Профилактика интернет-аддикции старших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 19:55, курсовая работа

Краткое описание

Причиной толкающей подростка к зависимости от компьютера и ресурсов Интернета может быть то, что родители предпочитают видеть своих детей дома за компьютером, под мнимым присмотром, чем на улице в дурной компании. Неумение организовать детский досуг, приводит к тому, что ребенок проводит неограниченное количество времени за компьютером, в Интернете.

Предмет исследования: аддикция от Интернета в старшем дошкольном возрасте. Цель: изучить проблему Интернет - зависимости у старших дошкольников.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 57.67 Кб (Скачать файл)

          Большинство зависимых людей  сидит в интернете ради общения.  Люди оставляют свои мнения  на любую тему на форумах,  в чатах и не боятся критики,  отвержения, осуждения. Потому что  они, как говорилось выше, анонимны, недосягаемы для других участников  обсуждения. По той же причине  им легче общаться виртуально, чем реально.  

        Зависимыми становятся те, у кого  проблемы с общением, замкнутые,  неуверенные в себе, которые не  умеют или боятся поделиться  своими переживаниями. В Сети  они создают своё второе «Я».

        Боящиеся одиночества люди избегают  его, общаясь в интернете.

         Так же многие не могут представить  себя без он-лайн игр, интернет-магазинов  и аукционов. Это очень азартные  люди.

          Встречаются и страдающие другими зависимостями. Ведь в медицине существует способ лечения синдрома отмены («ломки»), заменяя один наркотик на более «лёгкий». Таким же образом Интернет заменяет некоторым людям наркотики, никотин. Просиживая много времени в Сети, зависимые люди употребляли меньше вредных веществ. Происходила замена одной зависимости на другую, более безопасную для здоровья.

         В группу риска входят так  же дети старшего дошкольного  возраста, т.к. их психика очень  неустойчива, в том числе, к   разного  рода зависимостям. 

           Чаще всего главная причина  формирования Интернет-зависимости  у детей заключается в родительском  безразличии к жизни своего  отпрыска. «Очень часто в семьях, где есть Интернет-зависимый ребенок,  нет близости, интимности. Бывают  и совсем патологические случаи: например, мать и сын никогда  не сидели за одним столом, не беседовали, не делили пищу и т.д.»,— рассказывает психотерапевт. В результате такой семейной разрозненности у ребенка возникает недоразвитие эмоционального интеллекта и, как итог, сетевая зависимость. «Около 50% Интернет-зависимых детей— депрессивные больные. Причиной является сниженное настроение, невозможность получения эмоций, Интернет здесь используется в качестве лекарства от тревоги, позволяет отвлекаться»,— говорит Малыгин. Такую форму депрессии крайне сложно диагностировать, и даже если родитель понимает, что ребенка надо вести к специалисту, то здесь возникает еще одна немаловажная проблема: само «чадо» врят ли самовольно согласится пойти от голубого экрана к человеку в белом халате. «В таком случае нужно придумывать «завлекаловки». А вот на что надо наложить родителям вето, так это на различные виды наказаний, «обрубания» Интернета и лишения ребенка других удовольствий. «Все эти действия не только бесполезны, но и вредны, так как подталкивают к бегству из дома. Если вы отключите Интернет, ребенок переместится в Интернет-кафе, перекроете и этот путь – может быть только хуже: и до самоубийств,бывает,доходит.   

1.3.Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста. 

   Старший  дошкольный  возраст - возраст  достаточно заметного формирования  личности. Для него характерны  новые отношения со взрослыми  и сверстниками, включение в целую  систему коллективов, включение  в новый вид деятельности - учение, которое предъявляет ряд серьёзных  требований к ребенку. Всё это  решающим образом сказывается  на формировании и закреплении  новой системы отношений к  людям, коллективу, к учению и  связанным с ними обязанностям, формирует характер, волю, расширяет  круг интересов, развивает способности.  В старшем дошкольном возрасте закладывается фундамент нравственого поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности.               Характер старших  дошкольников отличается некоторыми особенностями. Прежде всего они импульсивны - склонны незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не подумав и не взвесив всех обстоятельств, по случайным поводам. Причина - потребность в активной внешней разрядке при возрастной слабости волевой регуляции поведения.                                                                                                                 Возрастной особенностью является и общая недостаточность воли: старший  дошкольник ещё не обладает большим опытом длительной борьбы за намеченную цель, преодоления трудностей и препятствий. Он может опустить руки при неудаче, потерять веру в свои силы и невозможности. Нередко наблюдается капризность, упрямство. Обычная причина их - недостатки семейного воспитания. Ребёнок привык к тому, что все его желания и требования удовлетворялись, он ни в чём не видел отказа. Капризность и упрямство - своеобразная форма протеста ребёнка против тех твёрдых требований, которые ему предъявляет школа, против необходимости жертвовать тем, что хочется, во имя того, что надо. 

