Регулирование работоспособности, профилактики утомления студентов в отдельные периоды учебного года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2015 в 23:25, реферат

Краткое описание

Физическая культура и спорт как социальный феномен современного общества. Организационно-правовые основы физической культуры и спорта студенческой молодежи России. Общая психофизиологическая характеристика интеллектуальной деятельности и учебного труда студентов. Общие закономерности и динамика работоспособности студентов в учебном году и основные факторы, её определяющие. Признаки и критерии нервно-эмоционального и психофизического утомления.

Вложенные файлы: 1 файл

1й семестр.docx

— 42.96 Кб (Скачать файл)

Учебный день: период врабатывания до 15-30 минут. Этот период характеризуется образованием рабочей доминанты. Особое значение имеет установка, психологическая настройка. Второй период, длительностью 1,5-3 часа, обладает высокой степенью эффективности, максимального использования функциональных возможностей, изменения в организме, которые адекватны требованиям учебной деятельности. Третий период – период полной компенсации начальных признаков утомления волевыми усилиями и положительной мотивацией. Далее наступает период несбалансированной компенсации, нарастает утомление (нарушается работа анализаторов, устойчивость внимания, оперативной памяти и др.). Следующий этап характеризуется прогрессирующим снижением работоспособности, резким снижением продуктивности и угасания рабочей доминанты.

Рабочий день студента на этом не заканчивается: он включает время на самоподготовку. Второй подъем работоспособности объясняется не только суточной ритмикой, но и мотивацией, психологической установкой и использованием «волевого синдрома».

Учебная неделя: период врабатывания – понедельник; вторник – четверг – высокий уровень работоспособности, пятница – суббота – период ее снижения. Естественно, что эта закономерность изменится при вмешательстве различных факторов нервно-эмоционального направления, связанного, например, с выполнением ответственного задания, подготовкой к контрольной, семинару, зачету и т. п.

Работоспособносгь студентов в течение семестра, учебного года также подчинена изменениям в периодах врабатывания, оптимальной деятельности, снижения. Студенты обычно «входят в форму» (период пребывания) 3-3,5 недели. Работоспособность устойчивого, высокой эффективности характера длится приблизительно 10 недель. В декабре в периоды увеличения ежедневной нагрузки до 11-13 часов и более, в сочетании с нервно-эмоциональным состоянием и переживаниями в периоды зачетной и экзаменационной сессий наблюдается снижение работоспособности. Ее высокий уровень достигается психологическим настроем, целевой мотивацией и, естественно, волевыми усилиями.

Зимние каникулы – период восстановления работоспособности. У спортсменов, в группах организованного активного отдыха работоспособность восстанавливается полностью. В группах отдыха самостоятельными формами – только на 60-70% от исходных данных.

Период врабатывания во втором семестре соответственно – 5-7 дней и 12-16 дней.

Устойчиво высокая работоспособность характерна почти до конца апреля. Снижение ее в конце апреля обуславливается накоплением в течение учебного года многих отрицательных факторов и их кумулятивным негативным воздействием (эффектом).

Имеет смысл рассмотреть влияние и роль физической культуры и спорта в общей подготовке высококвалифицированного специалиста в нефизкультурном вузе. Следует подчеркнуть широчайшие возможности физической культуры, спорта, которые могут быть использованы с целью развития, воспитания и формирования граней будущего профессионала практически в любой деятельности человека.

 

10. Признаки и критерии нервно-эмоционального и психофизического утомления.

Утомление - объективное состояние организма, при котором в результате длительной напряженной работы снижается уровень работоспособности, дальнейшие процессы деятельности характеризуются отсутствием творческих начал, преобладанием «шаблонного» мышления и т. п.

Суточный расход энергии при умственной работе составляет 2800-3000 ккал. По сравнению с расходом энергии в состоянии покоя некоторые виды умственного труда требуют повышения энергозатрат:

  • чтение сидя «про себя» - на 16%;
  • вслух - на 48%;
  • слушание лекций, выполнение (стоя) практических, лабораторных заданий - на 46%;
  • чтение лекций (стоя), доклады - на 94%.

Главным же источником энергии для мозга является окислительный процесс обмена глюкозы, потребление которой - приблизительно 80 мг в минуту. Наблюдения, проводимые над студентами, прорабатывающими трудный материал (книга, конспект - в период подготовки к экзаменам), привели к следующим результатам: при работе над первыми восемью страницами выделение углекислоты повысилось на 12% (по сравнению с состоянием покоя), после 16 страниц - на 20%, после 32 страниц - более чем на 35%. Кратковременный интенсивный умственный труд усиливает частоту сердечных сокращений, особенно когда работа сопровождается нервно-эмоциональным напряжением, резко разрушающими факторами, условиями дефицита, отрицательного влияния внешних разрушителей и т. п. При долговременной умственной работе частота сердечных сокращений замедляется.

