Учебный день: период врабатывания
до 15-30 минут. Этот период характеризуется
образованием рабочей доминанты. Особое
значение имеет установка, психологическая
настройка. Второй период, длительностью
1,5-3 часа, обладает высокой степенью эффективности,
максимального использования функциональных
возможностей, изменения в организме,
которые адекватны требованиям учебной
деятельности. Третий период – период
полной компенсации начальных признаков
утомления волевыми усилиями и положительной
мотивацией. Далее наступает период несбалансированной
компенсации, нарастает утомление (нарушается
работа анализаторов, устойчивость внимания,
оперативной памяти и др.). Следующий этап
характеризуется прогрессирующим снижением
работоспособности, резким снижением
продуктивности и угасания рабочей доминанты.
Рабочий день студента на этом
не заканчивается: он включает время на
самоподготовку. Второй подъем работоспособности
объясняется не только суточной ритмикой,
но и мотивацией, психологической установкой
и использованием «волевого синдрома».
Учебная неделя: период врабатывания
– понедельник; вторник – четверг – высокий
уровень работоспособности, пятница –
суббота – период ее снижения. Естественно,
что эта закономерность изменится при
вмешательстве различных факторов нервно-эмоционального
направления, связанного, например, с выполнением
ответственного задания, подготовкой
к контрольной, семинару, зачету и т. п.
Работоспособносгь студентов в течение семестра,
учебного года также подчинена изменениям в периодах
врабатывания, оптимальной деятельности,
снижения. Студенты обычно «входят
в форму» (период пребывания) 3-3,5 недели.
Работоспособность устойчивого, высокой
эффективности характера длится приблизительно
10 недель. В декабре в периоды увеличения
ежедневной нагрузки до 11-13 часов и более,
в сочетании с нервно-эмоциональным состоянием
и переживаниями в периоды зачетной и
экзаменационной сессий наблюдается снижение
работоспособности. Ее высокий уровень
достигается психологическим настроем,
целевой мотивацией и, естественно, волевыми
усилиями.
Зимние каникулы – период восстановления
работоспособности. У спортсменов, в группах
организованного активного отдыха работоспособность
восстанавливается полностью. В группах
отдыха самостоятельными формами – только
на 60-70% от исходных данных.
Период врабатывания во втором
семестре соответственно – 5-7 дней и 12-16
дней.
Устойчиво высокая работоспособность
характерна почти до конца апреля. Снижение
ее в конце апреля обуславливается накоплением
в течение учебного года многих отрицательных
факторов и их кумулятивным негативным
воздействием (эффектом).
Имеет смысл рассмотреть влияние
и роль физической культуры и спорта в
общей подготовке высококвалифицированного
специалиста в нефизкультурном вузе. Следует
подчеркнуть широчайшие возможности физической
культуры, спорта, которые могут быть использованы
с целью развития, воспитания и формирования
граней будущего профессионала практически
в любой деятельности человека.
10. Признаки и критерии
нервно-эмоционального и психофизического
утомления.
Утомление - объективное состояние
организма, при котором в результате длительной
напряженной работы снижается уровень
работоспособности, дальнейшие процессы
деятельности характеризуются отсутствием
творческих начал, преобладанием «шаблонного»
мышления и т. п.
Суточный расход энергии при
умственной работе составляет 2800-3000 ккал.
По сравнению с расходом энергии в состоянии
покоя некоторые виды умственного труда
требуют повышения энергозатрат:
- чтение
сидя «про себя» - на 16%;
- вслух
- на 48%;
- слушание
лекций, выполнение (стоя) практических,
лабораторных заданий - на 46%;
- чтение
лекций (стоя), доклады - на 94%.
Главным же источником энергии
для мозга является окислительный процесс
обмена глюкозы, потребление которой -
приблизительно 80 мг в минуту. Наблюдения,
проводимые над студентами, прорабатывающими
трудный материал (книга, конспект - в период
подготовки к экзаменам), привели к следующим
результатам: при работе над первыми восемью
страницами выделение углекислоты повысилось
на 12% (по сравнению с состоянием покоя),
после 16 страниц - на 20%, после 32 страниц
- более чем на 35%. Кратковременный интенсивный
умственный труд усиливает частоту сердечных
сокращений, особенно когда работа сопровождается
нервно-эмоциональным напряжением, резко
разрушающими факторами, условиями дефицита,
отрицательного влияния внешних разрушителей
и т. п. При долговременной умственной
работе частота сердечных сокращений
замедляется.