   Старшие   дошкольники очень эмоциональны. Эмоциональность сказывается, во-первых, в том, что их психическая  деятельность обычно окрашена  эмоциями. Всё, что дети наблюдают,  о чём думают, что делают, вызывает  у них эмоционально окрашенное  отношение. Во-вторых, старшие   дошкольники не умеют сдерживать  свои чувства, контролировать  их внешнее проявление, они очень  непосредственны и откровенны  в выражении радости. Горя, печали, страха, удовольствия или неудовольствия. В-третьих, эмоциональность выражается  в их большой эмоциональной  неустойчивости, частой смене настроений, склонности к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха. С годами всё больше развивается способность регулировать свои чувства, сдерживать их нежелательные проявления.                                                            Большие возможности предоставляет старший  дошкольный возраст для воспитания коллективистских отношений. За несколько лет  дошкольник накапливает при правильном воспитании важный для своего дальнейшего развития опыт коллективной деятельности - деятельности в коллективе и для коллектива. Воспитанию коллективизма помогает участие детей в общественных, коллективных делах. Именно здесь ребёнок приобретает основной опыт коллективной общественной деятельности.                                                                                                      Особое внимание всегда требуется детям "группы риска", а это следующие категории:                                                                                                                                                                                         

           -дети с синдромом дефицита внимания (гиперактивные): чрезмерная активность, суетливость, невозможность сосредоточить внимание. У мальчиков встречается чаще, чем у девочек.

 Гиперактивность  - целый комплекс нарушений. Необходимо  формировать произвольное внимание. Учебные занятия необходимо строить  по строгому графику. Игнорировать  вызывающие поступки и обращать  внимания на хорошие поступки. Обеспечивать двигательную разрядку.

             -леворукий ребёнок (10% людей). Сниженная способность зрительно-двигательных координаций. Дети плохо срисовывают изображения, имеют плохой почерк, не могут держать строчку. Искажение формы, зеркальность письма. Пропуск и перестановка букв при письме. Ошибки при определении "право" и "лево". Особая стратегия переработки информации. Эмоциональная неустойчивость, обидчивость, тревожность, сниженная работоспособность. Нарушения эмоционально-волевой сферы.                         Это агрессивные дети, эмоционально расторможенные, застенчивые, тревожные, ранимые. Чаще именно эти дети, могут быть подвержены "Интернет-зависимости". Они интровертированы, необщительны или не имеют коммуникативных навыков, умны. Их легко отличить по поведению: они погружены в себя, много фантазируют, держатся в стороне от сверстников. 

      В результате дети, обладающие  индивидуальной внутрипсихологической  способностью или умением преодолевать  стрессовые ситуации, трансформировать  их в различного рода поисковую  активность значительно более  устойчивы ко всякого рода  аддикциям. 

 

1.4 Профилактика Интернет – зависимости  у детей дошкольного возраста.

        Прежде всего, следует обратить внимание на особенности поведения вашего ребенка.

         Из-за чрезмерных требований, больших  нагрузок или в силу иных  внешних причин может нарушаться  так называемая адаптация ребенка  в обществе. А социально - адаптированные  дети более склонны к Интернет -зависимости. 

         Дело в том, что в сети  можно не бояться быть осужденным, даже оступившись, можно начать  все сначала. Виртуальный мир  более богат возможностями для  общения, чем реальный, где часто  приходится идти на компромисс. В сети же можно выстроить  свой собственный мир, где не  нужно будет приспосабливаться  и который будет максимально  интересен конкретному ребенку.  Для застенчивых детей это  может стать мостом на пути  повышения их самооценки, раскрепощения.  Поэтому, если ваш ребенок замкнут,  плохо идет на контакт с  другими людьми, меланхоличен, то  следует внимательно следить  за "дозировкой" Интернета, чтобы  последний из средства становления  и развития личности не превратился  в манию.

          Симптомы Интернет -зависимости  проявляются в том, что ребенок  ведет себя тихо в ожидании  подключения к сети, его тяжело  заставить отойти от компьютера, он раздражается, если в связи  с какими-либо причинами подключиться  к Интернету нельзя, даже может  впадать по этому поводу в  депрессию. Для таких детей,  в отличие от Интернет -независимых,  стираются границы реального  и виртуального миров, при чем  последний становится более важным. Дети, не страдающие Интернет -зависимостью, легко могут отвлекаться на  другие дела или по просьбе  отойти от экрана монитора.