Согласно проведенным исследованиям, показатели пульса в течение семестра, в день экзамена и после него в течение 2-3 дней представлены следующими данными: 70-74 уд./мин, 120-150, 78-82. Изменения наблюдались и с показателями артериального давления: 118/75 мм рт. ст., 170/95 и 128/75. Такая закономерность говорит о том, что еще длительное время «рабочая доминанта» не угасает, не исчезает полностью, вызывая утомление. В России более трети студентов страдают заболеваниями нервной системы, более 20% - гипертоники, не менее 80% школьников- старшеклассников имеют заметные отклонения в состоянии здоровья и недостаточное физическое развитие. Не менее половины требуют врачебного вмешательства для нормализации своих функциональных возможностей.

 

11. Регулирование работоспособности, профилактики утомления студентов в отдельные периоды учебного года.

 

Среди мероприятий, направленных на повышение умственной работоспособности студентов, на преодоление и профилактику психоэмоционального и функционального перенапряжения, можно рекомендовать следующие:

- систематическое изучение  учебных предметов студентами  в семестре, без "штурма" в период  зачетов и экзаменов;

- ритмичную и системную  организацию умственного труда;

- постоянное поддержание  эмоции интереса;

- совершенствование межличностных  отношений студентов между собой  и преподавателями вуза, воспитание  чувств;

- организацию рационального  режима труда, питания, сна и отдыха;

- отказ от вредных привычек: употребления алкоголя и наркотиков, курения и токсикомании;

- и физическую тренировку, постоянное поддержание организма  в состоянии оптимальной физической  тренированности;

- обучение студентов методам  самоконтроля за состоянием организма с целью выявления отклонений от нормы и своевременной корректировки и устранения этих отклонений средствами профилактики. Различают отдых пассивный и активный, связанный с двигательной деятельностью.

К "малым формам" физической культуры в режиме учебного труда студентов относятся утренняя гигиеническая гимнастика, физкультурная пауза, микропаузы в учебном труде студентов с использованием физических упражнений (физкультминуты). Утренняя гигиеническая гимнастика (УГГ) является наименее сложной, но достаточно эффективной формой для ускоренного включения студентов в учебно-трудовой день. Она ускоряет приведение организма в работоспособное состояние. Систематическое выполнение зарядки улучшает кровообращение, укрепляет сердечнососудистую, нервную и дыхательную системы, улучшает деятельность пищеварительных органов, способствует более продуктивной деятельности коры головного мозга. Физкультурная пауза является действенной и доступной формой. Она призвана решать задачу обеспечения активного отдыха студентов и повышения их работоспособности.

 Многочисленные исследования  свидетельствуют о том, что после  второй пары учебных часов  умственная работоспособность студентов  начинает снижаться. Спустя 2-3 часа  после завершения учебных занятий  работоспособность восстанавливается  до уровня, близкого к исходному в начале учебного дня, а при самоподготовке вновь отмечается ее снижение. С учетом динамики работоспособности студентов в течение учебного дня физкультурная пауза продолжительностью 10 мин. рекомендуется после 4-х часов занятий и продолжительностью 5 мин после каждых 2-х часов самоподготовки, т.е. в периоды, когда приближаются или проявляются первые признаки утомления. Проводиться она должна в хорошо проветриваемом помещении. Физические упражнения подбираются так, чтобы активизировать работу систем организма, не принимавших участие в обеспечении учебно-трудовой деятельности. Микропаузы в учебном труде студентов с использованием физических упражнений (физкультминуты) полезны в связи с тем, что в умственном труде студентов в силу воздействия разнообразных факторов возникают состояния отвлечения от выполняемой работы, которые относительно непродолжительны 1-3 мин. При продолжительной напряженной умственной работе рекомендуется через каждые 30-60 мин. использовать позотонические упражнения, через каждые 2 часа проводить динамические упражнения, например, бег на месте с глубоким ритмичным дыханием. Использование "малых форм" физической культуры в учебном труде студентов играет существенную роль в оздоровлении его условий, повышении работоспособности.

Эффективная подготовка специалистов в вузе требует создания условий для интенсивного и напряженного творческого учебного труда без перегрузки и переутомления, в сочетании с активным отдыхом и физическим совершенствованием. Проведенные исследования позволяют рассмотреть ряд вариантов проведения занятий в зачетный и экзаменационный период, каждый из которых оказывает положительное воздействие на работоспособность и психоэмоциональное состояние студентов:

1-й вариант - занятия проводятся  раз в неделю после сдачи  экзаменов. Продолжительность - 90 мин. Содержание - плавание, спортивные игры, легкоатлетические и общеразвивающие упражнения умеренной интенсивности;

