4.Некоторые дети
имеют склонность к Интернет-зависимости,
например, дети с рассеянным вниманием,
подверженные депрессии, тревоге,
находящиеся в социальной изоляции.
За такими детьми нужен еще
большие внимание и контроль.
5.Не подавайте
детям плохой пример. Не проводите
слишком много времени у компьютера,
не берите с собой за город
ноутбук или планшет. Активный
отдых всей семьей поможет
ребенку переключиться на реальную
жизнь. Займите ребенка другими
вещами, настольными или спортивными
играми. Найдите ему занятие по
душе. Тогда Интернет станет подспорьем
в учебе, вспомогательным средством
поиска информации и общения,
а не способом ухода от реальности
и бегства от проблем.
Родителям необходимо
следить, чтобы Интернет не подменял
реальное общение со сверстниками,
друзьями и близкими, но при этом
нельзя ограждать ребенка от компьютера
вообще, поскольку это неотъемлемая
часть будущего, в котором ребенку
предстоит жить.Но и родителям
не стоит забывать о своих детях,
они требуют внимания, заботы, участия
в их жизни. Не стоит заменять общение
со своим чадом на любимый сериал
или спортивную передачу. Лишь в
этом случае ребенок вырастет полноценной
личностью физических или психических
отклонений, порожденных опасностями
нового времени.
1.6 Способы отвлечь
ребенка.
1.Физкультура.
Если нет возможности выбраться
за город, на пикник или лыжную
прогулку (в зависимости от сезона),
некоторые компьютерные игры (да-да,
компьютерные!) могут отвлечь чадо
от сидения за монитором.
Для компьютера
или любой современной игровой
приставки можно приобрести специальный
коврик, наступая на определенные части
которого, игрок заставляет виртуального
персонажа совершать танцевальные
движения. По мере прохождения уровней
танцы ускоряются, последовательность
движений усложняется. Несколько минут
такой игры не только разомнут мышцы
и улучшат кровообращение, но и
послужат ребенку неплохой тренировкой
координации движений и внимательности.
Кроме того, несколько детей могут
соревноваться, играя по очереди.
2.Блокировка. Все
популярные браузеры имеют встроенные
средства защиты детей от нежелательной
информации. Для изменения этих
настроек может потребоваться
задать пароль. Не раздумывая, заносите
наиболее посещаемые ребенком
сайты в черный список, если
вы считаете, что ваше чадо
проводит на них слишком много
времени.
Можно поступить
проще: отсоединить кабель, соединяющий
монитор и системный блок, или
обесточить компьютер, выдернув вилку
из розетки. А провода – спрятать.
Тогда у ребенка просто не останется
выбора и придется заняться чем-нибудь
другим, например, пойти поиграть со
сверстниками. А тяга к посещению
излюбленных сайтов пройдет со временем.
3.Профессиональная
помощь. Если ничего не помогает,
следует обратиться за помощью
к специалистам. В России уже
несколько лет работают различные
коммерческие центры, специализирующиеся,
в том числе, и на проблемах
Интернет-зависимости. Кроме того,
профессиональную психологическую
помощь можно получить и через…
Интернет. У многих клиник есть
свои сайты, в специальных разделах
эксперты отвечают на вопросы
посетителей.
1.7 Как обнаружить
и излечить интернет-зависимость?
Проанализировать
свое поведение и понять, а есть
ли признаки такой зависимости:
Вы проводите
больше времени с компьютером,
чем с живыми людьми.
Если вокруг
вас почти не осталось близких,
не важно кого: семьи, друзей
или просто случайных знакомых
из-за того, что вы постоянно
в Сети, то вам уже следует
обратиться к профессионалам, причем
телефон лучше найти в бумажном
справочнике.
Вы не можете
удержать себя в руках. Если
вы не можете выйти из Сети
до поздней ночи, хотя обещали
себе еще утром через полчаса
убраться в квартире, то у вас
проблемы.
Вы лжете
о времени, проводимом за компьютером.
Если вы чуточку приукрашиваете
правду каждый раз, когда кто-то
интересуется как и сколько
вы пользовались компьютером,
то это можно считать очевидным
признаком зависимости.
Вы считаете,
что не можете прожить без
Сети и компьютера. Если вы
не представляете себе жизни
без компьютера и не знаете,
сможете ли выполнить ту или
иную задачу без использования
Сети - это зависимость.
