Регулирование работоспособности, профилактики утомления студентов в отдельные периоды учебного года
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2015 в 23:25, реферат
Краткое описание
Физическая культура и спорт как социальный феномен современного общества. Организационно-правовые основы физической культуры и спорта студенческой молодежи России. Общая психофизиологическая характеристика интеллектуальной деятельности и учебного труда студентов. Общие закономерности и динамика работоспособности студентов в учебном году и основные факторы, её определяющие. Признаки и критерии нервно-эмоционального и психофизического утомления.
В период экзаменационной сессии
занятия желательно проводить не более
2 раз в неделю на свежем воздухе с интенсивностью,
сниженной до 60-70% от обычного уровня. Целесообразно
использовать упражнения циклического
характера (плавание, лыжи, бег).
Таким образом, направленность
занятий физическими упражнениями в период
сессии может быть по своему характеру
как оздоровительно-профилактической
(в основном для неспортсменов), так и поддерживающей
(преимущественно для спортсменов). В рамках
учебной недели с целью обеспечения устойчивой
умственной работоспособности рекомендуется
следующая исходно ориентировочная схема
планирования занятий по физическому
воспитанию:
– понедельник – занятия физическими
упражнениями с целью активизации психофизического
состояния организма студента;
– среда – занятия физическими
упражнениями для поддержания работоспособности;
– пятница (или суббота) – занятия
физическими упражнениями с целью снятия
недельного кумулятивного утомления.
Физическое воспитание студентов
включает в себя следующие основные направления:
общеподготовительное, спортивное, профессионально-прикладное,
гигиеническое, оздоровительно-рекреативное,
лечебное.
Общеподготовительное направление
обеспечивает всестороннюю физическую
подготовку студентов и поддержание ее
на уровне требований государственной
программы физического воспитания. Средства:
общеразвивающие упражнения без предметов
и с предметами, легкая атлетика, плавание,
лыжный спорт, туризм и др.
Спортивное направление обеспечивает
специализированные систематические
занятия одним из видов спорта в отделениях
спортивного совершенствования (секциях),
а также участие в спортивных соревнованиях
с целью повышения уровня спортивного
мастерства.
Профессионально-прикладное
направление способствует использованию
средств физического воспитания в системе
научной организации труда, а также при
подготовке к работе по избранной специальности
с учетом ее особенностей.
Гигиеническое направление
предусматривает использование средств
физического воспитания для восстановления
работоспособности и укрепления здоровья.
Средства: утренняя гигиеническая гимнастика,
закаливание, рациональный режим учебы
и отдыха, питание в соответствии с требованиями
гигиены, оздоровительные прогулки и др.
Оздоровительно-рекреативное
направление предусматривает использование
средств физического воспитания при организации
отдыха и культурного досуга в выходные
дни и в период каникул для укрепления
здоровья. Средства: туристические походы,
экскурсии, подвижные игры и др.
Лечебное направление обеспечивает
восстановление здоровья в целом или отдельных
функций организма, сниженных либо утраченных
в результате заболеваний, травм.
Список литературы
Теоретический сборник лекций
для студентов «Физическое воспитание»
под редакцией Шадрина В.М. (Казань, КГУ, Кафедра физического
воспитания и спорта, 1995 г.)
Басов А.В. и др. Образ жизни и наше здоровье.
– Ярославль, 1959.