Согласно проведенным исследованиям,
показатели пульса в течение семестра,
в день экзамена и после него в течение
2-3 дней представлены следующими данными:
70-74 уд./мин, 120-150, 78-82. Изменения наблюдались
и с показателями артериального давления:
118/75 мм рт. ст., 170/95 и 128/75. Такая закономерность
говорит о том, что еще длительное время
«рабочая доминанта» не угасает, не исчезает
полностью, вызывая утомление. В России
более трети студентов страдают заболеваниями
нервной системы, более 20% - гипертоники,
не менее 80% школьников- старшеклассников
имеют заметные отклонения в состоянии
здоровья и недостаточное физическое
развитие. Не менее половины требуют врачебного
вмешательства для нормализации своих
функциональных возможностей.
11. Регулирование
работоспособности, профилактики утомления
студентов в отдельные периоды учебного
года.
Среди мероприятий, направленных
на повышение умственной работоспособности
студентов, на преодоление и профилактику
психоэмоционального и функционального
перенапряжения, можно рекомендовать
следующие:
- систематическое изучение
учебных предметов студентами
в семестре, без "штурма" в период
зачетов и экзаменов;
- ритмичную и системную
организацию умственного труда;
- постоянное поддержание
эмоции интереса;
- совершенствование межличностных
отношений студентов между собой
и преподавателями вуза, воспитание
чувств;
- организацию рационального
режима труда, питания, сна и отдыха;
- отказ от вредных привычек:
употребления алкоголя и наркотиков,
курения и токсикомании;
- и физическую тренировку,
постоянное поддержание организма
в состоянии оптимальной физической
тренированности;
- обучение студентов методам
самоконтроля за состоянием организма
с целью выявления отклонений от нормы
и своевременной корректировки и устранения
этих отклонений средствами профилактики.
Различают отдых пассивный и активный,
связанный с двигательной деятельностью.
К "малым формам" физической
культуры в режиме учебного труда студентов
относятся утренняя гигиеническая гимнастика,
физкультурная пауза, микропаузы в учебном
труде студентов с использованием физических
упражнений (физкультминуты). Утренняя
гигиеническая гимнастика (УГГ) является
наименее сложной, но достаточно эффективной
формой для ускоренного включения студентов
в учебно-трудовой день. Она ускоряет приведение
организма в работоспособное состояние.
Систематическое выполнение зарядки улучшает
кровообращение, укрепляет сердечнососудистую,
нервную и дыхательную системы, улучшает
деятельность пищеварительных органов,
способствует более продуктивной деятельности
коры головного мозга. Физкультурная пауза
является действенной и доступной формой.
Она призвана решать задачу обеспечения
активного отдыха студентов и повышения
их работоспособности.
Многочисленные исследования
свидетельствуют о том, что после
второй пары учебных часов
умственная работоспособность студентов
начинает снижаться. Спустя 2-3 часа
после завершения учебных занятий
работоспособность восстанавливается
до уровня, близкого к исходному
в начале учебного дня, а при самоподготовке
вновь отмечается ее снижение. С учетом
динамики работоспособности студентов
в течение учебного дня физкультурная
пауза продолжительностью 10 мин. рекомендуется
после 4-х часов занятий и продолжительностью
5 мин после каждых 2-х часов самоподготовки,
т.е. в периоды, когда приближаются или
проявляются первые признаки утомления.
Проводиться она должна в хорошо проветриваемом
помещении. Физические упражнения подбираются
так, чтобы активизировать работу систем
организма, не принимавших участие в обеспечении
учебно-трудовой деятельности. Микропаузы
в учебном труде студентов с использованием
физических упражнений (физкультминуты)
полезны в связи с тем, что в умственном
труде студентов в силу воздействия разнообразных
факторов возникают состояния отвлечения
от выполняемой работы, которые относительно
непродолжительны 1-3 мин. При продолжительной
напряженной умственной работе рекомендуется
через каждые 30-60 мин. использовать позотонические
упражнения, через каждые 2 часа проводить
динамические упражнения, например, бег
на месте с глубоким ритмичным дыханием.
Использование "малых форм" физической
культуры в учебном труде студентов играет
существенную роль в оздоровлении его
условий, повышении работоспособности.
Эффективная подготовка специалистов
в вузе требует создания условий для интенсивного
и напряженного творческого учебного
труда без перегрузки и переутомления,
в сочетании с активным отдыхом и физическим
совершенствованием. Проведенные исследования
позволяют рассмотреть ряд вариантов
проведения занятий в зачетный и экзаменационный
период, каждый из которых оказывает положительное
воздействие на работоспособность и психоэмоциональное
состояние студентов:
1-й вариант - занятия проводятся
раз в неделю после сдачи
экзаменов. Продолжительность - 90 мин.
Содержание - плавание, спортивные игры,
легкоатлетические и общеразвивающие
упражнения умеренной интенсивности;
2-й вариант - два занятия
в неделю по 45 мин. со следующей
структурой: упражнения на внимание
- 5 мин общеразвивающие - 10 мин подвижные
и спортивные игры - 25 мин дыхательные
упражнения -5 мин.;
3-й вариант - два занятия
в неделю по 45 мин. по возможности
после экзамена. Их содержание
включает общеразвивающие упражнения,
разнообразные двусторонние и подвижные
игры, которые избираются самими студентами.