Работу по
профилактике интернет-зависимости
нужно начинать, прежде всего,
с родителей. Чем больше времени
ребенок проводит, общаясь в семье,
тем меньше у него соблазна
сесть за компьютер.
Запрещать
пользоваться Интернетом не стоит,
поскольку з как известно «запретный
плод - сладок». Интернет настолько
прочно вошел в нашу жизнь,
что является неотъемлемой и
важной частью как нашей общественной
жизни, так и ребенка. Лучше
установить «Внутрисемейные правила
использования Интернета», куда
включить такие ограничения, как
количество времени, затраченное
на Сеть, табу на подключение
до выполнения работы по дому,
ограничения на посещение подозрительных
ресурсов или ресурсов, устанавливающих
возрастной ценз.
Следует поощрять
ребенка за общение с другими
детьми на улице, принимать
участие в организации его
досуга. Даже если у ребенка
возникают трудности в общении
со сверстниками, никто не мешает
провести специальный тренинг.
Стоит предложить посещать кружки
и секции. Там собираются дети
с одинаковыми интересами и
им легче находить общий язык.
Необходимо
осуществлятьконтроль зазанятиями
своих детей, но делать это
ненавязчиво. Есть, конечно, специальные
программы, которые ограничивают
доступ к сети Интернет. Но
сообразительный ребенок может
и догадаться, как отключить эту
службу. Поэтому лучше всего развивать
в ребенке чувство ответственности,
самоконтроль, дисциплину.
Выводы
Интернет-зависимость-это
болезненная зависимость от Интернета,
которая выражается в навязчивом
желании подключиться к Интернету
и неспособностью вовремя выйти
из него… Интернет – зависимыми
становятся, как взрослые, так и
дети. Детей Интернет поглощает
наиболее быстро, чем взрослых
т.к. возрастной особенностью
детей 6-7 лет является общая
недостаточность воли: старший
дошкольник ещё не обладает
большим опытом длительной борьбы
за намеченную цель, преодоления
трудностей и препятствий. Он
может опустить руки при неудаче,
потерять веру в свои силы
и невозможности. Поэтому самыми
уязвимыми и незащищенными оказываются
дети, они не видят угрозы, которую
несет в себе глобальная сеть.
Мы
считаем, что использование
Интернета старшими дошкольниками
не имеет необходимости, так
как это отрицательно влияет
на состояние ребёнка. Одним
из негативных эффектов глобальной
компьютерной сети является широкое
распространение различной информации
сомнительного содержания. Это
сайты, посвящённые порнографии,
пиротехники, суицидам, обсуждению
действия тех или иных наркотиков.
Серьёзная опасность начинается
тогда, когда дети приходят
на реальную встречу со своими
онлайновыми друзьями. Чрезмерное
увлечение Интернетом, наносит вред
психическому и физическому состоянию
детей.
У
детей сужается круг интересов,
снижается успеваемость в школе,
меняется поведение, ребёнок становится
агрессивным, возбудимым, жалуется
на частые головные боли, бессонницу.
Родители
должны контролировать своих
детей, ограничивать время пользования
ребёнка Интернетом, совместно проводить
время, интересоваться, как прошел
день у ребёнка. Если же родители
замечают, что ребёнок проводит
много времени в Интернете,
необходимо ему предложить более
интересное увлечение, например,
вместе сходить в библиотеку,
в музей, на выставку.
ГЛАВА 2. Исследование
Интернет - зависимости у детей старшего
дошкольного возраста.
2.1 Анализ методик
психологического исследования
Интернет-зависимости
Предположение
о наличии или отсутствии зависимости
можно сделать при помощи специальных
тестов. Тестов и опросников выявляющих
Интернет- зависимость мало. Они
представляют собой список вопросов
или утверждений, связанных с
проявлением IAD. Они предназначены
для заполнения самим предполагаемым
Интернет- зависимым, либо его
родными и друзьями. Как и любой
измерительный инструмент опросники
бывают более или менее точными
и достойными доверия. Для серьёзного
профессионального исследования
используют только валидизированные
методики, часто со множеством
шкал, со специальным ключом и
более сложной схемой интерпритации,
так что не обязательно очень
серьёзно относится к результатам
проведённого теста. К тому
же заключение о состоянии
человека никогда не делается
по результатам единственного
опросника.
