Оценка пожароопасности стационарных объектов ОАО «Российские железные дороги»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 16:05, курсовая работа

Краткое описание

Задачи исследования:
1. Изучить и охарактеризовать особенности пожарной опасности стационарных объектов, а также особенности развития пожаров на железнодорожном транспорте.
2. Провести диагностическую работу по анализу риска возникновения пожаров на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта.

Вложенные файлы: 1 файл

введение, глава 1, 2, заключение курсовой НОВОЕ.doc

— 356.00 Кб (Скачать файл)

При пожаре на промывочно-пропарочных  предприятиях возможны:

  1. наличие угрозы людям при выполнении работ внутри котлов цистерн;
  2. взрывы паровоздушных смесей нефтепродуктов в котлах цистерн, а также в помещениях насосных станций, резервуарах и циркуляционных установках очистки;
  3. высокая скорость распространения огня по технологическим лоткам и другим коммуникациям;
  4. нарушения герметичности коммуникаций с последующей утечкой нефтепродуктов. [1]

При пожаре на объектах энергоснабжения  и в помещениях с электроустановками возможно:

  1. быстрое распространение огня при повреждении системы маслонаполненного оборудования, а также жидкого топлива на тепловых и дизельных электростанциях, растекание горящего масла и топлива;
  2. образование взрывоопасных концентраций угольной пыли в отделениях тепловых электростанций, паров и газов при разрушении систем водородного охлаждения генераторов и подачи газообразного топлива;
  3. взрыв продуктов разложения трансформаторного масла при коротком замыкании;
  4. сильное задымление с образованием токсичных продуктов;
  5. быстрое повышение температуры при пожаре в кабельных сооружениях, помещениях электростанций и подстанций;
  6. обрушение строительных конструкций, деформация и разрушение агрегатов трансформаторных подстанций, кабельных сооружений, котельных цехов электростанций;
  7. поражение личного состава пожарных подразделений электрическим током. [2]

Развитие пожара на объектах СЦБ, связи, вычислительных центрах определяется наличием различного рода коммуникационных проходов, кабельных линий, систем кондиционирования воздуха и т.п.

Особенностями развития пожара на объектах шпалопропиточных заводов являются:

  1. быстрое распространение огня по штабелям на складе лесоматериалов с плотным задымлением территорий;
  2. возникновение новых очагов пожара на территории склада и за ее пределами в результате разлета искр и головней;
  3. образование токсичных продуктов при горении пропитанных лесоматериалов;
  4. разрыв трубопроводов, нарушение герметичности и разрушение пропиточных маневренных цилиндров с растеканием антисептика в пропиточном цехе;
  5. наличие высокой температуры;
  6. деформация металлического оборудования, обрушение строительных конструкций. [1]

При развитии пожара в  автомобильных гаражах возможны:

  1. быстрое распространение огня по хранящимся внутри здания транспортным средствам;
  2. взрывы топливных баков, растекания ГЖ;
  3. значительное задымление помещений, выделение токсичных продуктов при горении полимерных материалов;
  4. возникновение мощных конвективных потоков нагретых продуктов горения и воздуха и развитие пожара на сгораемые конструкции здания гаража. [4]

Типовой вариант развития пожара в производственных зданиях  железнодорожного транспорта – воспламенение  горючих материалов в зданиях в результате воздействия открытого огня, искр, поджога и др.; распространение пожара по всей площади здания; образование зоны критических тепловых потоков и температурного режима; потеря огнестойкости строительных конструкций здания.

В зависимости от вида горючего и условий его хранения возможно следующее развитие: распространение пожара в здании по горизонтали; распространение пожара в здании по горизонтали и вертикали (на соседние этажи).

Пожар в зданиях с  участием твердых горючих материалов обычно ограничивается пределами здания.

В зданиях депо рассматриваются  две стадии пожара:

начальная стадия пожара (НСП) – период распространения пламени  на поверхности пожарной нагрузки (ПН),

развившийся пожар, когда  огонь распространяется на всю поверхность  ПН.

В зависимости от характера  размещения ПН пожар может быть локальным  или объемным. Если ПН размещена  компактно на одном участке помещения  и распространение огня  на соседние участки за счет теплопередачи излучением не происходит, то в начальной стадии будет развиваться локальный пожар.

Если ПН расположена  рассредоточено и пламя может  охватить соседние участки за счет теплопередачи излучением, то локальный  пожар может перерасти в объемный.