2-й вариант - два занятия  в неделю по 45 мин. со следующей  структурой: упражнения на внимание - 5 мин общеразвивающие - 10 мин подвижные и спортивные игры - 25 мин дыхательные упражнения -5 мин.;

3-й вариант - два занятия  в неделю по 45 мин. по возможности  после экзамена. Их содержание  включает общеразвивающие упражнения, разнообразные двусторонние и подвижные игры, которые избираются самими студентами. Занятия дополняются ежедневной УГГ, а после 55-60 мин. учебного труда - физкультурной паузой до 5-10 мин.;

4-й вариант - ежедневные  занятия по 60-70 мин. умеренной интенсивности, в содержание которых включаются  плавание, минифутбол, спокойный бег, общеразвивающие упражнения. После каждого экзамена продолжительность занятий увеличивается до 120 мин. Кроме того, через каждые два часа умственной работы выполняется 10-минутный комплекс упражнений;

5-й вариант - отличается  комплексной организацией ЗОЖ  студентов в экзаменационный  период. Его содержание охватывает  четкую регламентацию сна, питания, самоподготовки, пребывания на свежем  воздухе не менее 2 часов в день. Физическая активность определяется  выполнением 15-20-минутной зарядки  на воздухе, физкультурными паузами  после 1,5-2 ч. умственного труда, прогулками  на свежем воздухе по 45-60 мин, после 3,5-4,5 часов учебного положительное  воздействие таких занятий сохраняется  на протяжении последующих 2-3 дней, после чего оно постепенно  затухает. Использование в занятиях  нагрузок большой интенсивности  в непосредственном периоде последействия (до 1 часа) незначительно повышает  уровень умственной работоспособности. В последующие часы учебного  труда она снижается до 70-90%. Лишь  спустя 8-10 часов ее уровень возвращается  к исходному. Негативное отдаленное последействие таких нагрузок сохраняется на протяжении 3-4 дней учебной недели. труда в первой половине дня и после 3,5-4 часов умственных занятий - во второй. По желанию студентов вторая прогулка может заменяться играми с мячом. Применяемые во всех вариантах спортивные и подвижные игры не должны носить высокоинтенсивного соревновательного характера.

 

12. Оптимизация сопряжённой деятельности студентов в учёбе и спортивном совершенствовании.

 

Обучение в высшем учебном заведении сопряжено с большим объемом учебной работы и высокой умственной напряженностью. Причем интенсивность учебного процесса в вузах, особенно в технических, имеет неуклонную тенденцию к возрастанию в связи с увеличением потока научной информации и необходимости ее усвоения студентами в сжатые сроки.

Установлено, что динамика умственной работоспособности, сохранение высокой умственной активности у студентов на протяжении всего периода обучения в вузе зависят от объема физических нагрузок в режиме 53 дня и учебной недели. Следовательно, наблюдается тесная связь между физической и умственной работоспособностью. Повышение физической работоспособности при систематических занятиях по физическому воспитанию сопровождается улучшением функционального состояния ЦНС, что благоприятно отражается и на умственной работоспособности студентов. Для ее поддержания и повышения наиболее эффективен двигательный режим в объеме 6-8 ч занятий в неделю в течение всех лет обучения в вузе (Б. К. Замаренов, 1972).

Сочетание двигательных нагрузок с умственной деятельностью осуществляется эффективно, если учитываются следующие принципиальные положения.

1. Занятия физическими  упражнениями (обязательные и самостоятельные), как правило, должны содержать  в первой половине каждого  семестра 70-75% упражнений, направленных  на развитие скоростных способностей, скоростно-силовых качеств и скоростной  выносливости.

2. На занятиях физического  воспитания, проводимых первой парой, целесообразно использовать нагрузки малой интенсивности или средней интенсивности. Основное назначение таких занятий – обеспечение сокращения периода врабатывания в умственную деятельность, что в конечном счете стимулирует и удлиняет период высокой работоспособности и обеспечивает лучшее усвоение учебного материала. Занятия с такими нагрузками позволяют сохранить хорошую умственную активность до конца учебного дня, включая самоподготовку.

3. Проведение физкультурных  занятий 2 раза в неделю с малотренированными  студентами и нагрузками большой  интенсивности существенно снижает умственную деятельность в течение учебной недели. Поэтому важно учитывать уровень физической подготовленности при планировании физических нагрузок, чтобы не привести к снижению умственной активности.

4. Занятия различными  видами спорта по-разному оказывают  воздействие на умственную работоспособность. Так, игровые виды и единоборства предъявляют повышенные требования к психике. Следствием таких занятий является снижение умственной активности. С другой стороны, непродолжительные игровые эмоциональные нагрузки стимулируют учебную деятельность. Наилучший эффект достигается тогда, когда содержание физкультурных занятий достаточно разнообразно, а не монотонно.

Информация о работе Регулирование работоспособности, профилактики утомления студентов в отдельные периоды учебного года