Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2014 в 19:34, курсовая работа
По данным Минздравсоцразвития, в России ежегодно на производстве погибает в среднем 3 тысячи человек, 14 тысяч становятся инвалидами, 10 тысяч приобретают профессиональные заболевания.
Всего за 2013 год на российских предприятиях получили травмы 200 тысяч человек, 180 тысяч умерли «по причинам, связанным с воздействием вредных и опасных производственных факторов».
Введение
1. Понятие охрана труда и основные направления государственной политики в области охраны труда
2. Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников ФГУП «Почта России»
2.1. Общие положения
2.2. Порядок обучения по охране труда
2.3. Проверка знаний требований охраны труда
2.4. Проверка знаний требований охраны труда у руководителей и специалистов
2.5.Проверка знаний требований охраны труда у работников и специалистов Предприятия.
2.6. Проверка знаний требований охраны труда работников, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования охраны труда.
2.7.Внеочередная проверка знаний требований охраны труда
2.8. Допуск к самостоятельной работе
3. Проведение инструктажа по охране труда
3.1.Вводный инструктаж по охране труда
3.2. Первичный инструктаж на рабочем месте
3.3. Повторный инструктаж
3.4. Внеплановый инструктаж
3.5.Целевой инструктаж
4. Заключительные положения
Заключение
Литература
ТЕМА:
ПОРЯДОК ОБУЧЕНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА И
ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ ТРЕБОВАНИЙ ОХРАНЫ ТРУДА
Содержание
Введение
1. Понятие охрана труда и основные направления государственной политики в области охраны труда
2. Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников ФГУП «Почта России»
2.1. Общие положения
2.2. Порядок обучения по охране труда
2.3. Проверка знаний требований охраны труда
2.4. Проверка знаний требований охраны труда у руководителей и специалистов
2.5.Проверка знаний требований охраны труда у работников и специалистов Предприятия.
2.6. Проверка знаний требований охраны труда работников, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования охраны труда.
2.7.Внеочередная проверка
2.8. Допуск к самостоятельной работе
3. Проведение инструктажа по охране труда
3.1.Вводный инструктаж по
3.2. Первичный инструктаж на рабочем месте
3.3. Повторный инструктаж
3.4. Внеплановый инструктаж
3.5.Целевой инструктаж
Заключение
Литература
Введение
По данным Минздравсоцразвития, в России
ежегодно на производстве погибает в среднем
3 тысячи человек, 14 тысяч становятся инвалидами,
10 тысяч приобретают профессиональные
заболевания.
Всего за 2013 год на российских предприятиях получили травмы 200 тысяч человек, 180 тысяч умерли «по причинам, связанным с воздействием вредных и опасных производственных факторов».1
Производственный травматизм в Прикамье в последние годы имеет тенденцию к снижению. В то же время за положительной динамикой скрывается немало серьезных проблем. |
По оперативным данным за 8 месяцев 2014 г. в организациях Пермского края на производстве погибло 29 человек, в том числе 2 женщины (за 8 месяцев 2013 г. – погибло 30 человек, в том числе 5 женщин), произошло 77 тяжелых несчастных случаев (за 8 месяцев 2013 г. - 98 тяжелых несчастных случаев), 12 групповых несчастных случаев (за 8 месяцев 2013 г. -18 групповых несчастных случаев).2
Около 9,5 тысячи пострадавших на производстве состоят на учете в Пермском отделении Фонда социального страхования. Они получают денежные выплаты, индивидуальные средства передвижения, услуги по протезированию и т.д. В прошлом году на эти цели Фонд выделил 645 миллионов 400 тысяч рублей.
Но реальное количество инвалидов труда намного больше, так же как и тех, кто получил профессиональные заболевания.
Андрей Порываев, руководитель отдела защиты прав трудящихся Объединения организаций профсоюзов Пермского края считает, что идет массовое сокрытие фактов несчастных случаев. Бизнесу невыгодно показывать полное отсутствие культуры производства. Легкие увечья, травмы средней тяжести, полученные сотрудниками, работодатели просто скрывают. Известными становятся лишь факты гибели или причинения тяжкого вреда здоровью. Но при этом нужно еще доказать, что получена производственная травма. А что делать, если человек не был официально трудоустроен?3
Большая часть случаев травматизма связана с несоблюдением условий охраны труда.
Охрана труда - система сохранения жизни и здоровья
работников в процессе трудовой деятельности,
включающая в себя правовые, социально-экономические,
организационно-технические, санитарно-гигиенические,
лечебно-профилактические, реабилитационные
и иные мероприятия.4
Основными направлениями
государственной политики в области охраны
труда являются:
-обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;
-принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области охраны труда, а также федеральных целевых, ведомственных целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда.5
Обеспечение охраны труда в организации возложено на работодателя (ст.212 ТК РФ).
Работодатель обязан:
-обеспечить обучение работников безопасным методам выполнения работ и приемам оказания первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда;
-обеспечить работников средствами индивидуальной и коллективной защиты;
-обеспечить наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности 6.
В целях обеспечения соблюдения требований
охраны труда, осуществления контроля
их выполнения у каждого работодателя,
осуществляющего производственную деятельность,
численность работников которого превышает
50 человек, создается служба охраны труда
или вводится должность специалиста по
охране труда, имеющего соответствующую
подготовку или опыт работы в этой области.
Работодатель, численность работников
которого не превышает 50 человек, принимает
решение о создании службы охраны труда
или введении должности специалиста по
охране труда с учетом специфики своей
производственной деятельности. При отсутствии
у работодателя службы охраны труда, штатного
специалиста по охране труда их функции
осуществляют работодатель – индивидуальный
предприниматель (лично), руководитель
организации, другой уполномоченный работодателем
работник либо организация или специалист,
оказывающие услуги в области охраны труда.