Локальный пожар может  перерасти в объемный и до окончания  распространения пламени по всей поверхности ПН, когда среднеобъемная температура в помещении Тп достигает значения температуры вспышки Т всп. – начала развитой стадии пожара, при которой происходит скачкообразный переход от НСП к развитому объемному пожару.

Складские помещения и открытые склады.

Особенностями развития пожаров на складах являются:

  1. горение и термическое разложение полимерных материалов, ГЖ и ЛВЖ, сопровождающееся взрывами, интенсивным дымообразованием, выделением токсичных веществ, растеканием жидкостей, способствующих возникновению новых очагов горения;
  2. взрывы и выбросы пламени из плотно закрытых емкостей и упаковок с жидкостями, сжиженными газами, разлагающимися твердыми материалами;
  3. переход огня на подвижной состав, автомобильный транспорт, находящиеся под погрузкой или выгрузкой, а также на погрузочно-разгрузочные машины и механизмы;
  4. обрушение металлических конструкций, стеллажей и образование завалов в проходах;
  5. выделение кислорода при наличии аммиачной, натриевой и калиевой селитр ввиду их разложения, что способствует интенсификации процесса горения. [10]

Аналогичные особенности  развития пожаров характерны для  сооружений и зданий грузовых дворов.

При возникновении пожаров  в зданиях холодильников характерными особенностями являются:

  1. быстрое распространение пожара в холодильных камерах в начальный период с последующим снижением интенсивности горения;
  2. наличие утечки хладагента и возможные образования взрывоопасных смесей с воздухом;
  3. отравления и ожоги при авариях коммуникаций с хладагентами;
  4. расплавление жира и масел животного и растительного происхождения с распространением горения по всему помещению и за его пределами;
  5. скрытое распространение огня по пустотам между стенами и термоизоляцией, а также между термоизоляцией и штукатуркой;
  6. возможность распространения огня в верхние этажи через шахты лифтов и по теплоизоляции;
  7. нарушение крепления теплоизоляционных плит к стеновым конструкциям и их обрушение. [4]

Система противопожарной  защиты - комплекс организационных  мероприятий и технических средств, направленных на защиту людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий воздействия опасных факторов пожара на объект. В идеале, при исправной работе этих систем пожара на объекте не возникает. Однако функционирование каждого объекта происходит в постоянно меняющейся обстановке. В процессе этих изменений возникают неисправности, обусловленные, как невыполнением противопожарных мероприятий, так и потерей ими технических характеристик, что нарушает функционирование системы предотвращения пожара и, создаются предпосылки для его возникновения. При эксплуатации объекта процесс возникновения и накопления неисправностей идет непрерывно и происходит не только на этапе его эксплуатации, но и на других этапах. Они могут возникать при невыполнении предусмотренных мероприятий проектировщиками, строителями, монтажниками, эксплуатационниками и персоналом производящим техническое обслуживание.

Таким образом, пожар возникает  после прекращения функционирования системы предотвращения пожара. Прекращение функционирования системы обуславливается единственной неисправностью или одной из ряда неисправностей и является причиной пожара.

Вывод: В теоретической части исследования мы рассмотрели характеристики пожарной опасности стационарных объектов железнодорожного транспорта, особенности развития пожаров на стационарных объектах. Провели сравнительный анализ особенностей пожарной опасности объектов ОАО «РЖД» от объектов городской застройки и промышленных предприятий. Система предотвращение пожара на стационарных объектах должна достигаться: предотвращением образования горючей среды; предотвращением образования в горючей среде (или внесения в нее) источников зажигания; ограничением массы и (или) объема горючих веществ и материалов, а также наиболее безопасным способом их размещения.

 

 

 

ГЛАВА II. СОСТОЯНИЕ ПОЖАРНОЙ ОПАСНОСТИ НА ОБЪЕКТАХ И ПОДВИЖНОМ СОСТАВЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

 

  1. Общее положение по пожарам в ОАО «РЖД»

 

В 2010 году на объектах и  подвижном составе ОАО «РЖД»  зарегистрировано 190 пожаров (в 2009 году 174).

В результате воздействия  опасных факторов пожара погибло  2 работника ОАО «РЖД»,  в 2009г. погибло 8 человек, 7 из них работники ОАО «РЖД» и 1 посторонняя гражданка.  Кроме этого 3 человека на пожарах получили травмы различной степени тяжести (в 2009 году 11, из них 9 работников ОАО «РЖД»).

Из общего количества пожаров 76 произошли на стационарных объектах  и 114 на подвижном составе.