          Все познается в сравнении.  Поэтому задайтесь такими вопросами,  как время, проведенное в Интернете,  влияет на успехи в учебе,  взаимоотношения со сверстниками  и родными, сколько времени  ребенок тратит на Сеть. При  появлении подозрений, обратитесь  к специалистам, например, можно  проконсультироваться с педагогом  или психологом. Ведь навязчивое  желание использовать Интернет  для общения или иной самореализации, может быть отголоском других  проблем: заниженная самооценка, депрессия. Разобравшись с причинами,  вызывающими зависимость и решив  их, сама зависимость может сойти  на нет.

            Запрещать пользоваться Интернетом  не стоит. Запретный плод - сладок. Интернет настолько прочно вошел  в нашу жизнь, что является  неотъемлемой и важной частью  как нашей общественной жизни,  так и ребенка. Зато можно  и нужно установить "Внутрисемейные  правила использования Интернета", куда включить такие ограничения,  как количество времени, затраченное  на Сеть, табу на подключение  до выполнения работы по дому, ограничения на посещение подозрительных  ресурсов или ресурсов, устанавливающих  возрастной ценз.

            Главное - это равновесие. Поощряйте  ребенка на общение с другими  детьми на улице, принимайте  участие в организации его  досуга. Даже если у ребенка  возникают трудности в общении  со сверстниками, никто не мешает провести специальный тренинг. Водите ребенка в детский сад. Там собираются дети с одинаковыми интересами и им легче находить общий язык.

Попробуйте и  такой вариант, как альтернатива. Например, если ваших детей интересуют онлайновые игры на определенную тематику, предложите им их аналог.

Осуществляйте негласный контроль  за своими детьми. Есть, конечно, специальные программы, которые ограничивают доступ к сети Интернет. Но сообразительный ребенок  может и догадаться, как отключить  эту службу. Поэтому лучше всего  развивать в ребенке чувство  ответственности, самоконтроль, дисциплину. Пусть это станет вашей конечной целью. Тем более, что подобные качества часто выступают серьезными помощниками  во взрослой жизни.

Следите за соблюдением  баланса между временем, проводимым в сети.

У ребенка, просиживающего весь день у монитора, формируется  иллюзия полной занятости: всем надо ответить, пройти еще пару уровней  в игре, прочитать посты друзей в блогах и пр. Получается, что  он совсем не бездельничает, он делами занимается. Другое дело, что ребенок  перестает понимать, что если он не ответит тотчас на сообщения друга  из социальной сети, мир не рухнет. 

К тому же дети копируют родителей, ведь те работают за компьютером  целый день. Опять-таки, ребенок не понимает, что это всего лишь инструмент для зарабатывания денег. 

1.5 Рекомендаций психологов для профилактики Интернет- зависимости у       детей:

1.Ограничьте  количество времени, которое дети  могут проводить в    Интернете.  Убедитесь, что ребенок пользуется  Сетью во время, отведенное  домашнему заданию, для учебы,  а не для развлечений. Вместе  с ребенком составьте подробный  план с указанием, на что  тратится время, проводимое за  компьютером. Это поможет сократить  время на бездумное обновление  странички одноклассников в ожидании  нового сообщения, чтение новостей  ради самого процесса чтения  и т.д.

2.Не ставьте  компьютер в комнате ребенка.  Установите компьютер в гостиной  или в своей комнате – там,  где вы сможете легко контролировать  то, что ваш ребенок делает  в Интернете. С помощью современных  мобильных телефонов можно подключиться  к Сети для общения, игр и  просмотра сайтов. Неважно, с помощью  какого устройства ребенок будет  уходить в виртуальный мир.  Важно не допустить, чтобы виртуальная  реальность не стала для него  домом.

3.Выясните, что  ваш ребенок любит делать в  Интернете. Некоторые онлайн-игры, в которых действие происходит  в фантастических мирах с тысячами  игроков по всему миру, например, World of Warcraft, действительно увлекают. Известны случаи, когда взрослые  люди достигали крайней степени  истощения, не в силах оторваться  от любимой игры, не говоря  уже о таких «мелочах», как  разводы, потеря работы и т.д.  Кроме того, во многих играх,  чтобы добиться успеха, нужно  не только проводить в игре  много часов в день, необходимо  также вкладывать в своего  персонажа реальные деньги, обменивая  их на игровую валюту. Не получив  денег на игру от родителей,  ребенок может пойти на обман  или воровство.

Информация о работе Профилактика интернет-аддикции старших дошкольников