Занятия дополняются ежедневной УГГ, а
после 55-60 мин. учебного труда - физкультурной
паузой до 5-10 мин.;
4-й вариант - ежедневные
занятия по 60-70 мин. умеренной интенсивности,
в содержание которых включаются
плавание, минифутбол, спокойный бег, общеразвивающие
упражнения. После каждого экзамена продолжительность
занятий увеличивается до 120 мин. Кроме
того, через каждые два часа умственной
работы выполняется 10-минутный комплекс
упражнений;
5-й вариант - отличается
комплексной организацией ЗОЖ
студентов в экзаменационный
период. Его содержание охватывает
четкую регламентацию сна, питания,
самоподготовки, пребывания на свежем
воздухе не менее 2 часов в день.
Физическая активность определяется
выполнением 15-20-минутной зарядки
на воздухе, физкультурными паузами
после 1,5-2 ч. умственного труда, прогулками
на свежем воздухе по 45-60 мин, после
3,5-4,5 часов учебного положительное
воздействие таких занятий сохраняется
на протяжении последующих 2-3 дней,
после чего оно постепенно
затухает. Использование в занятиях
нагрузок большой интенсивности
в непосредственном периоде последействия
(до 1 часа) незначительно повышает
уровень умственной работоспособности.
В последующие часы учебного
труда она снижается до 70-90%. Лишь
спустя 8-10 часов ее уровень возвращается
к исходному. Негативное отдаленное
последействие таких нагрузок сохраняется
на протяжении 3-4 дней учебной недели.
труда в первой половине дня и после 3,5-4
часов умственных занятий - во второй.
По желанию студентов вторая прогулка
может заменяться играми с мячом. Применяемые
во всех вариантах спортивные и подвижные
игры не должны носить высокоинтенсивного
соревновательного характера.
12. Оптимизация сопряжённой деятельности
студентов в учёбе и спортивном совершенствовании.
Обучение в высшем учебном заведении
сопряжено с большим объемом учебной работы
и высокой умственной напряженностью.
Причем интенсивность учебного процесса
в вузах, особенно в технических, имеет
неуклонную тенденцию к возрастанию в
связи с увеличением потока научной информации
и необходимости ее усвоения студентами
в сжатые сроки.
Установлено, что динамика умственной
работоспособности, сохранение высокой
умственной активности у студентов на
протяжении всего периода обучения в вузе
зависят от объема физических нагрузок
в режиме 53 дня и учебной недели. Следовательно,
наблюдается тесная связь между физической
и умственной работоспособностью. Повышение
физической работоспособности при систематических
занятиях по физическому воспитанию сопровождается
улучшением функционального состояния
ЦНС, что благоприятно отражается и на
умственной работоспособности студентов.
Для ее поддержания и повышения наиболее
эффективен двигательный режим в объеме
6-8 ч занятий в неделю в течение всех лет
обучения в вузе (Б. К. Замаренов, 1972).
Сочетание двигательных нагрузок
с умственной деятельностью осуществляется
эффективно, если учитываются следующие
принципиальные положения.
1. Занятия физическими
упражнениями (обязательные и самостоятельные),
как правило, должны содержать
в первой половине каждого
семестра 70-75% упражнений, направленных
на развитие скоростных способностей,
скоростно-силовых качеств и скоростной
выносливости.
2. На занятиях физического
воспитания, проводимых первой парой,
целесообразно использовать нагрузки
малой интенсивности или средней интенсивности.
Основное назначение таких занятий –
обеспечение сокращения периода врабатывания
в умственную деятельность, что в конечном
счете стимулирует и удлиняет период высокой
работоспособности и обеспечивает лучшее
усвоение учебного материала. Занятия
с такими нагрузками позволяют сохранить
хорошую умственную активность до конца
учебного дня, включая самоподготовку.
3. Проведение физкультурных
занятий 2 раза в неделю с малотренированными
студентами и нагрузками большой
интенсивности существенно снижает умственную
деятельность в течение учебной недели.
Поэтому важно учитывать уровень физической
подготовленности при планировании физических
нагрузок, чтобы не привести к снижению
умственной активности.
4. Занятия различными
видами спорта по-разному оказывают
воздействие на умственную работоспособность.
Так, игровые виды и единоборства предъявляют
повышенные требования к психике. Следствием
таких занятий является снижение умственной
активности. С другой стороны, непродолжительные
игровые эмоциональные нагрузки стимулируют
учебную деятельность. Наилучший эффект
достигается тогда, когда содержание физкультурных
занятий достаточно разнообразно, а не
монотонно.