В ходе выполнения курсовой работы нами рассмотрены характерные особенности пожарной опасности стационарных объектов железнодорожного транспорта и особенности развития пожаров на них, проанализирована и оценена степень пожароопасности на данных объектах, рассмотрены основные причины возникновения пожаров. Цель нами достигнута в полном объеме.
На основании выполненных в настоящей работе исследований могут быть сделаны следующие выводы:
Поставленные задачи решены в полном объеме. Гипотеза исследования подтверждена полностью.
Необходимо проводить обучение работников Компании ОАО «РЖД» мерам пожарной безопасности, действиям при возникновении пожаров и аварийных ситуаций.
В результате целенаправленной работы на железнодорожном транспорте должна успешно функционировать целостная система обеспечения пожарной безопасности. Кадровый состав работников, их профессиональный потенциал, а также техническое оснащение пожарных поездов должны позволять успешно решать задачи по их функциональному предназначению.
Вместе с тем, работа не претендует на полноту исследования. В ходе исследования выявлены и обозначены задачи, которые требуют дальнейшего исследования: в настоящее время в нашей стране нет жестких требований по установлению уровней риска при нормальной работе и авариях на объектах.
Информация о работе Оценка пожароопасности стационарных объектов ОАО «Российские железные дороги»