Регулирование работоспособности, профилактики утомления студентов в отдельные периоды учебного года
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2015 в 23:25, реферат
Краткое описание
Физическая культура и спорт как социальный феномен современного общества. Организационно-правовые основы физической культуры и спорта студенческой молодежи России. Общая психофизиологическая характеристика интеллектуальной деятельности и учебного труда студентов. Общие закономерности и динамика работоспособности студентов в учебном году и основные факторы, её определяющие. Признаки и критерии нервно-эмоционального и психофизического утомления.
1.Физическая культура
и спорт как социальный феномен современного
общества.
Физическая культура
– органическая часть общечеловеческой
культуры, ее особая самостоятельная
область и одна из сфер социальной
деятельности, направленная на укрепление
здоровья, развитие физических способностей
человека. Вместе с тем это
специфический процесс и результат
человеческой деятельности, средство
и способ физического совершенствования
личности. Физическая культура воздействует
на жизненно важные стороны
индивида, полученные в виде задатков,
которые передаются генетически
и развиваются в процессе жизни
под влиянием воспитания, деятельности
и окружающей среды.
Физическая культура удовлетворяет
социальные потребности в общении, игре,
в некоторых формах самовыражения личности
через социально активную полезную деятельность.
Итак, физическую культуру следует
рассматривать как особый род культурной
деятельности, результаты которой полезны
для общества и личности. В социальной
жизни в системе образования, воспитания,
в сфере организации труда, повседневного
быта, здорового отдыха физическая культура
проявляет свое воспитательное, образовательное,
оздоровительное, экономическое и общекультурное
значение, способствует возникновению
такого социального течения, как физкультурное
движение, т.е. совместная деятельность
людей по использованию, распространению
и приумножению ценностей физической
культуры.
2. Средства физической
культуры.
Физические упражнения
содержание физического
упражнения
форма физического упражнения
Естественные силы природы
сопутствующие факторы (занятия
на природе)
самостоятельные средства (закаливание)
Гигиенические факторы
соблюдение режима (питание,
сон)
гигиена (личная, общественная)
Физическое развитие
– это биологический процесс
становления, изменения свойств
организма, определяющий физическую
дееспособность человека в течение
жизни человека, характеризуется изменениями
трех групп показателей:
– показателями
телосложения;
- критериями
здоровья;
- показателями
развития физических качеств.
3. Основные составляющие
физической культуры.
1. Физическое воспитание
– это планомерная деятельность,
направленная на решение гигиенических,
образовательных и воспитательных
задач путем применения системы
физических упражнений. Это вид
воспитания, специфика которого
заключается в обучении движениям
и управления развитием физических
качеств человека.
Включенное в систему образования
и воспитания, начиная с дошкольных учреждений,
оно характеризует основу физической
подготовленности людей – приобретение
основных жизненно важных двигательных
умений и навыков, разностороннее развитие
физических способностей. Его важными
элементами являются «школа» движений,
система гимнастических упражнений и
правила их выполнения, с помощью которых
у ребенка формируются умения дифференцированно
управлять движениями, способность
координировать их в разных сочетаниях;
система упражнений для рационального
использования сил при перемещениях в
пространстве (основные способы ходьбы,
бега, плавания, бега на коньках, на лыжах
и др.), при преодолении препятствий, в
метаниях, в поднимании и переноске тяжестей;
«школа» мяча (игра в волейбол, баскетбол,
гандбол, футбол, теннис и др.).
2. Спорт – специфическая
форма физической культуры, деятельность
которой состоит в достижении,
выявлении и сравнении предельных
физических и психологических
возможностей человека в процессе
выполнения разнообразных упражнений.
3. Физическая рекреация
– осуществление активного отдыха
с помощью физических упражнений.
4. Физическая реабилитация
– деятельность по восстановлению
частично утраченных или ослабленных
психофизических функций средствами
физической культуры.
4. Социальные функции
физической культуры.
1. Общее развитие и укрепление
организма всех людей независимо от возраста,
пола, состояния здоровья, степени
физического развития (формирование
и развитие физических качеств и способностей,
совершенствование двигательных навыков,
укрепление здоровья и т.д.)
2. Физическая подготовка
людей к трудовой деятельности,
защите отечества.
3. Удовлетворение потребности
людей в активном отдыхе, досуге, рациональном
использовании свободного времени (отвлечение
от вредных привычек, формирование
здорового образа жизни).
4. Развитие волевых физических
способностей и двигательных
возможностей человека от оптимального
до предельного уровней.
5. Экономическая значимость
физической культуры определяется
снижением уровня заболеваемости
и травматизма трудящихся, повышением
их производительности труда, долголетием,
в том числе и трудовым.
5. Формирование физической
культуры личности.
Широкое понятие «физическое
воспитание» подразумевает органическую
составную часть общего воспитания —
учебный, педагогический процесс, направленный
на освоение человеком личностных ценностей
физической культуры. То есть целью физического
воспитания является формирование физической
культуры личности, а именно, той стороны
общечеловеческой культуры, помогающей
реализовать его биологический и духовный
потенциал. Физическое воспитание, по
сути, начинается с первых дней жизни человека.
Физическое воспитание, взятое
в совокупности с умственным, нравственным,
эстетическим и трудовым воспитанием,
обеспечивает всестороннее развитие личности.
В ВУЗах процесс физического
воспитания студентов осуществляется
на кафедре физического воспитания через
учебную дисциплину «Физическая культура».
Цель физического воспитания
достигается в решении взаимосвязанных
оздоровительных, развивающих, образовательных
и воспитательных задач.
К оздоровительным и развивающим
задачам физического воспитания относятся:
укрепление здоровья и закаливание
организма;
гармоническое развитие тела
и физиологических функций организма;
всестороннее развитие физических
и психических качеств;
обеспечение высокого уровня
работоспособности и творческого долголетия.