Прямой материальный ущерб от пожаров  составил 46,1 млн. рублей (2009   53,8 млн. руб.).

На рис.1 показаны данные о пожарах, зарегистрированных на  стационарных объектах  и подвижном составе  ОАО «РЖД» за 2004-2010 г.г.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1

 

В 2010 году наметилась тенденция  снижения количества пожаров на стационарных объектах. Вместе с тем зарегистрирован  значительный рост количества пожаров  на железнодорожном подвижном составе  Компании с 87 в 2009 году до 114 (+ 31 %) в 2010 году.

На рис.2 показаны общие  данные о пожарах в ОАО «РЖД».

Данные о пожарах в ОАО «РЖД» в период с 2008 по 2010 г.г.

Рис. 2

 

В результате пожаров  задержано (без учета косвенных  задержек) движение 745 поездов (в 2009 году 403). Суммарное время связанных с пожарами задержек в организованном движении поездов составило 1440 часов    (в 2009 году 682).

Продолжается увеличение количества пожаров на подвижном  составе,   находящегося в собственности  других компаний, происходящих в инфраструктуре ОАО «РЖД».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Пожары на стационарных объектах ОАО «РЖД»

      

 

В 2010 году количество пожаров  на стационарных объектах ОАО «РЖД» уменьшилось с 88 до 76 случаев (- 13,6 %).

Из 76 пожаров, зарегистрированных на стационарных объектах Компании, 13 произошли на объектах с массовым пребыванием людей:

03 марта 2010 года на  о/п Судоверфь Приволжской ж.д.  возник пожар в билетной кассе  здания вокзала. Причина пожара  неосторожное обращение с огнем  посторонними лицами.

09 марта 2010 года из-за неосторожности при курении в подсобном помещении вокзального комплекса ст. Пенза-1 Куйбышевской ж.д. возник пожар.

24 марта 2010 года из-за  вспышки паров битумной мастики  при устройстве гидроизоляции  возник пожар в общежитии НГЧ-1 Северной ж.д. (г. Ярославль).

06 апреля 2010 года в  комнате отдыха милиции на 2-м  этаже багажного отделения Павелецкого  вокзала возник пожар. Причина  пожара – неосторожное обращение  с огнем неустановленными лицами.

15 апреля 2010 года из-за  неисправности электрооборудования в подвальном помещении административного здания Красноярской региональной дирекции по ремонту пути возник пожар.

20 мая 2010 года из-за  короткого замыкания в электропроводке  возник пожар в помещении санитарно-экспертного  пункта Казанского вокзала.

22 июня 2010 года из-за перегрева печи возник пожар в бане оздоровительного центра «Салют» Красноярской ж.д.

11 августа 2010 года из-за  неисправности электрооборудования  возник пожар в административном  здании Башкирского отделения  Куйбышевской ж.д.

17 августа 2010 года на станции Атиг Свердловской ж.д. произошел пожар в многофункциональном здании (зал ожидания, билетная касса, товарная контора, ДС, ДСП, ШЧ-5). Причина пожара – неосторожное обращение с огнем неустановленными лицами.

05 октября 2010 года на  станции Беломестная Юго-Восточной ж.д. возник пожар в здании вокзала. Причиной пожара послужил взрыв масляного электрообогревателя.

24 октября 2010 года на  станции Олонец Октябрьской ж.д.  из-за неисправности электрооборудования  возник пожар в помещении товарной конторы, расположенной в здании вокзала.

25 ноября 2010 года на  станции Тесь Красноярской ж.д.  возник пожар в сторожевом  домике оздоровительного центра  «Салют». Причина пожара –  неосторожное обращение с огнем  неустановленными лицами.

27 декабря 2010 года на ст. Иркутск-Пассажирский из-за неисправности электрооборудования возник пожар в бытовом помещении железнодорожного вокзала.

Во всех случаях пожаров  на объектах с массовым пребыванием  людей  погибших не зарегистрировано.

При пожарах на стационарных объектах в 2010 году погиб один человек:

23 февраля 2010 года на  ст. Челябинск Южно-Уральской ж.д.  из-за неосторожности при курении  возник пожар в пристройке  к административному зданию локомотивного  депо, погиб гражданин Буйвалов  Д.А., находившегося в состоянии алкогольного опьянения;

В 2010 году на постах ЭЦ зарегистрировано 5 пожаров (2009 г. - 4).

Информация о работе Оценка пожароопасности стационарных объектов ОАО «Российские железные дороги»