Диагностика
на отношение к Интернету, на
выявления Интернет-зависимости,
и о влиянии Интернета на
человека может осуществляться
с помощью следующих методик:
Методика |
Диагностируемый
компонент |
1.Анкетирование |
Уровень, сетевая
принадлежность Интернет-пользователя.
Мотивация использования Интернет |
2.Стандартизированное
интервью |
Склонность
к Интернет-зависимости. Мотивация
использования Интернета. |
3.Тест
Интернет-зависимость К. Янг |
Инернет-зависимость |
4.Опросник
УСК (модификация В. Буровой) |
Локус контроля |
5.Шкала
Интернет-зависимости А.Жичкиной |
Описывает поведение
в Интернете. |
6.Тест
на детскую Интернет-зависимость
Кулаков,2004 год |
Выявляет, насколько
сильно ребёнок увлечён Интернетом. |
7.Проективные
методики «Дом», «Человек –Интернет» |
Выявляет отношения
к Интернету. |
Каждый
разработанный тест, анкета имеют
свои достоинства и недостатки.
Полностью мы не можем полагаться
на эти методики и нельзя
по результатам исследования
ставить диагноз об Интернет-зависимости.
Шкала Интернет-зависимости из
опросника «Поведение в Интернете»,
была разработана, учёными кафедры
социальной психологии факультета
психологии МГУ в 1999 году. Шкала
Интернет-зависимости включает в
себя 7 утверждений, испытуемый должен
выбрать тот вариант ответа, который
лучше всего подходит для описания
поведения испытуемого в Интернете
Тест для диагностики
Интернет- зависимости, разработанный
ведущим исследователем проблемы
Кимберли Янг, а также 20 дополнительных
вопросов и 14 вопросов, касающихся личности
респондента. Опросних был выполнен
в виде программы, автоматически
подсчитывающей количество набранных
балов и отображающий респонденту
в окне обозревателя комментарий
автора исследования. Техническим консультантом
выступил Кисленко Н. П, доцент кафедры
прикладной математики Новосибирской
государственной, архитектурно-строительной
академии.
Также есть проективная
методика «Дом», «Человек- Интернет»
О.Т. Мельникова, Е. А. Фетисова с помощью
которой можно определить насколько
детей привлекает Интернет, что их
в нём привлекает, их отношения
к Интернету.
Значительное место в исследовательской
практике специалистов, разрабатывающих
проблематику зависимости от Интернета,
занимают качественные методы. Вплоть
до настоящего времени большая часть
исследований методически построена
как интервью, массовые сетевые опросы
и групповые обсуждения с участием
испытуемых, которые ощутили психологический
дискомфорт. Контрольные группы, как
правило, не формируются, клинические
интервью не практикуются. Методические
погрешности проведенных в этой
области исследований неоднократно
критиковались. Лишь в последнее
время появились немногочисленные
пока что лабораторные и клинические
исследования, которым, разумеется, недостает
присущей сетевым опросам массовости.
Практикуется также публикация материалов,
содержащих анализ случаев или включенного
наблюдения за деятельностью аддиктов
- например, в ходе сетевой игры. Следует
отметить также рост числа количественных(прежде
всего корреляционных и факторных)
исследований .
Могут быть выделены следующие
направления исследований зависимости
от Интернета: анализ проявлений
феноменов зависимости в конкретных
видах опосредствованной применением
Интернета деятельности, стадии
развития и модели Интернет-аддикции;
выявление возможных корреляций
и/или каузальных связей данного
феномена с другими психологическими
параметрами или симптомами заболеваний.
Несмотря на то, что исследования патологического
использования Интернет и расстройств,
связанных со злоупотреблением современными
средствами коммуникации, продолжаются
уже в течение ряда лет, до сих пор исследователи
не дали четкого ответа на вопрос, как
им видится нормальное использование
Интернет как информационного и развлекательного
ресурса. От ответа на этот вопрос зависят
и критерии диагностики Интернет-зависимости,
и возможные подходы к терапии сформировавшихся
зависимостей.
Основными критериями диагностики на
данный момент являются вегетативные
проявления дискомфорта и нарушения жизнедеятельности
(нарушение аппетита, сна, мышечного тонуса,
неспособность "уследить за временем")
в сочетании со временем, затраченным
на пребывание в Сети. Состояние
психики в целом, выраженность невротизации
личности, снижения познавательных форм
деятельности пока не учитываются.