Считается, что для выполнения
этих задач общее время учебно-тренировочных
занятий по дисциплине «Физическая
культура» и дополнительных самостоятельных
занятий физическими упражнениями и спортом
для каждого студента должно составлять
не менее 5 часов в неделю.
6. Физическая культура
в структуре профессионального
образования.
Физическая культура — основа
социально-культурного бытия индивида,
основополагающая модификация его общей
и профессиональной культуры. Как интегрированный
результат воспитания и профессиональной
подготовки она проявляется в отношении
человека к своему здоровью, физическим
возможностям и способностям, в образе
жизни и профессиональной деятельности
и предстает в единстве знаний, убеждений,
ценностных ориентации и в их практическом
воплощении.
Физическая культура характеризует
свободное, сознательное самоопределение
личности, которая на разных этапах жизненного
развития из множества ценностей избирает,
осваивает те, которые для нее наиболее
значимы.
7. Организационно-правовые
основы физической культуры и спорта
студенческой молодежи России.
Высокая социально-экономическая
значимость физической культуры и спорта
потребовала создать для этой сферы жизнедеятельности
законодательные Основы. Президентом
Российской Федерации 27 апреля 1993 г. были
подписаны «Основы законодательства
РФ о физической культуре и спорте». Этот
документ направлен на то, чтобы обеспечить
всестороннее развитие человека, утвердить
здоровый образ жизни, сформировать потребность
в физическом и нравственном совершенствовании,
создать условия для занятий любыми видами
физической культуры и спорта, организации
профессионально-прикладной подготовки,
профилактики заболеваний, вредных привычек
и правонарушений. Государство признает
и поддерживает Олимпийское движение
в России, его деятельность координируется
Олимпийским комитетом, который является
неправительственной независимой организацией
и официально представляет Россию во всех
мероприятиях, проводимых Международным
Олимпийским комитетом.
К профессиональной педагогической
деятельности в области физической культуры
и спорта допускаются лица, имеющие
документ установленного образца о профессиональном
образовании по специальности, выданный
образовательным учреждением, или разрешение,
выданное государственным органом управления
физической культурой и спортом. К профессиональной
деятельности в области лечебной физической
культуры допускаются лица, имеющие профессиональное
образование по специальности «Физическая
культура и спорт» или медицинское
образование.
8. Общая психофизиологическая
характеристика интеллектуальной деятельности
и учебного труда студентов.
Здоровье человека напрямую
связано с его работоспособностью и утомляемостью.
От состояния здоровья во многом зависит
успешность учебной и производственной
деятельности студента. Снижение умственной
работоспособности наблюдается при психических
болезнях, органических заболеваниях
головного мозга, а также при пограничных
состояниях заболеваний. Обучение в высшей
школе требует от студентов значительных
интеллектуальных и нервно-профессиональных
напряжений, доходящих в период экзаменационных
сессий до пределов.
Важнейшим фактором обеспечения
высокого качества профессиональной подготовки
выпускников вузов является активная
учебно-трудовая и познавательная
деятельность студентов. Эта деятельность
представляет собой сложный процесс в
условиях объективно существующих противоречий,
к которым относятся:
1) противоречия между
большим объемом учебной и
научной информации, и, дефицитом
времени на ее освоение;
2) между объективно текущим
постепенным, многолетним процессом
становления социальной зрелости
будущего специалиста и желанием
как можно быстрее самоутвердиться
и проявить себя;
3) между стремлением к
самостоятельности в отборе знаний
с учетом личных интересов
и жесткими рамками учебного
плана и учебных программ
Эти противоречия создают высокое
нервно-эмоциональное напряжение, которое
отрицательно отражается на здоровье
и физическом состоянии студентов.
Трудности обучения в вузе связаны
не только с необходимостью творческого
усвоения большого объема знаний, выработкой
нужных для будущей профессии умений и
навыков, их практическим применением.
Особенно в затруднительном положении
оказываются студенты младших курсов.
С одной стороны, они должны сразу включаться
в напряженную работу, требующую применения
всех сил и способностей. С другой – само
по себе преодоление новизны условий учебной
работы требует значительной затраты
сил организма. Включение студентов в
новую систему жизнедеятельности может
сопровождаться нервным напряжением излишней
раздражительностью, вялостью, снижением
волевой активности, беспокойством и т.д.
Серьезным испытанием организма
является информационная перегрузка студентов,
возникающая при изучении многочисленных
учебных дисциплин, научный уровень и
информационный объем, которых все время
возрастает.
Критическим и сложным фактором
перенапряжения студентов является экзаменационный
период - один из вариантов стрессовой
ситуации, протекающий в большинстве случаев
в условиях дефицита времени и характеризующийся
повышенной ответственности с элементом
напряженности.
9. Общие закономерности
и динамика работоспособности студентов
в учебном году и основные факторы
её определяющие.
Наибольшее значение для интеллектуальной
деятельности человека имеют «суточные
ритмы», в процессе которых изменяются
более пятидесяти физиологических функций
организма. В период бодрствования, активной
деятельности показатели функционального
состояния сердечнососудистой, эндокринной,
мышечной, выделительной и других систем
достигают самого высокого уровня, а в
период отдыха, сна реализуются на необходимом
уровне восстановительные процессы. Многими
исследованиями установлено деление студенческого
контингента на студентов, отнесенных
к «утреннему» типу, так называемых «жаворонков»,
отличающихся наиболее приподнятым настроением,
высокой работоспособностью в утреннее
и дневное время, и студентов «вечернего»
типа – «сов», несколько заторможенных
в первой половине дня, высокий уровень
работоспобности которых начинается с
17-18 часов.