Работодатель может также заключать договора с организациями, имеющими специальную аккредитацию и оказывающими услуги по охране труда7 .
«…Все работники организаций,
в том числе её руководитель, обязаны проходить
обучение по охране труда и проверку знаний
требований охраны труда в порядке, установленном
Правительством Российской Федерации.
Для всех поступающих на работу лиц, а
также для работников, переводимых на
другую работу, работодатель или уполномоченное
им лицо обязаны проводить инструктаж
по охране труда, организовывать обучение
безопасным методам и приёмам выполнения
работ и оказания первой помощи пострадавшим…»8 .
Эффективный и безопасный труд возможен только в том случае, если производственные условия на рабочем месте отвечают всем требованиям международных стандартов в области охраны труда.
В условиях становления рыночной экономики и социальной нестабильности обостряется проблема соблюдения прав работников на нормальные условия и охрану труда. В Российской Федерации в последние годы практически во всех отраслях народного хозяйства наблюдалась тенденция ухудшения условий труда, увеличения числа аварий, несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний, сокращения продолжительности жизни. Например, уровень смертельного травматизма на производстве в России превышал аналогичные показатели развитых стран мира:
• Российская Федерация — 0,139 (на 1000 работающих),
• США — 0,054 (в 3 раза меньше);
• Финляндия — 0,038 (в 4 раза меньше);
• Япония — 0,02 (в 7 раз меньше);
• Великобритания — 0,016 (в 10 раз меньше)1.
Причем уровень травматизма на предприятиях частного сектора, в кооперативах, товариществах с ограниченной ответственностью в 2 и более раза выше, чем на предприятиях государственного сектора.
В настоящее время ситуация несколько меняется в связи с тем, что внесены существенные изменения в основные нормативно-законодательные акты по обеспечению безопасности жизнедеятельности на производстве.
1. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ПО ОХРАНЕ ТРУДА
Право на безопасный труд закреплено в Конституции Российской Федерации (п.3 ст. 37)1.
В области охраны труда на предприятиях и в учреждениях основными законодательными актами являются Трудовой кодекс РФ (ТК), Гражданский кодекс РФ и Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации».
Основные законодательные акты, обеспечивающие безопасные и безвредные условия труда, представлены Трудовым кодексом Российской Федерации. В частности, ст. 211 ТК РФ определяет государственные нормативные требования охраны труда; ст. 212 устанавливает правила по охране труда, обязательные для администрации; ст. 214 определяет основные правила по охране труда, обязательные для выполнения рабочими и служащими; ст. 215 запрещает ввод в эксплуатацию производственных объектов, не отвечающих требованиям охраны труда; ст. 217 рассматривает основные положения службы охраны труда в организации; ст. 221 устанавливает порядок выдачи средствами индивидуальной защиты работникам и т.д.2
Гражданский кодекс Российской Федерации устанавливает ответственность работодателей вследствие причинения вреда работнику на производстве (ст. 1064—1083), а также определяет формы и размер возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина (ст. 1083—1101).
Вступивший в силу Федерального закона «Об основах охраны труда в Российской федерации» от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ3 устанавливает правовые основы регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками.
Впервые в Российской Федерации на законодательном уровне рассматривается большой спектр вопросов, связанных с конкретным решением проблем охраны труда физических лиц, вступивших в трудовые отношения с работодателем. Действие названного Закона многосторонне и распространяется как на работодателей, так и работников, состоящих с работодателями в трудовых отношениях, а также на студентов и учащихся различных образовательных учреждений, проходящих производственную практику. Законодатель акцентирует внимание всех участников трудовых отношений на том, что при осуществлении указанными юридическими и физическими лицами любых видов деятельности, в том числе при организации производства и труда, требования охраны труда обязательны для исполнения.
Названный Закон определяет роль системы охраны труда в трудовых отношениях работодателя и работника. В том случае, если служба охраны труда либо специалист по охране труда в учреждении, организации отсутствует, работодатель должен заключать соответствующий договор со специалистами или с организациями, оказывающими услуги в области охраны труда. Работодатель обязан ознакомить работников с требованиями охраны труда и обеспечить такие условия труда на каждом рабочем месте, которые соответствовали бы требованиям охраны труда; проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда. При заключении с работником трудового договора (контракта) закон обязывает работодателя осуществлять проведение за счет собственных средств обязательных предварительных медицинских осмотров (обследований) работников, равно как и периодических (в течение трудовой деятельности) внеочередных медицинских осмотров (обследований) работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров. Вместе с тем, закон предписывает, что работник со своей стороны обязан проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования). Особо подчеркивается, что работодатель обязан не допускать работников к выполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, а также в случае медицинских противопоказаний.
Среди подзаконных актов по безопасности жизнедеятельности на производстве следует отметить постановления Правительства РФ и других федеральных органов исполнительной власти, например, Министерства труда и социального развития РФ, Министерства здравоохранения РФ, Комитета по строительной, архитектурной и жилищной политике РФ и т. п.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 1999 г. № 379 утверждено Положение о расходовании и учете несчастных случаев на производстве1. Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 7 апреля 1999 г. № 7 утвердило Нормы предельно допустимых нагрузок для лиц моложе восемнадцати лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную.
Во исполнение указанных постановлений в отраслях экономики разрабатывается нормативная и нормативно-техническая документация.
2.1. Общие положения
1.1. Порядок разработан для обеспечения профилактических мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний и устанавливает положения обязательного обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда всех работников ФГУП «Почта России» (далее - Предприятие), в том числе руководителей Предприятия.
Информация о работе Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда